Современный российский подход к проблемам мотивации персонала
Существующая российская модель мотивации труда во многом впитала в себя элементы советской модели стимулирования труда. Однако резкое изменение экономической ситуации в нашей стране, возникновение рыночных отношений повлияло на изменения в системе человеческих ценностей. Многие работники убеждены, что для безбедной жизни важны должность (статус), власть, связи с нужными людьми, работа в рыночном секторе экономики. Интересны результаты опросов современных работников российских предприятий, проведенных в конце 2001 года. Для формирования трудовой мотивации наибольшую значимость имеет характер усвоенных индивидуумом трудовых норм и ценностей. В таблице 2 представлена сравнительная характеристика трудовых ценностей на данных социологического опроса[15].
Таблица 2 Ценностные ориентации работников в процессе труда
Таким образом, очевидно, что способы достижения эффективной мотивации к труду многообразны и зависят в первую очередь от человеческих потребности, норм и ценностей. Поэтому до перехода к дальнейшим исследованиям необходимо четко представлять структуру мотивационных потребностей.
В другом исследовании того же автора[16] изучалась мотивация работников, принадлежащих к разным социальным группам рабочих (таблица 3).
Таблица 3 Мотивация труда в зависимости от принадлежности к определенной группе рабочих в ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»
Как видно из результатов опроса, мотивация, отражающая ценности рыночной экономики - усиление связи заработка от результатов работы, характерна для мужчин 25-39-летнего возраста. Молодежь придает большое значение творческой части работы. Для женщин в возрасте 40-49 лет отмечается сужение мотивационной сферы, для них ценным мотивом трудовой деятельности становится отсутствие угрозы увольнения, следовательно, основная мотивационная потребность этой группы - безопасность и защищенность.
Более 40% опрошенных рабочих ответили, что трудиться лучше с большей отдачей им также помогли бы уверенность в стабильности своего рабочего места и отсутствии угрозы сокращения. Это неслучайно, так как рынок, создавая гибкую систему мотивационных механизмов интенсивного и высокопроизводительного труда, вместе с тем не гарантирует права на труд, доход и социальную защиту. На условиях обеспечения насущных потребностей работников и должна строиться мотивационная политика руководителей организаций в сегодняшней России. Практикум Тесты (20, с. 113) Тест №1. В США зависимость между временными затратами на образование и получаемым впоследствии доходом выглядит следующим образом: двукратное увеличение срока образования по сравнению со средним может привести по окончании обучения к пятикратному увеличению дохода. Проанализируйте представленное утверждение и сформулируйте ответы на следующие вопросы: 1. Что такое человеческий капитал? 2. Что вы понимаете под инвестициями в человеческий капитал? Ответы: 1. Это потенциал, полученный в результате теоретической и практической подготовки, позволяющей выполнять высококвалифицированную работу. 2. Это расходы на образование, приобретение практических навыков и медицину («вложение в здоровье»), которые впоследствии принесут поток доходов.
Тест №2. Президент компании или известный музыкант могут зарабатывать сотни тысяч долларов в год, а обычный служащий во много раз меньше. Проанализируйте эти различия и сформулируйте ответ на вопрос: какие факторы лежат в основе дифференциации ставок заработной платы? Ответ. В основе лежат различия в способностях, уровне теоретической и практической подготовки, престижности и непрестижности выполнения работы и другие
Тест №3. Директором ЦРУ в администрации Клинтона был назначен Дж. Вулси, окончивший Стэнфордский университет, учившийся в Оксфорде и защитивший диссертацию по юриспруденции в Йельском университете. Какое влияние оказала такая многоступенчатая система получения образования на возможность занять столь высокий пост?
Ответ. Большие инвестиции в человеческий капитал, выразившиеся в столь длительном процессе приобретения образования, открывают перспективу жизненного успеха, в том числе и высокие доходы, что в данном случае отразилось на возможности занять пост директора ЦРУ.
Контрольные тесты на усвоение пройденного материала 1. Мотивацией называется: а) стимулирование труда; б) совокупность ведущих мотивов; в) актуальность той или иной потребности для человека; г) процесс побуждения к деятельности для достижения цели; д) правила, способствующие повышению эффективности труда. 2. Трудовой мотив - это: а) внешнее или внутреннее вознаграждение; б) осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию; в) непосредственное побуждение работника к деятельности, связанно с удовлетворением его потребностей; г) благо, предоставляемое работнику субъектом управления при условии эффективной трудовой деятельности; д) стремление работника получить определенные блага посредством трудовой деятельности. 3. Мотивы труда делятся на: а) поощряемые и подавляемые; б) активные и пассивные; в) социальные и биологические; г) духовные и материальные; д) врожденные и приобретенные. 4. К мотивационным типам работников относятся: а) «Хулиган»; б) «Равнодушный»; в) «Патриот»; г) «Конформист»; д) «Наставник». 5. Побуждением называется: а) осознание отсутствия чего-либо; б) внешнее или внутреннее вознаграждение; в) ощущение недостатка в чем-либо, сконцентрированное на достижении цели; г) степень актуальности той или иной потребности для человека; д) группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника. 6. Вознаграждение - это: а) цель, к достижению которой стремится человек; б) награда в виде повышения в должности; в) мотив, заставляющий человека действовать; г) все, что работник считает для себя ценным; д) средство удовлетворения потребности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|