Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки возникновения Тхеравады и Махаяны




С самого начала существования в буддизме ставился акцент на личный опыт познания истины. Именно личное переживание, а не приверженность догмам или авторитетам венчало собой буддийскую религиозную практику. Это способствовало возникновению разнообразных позиций и интерпритаций учения Будды. В течение первых веков в рамках буддизма появляется около 20 школ, поэтому этот период нередко называют «сектантским периодом». Между школами существовали различия во взглядах на реальность дхарм, основную цель совершенствования на буддийском пути, природу Будды и т.д. Несмотря на своеобразие каждой школы, все они представляли две большие группы – стхавиравадинов (пали: тхеравадинов) и махасангхиков. Школы стхавиравадинского направления – последователи «учения старейшин» считали, что именно они представляют первоначальное, истинное учение Будды. Они учили, что дхармы существуют реально; главная цель буддийского пути – архатство (святость, то есть достижение освобождения от страстей, привязанностей и выход из колеса сансары) и уход в нирвану. Достичь этой цели может каждый человек, полагаясь на свои силы и следуя примеру Будды. Сам Будда, в понимании стхавировадинов, был обычным человеком, благодаря своим усилиям достигшим освобождения. Опозиционное движение «учению старейшин» представляли махасангхики или «великообщинники». Окончательное отделение махасангхики, как принято считать, произошло на Втором буддийском соборе, где ее последователи поддержали «пять положений о несовершенстве архата», провозглашенных монахом Махадэвой. Вместо эгоцентрического, с точки зрения махасангхиков, идеала архата они возвышали идеал бодхисаттвы (человека, существа, принявшего решения стать буддой или уже достигшего этого ради освобождения и спасения всех живых существ), открывая возможность спасения не только монахам, но и мирянам. Махасангхики выступали за либерализацию установлений, связанных с монашеской общиной, за более доступное учение и включение в буддийскую общину мирян. Кроме того, сам Будда, в представлении «великообщинников», был не просто человеком, приобщившись к вечной и надмирной истине, он сам стал неким надмирным принципом, а его природа – трансцендентной и сверхъестественной. Конкуренция между стхавиравадинами и махасангхиками существовала во всех регионах буддийской Индии. Значительную поддержку стхавиравадины получили от царя Ашоки, который опирался преимущественно на «учение старцев», хотя толерантно относился ко всем школам. Период правления царя Ашоки считается временем подъема и начала мирового распространения буддийской религии. По его инициативе был созван Третий буддийский собор, на котором шла речь о примирении различных буддийских школ, были скомпилированы основные составляющие канона – Трипитаки (хоть и не в окончательном виде), принято решение о миссионерской деятельности по всему миру.

Таким образом, с начала своего становления буддизм не был однородным явлением, в рамках буддийского учения возникали и развивались различные школы и направления, которые представляли две группы – стхавиравадинов и махасангхиков. Именно эти две группы и дали начало основным направлениям буддизма – тхераваде (хинаяне) и махаяне.

 

Тхеравада

Самая ранняя школа в буддизме, которую образовали последователи Будды сразу после его смерти называется Тхеравада. Они стремились сохранить в памяти каждое слово, каждый жест и каждый эпизод из жизни учителя. Именно поэтому тхеравадины придают такое значение периодическим собраниям ученых-монахов — сангити, участники которых вновь и вновь восстанавливают жизнь и учение Будды. Последнее сангити было проведено в 1954-1956 в городе Мандалае (Бирма). Школа тхеравадинов была монашеской организацией, зависящей от мирян, но не ориентированной на них. Достижение просветления мыслилось как буквальное следование образу жизни Гаутамы и его практике медитации. Тхеравадины считают Будду земным существом, достигшим просветления благодаря своим уникальным способностям через 550 перерождений; следовательно, согласно учению Тхеравады, Будда появляется среди людей через каждые 5 тыс. лет. Для них он — учитель, знания которого зафиксированы в палийском каноническом тексте Типитака и объяснены в многочисленной комментаторской литературе. Тхеравадины с самого начала нетерпимо относились к малейшим отступлениям от принятых ими дисциплинарных правил монашеской общины и от ортодоксального истолкования образа жизни и поступков Будды и вели постоянную борьбу с инакомыслящими.

Вселенная, какой мы ее знаем, находится в постоянном изменении. Сущее, включая жизнь отдельного человека, непостоянно (аничча). Все возникает и исчезает. Вопреки распространенному представлению, в человеке не существует постоянного, неизменяющегося «Я» (Атта), перерождающегося, переходящего из одного воплощения в другое. На самом деле человек есть условное единство пяти групп изменчивых физических и ментальных компонентов: тела, ощущений, восприятий, ментальных образований и сознания, за которыми не стоит никакой неизменной и постоянной сущности. Все преходяще и непостоянно, пребывает в напряженном беспокойстве (дуккха, «страдании») и не обладает субстанцией (анатта). В этом потоке психофизических событий все происходит в соответствии с универсальной причинностью (камма). Всякое событие есть следствие причины или комплекса причин, а затем становится причиной собственных следствий. Таким образом, каждый человек пожинает то, что посеял. Однако важнее всего другое — признание существования нравственного принципа, согласно которому благие дела ведут к благим результатам, а дурные — к дурным. К избавлению от страдания может привести продвижение по пути праведности («восьмеричному пути») к наивысшему освобождению в ниббане (нирване).

По учению тхеравады, человек сам ответствен за свое спасение и не зависим в этом от воли высших сил (богов). Богам прямо не отказано в существовании, но считается, что они подчинены постоянному процессу перерождений по закону кармы так же, как и люди. Помощь богов не обязательна для продвижения по пути к ниббане, поэтому теология в тхераваде не разрабатывалась. Главные объекты поклонения называются «тремя прибежищами», и каждый верный последователь Пути возлагает на них свои надежды: (1) Будда — не в качестве бога, но как учитель и пример; (2) дхамма - истина, которой учил Будда; (3) сангха — учрежденное Буддой братство последователей.

Литература по доктрине тхеравады состоит прежде всего из текстов Палийского канона, которые сгруппированы в три собрания, именуемые Тремя корзинами (Трипитака): (1) Корзина дисциплины (Виная питака) содержит уставы и правила поведения монахов и монахинь, повествования о жизни и учении Будды, истории монашеского ордена; (2) Корзина наставлений (Сутта питака) содержит изложение проповедей Будды. В них повествуется и о том, при каких обстоятельствах он произносил свои проповеди, подчас излагая собственный опыт поиска и обретения просветления, неизменно учитывая возможности аудитории. Это собрание текстов имеет особое значение для изучения ранней доктрины; (3) Корзина высшей доктрины (Абхидхамма питака) представляет собой систематизированную классификацию терминов и идей из двух первых собраний. Трактаты, составленные значительно позднее, чем уставы и сутры, посвящены проблемам психологии и логики. В целом канон представляет традицию в ее развитии на протяжении нескольких столетий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...