5.Изображение объектов местности на топокартах
Aи = A + γ Aм = Aи – δ
5. Изображение объектов местности на топокартах 1)Картографическая генерализация. Факторы и виды генерализации Картографическая генерализация – отбор и обобщение объектов на карте с целью выделения главного содержания, выполняемое в соответствии с факторами генерализации. Факторыгенерализации топографических карт: 1. Масштаб 2. Изученность территории 3. Географический образ территории Видыгенерализации: 1. Отбор (исключение) 2. Упрощение очертаний 3. Обобщение (объединение) 4. Переход к другим способам изображения 2)Изображение рельефа на картах (горизонтали, другие условные знаки: промоины, овраги, обрывы, отметки высот, бергштрихи), изображение антропогенного рельефа Основной способ показа элементов рельефа – горизонтали (линии равных высот)
Бергштрихи – указывают направление падения склона (в какую сторону уменьшается высота) 3)Типы горизонталей (основные, утолщенные, полугоризонтали, дополнительные), подписи горизонталей, интерполяция Виды горизонталей.
4)Определение крутизны склонов по карте (кривые заложений) Расстояние между соседними горизонталями на карте m называется заложением горизонталей. Заложение горизонталей и сечение рельефа напрямую связаны с крутизной склонов: чем меньше заложение, тем круче склон. 5)Изображение ситуации на топографических картах (населенные пункты, дорожная сеть, гидрография, растительность и грунты и пр. ) Кроме горизонталей при изображении некоторых форм рельефа используются специальные знаки (обрывы, промоины, овраги, насыпи, карьеры, карстовые воронки, отметки высот и пр. ).
Кроме рельефа на картах изображаются различные объекты ситуационной нагрузки, объединенные в группы: · Геодезические пункты · Строения и населенные пункты · Промышленные и хозяйственные объекты · Железные и автомобильные дороги · Гидрографическая сеть и гидротехнические сооружения · Растительность и сельскохозяйственные угодья · Грунты · Ограждения · Границы · Подписи Пути сообщения имеют важнейшее экономическое значение. Для правильной организации хозяйственной деятельности необходимы подробные сведения о дорожной сети, характеристики пропускной способности дорог, их состояние, возможные скорости движения, зависимость проходимости дорог от гидрометеорологических условий, грузоподъемность дорожных сооружений и т. д. При изображении дорожной сети на топографических картах четко показывается класс каждой дороги, ее покрытие и плановые очертания. Наиболее подробно и точно показываются дороги (даже второстепенные) у естественных препятствий и на труднопроходимых участках. Автодороги показываются с подразделением на следующие категории: · капитальные дороги (автострады и автомагистрали); · усовершенствованные шоссе; · обычные шоссе; · улучшенные грунтовые дороги; · грунтовые (проселочные) дороги; · полевые и лесные дороги; · зимние дороги; · вьючные и пешеходные тропы. Изображение автодорог сопровождается рядом важных качественных и количественных характеристик. Для первых 4 категорий подписывается ширина покрытия с точностью до 1 м, рядом в скобках ширина полотна от кювета до кювета. Буквами обозначают материал покрытия: А – асфальт, Ц – цементобетон, Б – булыжник, Бр – брусчатка, Г – гравий, Щ – щебень и пр. Для улучшенных грунтовых дорог подписывается ширина от кювета до кювета. Ширина проселочных дорог подписывается только в местах, где съезд с нее невозможен, например, в густом лесу, на болоте.
Дорожные сооружения. Показывают мосты, трубы для отвода воды, съезды, насыпи и выемки, АЗС, паромы, перевозы, километровые столбы, указатели дорог. Для железных дорог – вокзалы, разъезды, платформы, депо, погрузочно-разгрузочные площадки, тупики, блок-посты, семафоры и т. д. Особенности генерализации дорожной сети. Плановые очертания передаются практически без упрощения. До масштаба 1: 50 000 включительно без генерализации показывают практически все категории. Исключают лишь второстепенные полевые дороги временного характера. Вьючные и пешеходные тропы показывают только в малообжитых районах. В населенной местности их показывают только, когда они служат ориентирами или являются единственным путем к населенному пункту. Зимние дороги характерны для северных районов, где нет грунтовых дорог и проезд возможен только в зимнее время, вдоль дороги помещают надпись «автозимник». Начиная с масштаба 1: 100 000, проселочные дороги показывают с отбором. Прежде всего, исключают дороги, идущие параллельно шоссейным, а также не соединяющие населенные пункты с дорогами высших классов. Полевые и лесные дороги дают со значительным отбором. Предпочтение отдается лесным дорогам, служащим хорошим ориентиром.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|