Формы государственного устройства
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Второй элемент формы государства – формы государственного устройства – характеризует территориальную организацию государства. Общая теория права выделяет три формы территориального устройства государства: унитарную; федеративную; конфедеративную. Унитарное государство – это государство, на территории которого действует единое правительство, законодательство и судебная система при наличии в его составе административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью. Признаки унитарного государства: политическое и территориальное единство государства; единое гражданство; единые законодательная, исполнительная и судебная системы; централизация государственной власти; контроль за деятельностью административно-территориальных единиц. В зависимости от вида контроля различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самым с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия. Унитарное государство может быть национальным (Польша, Япония, Гаити) и многонациональным (Китай, Афганистан, Пакистан). Федеративное государство – это сложное государственное образование, которое представляет собой союзное государство на территории которого действуют федеративные и республиканские органы власти. Существует мнение, что федерация – это объединение суверенных государств, так как суверенитет федерации производен от суверенитета входивших в неё государств.
Согласно другой точки зрения, государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку не обладают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью. Государства как субъекты федерации имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществлении федеральной власти через верховную палату парламента. Федерация – это сложное государство, для которого характерны следующие признаки: два уровня государственного аппарата – федеральные органы государственной власти и управления и органы власти и управления субъектов федерации; две системы законодательства – федеральная и каждого субъекта федерации; две судебные системы – общефедеральная и субъектов федерации; две системы налогов – федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации; разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации; “двойное гражданство”, то есть гражданин субъекта федерации одновременно является гражданином федерации. В зависимости от принципов формирования различают два вида федерации: административные федерации (США, Мексика) и национальные (Россия, Югославия). В административных федерациях в основу деления территории положены объективные признаки: плотность населения, запасы полезных ископаемых, рельеф местности и другие территориально-экономические признаки. В национальных федерациях основой деления территории служит субъективный фактор – национальный состав населения. Для национальной федерации характерны различные формы государственности: национальные республики, округа, автономии, которые создаются с учетом исторических традиций, языковых и культурных факторов. Политический режим Третьим элементом формы государства является политический режим, который определяет форму государства и содержание его деятельности. Режим характеризует правовое положение личности в обществе и государстве, её фактическое положение, воздействие государства на политическую жизнь страны и другие черты.
Существуют различные классификации политических режимов. Ряд авторов предлагают двучленные классификации. При таком подходе все режимы делятся на демократические и недемократические (тоталитарные). Демократический режим – это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются: формирование органов власти выборным путем; политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений, союзов; гарантированное существование политических прав и свобод граждан. Антидемократический режим характеризуют такие признаки, как формирование органов власти в результате псевдовыборов, путем фальсификации выборов либо без выборов; наличие единой государственной идеологии и отсутствие политического плюрализма; бесправие граждан и произвол власти зачастую при формальном провозглашении законности, прав и свобод граждан. Правовое государство Правовым государством считается государство, в котором господствует право. Правовое государство построено на правовых началах: во-первых, во всех сферах общественной жизни признает и осуществляет требования права; во-вторых, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установками. Основными признаками правового государства являются: верховенство правового закона, реальность прав и свобод граждан, организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. Указанными признаками соответствуют три составляющие: собственно правовой (нормативный)компонент, индивидуально-правовой (компонент прав и свобод граждан) и организационно-правовой (институциональный) компонент. Правовой компонент теории и практики правового государства содержит такое правопонимание, для которого характерно различение права и закона и создание на основе этого правопонимания правовых законов. Различение права и закона может быть проведено с естественно-правовых и более широких позиций. Согласно классической точке зрения, отличительным признаком права является принцип формального равенства, то есть применение равного масштаба ко всем субъектам права.
Принцип формального равенства в правовом выражении представляет собой справедливость как правовое начало. Отличительной чертой правового государства от так называемого “государства законности” является разработка, принятие и реализация правовых законов, а не господство законов, легализирующих произвол, бесправие и несправедливость. Индивидуально-правовой компонент теории и практики правового государства состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений между публичной властью и гражданами. Правовой характер взаимоотношений проявляется в связанности государства и граждан взаимными правами и обязанностями. При этом правосубъектность граждан, их права и свободы рассматриваются не как продукт воли и усмотрения публичной власти (дарованные вольности), а как объективно складывающиеся в данном обществе отношения, поддержание которых является обязанностью публичной власти. Институциональный компонент правового государства включает в себя организационно-правовые факторы, призванные исключить монополизацию власти, то есть её сосредоточение в руках одного лица, органа или социального слоя. Такими факторами являются: конституционно-правовой регламент государственной власти; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также конституционно-правовой контроль за правомерностью нормативных актов и действий всех властей. Правовое государство не тождественно демократическому. Оно представляет собой высшую ступень в развитии демократического государства, поскольку предполагает наличие многих правовых институтов. Условием формирования правового государства является высокая правовая культура общества, утверждение в обществе общечеловеческих ценностей, развитие демократических традиций.
Социальное государство Социальное государство предполагает некоторый гарантированный минимум благосостояния, юридически закрепленный в виде права каждого гражданина. Социальное государство не только гарантирует минимальное благополучие, но и обязуется содействовать гражданам в достижении социальных благ, непосредственно занято имущественным обеспечением и обслуживанием общества. Социальное государство стремится к установлению сотрудничества между различными частями общества и считает себя правомочным регулировать условия общественной солидарности. Социальное государство возлагает многочисленные социально-экономические обязанности не только на себя. Но и на предпринимателей, муниципалитеты. В условиях социального государства вполне естественными выглядят меры по ограничению богатства, конфискационное обложение наследуемого имущества, высокие налоги, обеспечивающие ограничение богатства и его перераспределение. В социальном государстве высока доля общественного сектора в экономике (государственные, кооперативные. Муниципальные предприятия). Принцип социального государства закрепляют основные законы (конституции Испании, ФРГ и др.). Конституционное его закрепление не означает, что государство непременно строго следует правилам этой социальной политики. Так, в Германии действие принципа социального государства явно ограничено. “Широкое социальное обеспечение, осуществляемое государством и стремящееся превратить сообщество в государство всеобщего благоденствия и упраздняющее тем самым ответственность за собственную свободу, не соответствует принципам социального правового государства” - говорит Конард Хессе1, из чего следует, что в ФРГ придерживаются скорее принципа государственной социальной безопасности. Наибольшее воплощение модель социального государства получила в скандинавских и некоторых других западноевропейских странах (например в Нидерландах). Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.monax.ru
1 Назаренко Г. В. Общая теория права и государства. – М.: Ось-89, 2001 – с. 131. 1 Хессе К. основы конституционного права ФРГ. М., 1981, с. 112.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|