Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статус Президента и правительства во Франции

Виды конституций

Современная конституция имеет форму основного закона, т.е. яв ляется консолидированным, систематизированным актом, обладающим наивысшей (максимальной) юридической силой и выступающим базой для других законов. Многообразие существующих в мире государств предопределяет большое количество конституций, которые можно условно классифицировать по различным признакам.

По времени происхождения конституционные акты различаются по поколениям:

Первого поколения — это первые в истории человечества ныне действующие конституции (США — 1787 г., Бельгия — 1831 г., Норвегия — 1814 г.;Люксембург — 1868 г.);

Второго поколения, принятые до Второй мировой войны (Мексика — 1917 г., Марокко — 1911 г., Ирландия — 1937

Третьего поколения — послевоенного периода (Италия — 1947 г.Япония — 1946 г., ФРГ — 1949 г., Франция — 1958 Конституции четвертого поколения — постсоциалистические (Болгария — 1991 г., Чехия, Словакия — 1992 г., Польша — 1997 г.).

Самостоятельное значение имеют новейшие основные законы таких развитых государств, как Швейцария и Финляндия, принятые соответственно в 1999 г. и 2000 г.

По сроку действия конституции могут быть временными и постоянными. Временные конституции могут приниматься на установленный срок. В их тексте указывается период действия или определены условия, обстоятельства, при наступлении которых они должны быть за­менены на постоянные. Многие эти акты принимались после сверже­ния авторитарных режимов в государствах Азии, Африки, Латинской Америки (например, Гаити, Боливия, Южно-Африканская Респуб­лика).

Абсолютное большинство конституций ~ постоянные, в них не ус­танавливается срок действия. Однако отсутствие указания на времен­ной период действия конституции не означает ее вечности, а лишь свидетельствует о намерениях законодателя.

В зависимости от формы различаются два вида конституций: писа­ные и неписаные. Писаная конституция составлена по форме единого документа, официально признанного в качестве основного закона страны (в некоторых случаях она может состоять из нескольких доку­ментов, представляющих определенную систему — Швеция, Израиль, Финляндия). Неписаные конституции — редкое явление в конститу­ционной практике зарубежных государств (Великобритания, Новая Зеландия). Неписаная конституция — это совокупность основопола­гающих законов, судебных прецедентов и обычаев. Как и писаные конституции, они содержат нормы, определяющие форму правления, государственное устройство, систему органов государственной власти страны, права и обязанности граждан (подданных) и т. д. Однако эти базовые положения содержатся не в каком-то едином документе, а в различных источниках разнопланового характера, принятых, как пра­вило, в разное время.

По происхождению различаются конституции оригинальные и заим­ствованные. К числу первых относятся конституционные документы государств, имеющих собственную конституционную традицию (США, Великобритания, Франция, Германия, Швейцария). Заимст­вование характерно для бывших колоний, получивших независи­мость, как правило, в послевоенный период. Формально основопола­гающие документы таких государств представляют собой слепок кон­ституции их бывшей метрополии.

Можно также подразделять эти базовые документы в зависимости от формы правления и формы государственного устройства (основные за­коны унитарных или федеративных государств).

 

Статус Президента и правительства во Франции

Конституция 1958 г. установила республиканскую форму правле­ния, для которой характерны смешанные черты президентской и парла­ментской формы правления. Глава государства — Президент избирается без участия Парламента. Правительство назначается Президентом и несет ответственность перед нижней палатой. Система органов власти основана на принципе разделения властей. Еще в 1789 г. Декларация прав человека и гражданина закрепила этот важнейший системообра­зующий принцип французской государственности.

Институт сильного Президента, венчающий иерархию органов го­сударственной власти, был создан во Франции Конституцией 1958 г Президент с 2002 г. избирается на пять (ранее на семь) лет всеобщими и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсо­лютного большинства в первом туре и относительного большинства -во втором туре. Полномочия Президента могут прекратиться досроч­но в случае признания его виновным в совершении государственной измены или любого тяжкого преступления, а также добровольной от­ставки. В этом случае его полномочия осуществляет председатель верхней палаты Парламента — Сената. Обвинение Президенту может быть предъявлено двумя палатами Парламента абсолютным большин­ством голосов, после чего дело рассматривает специальный суд. В слу­чае признания Президента виновным его полномочия прекращаются.

Президент наделен так называемыми собственными единоличны­ми полномочиями, которые может осуществлять самостоятельно.

В условиях действующего государственного механизма очень ва­жен партийный состав нижней палаты. В случае, когда большинство Национального собрания составляют сторонники Президента, глава государства формирует свое президентское правительство. В против­ном случае парламентское большинство вынуждает Президента обра­зовывать Правительство из оппозиции, что осложняет их работу.

Президент является главой Республики, верховным главнокоман­дующим, гарантом национальной независимости и целостности тер­ритории. Главе Республики принадлежат широкие полномочия по управлению государством. Велика его роль в решении вопросов без­опасности и внешней политики. Как высшее должностное лицо он осуществляет ряд полномочий в дискреционном порядке, другие пол­номочия требуют контрасигнатуры Премьер-министра либо ответст­венных министров. Президент издает важнейшие регламентарные ак­ты - ордонансы, имеющие силу закона, и декреты с целью осуществ­ления текущего правового регулирования.

Правительство — коллегиальный орган. К исполнительной власти относятся государственная администрация, полиция, органы нацио­нальной безопасности, вооруженные силы. Структура Правительства конституционными нормами жестко не определена, поэтому вопрос его организации решается всякий раз при формировании нового Пра­вительства либо при его реорганизации. Правительство в полном со­ставе именуется Советом министров, его председателем является Пре­зидент. Правительство может собирать и Премьер-министр, тогда за­седания в отсутствие Президента называются Советом кабинета, представляющего собой совокупность конкретных министров. Акты Правительства, являющиеся по природе подзаконными, подлежат подписанию Президентом. Однако согласно Конституции в ряде слу­чаев Правительство вправе просить Парламент о разрешении в тече­ние ограниченного срока осуществлять путем издания ордонансов ме­роприятия, относимые к сфере регулирования закона.

В формировании правительства решающая роль принадлежит Президенту Республики. Как глава государства он единолично назна­чает Премьер-министра, а по представлению последнего других чле­нов правительства. Однако в своем решении он вынужден учитывать волю парламентского большинства и общественное мнение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...