Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательные основы пограничной сферы




Введение

 

Формированию государственных границ государств на протяжении последних десятилетий посвящено достаточно большое количество исследований. Это в свою очередь позволяет более детально исследовать вопросы формирования государственной границы Российской Федерации, а именно принципы, на основе которых происходит установление и изменение ее прохождения.

Внутригосударственные изменения в Российской Федерации, социально-экономическая ситуация в стране, новые внешнеполитические и международно-правовые реалии значительно усложнили характер и содержание российской пограничной политики, предопределили настоятельную необходимость выделения правоотношений в пограничной сфере (сфере защиты государственной границы) в самостоятельную область правового регулирования. Совершенно очевидно, что без надежного правового фундамента и правовой основы государственной границы безопасность российского государства гарантирована быть не может.

В связи с этим необходимо осветить вопрос, что же понимается под термином правовой основой государственной границы.

 


Особенности терминологии

 

В научной литературе понятие правовой основы государственной границы не получило сколько-нибудь широкого освещения. Ученые-юристы, исследующие правовой статус государственной границы, чаще всего используют термин «законодательство о государственной границе», либо «правовой режим государственной границы». Бесспорно, такие категории и связанные с ними подходы к проблеме имеют право на жизнь и должны активно разрабатываться юридической наукой. Вместе с тем существует предел их функциональных возможностей.

Так, анализируя законодательство о государственной границе, прежде всего акцентируем внимание на форме, внешней стороне правового регулирования, иерархии нормативных актов, их соподчиненности, взаимозаменяемости, соотношении актов федерации и ее субъектов, посвященных государственной границе. В то же время вопросы содержательного плана, а также особенности действия юридического инструментария зачастую отходят на второй план.

При использовании категории «правовой режим государственной границы» тоже возникают проблемы. Конечно, режимные правила несут основную нагрузку в определении правового статуса государственной границы, но они не исчерпывают всего содержания рассматриваемого государственно-правового института.

Важное значение имеют и другие нормы: о системе субъектов, обеспечивающих охрану государственной границы, их компетенции, социальной защищенности военнослужащих пограничных войск и др. Кроме того, само понятие режима государственной границы не охватывает всех режимных норм.

Закон о Государственной границе Российской Федерации четко разграничивает режим государственной границы и пограничный режим по их содержанию, а также режим в пунктах пропуска через государственную границу. Однако это не дает оснований для использования категории «правовой режим государственной границы» в качестве собирательного понятия при характеристике всех юридических элементов механизма охраны границы.

Представляется, что категория «правовая основа государственной границы» дает возможность существенно обогатить наши представления о юридических аспектах установления, функционирования и охраны государственной границы. Эта категория объемна по своему содержанию и позволяет охватить всю систему правового регулирования государственной границы, она дает возможность определить общие закономерности, основные тенденции развития государственного права России.

По установившемуся мнению, правовая основа государственной границы – это система взаимосвязанных внутригосударственных и международных нормативных актов, юридических норм, иных правовых средств, регламентирующих вопросы установления, функционирования и охраны государственной границы Российской Федерации, включая меры ответственности за нарушения соответствующих правил и процедур.

Введение в научный оборот категории «правовая основа государственной границы» дает возможность анализировать не только собственно законодательство о границе, но и практику его применения, своевременно вносить корректировки в законы и совершенствовать юридические механизмы.

При таком широком подходе могут и должны быть приняты во внимание и такие факторы, как правовая культура воинов-пограничников, других лиц, осуществляющих охрану государственной границы, уровень знания ими законов, международных соглашений и степень уважения прав и свобод личности. Эти обстоятельства, оказывающие серьезное влияние на правоприменительную практику, реальный режим государственной границы, до последнего времени оставались за пределами научных исследований и недостаточно учитывались в законотворческой деятельности.


Правовая основа государственных границ Российской Федерации

Установление границ РФ

 

На современном этапе развития прохождение государственной границы Российской Федерации устанавливается и изменяется международными договорами и федеральными законами. Документы об изменениях и уточнениях прохождения государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки государственной границы на основании международных договоров и соглашений Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 5 Федерального Закона «О государственной границе Российской Федерации» прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается: на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; на море – по внешней границе территориального моря Российской Федерации; на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону; на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах – в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления; на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, – по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.

Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками. Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации.

В международной практике различают три способа проведения границ: орографический, геометрический и астрономический (географический).

При орографическом способе границу проводят с учетом особенностей рельефа местности: по реке, горному хребту и т. п. У Российской Федерации орографическим способом проведены границы с Монголией, Китаем некоторыми другими странами.

Геометрический способ проведения границы предусматривает проведение прямой линии между фиксированными точками на поверхности суши без учета рельефа земной поверхности и каких-либо естественных ориентиров. Россия проведенные геометрическим способом границы имеет на отдельных участках с Китаем и Финляндией.

Способ проведения государственной границы по параллели или меридиану называется астрономическим (географическим). Такие границы встречаются в основном на Африканском континенте (Ангола, Египет, Судан, Чад).

Законодательные основы пограничной сферы

 

Анализ норм действующего законодательства, регулирующего общественные отношения в пограничной сфере, показывает, что нормативно-правовая база во многом не отвечает современным задачам строительства и развития системы Пограничной службы Российской Федерации. Правовое регулирование отличается наличием существенных пробелов. На уровне законов недостаточно защищены имущественные и иные интересы субъектов, осуществляющих свою деятельность по охране государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

До настоящего времени Пограничная служба Российской Федерации как самостоятельный федеральный орган исполнительной власти еще не имеет завершенной, комплексной, отвечающей всем современным требованиям законодательной базы, а временная, переходная схема правового регулирования охраны государственной границы России еще не преодолена.

Так, после образования самостоятельного Российского государства Российская Федерация продолжала еще длительное время регулировать отношения в правовой сфере, руководствуясь законодательными актами Союза ССР:

Законом о порядке выезда и въезда граждан СССР;

Законом о правовом положении иностранных граждан в СССР;

Таможенным кодексом Союза ССР;

Кодексом торгового мореплавания;

Правилами плавания и пребывания в территориальных водах (территориальном море) СССР, внутренних водах и портах СССР иностранных кораблей и др.

Вместе с тем постепенно принимались и принимаются новые законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, такие как:

Конституция Российской Федерации;

Закон «О безопасности» от 5.03.1992 г.;

Закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 1.04.1993 г.;

Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г.;

Закон «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г.;

Закон «О беженцах» от 19.02.1993 г.;

Закон «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 г.;

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г.;

Закон «О внешней разведке» от 10.01.1996 г.;

Закон «О Пограничной службе Российской Федерации» от 4.05.2000г.

указы Президента Российской Федерации:

«Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации»;

«Об образовании пограничных войск Российской Федерации» от 12.06.1992 г.;

«О некоторых мерах по организации таможенного контроля» от 18.07.1992 г.;

«О Федеральной пограничной службе Российской Федерации» от 30.12.1994 г. и другие.

Кроме того, Россией заключено значительное число договоров на многосторонней и двухсторонней основе с государствами СНГ по вопросам охраны границ государств содружества.

Задача по наращиванию нормативной базы государственной границы должна решаться дифференцированно, с учетом различных типов границ России: классических государственных; государственных границ, формирующихся по классическому типу; бывших административных границ со странами СНГ, формально провозглашенных в качестве государственных.

Применительно к границам России, совпадающим с границами Союза ССР, речь, прежде всего, идет об упрочении их международно-правовой основы. Так, например, возрастание угрозы контрабандных операций требует принятия мер по укреплению границы с Монголией, которая на всем ее 1382-километровом отрезке практически не охраняется. В связи с этим могут быть приняты изменения в договорно-правовой базе, правовом режиме этого участка границы России.

Более радикальных правовых перемен ждут границы России с Латвией, Литвой, Эстонией. Безусловно, постановление Верховного Совета Российской Федерации об установлении режима государственной границы с Эстонией, Латвией и Литвой от 6 ноября 1992 г., а затем и принятие Закона РФ о Государственной границе не решают всех проблем юридического оформления данного участка государственной границы России. Они лишь кладут начало сложному процессу формирования государственной границы классического типа, соответствующей международно-правовому стандарту. Данное постановление в известном смысле может рассматриваться и как вынужденная мера, которая связана не только с процессом расхищения национальных богатств России, но и является ответной реакцией на территориальные притязания Латвии и Эстонии.

Попытки обосновать свои притязания ссылками на Тартуский договор 1918 г., мирный договор России с Латвией от 11 августа 1920 г. весьма уязвимы, поскольку с вхождением этих государств в состав СССР данные соглашения утратили свою силу. Кроме того, опыт достижения независимости странами Латинской Америки, Африки и Азии свидетельствует о действии в этом случае принципа преемства административных границ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...