Правовое положение Церкви.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 "Д." Ю. - сборник правовых норм, выработанных теоретическим и судебным творчеством рим. юристов до признания христианства гос. религией, поэтому в них нет специальных норм церковного права и даже не встречается слово "Церковь" (ecclesia). Все специальные нормы относительно Церкви сосредоточены в Кодексе и новеллах Юстиниана. Тем не менее,"Дигесты" регулировали имущественные права и обязанности Церкви, которая была признана юридическим лицом (СJ.1.2.4, 14, 16, 19, 23 и др.), так же как права и обязанности прочих субъектов права. Это значение "Дигесты" сохраняли в Византии до кон. IX в., пока оставались действующим законом (см. ст. "Василики" <http://www.pravenc.ru/text/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8.html>), и приобрели его в Зап. Европе с XII в. как субсидиарный источник права. Считается, что влияние христианства на римское право проявилось в "Дигестах" в ссылках на humanitas в значениях "человеколюбие" (Dig.3.1.1.4; 11.7.14.7; 48.10.31), "высшая справедливость" (Dig.28.2.1.13 pr.; 29.2.86 pr.; 40.4.4.2; 49.15.12.5), на pietas в значениях "благочестие, благоговение к Богу" (Dig.36.1.78.2; 32.41 pr.), "милосердие" (Dig.34.1.14.1), а также "любовь родителей к детям, детей к родителям", "родственная любовь" (Dig.37.15.10; Dig.27.10.4; 48.9.5; 48.5.22.4; 3.5.31.6 и др.), на paterna или materna verecundia, reverentia в значениях "честь", "почтение, уважение к родителям" (Dig.36.1.52; 39.1.31.1; 48.17.14.1). Изменения в римском семейном и наследственном праве (ослабление отцовской власти, расширение круга наследников, наследование по принципу кровного родства), происшедшие в поздней античности и отраженные в "Дигестах", также объясняют влиянием христианства. Произведения античных юристов в "Д." Ю. При составлении этого свода предполагалось использовать произведения только тех юристов, которым императоры предоставляли право давать официальные консультации (ius publice respondendi; Dig.1.2.2.48-50; Gai. Inst.1.7) по адресованным императору запросам (Deo auctore.4). Но желание составить более представительный сборник привело к тому, что ius respondendi было признано за всеми юристами, которых упоминали 5 корифеев (Tanta. 20a), поэтому в перечень 40 юристов, цитируемых в "Дигестах" в хронологическом порядке, вошли: I в. до Р.Х. - Квинт Муций Сцевола, Элий Галл, Алфен Вар; I в. по Р.Х. - Антистий Лабеон, Прокул, Яволен Приск, Нераций Приск; II в. - Цельс, Юлиан, Помпоний, Абурний Валенс, Маврициан, Теренций Клеменс, Африкан, Венулей Сатурнин, Гай, Волузий Мециан, Марцелл, Таррунтен Патерн, Флорентин, Папирий Юст, Цервидий Сцевола; III в. - Папиниан, Клавдий Сатурнин, Каллистрат, Аррий Менандр, Тертуллиан, Трифонин, Павел, Ульпиан, Марциан, Мацер, Лициний Руфин, Юлий Аквила (Галл), Модестин, Лициний Руф, Фурий Антиан, Рутилий Максим; IV в. - Гермогениан, Аркадий Харизий.
Еще 51 юрист III в. до Р.Х. - II в. по Р.Х. упоминается, но не цитируется (из III в. до Р. Х.6 чел.; из II в. до Р. Х.13 чел.; из I в.27 чел.; из II в.5 чел.). Подавляющее большинство цитируемых в "Дигестах" фрагментов (72,6% текста) принадлежит Ульпиану (40%), Павлу (20%), Папиниану, Гаю и Модестину (12,6%). Кроме них часто используются тексты Сцеволы, Помпония, Юлиана, Марциана, Яволена, Африкана, Марцелла. На долю остальных 28 юристов приходится 8,4% цитат. Причина неравномерного цитирования скорее всего в том, что юристы III в. подводили итог работы своих предшественников. Последующее же развитие права отразилось в императорских конституциях. Юстиниан сообщал, что члены комиссии просмотрели ок.2 тыс. книг (античных свитков) юристов, своих предшественников. Составленный по его указанию перечень произведений и имен юристов (Tanta. 20; Index Florentinus) насчитывает 1505 книг. С учетом фактически использованных перечень можно расширить до 1625 книг. Имп. Юстиниан писал, что комиссия работала также со многими другими неуказанными произведениями (Tanta.17), но вряд ли их число превышало 300. Index Florentinus неточен: 29 фактически использованных работ в нем пропущено и, наоборот, включено 17 неиспользованных сочинений. Поэтому есть предположение, что перечень изначально служил для комиссии компиляторов рабочим каталогом. Более точный список использованных сочинений составлен при подготовке критического издания "Дигест" (обозначается как Bluhme/Krüger Ordo).
Оценка "Д." Ю. Корпус задумывался и создавался как совершенный по содержанию храм рим. юстиции (Tanta. 20) и изначально имел значение законодательного и исторического документа. Имп. Юстиниан под угрозой привлечения к уголовной ответственности запретил комментировать "Дигесты" и снабжать их сокращениями (sigla) (Tanta.21-22), к-рые могли бы внести в текст неясности. Но запрет не соблюдался (известны схолии Стефана и др.). В Византии "Д." Ю. теоретически сохраняли силу закона до составления "Василик" (кон. IX в.). Однако к этому времени мн. положения либо устарели, либо были заменены последующими законами и не применялись на практике (особенно в области семейных, наследственных, земельных отношений). В Западной Европе "Д." Ю. как часть византийского законодательства действовали на территории Италии лишь в 554-568 гг., последнее упоминание содержится в письме 603 г. папы св. Григория Великого. После длительного периода забвения, когда европейские народы довольствовались небольшими сборниками римских законов, в кон. XI в. "Дигесты" заново "открыли" и начали изучать в университетах, постепенно адаптировали к средневековым условиям. Они стали субсидиарным источником права в Италии, Франции, Испании (на такой источник ссылались в случае пробела в законе или в праве), приобрели прямое действие в Римско-Германской (Свящ. Римской) империи и сохраняли это значение до кодификации национального права в XIX в. Значение "Д." Ю. для права Восточной Европы и России не столь очевидно. В России они никогда не действовали непосредственно, но влияние отдельных положений "Дигест" прослеживается через визант. каноническое право (см. ст. Кормчая книга <http://www.pravenc.ru/text/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%87%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0.html>). В нек-рых частях Российской империи действовали светские законодательные памятники, составленные под влиянием римского права и, следовательно, "Д." Ю. (напр., Шестикнижие Константина Арменопула <http://www.pravenc.ru/text/%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%83%D0%BB%D0%B0.html> в Бессарабии, Свод гражданских узаконений 1864 г. прибалтийских губерний, Гражданский кодекс Наполеона в Польше).
Более глубоким и продолжительным оказалось влияние "Д." Ю. как исторического памятника. Для народов Востока и Запада они остаются главным источником изучения римского права. В Византии имп. Юстиниан запретил обращаться непосредственно к произведениям римских юристов, многие из которых уже были утрачены, и сделал изучение "Дигест" основой юридического образования (Omnem.2-5). В Зап. Европе благодаря изучению "Дигест" произошло возрождение юриспруденции (кон. XI в.), становление науки частного права и истории рим. права (XVI в.). В обработке нем. пандектной школы XIX в. "Дигесты" оказали влияние на российскую науку гражданского права 2-й пол. XIX - нач. XX в. Новеллы Юстиниана
НОВЕЛЛЫ ЮСТИНИАНА (лат. novellae constitutiones) - изданный в Византии (VI в. н.э.) сборник императорских конституций <http://www.pravoteka.ru/enc/2828.html>. В него включались конституции <http://www.pravoteka.ru/enc/2828.html>, издававшиеся, Юстинианоми последующими императорами <http://www.pravoteka.ru/enc/2331.html> для замены постановлений <http://www.pravoteka.ru/enc/4537.html>, содержавшихся в Своде законов Юстиниана <http://www.pravoteka.ru/enc/5397.html>. Большинство Н.Ю. относится к 535-540 гг. Написаны на греческом языке <http://www.pravoteka.ru/enc/6746.html> кроме новелл <http://www.pravoteka.ru/enc/3727.html>, предназначенных для латинских провинций <http://www.pravoteka.ru/enc/4886.html> (некоторые новеллы <http://www.pravoteka.ru/enc/3727.html> - на обоих языках). По форме новеллы, как правило, состоят из 3-х частей, излагающих поводы к изданию новой конституции <http://www.pravoteka.ru/enc/2828.html>, ее содержание и порядок вступления в силу. В изданиях новелл первая часть называется proaemium, вторая подразделяется на главы, последняя - epilogus. Содержание новелл разнообразно: вопросы гражданского права <http://www.pravoteka.ru/enc/1459.html> чередуются с вопросами судопроизводства <http://www.pravoteka.ru/enc/5873.html>, административными и церковными. Особое значение имеют новеллы 118 и 127, преобразовавшие право <http://www.pravoteka.ru/enc/4586.html> наследования <http://www.pravoteka.ru/enc/3570.html> без завещания <http://www.pravoteka.ru/enc/2085.html> и послужившие основой <http://www.pravoteka.ru/enc/4070.html> для многих германских законодательств <http://www.pravoteka.ru/enc/2128.html>, а также новеллы, посвященные модификации публичного и семейного права <http://www.pravoteka.ru/enc/5435.html>.
До нас новеллы дошли в частных сборниках. Первый из них составлен в 556 г. на латыни и содержит 124 новеллы <http://www.pravoteka.ru/enc/3727.html>. (126, но 2 из них повторяют помещенные ранее). Новеллы расположены хронологически: древнейшая относится к 535 г., наиболее поздняя - к 555 г. Этот сборник обычно называют Juliani epitome Novellarum. Глоссаторам <http://www.pravoteka.ru/enc/1283.html> был известен и др. сборник, содержавший в себе 134 новеллы (в средневековой литературе назывался Authenticum, Authentica или Liber authenticorum). Полное собрание <http://www.pravoteka.ru/enc/5558.html> новелл было составлено при императоре <http://www.pravoteka.ru/enc/2331.html> Тиберии II в 578-582 гг. Оно содержит 168 новелл <http://www.pravoteka.ru/enc/3727.html>, из которых 4 принадлежат Юстину (Юстиниану II), и 3 Тиберию II, остальные - Юстиниану. Новеллы вплоть до 120-й расположены в хронологическом порядке. Это собрание <http://www.pravoteka.ru/enc/5558.html> дошло до нас в венецианской рукописи XII в. и флорентийской XIV в. Кроме того, существует ряд частичных собраний <http://www.pravoteka.ru/enc/5558.html> новелл, особенно относящихся к церковному праву <http://www.pravoteka.ru/enc/6515.html>. Язык новелл Поскольку сохранившиеся рукописные сборники новелл относятся к гораздо более позднему времени, чем время их составления, относительно языка, на котором они были исходно опубликованы существуют разные точки зрения. Возможны три варианта: новеллы были изданы на греческом языке <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA>, латыни или на обоих языках сразу. В пользу латинской версии говорит то, что для самого Юстиниана, уроженца Иллирии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%8F>, латынь, бывшая в то время языком делопроизводства, была родным языком. Однако при этом части империи, в которых латынь являлась основным языком, относились преимущественно к Западной Римской империи <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F>, либо были недавно отвоёваны (например, территориальные приобретения после Вандальской войны <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0>). С другой стороны, составленные при Феодосии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B9_II> и Валентиниане <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D0%BD_III> сборники были двуязычны, с целью сделать их понятными всем. Вероятно, имели место все три случая для разных новелл.
Несмотря на то, что вопрос о том, какие новеллы появились на каком языке интенсивно исследовался в XVIII-XIX веках, большего, чем косвенные предположения на основании темы новеллы или каких-то сопутствующих исторических обстоятельств достичь не удалось. Виды новелл. Эти конституции, или лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> constitutiones principis, разделяются по назначению на: § Эдикты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82> (лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> edicta), провозглашаемые императором обществу в целом; § Декреты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82> (лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> decreta) относились к судебным решениям сделанным либо судом первой инстанции или в апелляционной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F> инстанции; § Мандаты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%82> (лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> mandata) предписывали руководителю провинции предпринять некоторые действия; § Рескрипты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BF%D1%82> (лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> rescripta) - распоряжения по отдельным делам или послания императора официальным лицам или частным лицам. Структура новелл. Сами новеллы имеют следующую структуру: § лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Inscription, в котором указывается, кому адресован документ и содержащий указание, что данный документ исходит от императора; § лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Praefatio или prooimion, описывающее проблему, решаемую данной новеллой; § Собственно тело документа; § лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Epilogus, содержащий указания о том, как о кому этот закон должен быть доведён до сведения и когда он вступает в силу. Кодекс юстиниана 534 года
Кодекс 534 г., названный "Codex repetitae praeleclionis" (К.2-го изд.). Этот кодекс только и дошел до нас, в том виде, в каком он существует в изданиях Corpus'a juris civilis, т.е. не совсем полным. Веронеский палимпсест начала VII столетия, содержавший в себе полный кодекс, дошел до нас с пробелами. Остальные древнейшие рукописи кодекса представляют собой извлечения, передающие в сокращении только первые 9 книг кодекса. Они начинают пополняться с XI столетия; в конце XII столетия появились рукописи и последних 3 книг. Но и после этого кодексом считались только первые 9 книг, а три последние составляли особый отрывок, известный под названием "tres libri". Греческие конституции (кодекс был издан по-латыни, хотя и был тотчас переведен по-гречески), заключенные в кодекс, которые всегда выпускались западными рукописями (Graeca non leguntur), были прибавлены только к печатному изданию XVI в. из источников церковного и светского права византийской империи. Цельное издание сделано было впервые Готофредом в его "Corpus juris civilis". Практическое значение кодекса Юстиниана на Востоке, а начиная с эпохи подготовки рецепции (XII в.) - и на Западе, было больше значения кодекса Феодосия, так как к нему, вместе с другими частями Corpus'a juris, приурочилось применение и изучение римского права. Научная цена его для понимания чистого римского права гораздо меньше. Изменения, внесенные в текст Трибонианом и его сотрудниками, характерны лишь для эпохи Юстиниана и совершенно затемняют многие стороны исторического развития римского права. Кодекс распадается на 12 книг, книги на титулы, титулы на отдельные императорские постановления (leges или constitutiones), эти последние на параграфы. Цитируют кодекс, указывая обыкновенно lex или constitutio с относящимся к делу §, затем ставят буквы С. (= codicis), название титула и дальше в скобках книгу и титул. Например: l. или с.11 § 1 С. (цитируя с. вместо l. можно букву С. выбрасывать) depositi (4, 34). Заключение
За 38-летний срок правления император Юстиниан провел широкомасштабную реформу юридической системы. Он систематизировал, собрал воедино все существующие в то время нормативно-правовые акты, привел их в упорядоченную систему. Заложение основ права, поиск путей совершенствования законодательного процесса, необходимость обеспечения согласованности отраслей и комплексов законодательства между собой, выраженной в "пакетном" принципе подготовки законов - основные направления юридической деятельности Юстиниана. Список использованной литературы
1. Ливанцев К.Е. Сборник документов по всеобщей истории государства и права. Ленингр. институт. 1977 г. 2. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2, книга 1. М., 1994 г. . Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2, книга 2. М., 1994 г. . Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. МГУ 1991 г. . Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. МГУ 1991 г. . Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. М., 1993 г. . Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М. 1995 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|