Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы правового регулирования экономической интеграции в ЕС на современном этапе.

Экономическая интеграция (лат. Integratio — целый) — это процесс взаимопроникновения, срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей на микро- и макроуровнях.

Основные формами экономической интергации в ЕС являются:

· Зона свободной торговли

· Таможенный союз, созданный в 1968 году. Фактически Таможенный союз – это зона свободной торговли, дополненная единым таможенным тарифом.

· Общий рынок – предполагает отмену препятствий на свободное перемещение через границы всех субъектов и результатов хозяйственной деятельности. При этом в современных докуметах вместо термина «общий рынок» используется понятие «внутренний рынок Сообщетсва».

· Экономический и валютный союз предполагает осуществление скоординированной экономической политики и введения единой валюты. Создание ЭВС завершилось в 2002 году с введением в наличный оборот единой валюты евро.

 

Развитие финансовой глобализации, рост международных перемещений фондовых ценностей привели к возникновению так называемых чистых международных рынков, т. е. рынков, полностью свободных от государственного регулирования. За ними закрепилось название еврорынков.

На данных еврорынках используется Евровалюта – это любая валюта, которая депонирована в банке за пределами страны происхождения и, таким образом, находится вне юрисдикции и контроля валютных органов этой страны.

Так же используются два вида ценных бумаг:

1. Еврооблигации. По мере роста рынка еврооблигаций международная торговля бумагами зарубежных заемщиков принимает многосторонний характер, тем самым национальные рынки фондовых ценностей выступают как международные.

2. Евроакции. Они эмитируются вне национальных фондовых рынков и приобретаются на евровалюту, а потому не входят в сферу контроля национальных рынков.

Современный этап в развитии европейской интеграции имеет следующие особенности:

1) Создание в рамках ЕС единого внутреннего рынка, превосходящего по своим масштабам рынки любых других развитых секторов мировой экономики;

2) Формирование в рамках ЕС валютного и экономического союза с единой валютой, Центральным банком;

3) Превращение региона в мощный технологический и научно-технический центр мирового хозяйства на основе реализации ряда многосторонних мероприятий в рамках концепции «технологическая Европа»;

4) Достижение странами – участницами ЕС высокой степени политической общности в рамках созданного ими политического союза с совместной внешней политикой и политикой в сфере безопасности и обороны;

5) Расширение численного состава ЕС за счет новых стран-участниц и интеграция их хозяйств в европейскую экономическую систему.

Проблемы правового регулирования экономической интеграции в ЕС:

1. Проблема финансирования государственной социальной сферы стран ЕС. В основном вызывает тревогу складывающаяся демографическая ситуация. Рождаемость падает, продолжительность жизни возрастает по сравнению с предыдущими десятилетиями. Для экономической системы это означает, что все меньше средств для выплаты пенсий, пособий по безработице, социальных пособий поступает за счет отчислений с заработной платы. Все меньше становится работников, финансирующих системы страхования.

2. Проблема больших государственных задолжностей и дефицит бюджета,где важную роль играет Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), это можно наглядно увидеть на примере государственной задолженности и дефиците госбюджета Германии и Франции. Правительства этих стран превысили критерии ЕС по задолженности, и если бы не вмешательство и предупреждения о возможных штрафных санкциях ЕЦБ, то государственный долг продолжал бы расти.

3. Проблема перепроизводства сельскохозяйственной продукции стран ЕС. Несмотря на то, что страны ЕС ориентируются на соблюдение принципов рыночной экономики, аграрная политика ЕС однозначно находится в полном противоречии с этими принципами. В ЕС крестьянам и фермерам гарантирована покупка сельскохозяйственной продукции по стабильной цене. При этом механизм рыночного регулирования цен перестает действовать с последующими негативными последствиями. Примерно 50% бюджета ЕС растрачивается на субсидии сельскому хозяйству.

4. Вступление новых стран в ЕС, которые в связи с экономической ситуацией внутри этих стран могут рассчитывать на поддержку региональных и структурных фондов, может привести к конфликтам по поводу перераспределения средств. С одной стороны, развитые страны сопротивляются дополнительным отчислениям в эти фонды. С другой стороны, страны, которым в ЕС до сих пор оказывали содействие, такие как Ирландия, Испания, Португалия, хотят и в дальнейшем получать средства из фондов.

5. Финансовая проблема в еврозоне, которая расколола ЕС. Еврозо́на — понятие, обозначающее 16 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский Центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны. Дания и Великобритания получили специальное послабление действующего Маастрихтского договора. От обеих стран не требуется в обязательном порядке присоединения к еврозоне до тех пор, пока их правительства не решат этот вопрос: либо голосованием в парламенте, либо проведя референдум. Действующее правительство Дании огласило планы о проведении референдума по вопросу принятия лиссабонского соглашения. До того, как страна сможет вступить в еврозону, она должна как минимум два года проработать в составе европейского механизма установления обменных курсов

6. Проблема гармонизации и приведения к единообразию торгово-экономического законодательства стран ЕС. Гармонизация представляет собой выработку общего курса государств в определенной сфере правоотношений на соответствующем этапе интегрированного взаимодействия.

7. В настоящее время налоговая гармонизация выступает одной из обсуждаемых сфер внутренней политики ЕС. Отличительная особенность регулирования налогообложения в ЕС заключается в отсутствии общего документа, систематизирующего все основные нормы и законодательства ЕС. В настоящее время положение, определяющее налоговую политику в ЕС, представляет собой совокупность отдельных решений и инструментов ЕС.

Принцип «налоговой недискриминации» базируется на двух основных положениях:

· Невозможность прямого и косвенного налогообложения внутренними налогами одним государством – членом ЕС продукции другого государства – члена ЕС в размерах, превышающих налогообложение национальной продукции.

· Государства – члены ЕС не должны облагать продукцию другого государства – члена ЕС внутренними налогами с целью косвенной защиты своей продукции.

Развитие экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении ноу-хау, товаров, капитала, рабочей силы в рамках ЕС, невозможно без проведения согласованной налоговой политики. Перспектива развития ЕС требует осмысления новых подходов к интеграционному взаимодействию, а также принятия позитивных решений по некоторым проблемам. Необходимо четко определить систему взаимосогласованных государствами ЕС взглядов на общие для них цели и приоритеты развития стран ЕС.

8. Проблемы, связанные с введением «евро» в наличное обращение. Связана она с тем, что при переходе возникает проблема соотношения денежных единиц существующей валюты и евро, перенастройка все кассовых аппаратов и переделка всей финансовой документации, и сам по себе переход с существующей валюты на евро-болезненный процесс для государств.

Перспективы Европейского Союза велики, благодаря объединению капитала, людских ресурсов, обмену информацией, опыта стран ЕС:

1. Уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия.

2. Растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, в первую очередь на товары производственного назначения.

3. Представленные в Европейскую комиссию «программы стабильности» стран ЭВС свидетельствуют о намерении финансовых властей большинства стран проводить нейтральную бюджетную политику, не препятствующую экономическому росту.

4. Продолжает развиваться двустороннее и многостороннее торгово–экономическое сотрудничество между странами ЕС;

5. Привлекаются высокие технологии и ноу–хау, опыт менеджмента

6. Развертывание инвестиционной активности, в странах ЕС, в том числе создание надлежащего инвестиционного климата для стимулирования притока иностранных капиталовложений;

7. Выработка стратегии и специальных мер ЕС для поддержания экономической стабильности, укрепление отношений между государствами

 

Важно подчеркнуть, что Европейский Союз на сегодняшний день развивается достаточно быстрыми темпами, особенно в сфере торговли. Экономические отношения между странами ЕС постепенно поднимаются на новую ступень развития, основанную на взаимном уважении интересов и ускорении интеграционных процессов между странами. Страны ЕС демонстрируют искреннее желание к сотрудничеству, благодаря наличию экономической основы, мощи и влияния в мире.

 

Эффекты, созданные интеграцией стран, способствующие привлечению новых участников в этот процесс:

1. Демонстрационный эффект. Заключается в том, что в государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС, заключение в срочном порядке торговых отношений Латиноамериканских стран с Мексикой после её вступления в НАФТА.

2. Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участниц интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться к интеграционному процессу.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...