Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета.
Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета Российской Федерации. Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ, утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» с изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г. Бюджетная классификация РФ ¾ это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает: 1. классификацию доходов бюджетов РФ; 2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; 3. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета; 4. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; 5. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; 6. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; 7. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; 8. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ. Особое внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней (см. рис.2.1). Доходы бюджетов ¾ денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Рис.2.1 Структура доходов бюджета. Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды: 1. Налоговые доходы, которые включают в себя: - прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала; - налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда; - налоги на товары и услуги; - налоги на имущество; - платежи за использование природных ресурсов; - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; - прочие налоги, сборы и пошлины; 2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; - доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; - иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности). 3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления: - От нерезидентов; - От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления); - От государственных внебюджетных фондов; - От государственных предприятий и учреждений; - От наднациональных организаций.
Бюджетные расходы ¾ это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям: a. расходы федерального бюджета; b. Расходы бюджетов субъектов РФ; c. расходы местных бюджетов; Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета: - обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; - функционирование федеральной судебной системы; - осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; - национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; - государственная поддержка атомной энергетики; - ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; - исследование и использование космического пространства; - содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; - формирование федеральной собственности; - обслуживание и погашение государственного долга РФ; - компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета; - пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; - проведение референдумов и выборов РФ; - федеральная инвестиционная программа; - обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; - финансовая поддержка субъектов РФ; - федеральный статистический учет; - прочие расходы. Рассмотрим доходы и расходы, отраженные в федеральном бюджете на 2002 года. Таблица 2.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|