Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

навыков по использованию информации

обучения ребенка

 

Глава 1

Итак, в путь

 

Эта книга, более всего, пожалуй, о надеждах - ваших и вашего ребенка.

В сознании многих людей еще совсем недавно понятие «дети с отклонениями в развитии» почти автоматически ассоциировалось с понятием неспособности и провала. И если на ребенка навеши­вался ярлык, он уже рассматривался как человек, который не может. Несмотря на то, что родители и педагоги часто предприни­мали героические усилия для того, чтобы показать, сколь много­му эти дети могут научиться в действительности, все же еще чаще беспощадный «здравый смысл» советовал не ожидать слишком многого. Скольким родителям пришлось в своей жизни выслу­шать различные вариации на тему: «Он (она) сможет научиться делать только то-то и то-то»! И причиной этому был ярлык, которого не было на других детях.

Слово «родители» тоже было своего рода ярлыком, означав­шим, что люди этой категории в определенном смысле имеют до­статочно ограниченные возможности. Они - родители. А значит -не профессионалы. А значит, их представление о собственном ре­бенке, независимо от того, что они способны с ним сделать, слиш­ком мало о чем говорит и всерьез рассчитывать на правильность их выбора - где и чему учить ребенка - нельзя. Они считались только родителями, теми, кто должен «заботиться о физическом благополучии» своих детей, а уж решать, куда отдать их учиться, могли другие.

 

Большие надежды

К счастью, времена изменились. В период, прошедший с кон­ца 1960-х годов, мы стали свидетелями не только принятия ис­торического законодательства, но и связанного с ним кардинального сдвига в понимании истинных возможностей детей с особенностями развития и истинных возможностей их родителей. Сейчас в глазах общества дети с особенностями развития - это дети, которые могут. Они могут учиться. Мо­гут плодотворно взаимодействовать со своими сверстниками, на которых нет такого ярлыка. Они могут рассматриваться как будущие члены общества со всем многообразием его жизни. Изменился и взгляд на их родителей. Они стали полноправ­ными партнерами профессионалов, и это служит гарантией того, что их дети реально смогут воспользоваться правами на образование, отдых, работу.

Для детей с особенностями развития наступила по-настоя­щему новая эра. Теперь вопрос о том, где и какое образование следует получить тому или иному ребенку, специалисты ре­шают вместе с родителями, причем с позитивных позиций. При этом новые роли, которые теперь играют родители и специа­листы, требуют от них переоценки степени их личной ответ­ственности. Кто решает, чему будет учиться ребенок, кто возьмется судить, насколько он преуспевает в этом? В сущно­сти, наступление этой новой эры в жизни детей с особенностя­ми развития побуждает родителей пересматривать вопрос о том, что значит быть родителями, а педагогов - что значит быть педагогом.

 


Какой может быть роль родителей

Невозможно переосмыслить роли и дать им одно единственно верное определение. Обучение — естественная часть всего того, что делают родители. Фактически каждый раз, общаясь с ре­бенком, вы, порой даже не сознавая этого, чему-нибудь учите его. Многие родители детишек с особенностями развития стре­мятся сделать этот процесс более целенаправленным. Одни пытаются научиться ежедневно заниматься с ребенком дома. Дру­гие, взвесив все свои служебные и домашние обязанности, по­нимают, что ежедневные занятия им физическине по силам. Они могут заниматься с ребенком, но эпизодически - в будни или в выходные дни. Пользу дети получают в любом случае, особенно, если в составлении индивидуальной программы обу­чения (ИПО) участвуют вместе родителии педагоги.

Что значит хорошо учить ребенка?

Исходная позиция авторов этой книги заключается в том, что вне зависимости от того решения, которое вы примете относи­тельно своей роли как педагога, вы эту роль сумеете сыграть лучше, если с самого начала как следует представите себе, что, собственно, значит быть хорошим педагогом. В то же время, когда вы поймете, как следует заниматься с ребенком, чтобы привить ему определенный навык, причем с самого начала и до конца, когда вы узнаете, как справляться с возможными проблемами поведения, вы станете гораздо более ценным (и ценимым) союзником всех, кто так или иначе вовлечен в про­цесс его обучения. Мы убеждены также, что единственный спо­соб научиться хорошо учить ребенка - это хорошо учить его. Добиться успеха хотя бы раз. Поэтому, как бы вы ни были за­няты, мы все же настоятельно советуем вам исхитриться, най­ти время и научить ребенка чему-то новому. Это не займет у вас так уж много времени, и, как и большинство родителей, вы, скорее всего, будете довольны тем, как это у вас получится. Однако еще важнее то, что таким образом вы лучше подгото­витесь к роли настоящего партнера педагогов.

Мы сказали, что это не займет у вас так уж много времени. Иногда на это уходят дни. Иногда недели. Но попробуйте взглянуть на это по-иному. Подумайте обо всем том времени, которое вы уже провели со своим ребенком, переделав за него множество вещей, которые он способен делать сам. Побуждая вас приступить к занятиям, мы не имеем в виду какое-то до­полнительное время, сверх того, что вы и так проводите с ре­бенком. Мы просто советуем часть этого времени направить на дело, которое, по нашему убеждению, станет для вас обоих долгим и благодарным опытом.

 

Теории и модные течения

Вы можете сказать: «Хорошо! Разумеется, стоит заняться обу­чением ребенка. Но ведь в этом деле, похоже, существует столько разных подходов! Какой подход предлагается в дан­ной книге, и как я узнаю, будет ли он работать?» Вопрос хоро­ший. Специальная педагогика есть нечто большее, чем просто множество разных подходов, у каждого из которых есть сто­ронники, готовые отстаивать его достоинства. Очень трудно быть информированным человеком и судить о теориях обуче­ния людей с особенностями психического развития на осно­вании лишь устного свидетельства их эффективности.

Поскольку мы во что бы то ни стало хотим помочь таким детям, мы особенно чутко реагируем на разные теории и мод­ные течения. Некоторые из них докажут свою действенность и выживут, чтобы завтра войти в повседневную практику. Дру­гие забудутся, и на их место придут новые. К примеру, идея, которая в настоящее время движет педагогами, - это идея пол­ного включения (full inclusion), предполагающая, что все дети с особенностями развития в течение всего учебного дня должны обучаться вместе с обычными детьми (в общей классной ком­нате). Что это? Это - высшая степень развития более ранних теорий, таких, как теории включения (inclusion), мэйнстрнминга (mainstreaming) и нормализации (normalization) и т.д., утверждавших, что возможности, предоставляемые детям с особенностями развития, должны быть как можно ближе к тем, которые предоставляются детям, развивающимся обычно. Жизнь показала, что эти теории были не преходящими течени­ями; а перспективами, которые впоследствии были приняты очень широко, причем не столько потому, что они продемонст­рировали свою эффективность, сколько потому, что для многих из нас они представляются этически правильными.


Другие теории не были столь живучи. Помните теорию обу­чения паттернам поведения? А мегавитаминную терапию? А диету, в основе которой - потребление пищи без вкусовых и прочих добавок? Каждая из них рождала в родителях новую надежду и поглощала бездну времени и денег только для того, чтобы в конце концов быть выброшенной как балласт из пла­нов научных исследований и из поля зрения специалистов. По­добные же вещи, похоже, происходят в 1990-е годы с методом «облегченной коммуникации». Это метод, с помощью которо­го фасилитатор мягко воздействует на человека с аутизмом, побуждая его высказывать то главное, что прежде не высказы­валось. Не слишком ли хорошо, чтобы быть правдой? Пожалуй, да. Повторные научные исследования обнаруживают следую­щее явление: именно этот «посредник», хоть он и остается в тени, производит или придает форму результату. Как же ро­дителям сориентироваться в этом потоке противоречивой ин­формации? Положительную роль здесь может сыграть взвешенное отношение профессионалов к свидетельствам эф­фективности таких методов, как метод «облегченной комму­никации».

Итак, мы сказали: «Вопрос хороший». Хотим сразу сооб­щить вам, что принципы обучения, представленные в этой кни­ге, базируются на методах модификации поведения, которые уже известны педагогам. Действенность этих методов подтвер­ждена не только теоретически - тысячами опубликованных научных работ, посвященных эффективным методам обу­чения, - но и опытом огромного числа родителей и педагогов. Эти бихевиористские принципы обучения стали неотъемле­мой частью эффективных школьных программ.

Хотя большинство педагогов в целом, наверное, согласят­ся с широко представленными здесь принципами обучения, на которые мы опираемся, есть все же один момент, с которым кто-то не согласится. Некоторые педагоги настаивают на том, что обучение должно всегда носить неформальный характер, происходить в естественной для ребенка среде, в процессе игры и повседневной деятельности. Другие, наоборот, отстаивают пользу специально спланированных и проводимых в особое время уроков, на которых педагог вновь и вновь отрабатывает с ребенком одно и то же умение. По нашему же мнению, все это, ну как бы сказать... зависит от каждого конкретного слу­чая. Есть достаточно убедительные свидетельства того, что успех может обеспечиваться применением обоих методов, и для большинства детей оптимальным вариантом является, по-ви­димому, именно их разумное сочетание. Вы сами решите, на­сколько точно вы будете придерживаться предлагаемых в дан­ной книге программ и применять их для проведения занятий в подходящие для этого моменты обычного дня ребенка.

 

Вы — главный эксперт

А теперь - последнее, о чем хочется сказать, прежде чем при­ступить к конкретной работе. Это последнее, возможно, и так очевидно, поскольку сотни родителей напоминали нам об этом снова и снова, но никакие напоминания нельзя счесть слиш­ком частыми. Даже если вы мама, папа или педагог ребенка с особенностями развития, вы вовсе не похожи на маму, папу или педагога других детей с особенностями развития. Вы - это только вы. У вас свои мечты и представления, свои желания и потребности. И, в сущности, вы владеете уникальной инфор­мацией, которой, по всей видимости, не может владеть больше никто: вы знаете своего ребенка или (если вы педагог) свою классную комнату лучше всех.

Поэтому теперь, когда вы приступаете к этой книге, при­слушайтесь к нашему совету - не пытайтесь как-то изменить себя. Вместо этого, к тому, что есть уникального в вас, добавьте владение новыми навыками и, может быть, новый взгляд на своего ребенка, и вы станете еще более важным участником того процесса, который определит дальнейшие возможности малыша в получении образования. Многое из того, что мы излагаем в этой книге, не покажется вам чем-то совершенно новым. Например,не исключено, что какими-то близкими к описанным здесь приемами вы уже с успехом пользовались, занимаясь с другими ребятишками. Тем не менее, мы надеем­ся, что эта книга поможет вам расширить свой опыт так, что даже делая то, что вы уже умеете делать, вы станете делать это лучше. Помните: важно высоко держать планку - как в отно­шении требований к себе, так и в отношении требований к ре­бенку.

 


Как пользоваться книгой

Эта книга создавалась с расчетом,что ею будут пользоваться активно - писать в ней, обдумывать прочитанное, обсуждать его с другими родителями и коллегами. Вы найдете и описа­ние общих принципов обучения,и очень специфические кон­кретные предложения. Возможно, что-то вы будете пропускать, выбирая для более внимательного изучения те разделы, кото­рые в наибольшей степени отвечают вашим потребностям и потребностям вашего ребенка. Раздел I посвящен основным принципам обучения, и его следует прочитать в первую оче­редь.

Закончив чтение раздела I, можно обращаться к любой ин­тересующей вас главе раздела II. Эти главы посвящены при­емам обучения ребенка навыкам, относящимся к разным об­ластям развития. В первых четырех главах этого раздела рас­сматриваются подходы к обучению совсем маленького ребен­ка. Это - «Подготовительные навыки» (глава 8), «Навыки са­мообслуживания» (глава 9), «Умение пользоваться туалетом» (глава 10) и «Игровые навыки» (глава 11). Последующие три главы посвящены более сложным умениям, способствующим развитию большей самостоятельности: «Навыки ухода за со­бой» (глава 12), «Навыки ухода за домом» (глава 13) и «Уме­ние оперировать информацией» (глава 14).

В разделе III представлены соображения, касающиеся под­ходов к решению проблем поведения. В этот раздел входят гла­вы: «Проблемы поведения» (глава 15) и «Разработка и прове­дение в жизнь программы регулированиия поведения» (глава 16). В приложениях приводятся: информация, необходимая для обучения подготовительным навыкам (Приложение А), пе­речень навыков самообслуживания (Приложение Б), специ­фические, детально разработанные программы формирования навыков самообслуживания (Приложение В), игровых навыков (Приложение Г) и навыков по использованию информации (ПриложениеД).

Если вы стремитесь стать хорошим педагогом, глава 2 по­может вам сделать первый шаг. Но прежде чем ступить на этот путь, задержимся на минутку, чтобы обратиться к одной из мам, которая какое-то время назад уже начала заниматься со своим сыном. Сейчас вы увидите учебный план, который, на первый взгляд, кажется довольно простым. Однако стратегия, заложен­ная в нем, была разработана тщательнейшим образом и осу­ществлялась с помощью приемов, о которых вы узнаете в сле­дующих главах.

 

 


Глава 2

Чему учить?

 

Сосредоточимся на приобретении новых навыков. Прежде всего, вам нужно будет выбрать один новый навык, и его формирование станет вашей задачей.

 

Что нужно принимать во внимание, намечая цель:

Что вы в данное время делаете за ребенка?

Прежде всего, внимательно проследите за всем, что происходит в течение типичного для вашего ребенка дня. Запишите все действия, по идее относящиеся к самообслуживанию, которые вы пока выполняете за него, но которым хотели бы его обучить. В вашем списке может оказаться умение завязывать шнурки, стелить постель, мыть голову, убирать игрушки и одежду, купаться в ванне, резать мясо и т.д. Хорошо ли научился ваш ребенок пользоваться туалетом? Если нет, добавьте к вашему списку соответствующий шаг.

В список можно также включить некоторые бытовые навыки, если ребенок, по-вашему, готов к их освоению. То есть в перспективе вам может захотеться научить его выносить мусор, накрывать на стол, сгребать опавшие листья, подметать пол. А как насчет умения играть? Есть ли такие игрушки или игры, в которые, на ваш взгляд, он должен играть лучше? Может ли он научиться лучше играть с другими детьми? А сам?

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вы не можете научить всему … минуточку, остановитесь! Вы составили список? Если нет, пожалуйста, сделайте это сейчас! Оставшаяся часть главы принесет вам гораздо больше пользы, если вы прерветесь и внесете в свой список навыки, которым вам хотелось бы научить ребенка.

 

Какие навыки ваш ребенок хочет освоить?

Чтобы увидеть, чему в данный момент мог бы захотеть научиться ваш ребенок, вам нужно будет внимательно понаблюдать за ним. Может быть, он скажет сам. Может быть, укажет своей попыткой сделать что-то самостоятельно, например попробует намазать на хлеб ножом ореховое масло или завязать шнурки на ботинках, или попытается играть в баскетбол с другими детьми, или…

 

Какие навыки ваш ребенок готов освоить?

Следует иметь в виду, что, развиваясь, ребенок, естественно, одни навыки приобретает раньше других. Сидеть, например, малыш начинает раньше, чем стоять. Пользоваться вилкой – раньше, чем ножом. Поэтому, намечая следующую задачу, подумайте, что ваш ребенок уже умеет делать и к какому следующему навыку он может быть готов.

Рассмотрим в качестве примера список, висящий на стене у Билли (см. главу 1). Каждый освоенный навык вносит свою маленькую лепту в основу последующих. Научившись мыть руки и лицо, Билли гораздо легче научиться чистить зубы – ведь он уже освоился в ванной комнате, он научился включать и выключать воду, наконец, он знает, что значит «сполоснуть». Попробуйте найти подсказку – определите, что ваш ребенок уже делает, причем делает с удовольствием, и это поможет вам правильно выбрать следующую задачу.

Посмотрите на только что составленный вами список. Есть ли в нем что-то, что ваш ребенок почти готов освоить, то есть, что-то, что он пытается сделать и частично уже делает?

Какие навыки вы хотели бы сформировать у ребенка?

Конечно же, вы хотите начать с того, что в данный момент вам кажется важным. Возможно, есть определенные навыки, которыми ребенок не владеет, и это создает большие проблемы для всей семьи. Например, неумение вашего сына самостоятельно есть может означать, что семья никогда не собирается вместе за столом. Или неумение дочери самостоятельно одеваться означает, что по утрам у вас не остается времени для того, чтобы до школы пообщаться с остальными детьми.

Обведите кружочком в вашем списке то, чему вы хотели бы обучить ребенка в первую очередь. Читая остальные главы первого раздела, постоянно держите это умение в голове. Вам будет легче, если вы выберете элемент из области самообслуживания или какой-нибудь игровой навык. Учить ребенка пользоваться туалетом или оперировать информацией труднее. Отложите это до тех пор, пока он не освоит навыки самообслуживания и не научится играть.

 

Выбранное умение___________________________________________________________________

 

Просьба! Не читайте, пожалуйста, дальше, пока не запишите сюда выбранный вами навык. (Не волнуйтесь, вы всегда сможете заменить его другим.) Возможно, вы не привыкли писать прямо в книге, но поверьте, это единственный способ извлечь из этой книги реальную пользу.

Глава 3

 

Определение шагов

 

 
 
Вперед и вверх, но только медленно и постепенно «Дальше играйте без меня, ребята. Мне нужно помочь Ричи приготовиться ко сну». «Слушай, Герб, когда мы в прошлый раз играли в покер, ты начинал учить его принимать душ. Как он, научился?» «И да и нет. То есть, он уже может сам раздеться и включить воду, а вот отрегулировать температуру самому пока трудно. Сейчас он учится мыться мылом. Он уже знает, как мыть с мылом живот, грудь и ноги. После ополаскивания он прекрасно может сам вытереться. Этому мы научили его в первую очередь». «Знаешь, Герб, ты рассуждаешь прямо как учитель. Я задал тебе простой вопрос, а ты… Что ж, ребята, будем надеяться, что Герб не станет за картами все обдумывать столь же тщательно, а то мы все разоримся».    

 

 


Ответ Герба может смутить нас, если мы представляем себе умение принимать душ как нечто целое, нечто, что ребенок либо умеет делать, либо нет. В действительности же, если нам та или иная задача кажется простой, то только потому, что мы умеем выполнять все действия, в результате приводящие к ее решению.

 

Продвигайтесь вперед маленькими шагами

Чтобы помочь ребенку освоить выбранный навык, вы должны сначала разбить соответствующий процесс на отдельные шаги, достаточно маленькие для того, чтобы ребенок мог легко справиться с каждым из них. Если вы примите к сведению это простое правило и таким образом будете рассматривать каждую новую задачу, ставя себя при этом на место ребенка, успех будет обеспечен.

Вспомним список на стене Билли, и мы увидим, что он и миссис Джексон работали над несколькими навыками самообслуживания. С их помощью миссис Джексон довольно просто показала процесс застилки постели. Может показаться, что она обладает каким-то особым талантом, который волшебным образом прямо и неуклонно ведет к достижению успеха. Однако, если мы присмотримся внимательно к подходу миссис Джексон, нам станет ясно, что в ее «особом таланте» нет ничего волшебного, просто в основе ее подхода лежит наблюдение за поведением плюс принцип постепенного, пошагового обучения. Итак, что же она делает?

С точки зрения миссис Джексон, процесс застилания постели не одно длинное действие, а сложная цепь логически объединенных действий. Никто ей не говорил, каковы они. Для того, чтобы определить эти действия, ей пришлось всего лишь самой застелить постель – медленно, отмечая про себя, что именно она делает и в каком порядке.

Конечно, ей приходилось делать это и раньше, причем много раз, и всегда это было быстрое и привычное занятие. Но когда она впервые сделала это медленно, отмечая про себя каждое отдельное действие, она удивилась, сколько же звеньев в этой цепи!

Кто мог себе представить, что в таком простом, доведенном до автоматизма деле, как уборка постели может быть так много шагов? Билли! Именно его неумение организовать эти действия должным образом не дало ему возможности достичь успеха.

Миссис Джексон, добросовестно записав в нужной последовательности все эти шаги, составила программу обучения Билли умению стелить постель. Она разбила весь процесс на отдельные, вполне определенные и простые действия, совокупность которых стала для нее своего рода руководством. С точки зрения миссис Джексон, умение стелить постель можно разбить на следующие этапы:

СТЕЛЕТ ПОСТЕЛЬ:

· 1. Натягивает верхнюю простыню насколько возможно. Расправляет ее с боков, разглаживая там, где морщит.

· 2. Накрывает постель одеялом и разглаживает складки.

· 3. Отворачивает одеяло вместе с простыней.

· 4. Накрывает постель покрывалом и разглаживает его.

· 5. Откидывает покрывало.

· 6. Кладет подушку.

· 7. Накрывает подушку покрывалом.

 

Обратитесь к выбранному вами умению и попробуйте разбить его на маленькие шаги. Не надо пытаться сделать это в уме. С чем бы вам ни пришлось работать - с ботинком, мячом, трехколесным велосипедом, ванной, - возьмите и прямо сейчас разбейте вашу задачу на шаги и запишите их! Запишите получившиеся шаги.

_____________________________________________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Отдельные этапы, на которые разбивается выбранный навык сложатся в учебную программу. Составленная в виде перечня маленьких задач ваша программа, может отличаться от той, которую разработали бы мы. И прекрасно! Нет такого подхода, который можно было бы считать единственно верным.

Минуточку! Вы, правда, сделали то, что мы вам порекомендовали? Если да, можно немного передохнуть. Вы заслужили это. А если нет, пожалуйста, сделайте! Тогда то, что мы собираемся сообщить вам дальше, будет гораздо понятнее.

Итак, теперь у вас есть перечень задач, который показывает чему вам нужно будет учить ребенка, но не объясняет, как. Главный принцип здесь – постепенность. Начинать надо со следующего шага после тех, которые ребенок уже усвоил, а двигаться дальше тогда, когда он к этому готов. Многие родители совершают одну и ту же ошибку – требуют слишком много и слишком быстро. Если же вы сумеете аккуратно разбить вашу задачу на столько частей, на сколько она делится, то у вас появится возможность в течение определенного времени заниматься с ребенком чем-то одним. (Заметьте, миссис Джексон начала занятия с последней ступеньки. Это особый прием, который называется инверсия. Он описывается в главе 9.)

В последующих четырех главах рассматриваются другие моменты, необходимые для достижения успеха. Примите к сведению наши советы и добавьте ваш опыт, то, что делает вас в глазах ребенка единственной и неповторимой.

Помните, вам не нужно стремиться стать похожими на миссис Джексон или на нас; просто добавьте к своему опыту немного специальных знаний, и вы станете для своего малыша чуть более умелым педагогом. Ваш стиль проведения занятий будет только вашим, и именно это позволит нашей системе заработать.

 

Глава 4

 

Поощрение

 

Попробуем задать себе вопрос, почему, собственно, Билли (см. гла­ву 1), да и любой другой ребенок, должен захотеть учиться сте­лить постель или делать что-нибудь еще? Ребенку с особенностями развития не так уж легко учиться. Бывает, что мы невольно предъявляем ему такие требования, которые приводят его в замешательство, даем неподходящие материалы, и в результате - один и тот же печальный исход. Неудивительно поэтому, что предчувствуя провал, ребенок вряд ли будет гореть желанием усвоить новый навык. Радость свершения, которая для многих детей служит стимулом, «необычному» ребенку часто бывает просто неведома. Поэтому, даже если он и хотел бы уметь многое, ему все же спокойнее тихо сидеть и ждать, когда за него все необходимое сделаете вы.

По сути, в этой книге рассказывается о том, как изменить мир ребенка, чтобы на место неудач и разочарований пришли успехи удовлетворение. Однако у него не появится желание учиться стелить постель или, скажем, кататься на трехколесном велосипеде только потому, что вы готовы учить его этому. Ребенку ваше намерение может показаться еще одним испытанием с неизбежно плачевным концом. Поэтому вам придется поискать дополнительный стимул, способный побудить его попробовать сделать то, о чем вы его просите. Вам придется прибегнуть к методу поощрения.

Поощрение успехов

Если мы остановимся и порассуждаем о том, что заставляя нас вести себя так, а не иначе, то, вероятно, сумеем найти по­будительный мотив. Часто мы делаем те или иные вещи пото­му, что это поощряется: деньгами, одобрением окружающих (похвалой, улыбкой), обещанием чего-то хорошего в будущек (например, отпуска), а может быть, приятным сознанием хорошо выполненной работы. Все это - вознаграждение за сде­ланное. Обычно после получения такого вознаграждения мы начинаем рассчитывать на него и в будущем. Мы стараемся понять, как следует действовать, чтобы заслужить его. Пове­дение вашего ребенка мотивируется точно такими же вещами.

Связь между поощрением и поведением можно легко вы разить формулой: «скорее повторите поступки, которые поощряются»

 
 
Похвала и награда «... 23, 24, 25! Замечательно, Роза! Ты расчесала воло­сы! А за это - вот тебе бантик». Пока Алисия закрепляла в волосах Розы ярко-жел­тый бантик, Роза смотрелась в зеркало. Она сама рас­чесала волосы — совсем как Алисия! «Роза, пойди покажи маме, какая ты красивая!» Миссис де Пас удивляется: «Когда ты просишь ее причесаться, она почему-то причесывается сама, а ког­да я — то она ничего не делает. Почему? Я прошу ее, уговариваю, иногда даже умоляю...» Алисия улыбается: «Не знаю. Я знаю только, что ей нравится, когда ее хвалят, и еще она любит банти­ки».

 

 

Когда мы что-то сделаем хорошо, то признание и похвала тех, кого мы уважаем, бывают нам так приятны! И если сде­ланное влечет за собой что-то приятное, мы наверняка захотим сделать это еще раз. В этом - смысл и назначение поощрений.

Роза расчесала волосы потому, что ей нравится, когда Алисия ее хвалит, а еще больше ей нравится награда в виде резиночки. Если побуждать ребенка таким позитивным образом, эффект будет больше, чем от негативных вещей — криков и препирательств. Они не нравятся никому. И что самое важное, если ребенок ожидает поощрения за совершение какого-нибудь действия, то и в следующий раз он захочет выполнить хорошо то, чего от него хотят.

Но как именно срабатывает поощрение, делая учебный про­цесс эффективным? Поведение ребенка на занятии может но­сить характер, соответствующий, в общем, одному из четырех типов. Он может:

1. Не делать ничего (не обращать на вас внимания, смотреть в окно).

2. Делать не то, что нужно для выполнения задания(кричать «нет», плакать, убегать

из комнаты).

3. Делать попытку выполнить задание (не довести дело до конца, но пытаться).

4. Успешно выполнить задание.

Два последних типа поведения можно расценить как хорошие (желательные). Их следует поощрять сразу. Два первых - как плохие или нежелательные. Они не должны поощряться во­обще. Как будто просто? И тем не менее, одна из самых рас­пространенных ошибок - поощрение на занятиях ВСЕХ опи­санных выше типов поведения. Это происходит из-за непол­ного понимания назначения поощрения и неумения им поль­зоваться. Давайте рассмотрим различные типы поощрений и подумаем, как каждое из них может использоваться или не ис­пользоваться во время проведения занятия.

 

Виды поощрений

Внимание

Для ребенка самая главная награда - ваше внимание, а про­явить его вы можете разными способами. Вы можек улыбнуться, обнять его, поаплодировать, подбодрить похвалить, но это еще далеко не все. Вы дадите ребенку понять что у него получается хорошо, если просто похлопаете его по спине и воскликните: «Отлично!»

И именно потому, что ваше внимание - столь могущественная сила, которая способна закрепить модель предшествующего ей поведения, вы должны пользоваться ею особенно разумно. И потом, разве не являются проявлениями вашего внимания крик, недовольство, уговоры? Они, конечно, не так приятны как ободрение и улыбка, но и они показывают ребенку, что вы обращаете на него внимание, а значит, и они могут быть восприняты как поощрение. И так же как любое поощрение могут стать для него стимулом к повторению того, что он уж сделал, как бы это ни было плохо.

Что, по-вашему, произойдет, если ребенок решит не сотрудничать с вами во время занятий и вы станете его за это ругать? Или уговаривать? Или оправдывать?

Правильно! Поскольку вы поощрили его отказ сотрудничать с вами, следует ожидать, что он откажется и в следующий раз, и, скорее всего, в будущем тоже. Ведь если он получает от вас так много, не работая над освоением нового, с чего бы вдруг он теперь начал работать?

Вот почему мы так стремимся убедить вас баловать ребенка своим вниманием разумно. Если он выполнит задание или сделает успешную попытку, вот тогда сразу и с энтузиазмом похвалите его или поощрите другим способом, лишь бы это было естественно и искренне. И когда он увидит, как легко oн может заслужить ваше внимание со знаком плюс, он более охотно будет продолжать делать то, о чем вы его просите. Тогда и занятия станут приятным времяпрепровождением для вас обоих.

Лакомства

Если вы поощряете ребенка его любимым лакомством, давай­те только маленькие кусочки или глоточки. В качестве угоще­ния можно взять любимые большинством детей кусочки пече­нья, мюсли, глоток сока или виноградинку.

Давайте ребенку то, что он любит, а когда заметите, что одно лакомство ему надоело, замените его другим. Лучше всего иметь под рукой на уроке несколько любимых им вещей. Та­кой наградой следует пользоваться, когда ваш ребенок голо­ден или хочет пить. В этом случае она будет особенно желан­ной. И, наконец, всегда сопровождайте угощение похвалой.

После успешного выполнения задания лакомство (вместе с похвалой) давайте немедленно. Иногда родителям кажется, что проще и быстрее всего самим класть угощение ребенку в рот. Старайтесь давать ему очень маленькие кусочки, чтобы он мог прожевать их за считанные секунды и не наелся слишком быстро.

Каждый раз, когда ребенок приступает к новой (а значит, и несколько более трудной для себя) ступеньке учебной програм­мы, поощряйте его лакомством за малейшее достижение. А когда увидите, что он начал чувствовать себя увереннее, уго­щайте только после двух успешных попыток, затем - после трех и так далее.

Прежде чем перейти к следующей ступеньке, убедитесь, что ребенок уверенно выполняет задание, поощряемый только ва­шим вниманием. Оставьте лакомства до более трудного этапа. Однако старайтесь никогда не приберегать «на потом» похва­лу и вообще не переставайте хвалить его.

 
 
Пища для размышлений Некоторым родителям не нравится идея использо­вания лакомства в качестве средства поощрения, по­тому что «это уж очень похоже на дрессировку жи­вотных» или потому что «она (он), похоже, может прекрасно обходиться без такого поощрения». Разу­меется, для себя вы будете этот вопрос решать сами. Однако сначала мы посоветовали бы вам принять во внимание особенности вашего ребенка. Самые лучшие педагоги в своей работе ориенти­руются на то, что делает учебный процесс эффектив­ным (а не на то, что нравится или не нравится им са­мим). Многие дети действительно могут учиться, по­лучая в награду за успехи лишь внимание своих близ­ких. Но некоторые учатся быстрее, когда их поощря­ют лакомством. Стоит попробовать.

 

 


Любимые занятия

Одним из способов поощрения может быть предложение по­заниматься любимым делом (подойдет почти все из того, что доставляет ребенку удовольствие). Такие занятия можно пе­речислять бесконечно: можно слушать записи, играть в люби­мую игру, пойти на прогулку, испечь печенье, побороться на полу, подержать любимую куклу, повозить игрушечный гру­зовик, посмотреть телевизор... Обычно поощрение такого рода лучше всего подходит более «продвинутым» детям, которые могут немного подождать обещанной награды.

Использование занятий, которые ребенок любит, в качестве побудительного мотива для выполнения чего-то менее прият­ного, вещь известная - это так называемый «бабушкин закон». Мудрая бабушка всегда скажет: «Сначала съешь кашу, а по­том уж - мороженое». В нашем случае это значит, что любимое занятие может стать хорошей наградой за менее любимое.

Рассмотрим, например, такую ситуацию. Вероника любит смотреть телевизор, особенно мультфильмы. Она не слишком любит физические упражнения, хотя склонна к полноте. Стар­шая сестра решает научить ее кататься на роликах. Как вы ду­маете, что нужно сказать сестренке, чтобы соблюсти «бабуш­кин закон»?

1. «Если покатаешься со мной 15 минут на роликах, посмот­ришь мультфильм».

2. «Ладно, можешь посмотреть мультфильм,но потом ты дол­жна будешь 15 минут кататься

со мной на роликах».

 

Конечно, «бабушкиному закону» отвечает первый вариант: сначала менее приятное дело, а только потом - более приятное. Если вы выберете второй вариант, вы совершите довольно распространенную ошибку. Второй вариант как бы мягче, и в некоторых случаях он позволяет ненадолго отсрочить легкую бурю, ногораздо чаще все-таки влечет за собой доволь­но крупную истерику.

Если вы намерены поощрить ребенка каким-нибудь заня­тием, не забывайте о «бабушкином законе». В нем заключен хороший побудительный мотив. Как в большинстве бабушки­ных высказываний,в нем есть глубокий смысл.

 

Жетончики

Вместо того, чтобы каждый раз за выполненное задание поощ­рять ребенка приятным делом, родители нередко растягивают период «зарабатывания» награды. Для того, чтобы в этот пе­риод поддерживать мотивацию, они используют «накопитель­ную» систему - жетоны.

Реально жетончиками может служить что угодно. Их цен­ность, как и ценность денег, определяется тем, на что они мо­гут быть обменены. Жетончики служат мостиком, который соединяет работу, выполненную сейчас, и награду, которая последует в будущем. Вы можете воспользоваться чеками, та­лончиками, картонн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...