Статус Президента и правительства во Франции
Виды конституций Современная конституция имеет форму основного закона, т.е. яв ляется консолидированным, систематизированным актом, обладающим наивысшей (максимальной) юридической силой и выступающим базой для других законов. Многообразие существующих в мире государств предопределяет большое количество конституций, которые можно условно классифицировать по различным признакам. По времени происхождения конституционные акты различаются по поколениям: Первого поколения — это первые в истории человечества ныне действующие конституции (США — 1787 г., Бельгия — 1831 г., Норвегия — 1814 г.;Люксембург — 1868 г.); Второго поколения, принятые до Второй мировой войны (Мексика — 1917 г., Марокко — 1911 г., Ирландия — 1937 Третьего поколения — послевоенного периода (Италия — 1947 г.Япония — 1946 г., ФРГ — 1949 г., Франция — 1958 Конституции четвертого поколения — постсоциалистические (Болгария — 1991 г., Чехия, Словакия — 1992 г., Польша — 1997 г.). Самостоятельное значение имеют новейшие основные законы таких развитых государств, как Швейцария и Финляндия, принятые соответственно в 1999 г. и 2000 г. По сроку действия конституции могут быть временными и постоянными. Временные конституции могут приниматься на установленный срок. В их тексте указывается период действия или определены условия, обстоятельства, при наступлении которых они должны быть заменены на постоянные. Многие эти акты принимались после свержения авторитарных режимов в государствах Азии, Африки, Латинской Америки (например, Гаити, Боливия, Южно-Африканская Республика). Абсолютное большинство конституций ~ постоянные, в них не устанавливается срок действия. Однако отсутствие указания на временной период действия конституции не означает ее вечности, а лишь свидетельствует о намерениях законодателя.
В зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные и неписаные. Писаная конституция составлена по форме единого документа, официально признанного в качестве основного закона страны (в некоторых случаях она может состоять из нескольких документов, представляющих определенную систему — Швеция, Израиль, Финляндия). Неписаные конституции — редкое явление в конституционной практике зарубежных государств (Великобритания, Новая Зеландия). Неписаная конституция — это совокупность основополагающих законов, судебных прецедентов и обычаев. Как и писаные конституции, они содержат нормы, определяющие форму правления, государственное устройство, систему органов государственной власти страны, права и обязанности граждан (подданных) и т. д. Однако эти базовые положения содержатся не в каком-то едином документе, а в различных источниках разнопланового характера, принятых, как правило, в разное время. По происхождению различаются конституции оригинальные и заимствованные. К числу первых относятся конституционные документы государств, имеющих собственную конституционную традицию (США, Великобритания, Франция, Германия, Швейцария). Заимствование характерно для бывших колоний, получивших независимость, как правило, в послевоенный период. Формально основополагающие документы таких государств представляют собой слепок конституции их бывшей метрополии. Можно также подразделять эти базовые документы в зависимости от формы правления и формы государственного устройства (основные законы унитарных или федеративных государств).
Статус Президента и правительства во Франции Конституция 1958 г. установила республиканскую форму правления, для которой характерны смешанные черты президентской и парламентской формы правления. Глава государства — Президент избирается без участия Парламента. Правительство назначается Президентом и несет ответственность перед нижней палатой. Система органов власти основана на принципе разделения властей. Еще в 1789 г. Декларация прав человека и гражданина закрепила этот важнейший системообразующий принцип французской государственности.
Институт сильного Президента, венчающий иерархию органов государственной власти, был создан во Франции Конституцией 1958 г Президент с 2002 г. избирается на пять (ранее на семь) лет всеобщими и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства -во втором туре. Полномочия Президента могут прекратиться досрочно в случае признания его виновным в совершении государственной измены или любого тяжкого преступления, а также добровольной отставки. В этом случае его полномочия осуществляет председатель верхней палаты Парламента — Сената. Обвинение Президенту может быть предъявлено двумя палатами Парламента абсолютным большинством голосов, после чего дело рассматривает специальный суд. В случае признания Президента виновным его полномочия прекращаются. Президент наделен так называемыми собственными единоличными полномочиями, которые может осуществлять самостоятельно. В условиях действующего государственного механизма очень важен партийный состав нижней палаты. В случае, когда большинство Национального собрания составляют сторонники Президента, глава государства формирует свое президентское правительство. В противном случае парламентское большинство вынуждает Президента образовывать Правительство из оппозиции, что осложняет их работу. Президент является главой Республики, верховным главнокомандующим, гарантом национальной независимости и целостности территории. Главе Республики принадлежат широкие полномочия по управлению государством. Велика его роль в решении вопросов безопасности и внешней политики. Как высшее должностное лицо он осуществляет ряд полномочий в дискреционном порядке, другие полномочия требуют контрасигнатуры Премьер-министра либо ответственных министров. Президент издает важнейшие регламентарные акты - ордонансы, имеющие силу закона, и декреты с целью осуществления текущего правового регулирования.
Правительство — коллегиальный орган. К исполнительной власти относятся государственная администрация, полиция, органы национальной безопасности, вооруженные силы. Структура Правительства конституционными нормами жестко не определена, поэтому вопрос его организации решается всякий раз при формировании нового Правительства либо при его реорганизации. Правительство в полном составе именуется Советом министров, его председателем является Президент. Правительство может собирать и Премьер-министр, тогда заседания в отсутствие Президента называются Советом кабинета, представляющего собой совокупность конкретных министров. Акты Правительства, являющиеся по природе подзаконными, подлежат подписанию Президентом. Однако согласно Конституции в ряде случаев Правительство вправе просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем издания ордонансов мероприятия, относимые к сфере регулирования закона. В формировании правительства решающая роль принадлежит Президенту Республики. Как глава государства он единолично назначает Премьер-министра, а по представлению последнего других членов правительства. Однако в своем решении он вынужден учитывать волю парламентского большинства и общественное мнение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|