Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Боспорское царство в I - III в. н. э.

Эпоха палеолита

Палеолит (от греческих слов Palaios — древний и lithos — камень) — историко-геологическая эпоха, древнекаменного времени. Начался с появлением на Земле первого обезьяноподобного человека, архантропа, который относится к типу Homo habilis (около 2,6 миллионов лет назад) и закончился около 11-12 тысяч лет назад. Палеолит — эпоха существования доисторических видов людей, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных. В данный период истории впервые зародилась первобытная культура и искусство. В эпоху палеолита как климат Земли, так и её растительный и животный мир достаточно сильно отличались от современных. Эпоха палеолита разделяется на следующие периоды - ранний (или нижний), средний и поздний (или верхний) палеолит.

На данный момент изучена пока лишь история и культура палеолита конечной поры или раннего периода — эпохи мустье (от 100—80 до 38 тыс. лет назад). Работами последних десятилетий установлено, что древний неандертальский человек эпохи нижнего палеолита жил в Крыму не только в гротах-пещерах горных районов полуострова, но и на открытых местах, причем повсеместно: в Присивашье, в равнинной части, на Южном берегу.

Судя по находкам, основными объектами охоты людей палеолита (неандертальцев) — ближайших предшественников человека современного физического облика — были такие животные, как мамонт, олень, пещерный медведь, лев, шерстистый носорог и т. д. Охота дополнялась собирательством. Неандертальцы пользовались кремневыми орудиями труда (остроконечниками, скреблами, ножами и т. д.), умели добывать огонь. К этому времени зарождается искусство палеолита, а также возникают зачатки религиозных верований и родоплеменной организации первобытного общества.

В эпоху верхнего палеолита (38—10 тыс. лет назад) в Крыму обитали люди современного облика — кроманьонцы. Находки археологов свидетельствуют о прогрессе древнего человеческого общества: сильно усложнились орудия труда и появились первые произведения искусства, которые говорят о наличии довольно сложных религиозных представлений.

Мезолит

Средний период каменного века в Крыму начинается с наступления голоцена, а заканчивается входом в употребление глиняной посуды. Крымский мезолит датируется концом IX-VI тысячелетием до н.э.

Хозяйство. В мезолите климат и растительный мир Крыма приобрели облик, близкий к современному. В горной части полуострова основными объектами охоты стали кабан (25% костей, принадлежащих млекопитающим, на стоянках), косуля (20%) и благородный олень (14%). По промысловому значению сайга (5%) сравнялась с дикой козой и овцой (6%), а роль хищных зверей (10%) уменьшилась. Добычей становились также прочие копытные (3%) и заяц (10%). Кости собаки составляют 1%, а домашней свиньи 6%.

Мезолит

Эпоха мезолита (10—8 тыс. лет назад) на территории полуострова представлена стоянками, инвентарь которых позволяет говорить о дальнейшем совершенствовании кремневых орудий, о появлении лука и стрел, оснащенных кремневыми наконечниками, что обеспечило переход от коллективной охоты к индивидуальной. Вторым достижением периода мезолита является приручение и одомашнивание животных — собаки и свиньи.

Мезолит - это средний каменный век, который представляет собой период времени между концом палеолита и началом распространения неолитического типа цивилизации. Эпоха мезолита началась около 10 тыс. лет тому назад, но время ее существования различается в разных регионах планеты, все в зависит от того, в какой степени каждый из них был связан с центрами культуры периода неолита.

Энеолит. Название периода обозначает время, когда наряду с медными изделиями еще широко использовались кремневые. Медь поддается ковке, но отличается мягкостью и высокой ценой, которые помешали ей полностью вытеснить изделия из кремня. Открыли медь раньше, чем железо, так как она нередко встречается в природе практически в чистом виде.

В Крыму своеобразные, предположительно энеолитические стоянки, выявленные на Южном берегу, относятся к числу так называемых "раковинных куч", расположенных на морском побережье и включающих керамику с кремневым инвентарем (Ласпи I, Гурзуф, Жуковка и пр.). В отличие от мезолитических стоянок (среди которых - расположенная на море Ласпи VII), здесь скопления составляют не раковины наземной улитки (которые тоже встречаются), а, главным образом, створки морских моллюсков - мидий и устриц, хотя отмечена и морская улитка пателла. Это говорит о новом этапе в истории собирательства. Найдены также остатки крабов, фрагментированные кости млекопитающих, птиц и рыб.

Среди кремневых орудий, изготовленных из отщепов или пластин, - скребки, ножи, проколки и наконечники стрел с двусторонней сплошной (плоской) ретушью. Керамика - сосуды с четко выраженной, часто цилиндрической шейкой и отогнутым наружу краем, по-видимому, с круглым или уплощенным дном. Поверхность хорошо сглажена. Орнамент, врезной и гребенчатый, в основном елочный, обычно в виде повторяющихся горизонтальных и вертикальных зигзагов; он характерен для верхней части сосудов, которые подчас лишены декора. По калиброванной радиоуглеродной дате Гурзуфская стоянка относится к первой половине IV тысячелетия до н.э.

Неолит

В Крыму неолитическая революция, или переход от охоты и собирательства к животноводству и сельскому хозяйству, произошла около 5500—3200 гг. до н. э. На территории полуострова сохранились многочисленны стоянки эпохи неолита. Согласно археологическим данным, неолит характеризуется как период каменного века, когда обработка камня достигает наивысшего расцвета, появляется остродонная лепная посуда, происходит одомашнивание крупного и мелкого рогатого скота, а также знакомство с основами земледелия, зарождается культура и искусство. В эту эпоху, люди неолита жили по развитой родоплеменной системе со счетом родства по материнской линии (матриархат).

Неолит (от греческого neo — новый и lihos — камень) - новый каменный век, начался около 10 000 лет до н.э. Культура эпохи неолита, характеризуется использованием в основном кремнёвых, костяных или каменных орудий труда (в том числе изготовленных при помощи технологий пиления, сверления и шлифовки) и повсеместным распространением посуды из глины. Орудия труда эпохи неолита представляют собой завершающую стадию развития каменных орудий, которые затем сменяются появляющимися в больших количествах изделий из металла, таким образом неолитическая революция входит в завершающую стадию. По различным способам ведения хозяйства культура неолита распадаются на две группы:

Оседлые земледельцы и скотоводы

Развитые охотники, рыболовы и собиратели

В целом неолит характеризуется как, период, который отражает последствия перехода к принципиально новым формам получения или добычи продуктов питания путём их производства, что стало началом развития производящей экономики.

Энеолит

В третьем тысячелетии до н. э. неолит на территории Украины сменяется эпохой энеолита, которая длится до начала второго тысячелетия до н. э. В этот период человек начинает пользоваться в быту изделиями из металла (меди, медно-мышьякового сплава), однако основная масса орудий — каменные, главным образом кремневые. Много глиняной посуды. Основу культуры энеолита составляют скотоводство и земледелие, появляются колесный транспорт и сани. Человек приручает дикую лошадь, которая, очевидно, используется для верховой езды, развиваются появившиеся ранее зачатки искусства.

Известны многочисленные произведения монументального искусства энеолита, как полихромные (т. е. созданные с помощью красок), так и объемного типа. Основной характеристикой энеолита является родоплеменной строй с хорошо сложившейся патриархальной основой. Намечается социальное расслоение с выделением родоплеменной знати — старейшин, вождей, жрецов. В Крыму известны две энеолитические культуры: кеми-обинская и ямная. Племена первой скорее всего формируются на местной, основе раннего энеолита, племена второй, очевидно, пришлые.

Бронзовый век

В эпоху бронзы (II тысячелетие до н. э. — IX в. до н. э.), на раннем ее этапе, в период перехода от каменного века к бронзовому, в Крыму продолжают жить племена ямной культуры, а кеми-обинцы доживают почти до середины II тысячелетия. История бронзового века на территории крымского полуострова тесно связана с кеми-обинской культурой, которая получила свое название от кургана Кеми-Оба (Белогорский район), где впервые выявлено характерное для нее погребение и первые признаки искусства. Ранняя ямная культура, как и более поздние катакомбная и срубная, названы по типам погребений — ям, катакомб, срубов, присущих этим культурам эпохи бронзы.

Кроме того в период бронзового века, во II тысячелетии до н. э. в равнинной и предгорной частях полуострова появляются племена еще двух новых культур — катакомбной (примерно 2000—1500 гг. до н. э.) и срубной (около 1600—900 гг. до н. э.). В Крыму все названные выше культуры эпохи бронзы хорошо представлены такими памятниками истории и искусства как подкурганные погребения и остатки довольно многочисленных поселений, многие из которых существовали еще в каменном веке и продолжили развиваться в железном.

Образ жизни и занятия человека бронзового века в основном остаются теми же, что и в период энеолита. Главное достижение этой эпохи — изготовление изделий из бронзы, которые вытесняют каменные. Основой хозяйства продолжают оставаться скотоводство и земледелие. Следующая эпоха в истории человечества, которая сменяет бронзовый век, называется эпохой раннего железа. В Северном Причерноморье этот период охватывает отрезок времени от VIII в. до н. э. до IV в. н. э. На крымской земле в ранний железный век обитали в основном киммерийцы (около XV—VII вв. до н. э. или, по мнению других исследователей, с XIII—XII по VII в. до н. э.), племена кизил-кобинской культуры (расцвет в VII—III вв. до н. э.), тавры (IX—II вв. до н. э.), скифы (VII в. до н. э. — III в. н. э.), сарматы и аланы (II в. до н. э. — IV в. н. э.), готы (с III в. н. э.).

Киммерийцы

Киммерийцы — самые ранние из обитавших на территории сегодняшней Украины, в том числе и в Крыму, древних племен (еще до скифов и сарматов), о существовании, имени, религии и культуре которых мы узнаём из античных письменных источников, начиная с «Одиссеи» Гомера (созданной в VIII—VII вв. до н. э., но отражающей события приблизительно XII в. до н. э.).

Одни исследователи истории относят ранних славян киммерийцев в Крыму к племенам катакомбной культуры, другие — к срубной. Крымские материалы (погребения, инвентарь, предметы религии) дают основание полагать, что более близки к истине те ученые, которые отождествляют культуру киммерийцев с племенами катакомбной, а точнее, позднекатакомбной культуры. Следует учитывать, что древние киммерийцы — это, очевидно, собирательный термин, под которым подразумевается союз родственных племен Крыма, впоследствии аналогичная организация общества наблюдается у скифов и сарматов. Античные источники истории характеризуют их как людей воинственных, что подтверждает и археологический материал — находки оружия в погребениях. Киммерийцы на территории Украины занимались в основном скотоводством и земледелием, жилища строили из камня имели развитую культуру и религию.

К поздним славянам киммерийцам, очевидно, надо относить и племена кизил-кобинской культуры, с которыми связываются многочисленные поселения, пещерные святилища и погребения. Новые исследования дают основание пересмотреть распространенное представление о том, что носителями кизил-кобинской культуры в Крыму являются ранние тавры. На эту мысль наводят различия в инвентаре и погребальном обряде. Что же касается кизил-кобинцев, то их культура по ряду признаков близка к позднекатакомбной.

Согласно древним письменным источникам, в VII в. до и. э. часть киммерийцев на Украине, в связи с вторжением кочевых скифов, покинула свои земли, а часть осталась на прежних местах. Возможно, оставшиеся киммерийцы в Крыму были оттеснены скифами в горную часть полусотрова. Именно к этому времени (VII—VI вв. до н. э.) относится основная масса памятников кизил-кобинской культуры, в равнинной же части они единичны. Это и целый ряд других общих признаков (сходство в инвентаре, погребальном обряде и религии) дает основание видеть в кизил-кобинцах позднейших, оттесненных в горы киммерийцев.

 

Тавры

В основном тавры в Крыму жили в горной части полуострова и на Южном берегу — о них сообщают античные авторы, свидетельствуют многочисленные могильники из каменных ящиков, а также поселения, область распространения которых совпадает с границами таврских владений, известных из античных источников.

Тавры вели пастушеско-земледельческий образ жизни, подсобными являлись рыболовство, охота, сбор моллюсков. Кремневые орудия к этому времени почти вышли из употребления, широкое распространение получили изделия из бронзы (наконечники стрел, разнообразные украшения) и железа (мечи, ножи). Конструкция таврских каменных ящиков, характер захоронений, а отчасти и керамики, очень сходны с кеми-обинскими. Не исключено, что далекими предками тавров в Крыму были кеми-обинцы, однако между самыми ранними таврскими памятниками и позднейшими кеми-обинскими существует разрыв во времени не менее чем в 500—600 лет.

 

Скифы

Неизгладимый след в древнейшей истории Украины, и Крыма в частности, оставили скифы, этот народ появился здесь с VII в. до н. э., еще до прихода на полуостров греков. Начальный период ранней эпохи истории скифских племен изучен слабо, поэтому происхождение скифов в многом окутано тайной, значительно полнее наши представления о позднем царстве скифов, или, по определению Страбона, О «Малой Скифии», которая сложилась как государство не позже начала III в. до н. э.

На протяжении веков древние скифы на территории Украины противостояли в Крыму грекам и всему античному миру. В то же время их постоянное общение с этим миром, другими народами приводило к взаимовлиянию, особенно греческой и скифской культур, поэтому прежде всего нужно говорить, конечно, об эллинизации племен скифов. В эту историческую эпоху, знать скифского государства заимствует характер жилищ, одежды, обычаи, предметы быта, искусство и даже религию эллинов. В обмен на хлеб скифы получали привезенные с островов Эгейского моря дорогие ткани и вино, оливковое масло, стеклянную и краснолаковую посуду, предметы роскоши. Многие вещи — пряжки, конская сбруя, сосуды из золота и электра — изготовлялись по заказам богатых скифов в греческих колониях полуострова.

 

Греки в Крыму

Начало переселения части древних греков в города и поселения расположенные на территории Крыма относится к VI в. до н. э. Ведущую роль играл в колонизации играл малоазийский город Милет. История греков Украины начинается в VI в. до н. э., когда выходцы из Милета основали города Пантикапей (Керчь), Феодосию, Мирмекий, Нимфей, Тиритаку (Войково, Георгиевское, Аршинцево) и ряд других, которые объединились вокруг Пантикапея, как пантеона культуры и религии, в Боспорское царство.

Природные богатства Керченского полуострова явились основой развития на Боспоре древних ремесел: металло- и камнеобрабатывающего, керамического, изготовления одежды и тканей, ювелирного, процветало искусство. Но ведущее место в экономике страны греков и повседневной жизни граждан занимало земледелие (выращивали пшеницу, ячмень, просо), развиты были виноградарство, виноделие, садоводство. Со временем Боспор превратился в главного поставщика хлеба и других продуктов питания греческим городам Балканского полуострова и Малой Азии. Процветала торговля рабами. В 107 г. до н. э. в Пантикапее вспыхнуло восстание. Это первое в истории нашей страны документально засвидетельствованное выступление народных масс против власть имущих. Повстанцы свергли царя Перисада и провозгласили царем своего предводителя Савмака. Лишь через год удалось греческим рабовладельцам подавить восстание с помощью войск понтийского царя Митридата VI Евпатора, союзника Херсонеса, в ту пору важнейшего в Таврике центра античной цивилизации.

Сарматы. Кочевые племена сарматов (роксоланы, языги, аорсы, сираки и др.) появляются в Северном Причерноморье в IV - III вв. до н. э., тесня скифов. В Таврику они проникают с III - II вв. до н. э., то сражаясь со скифами и боспоритами, то вступая с ними в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами в Крым попали и праславяне. Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешиваются с местным греко-скифско-таврским населением.

 

 

Готы. Германские племена готов вторглись в Крым в III в Под их ударами пало поэднескифское царство, а Боспор попал в зависимое положение. Вначале готы осели в равнинном Крыму и на Керченском полуострове. Затем из-за гуннской угрозы часть готов переместилась в юго-западный Крым. Территория их расселения впоследствии получила названий Готия, а её жители стали федератами Византийской империи. При поддержке Византии здесь строились укрепленные поселения (Дорос, Эски-Кермен). После принятия готами христианства здесь Готская епархия Константинопольского патриархата. В XIII в на территории Готии было образовано княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 г. Соседствуя с аланами и исповедуя единую христианскую веру готы постепенно сливаются с ними, образуя этническую общность «готоаланы», которая впоследствии участвует в этногенезе крымских греков, а затем и крымских татар.

 

Гунны. В течение IV - V вв. в Крым неоднократно вторгались полчища гуннов. Среди них были разные племена - тюркские, угорские, болгарские. Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их набегов в предгорно-горной части полуострова. После распада союза гуннских племен в 453 г. часть гуннов осела в степном Крыму и Керченском полуострове. Какое-то время они были угрозой жителям горной Таврики, но затем быстро растворились в среде местного, более культурного населения.

 

 

Крымские греки. В V-IX вв. в юго-восточном и юго-западном Крыму из потомков античных греков, тавроскифов, готоалан, части тюрок формируется новый этнос, впоследствии получивший название «крымские греки». Объединило эти разные народы принятие православного христианства, а также общность территории и образа жизни. В VIII -IX вв в него вливаются греки, бежавшие из Византин от преследования иконо6орцев. В XIII в. в юго-западной Таврике образуются два христианских княжества - Феодоро и Кырк-Орское, основным языком в которых был греческий. с XV в.. после разгрома турками генуэзских колоний и княжества Феодоро, происходит естественная тюркизация и исламизация крымских греков, однако многие из них сохранили христианскую веру (даже утратив родной язык) вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Небольшая часть крымских греков позднее вернулась в Крым.

Хазары - собирательное название разных народностей тюркского (тюрко-болгары, гунны и др.) и нетюркского (мадьяры и др.) происхождения. К VII в. образовалось государство - Хазарский каганат, объединившее несколько народов. В конце VII в. хазары вторглись в Крым, захватив его южную часть, кроме Херсонеса. В Крыму постоянно сталкивались интересы Хазарского каганата и Византийской империи. Неоднократно поднимались восстания местного христианского населения против господства хазар. После принятия верхушкой каганата иудаизма и побед киевских князей над хазарами их влияние в Крыму ослабло. Местному населению при помощи Византии удалось сбросить власть хазарских правителей. Однако еще долгое время полуостров именовался Хазарией. Оставшиеся в Крыму хазары постепенно влились в состав местного населения.

 

Славяно-русы (Киевская Русь). Киевская Русь,утверждаясь на мировой арене в период с IX по X век, постоянно конфликтовала с Хазарским каганатом и Византийской империей. Русские дружины периодически вторгались в их крымские владения, захватывая немалую добычу.

 

В 988 г. киевский князь Владимир и его дружина приняли в Херсонесе христианство. На территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано Тмутараканское княжество с киевским князем во главе, просуществовавшее до XI - XII вв. После падения Хазарского каганата и ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, а торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали существовать.

 

Печенеги, половцы. Печенеги - тюркоязычные кочевники - довольно часто вторгались в Крым в X в. Существенного влияния на местное население не оказали в силу краткости своего пребывания в Крыму.

 

Половцы (кипчаки, команы) - тюркоязычный кочевой народ. Появились на полуострове в XI в. и стали постепенно оседать в юго-восточном Крыму. Впоследствии половцы практически слились с пришлыми татаро-монголами и стали этнической основой будущего крымскотатарского этноса, т. к. численно преобладали над ордынцами и были относительно оседлым населением полуострова.

 

Армяне переселяются в Крым в XI—XIII вв., спасаясь от набегов турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму (Солхат, Кафа, Карасубазар), а затем и в других городах. Занимались торговлей и различными ремеслами. К XVIII в. Значительная часть армян отрекается, но христианской веры (православие монофизического толка) не теряет, вплоть до переселения из Крыиа в 1778 г. Часть крымских армян вернулась впоследствии в Крым.

 

После присоединения Крыма к России сюда переселяются многие армяне из стран Европы. В конце Х1Х-начале XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида в Армении, также переселяется в Крым. В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время происходит их частичное возвращение в Крым.

 

Венецианцы, генуэзцы. Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а генуэзские - в ХШ-м. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь. Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию - от Кафы до Херсонеса. Собственно генуэзцев было немного - администрация, охрана, купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в 1475 г. Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения.

 

Татаро-монголы (татары, ордынцы). Татары - одно из тюркских племен, покоренных монголами. Их наименование со временем перешло на весь многоплемённый массив азиатских кочевников, двинувшихся в поход на запад в XIII в. Ордынцы - более точное его название. Татаро-монголы - поздний термин, применяемый историками с XIX в.

 

Ордынцы (среди них были монголы, тюрки и другие покоренные монголами племена, а численно преобладали тюркские народы), объединенные под властью монгольских ханов, впервые появились в Крыму в XIII в.

 

Постепенно они стали оседать в северном и юго-восточном Крыму. Здесь образовался Крымский юрт Золотой Орды с центром в Солхате. В XIV в. ордынцы принимают ислам и постепенно расселяются и в юго-западном Крыму. Ордынцы, тесно контактируя с крымскими греками и половцами (кипчаками), постепенно переходят к оседлости, став одним из этнических ядер для крымскотатарского этноса.

 

Крымские татары. (Крымские татары - так называют этот народ в других странах, самоназвание «къырымлы» - крымцы, жители Крыма.) Процесс формирования этноса, который впоследствии получил название «крымские татары», был долгим, сложным и многоплановым. В его формировании приняли участие тюркоязычные (потомки тюрок, печенегов, половцев, ордынцев и др.) и нетюркоязычные народы (потомки готоалан, греков, армян и др.). Крымские татары стали основным населением Крымского ханства, просуществовавшего с XV по XVIII в.

 

Среди них можно выделить три субэтнических группы. «Горные татары» расселялись в горной и предгорной частях полуострова. Их этническое ядро в основном сложилось к XVI в. из потомков ордынцев, кипчаков и крымских греков, принявших ислам.

 

Этническая группа «южнобережных татар» сформировалась позднее на землях, подвластных турецкому султану. Их этническую основу составили потомки местного христианского населения (готоалан, греков, итальянцев и др.), которые проживавшие на этих землях и принявшие ислам, а также потомки переселенцев из Малой Азии. В XVIII - XIX вв. на Южном берегу стали селиться и татары из других районов Крыма.

 

В степном Крыму, Причерноморье и Присивашье кочевали ногайцы, которые имели, в основном, тюркские (кипчакские) и монгольские корни. В XVI в. они приняли подданство крымского хана, а позднее влились в крымскотатарский этнос. Их стали называть «степные татары».

 

После присоединения Крыма к России начинается процесс эмиграции крымских татар в Турцию и другие страны. В результате нескольких волн эмиграции численность крымскотатарского населения значительно сократилась и к концу XIX е. она составляла 27% населения Крыма.

 

В 1944 г крымскотатарский народ был депортирован из Крыма. В депортации произошло невольное смешение разных субэтнических групп, которые до этого почти не смешивались между собой.

 

В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса.

 

Турки (Османская империя). Вторгшись в Крым в 1475 г., турки-османы овладели, прежде всего, генуэзскими колониями и княжеством Феодоро. На их землях был образован санджак - турецкие владения в Крыму с центром в Кафе. Они составляли 1/10 часть полуострова, но это были наиболее стратегически важные территории и крепости. В результате русско-турецких войн Крым был присоединен к России и турки (в основном военные гарнизоны и администрация) покинули его. Турки организованно расселяли на крымском побережье выходцев из турецкой Анатолии. Со временем, изрядно перемешавшись с местным населением, все они стали одной из этнических групп крымскотатарского народа и получили название «южнобережные татары».

 

Караимы (караи) - народность тюркского происхождения, возможно, потомки хазар. Впрочем, и по сей день их происхождение - предмет острых научных споров. Это малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся на основе обособленной в религиозном отношении секты, исповедовавшей иудаизм в особой форме - караимизма. В отличие от ортодоксальных иудаистов, они не признавали Талмуд и хранили верность Торе (Библии). Караимские общины начали появляться в Крыму после X в., а к XVIII в. их уже было большинство (75%) в иудейском населении Крыма.

 

Русские, украинцы. На протяжении ХУ1-ХУИ вв. отношения между славянами и татарами складывались непросто. Крымские татары периодически совершали набеги на окраинные земли Польши, России и Украины, захватывая невольников и добычу. В свою очередь запорожские казаки, а затем и русские войска совершали военные походы на территорию Крымского ханства.

 

В 1783 г. Крым был завоеван и присоединен к России. Началось активное заселение полуострова русскими и украинцами, которые к концу XIX в. стали здесь преобладающим населением и продолжают им оставаться.

 

Греки и болгары с подвластных Турции земель, под угрозой репрессий, при поддержке Российского государства переселяются в Крым в конце XVIII - начале XX века. Болгары расселяются в основном в сельской местности юго-восточного Крыма, а греки (их принято называть новогреки) - в приморских городах и селениях. В 1944 г. они были депортированы из Крыма. В настоящее время часть из них вернулась в Крым а многие эмигрировали в Грецию и Болгарию.

 

Евреи. Древние евреи в Крыму появляются ещё с начала нашей эры быстро адаптируясь в среде местного населения. Их численность здесь значительно увеличивается в V-IХ вв., когда они подвергаются гонениям в Византии. Проживали в городах, занимаясь ремеслом и торговлей,

 

К XVIII в. часть из них сильно отюречивается, став основой для крымчаков - тюркоязычного этноса, исповедующего иудаизм. После присоединения Крыма к России евреи всегда составляли значительную долю населения полуострова (она составляла до 8% к началу XX в.), поскольку Крым входил в так называемую «черту оседлости», где евреям разрешалось селиться.

 

Крымчаки - тюркоязычная малочисленная народность, сформировавшаяся к XVIII в. из потомков евреев, переселившихся в Крым в разное время и из разных мест и основательно отюреченных, а также тюрок, принявших иудаизм. Исповедовали иудейскую религию талмудического толка, что и послужило их объединению в единый народ. Немногочисленные представители этого народа проживают в Крыму и сегодня.

 

Немцы. После присоединения Крыма к России в начале XIX в. немецкие переселенцы, пользуясь значительными льготами, стали расселяться, в основном, в степном Крыму и на Керченском полуострове. Занимались, преимущественно, сельским хозяйством. Почти до самой Великой Отечественной войны жили в отдельных немецких селах и хуторах. К началу XX в. немцы составляли до 6% населения полуострова. Их потомки депортированы из Крыма в 1941 г. В настоящее время лишь немногие из крымских немцев вернулись в Крым. Большинство эмигрировало в Германию.

 

Поляки, чехи, эстонцы. Переселенцы этих национальностей появились в Крыму в середине XIX в., занимались в основном сельским хозяйством. К середине XX в. они практически растворились в среде преобладающего местного славянского населения.

Древний Херсонес

Точная дата основания Херсонеса истории не известна, ученые лишь сходятся во мнении что это было в V веке до н. э. недалеко от Севастополя на территории современной Украины. В то время город Херсонес таврический занимал выгодное положение (по гречески херсонесос — «мыс»), удобное для обороны Гераклейского полуострова, с закрытой гаванью на торговом пути из Боспора в Грецию. Раскопки развалин доказали этой древней греческой колонии, доказали ученым, что освоив большую сельскохозяйственную территорию (хору), куда вошло западное побережье Крыма, Херсонес одновременно превратился в крупный центр античной культуры, а также ремесел и торговли.

Это была рабовладельческая демократическая республика. Вся власть принадлежала гражданам (мужчинам-рабовладельцам), родившимся в стенах Херсонеса. Они составляли народное собрание, которое избирало правящий орган — совет. Постановления совета утверждались народным собранием, затем их тексты вырезались на каменных плитах и устанавливались на видных местах. Одним из таких постановлений был декрет в честь понтийского полководца Диофанта, оказавшего древнему Херсонесу большую помощь в войне со скифами. Однако помощь дорого обошлась Херсонесу — он попал в полную зависимость от царя Митридата понтийского, ставшего после разгрома восстания Савмака правителем Боспора.

Потерпев поражение в войне с Римом на Кавказе, Митридат Евпатор бежал на Боспор, где начал готовиться к походу на Римскую империю. Чтобы увеличить свое войско, он открыл в него доступ рабам, привлек на свою сторону бывших противников — скифов и сарматов. Но такая политика вызвала резкое недовольство рабовладельцев. Образовался заговор, к которому примкнул и сын царя Фарнак, перешедший на сторону римлян. По просьбе царя Митридата, видевшего безвыходность положения, верный ему полководец заколол его мечом. Примерно через 60—70 лет после смерти Митридата (63 г. до н. э.) на Боспоре утвердилась новая династия, основателем которой был Аспург. В зависимости от него находился и древний Херсонес, его власть признали северокавказские и прикубанские племена. Подобно римскому императору Августу, Аспург был обожествлен, в его честь в Пантикапее воздвигли храм. Все это говорило об усилении Боспорского государства.

 

Боспорское царство в I - III в. н. э.

В 60-х годах I в. н. э., при императоре Нероне, была сделана попытка установить протекторат Рима над городами Боспора, но она не удалась. Однако некоторая зависимость Боспорского царства от Рима сохранялась. Римские императоры утверждали на престоле боспорских царей, носивших династическое имя — Тиберий Юлий и официальный титул «друг кесаря и друг римлян». Многое в истории Боспора значили и денежные субсидии от Рима, которые шли на содержание армии для защиты северо-восточных границ империи от всевозрастающего напора варваров.

Натиск варваров заставляет обратиться за помощью к Риму и херсонесцев. В 60-х годах I в. н. э. в этот боспорский город вступили римские легионеры, и он надолго потерял свою самостоятельность. Так как содержание огромной римской армии обходилось очень дорого, солдаты обязаны были в свободное от военной службы время заниматься сельскохозяйственными работами, строительством, ремеслами, в том числе изготовлением разнообразной керамики, что положительно сказалось на развитии культуры боспорского царства. На всех изделиях римских легионеров ставилось клеймо легиона. По этим клеймам известно, что римский гарнизон Херсонеса состоял из отрядов XI Клавдиева, I Италийского, V Македонского легионов, вспомогательных войск Мёзийской армии. Для защиты города на дальних подступах к нему создавались укрепленные пункты римлян. Одним из них стала крепость Харакс на мысе Ай-Тодор, куда была проложена сухопутная дорога.

Приходилось укреплять свои границы и Боспорскому государству в I в. н. э. с этой целью возводится, в частности, город-крепость Илурат (к юго-западу от современной Керчи). К мощной оборонительной стене с боевыми башнями примыкали жилые кварталы. Жители города были своего рода военными поселенцами, совмещавшими оборону границы с земледелием и домашним ремеслом. Укреплялись и сельские поселения Боспора.

В начале второй половины III в. н. э. в истории Боспорского царства и Таврики наступили тяжелые времена, так как многие города подверглась опустошительным набегам готов, которым сопутствовало проникновение сюда сарматского племени аланов. В длительной борьбе между пришлыми и местными племенами погибло большинство городов и поселений Боспора и Скифии. Однако население полуострова ожидало еще более ужасное бедствие — нашествие гуннов. Под их ударами Боспорское царство пришло в упадок, от которого более не смогло оправиться. Прекратило существование и Скифское государство. Его сильно сарматизированное земледельческое население искало убежища в горах Таврики, смешиваясь с местными племенами — потомками тавров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...