Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Анализ федерального бюджета РФ




 

Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы:

- налоги и другие обязательные платежи;

- прочие доходы.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо­женные платежи;

3) государственная пошлина в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной собственности, доходы от платных услуг, оказы­ваемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государст­венной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

3) часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос­сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Прави­тельством РФ;

4) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;

5) доходы от внешнеэкономической деятельности;

6) доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы: экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

- обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

- функционирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- и т. д.

На последнем пленарном заседании 06.07.2007 Госдума впервые в законодательной практике приняла в третьем, окончательном чтении, проект федерального бюджета на 2008-2010 годы. (см. приложение [1]) Принятый трехлетний бюджет - это первый в истории страны основной финансовый документ, рассчитанный на среднесрочную перспективу в три года. Помимо этого, впервые в законодательной практики России депутаты Госдумы рассматривали бюджет только в трех чтениях - ранее для утверждения требовалось четыре чтения.

Главной особенностью трехлетнего бюджета является сближение уровня доходов и расходов. Профицит бюджета будет последовательно уменьшаться. В соответствии с законом, профицит федерального бюджета в 2008 году составит 0,2% ВВП, в 2009 году - 0,04% ВВП, в 2010 году профицита бюджета в номинальном выражении сведется к нулю.

Доходы федерального бюджета в 2008 году составят 6 трлн. 644,4 млрд. рублей (19% ВВП), расходы бюджета в 2008 году запланированы на уровне 6 трлн. 570,3 млрд. рублей (18,8% ВВП), прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 74,1 млрд. рублей.

Второй важной особенностью трехлетнего бюджет является то, что в него встроен новый механизм управления нефтегазовыми доходами. Согласно принятым ранее решениям, Стабилизационный фонд будет разделен на две части и его функции будут выполнять сформированные на его базе Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Тем не менее, уже решено, что часть нефтегазовых доходов будет восполнять дефицит доходной части бюджета и компенсировать недостаток средств в Пенсионном фонде.

В структуре бюджета большое место занимает финансирования приоритетных национальных проектов и социальной сферы (в частности, в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2008 году запланировано направление 22,83 млрд. руб.).

Поправками предусматривается дополнительное выделение около 30 млрд. руб. на строительство и ремонт дорог, 3 млрд. рублей - на поддержку изобретателей и предприятий, работающих в сфере нанотехнологий, 1,9 млрд. руб. - на создание президентской библиотеки имени Бориса Ельцина, 2,9 млрд. рублей - на финансирование мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, 10 млрд. рублей - на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, 10 млрд. рублей - на погашение задолженности по фактически отпущенным лекарствам, 47,9 млрд. рублей - на различные социальные нужды.

 

Анализ федеральных бюджетов за январь – март 2007 и 2008 годов.

Проведем сравнительный анализ проектов на федеральный бюджет 2007 года и итоги его исполнения по основным экономическим показателям, проект на федеральный бюджет 2008 года и его текущее исполнение по сравнению с 2007 годом (см. приложение [2]).

Макроэкономические показатели ФЗ «О ФБ на 2007г.» (см. приложение [3]) Итоги исполнения ФБ за 2007 год.
Доходы, млрд. руб. 6 965,3 7779,1
Расходы, млрд.руб. 5 463,6 5983,0
ВВП, млрд. руб. 31 220 32 989
Уровень инфляции (потребительских цен),% 6,5 - 8,0% 11,9%
Профицит, млрд. руб. 1 501,8 1796,1

 

Как видно из табл. 1, все макроэкономические показатели превысили запланированный уровень, таким образом, доходы увеличились на 11,7% по сравнению с ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 г.», расходы – на 9,5%, ВВП – на 5,7%, уровень инфляции (потребительских цен) – на 3,9-5,4%, итого профицит в 2007 году составил на 19,6% больше, чем было запланировано.

На 2008 год ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008 год» (см. приложение [4]) запланированы показатели на следующем уровне (табл.2):

 

Макроэкономические показатели ФЗ «О ФБ на 2008г.»
Доходы, млрд. руб. 6644,4
Расходы, млрд.руб. 6570,3
ВВП, млрд. руб. 35 000,0
Уровень инфляции (потребительских цен),% 7%
Профицит, млрд. руб. 74,1

 

В связи с тем, что федеральный бюджет принят на 3 года, запланированной величиной показателей подтверждается сближение уровня доходов и расходов (табл. 2). Профицит бюджета будет последовательно уменьшаться, что доказывается принятым ФЗ «О ФБ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».


2.1 Анализ доходов федерального бюджета РФ

 

Состав и структура доходов федерального бюджета РФ на январь - март 2007 и 2008 годов (см. приложение [5]) (см. приложение, табл.3).

Как видно из бюджетов на январь - март 2007 и 2008 года главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (12,9 % и 11,5 % от ВВП в 2007 и 2008 годах соответственно). Из налоговых доходов государства наиболее весомыми налогами являются налог на добавленную стоимость и налог на прибыль – почти достигают половины всех налоговых доходов, поступающих в бюджет. Налог на прибыль составил примерно 1,8% - 1,9%,таможенные пошлины – 7,5% - 8,7 %.

Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т. е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.

Вторую группу составляют неналоговые доходы, причем на январь - март 2008 год собрано на 1,8 % больше, чем было собрано в 2007 году. Это очень важный источник дохода, так как, казалось бы, такой незначительный прирост дает возможность получения дохода на 349,6 млрд. рублей больше предыдущего года.

Третья группа – поступления от целевых бюджетных фондов (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы и др.).

Особой группой поступления доходов является единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, который взимается с налогоплательщиков-работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств, физически лиц). В 2008 году единый социальный налог предполагается собирать также на уровне 1,2 %,в отличие от 1,3% в 2007 году.

Вывод. Основные показатели федерального бюджета по доходам в январе-марте 2008 года оказались существенно лучше аналогичных показателей прошлого года. Причем улучшение произошло как за счет неналоговых, так и за счет налоговых поступлений.

 

2.2 Анализ расходов федерального бюджета РФ

Состав и структура расходов федерального бюджета РФ на январь - март 2007 и 2008 годов (см. приложение, табл.4)

Через федеральный бюджет проходит 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на фундаментальные научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Первое место в расходах федерального бюджета на январь – март 2008 года занимают непроцентные расходы, что на 0,7 % больше, чем в 2007 году, и составляют 14,5 % на январь - март 2008 года.

Существенный объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно четверть всех бюджетных расходов.

В связи с активным погашением и обслуживанием государственного долга в последние годы уровень расходов на обслуживание государственного долга зафиксирован на уровне около 0,6 %. Государственным внутренним долгом РФ являются долговременные обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, обеспечиваемые всеми активами, находящимися в распоряжении государства.

Обслуживание государственного долга по сравнению с январем-мартом 2007 годом уменьшилось на 10,5 млрд. руб.

Следующее место и немаловажное занимают расходы на культуру и социальную сферу: на январь-март 2007 год они составили 1,7 %, в бюджете на 2008 эти расходы увеличились до 1,8%.

Рассмотрев основные источники расходов следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

Непроцентные расходы федерального бюджета в начале 2008 года оказались значительно выше, чем в 2007 и предыдущих годах. Отчасти это можно считать результатом усилий Минфина по повышению равномерности расходования средств по месяцам в течение года.

Процентные расходы федерального бюджета в январе-марте текущего года практически аналогичны величине в 2007 году, при этом около половины расходов связаны с выплатой процентов по внутреннему долгу.

По итогам первых трех месяцев 2008 года федеральный бюджет был исполнен со значительным кассовым профицитом, тогда как ненефтегазовый баланс бюджета в текущем периоде был отрицательным.

Вывод. Так как федеральный бюджет является ведущим звеном финансовой системы и в нем объединяются главные доходы и расходы государства, то, на мой взгляд, важно проследить основные источники этих доходов и расходов.

Проведя анализ доходной части федерального бюджета РФ, мы можем увидеть значимость и доходность тех показателей, которые приносят государству доход и тем самым позволяют ему успешно функционировать и наращивать свой социально-экономический потенциал.

 Анализ расходной части дает на картину тех необходимых затрат, которые возникают в процессе выполнения государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...