без специальной подготовки
Как, однако, быть тем, кто не имеет возможности участвовать в подобном семинаре? Несомненно, они оказываются в более трудном положении. Конечно, есть соответствующие пособия. В качестве введения можно использовать книгу Р. Блейка, Дж. Мутон «Психология поведения на предприятии». Хорошо было бы самостоятельно организовать рабочую группу для совместного изучения и обсуждения этой книги. Дискуссия наверняка быстрее приблизит к пониманию стиля руководителя 9.9. Если группа гармонична, то со временем в ней может сложиться климат, позволяющий открыто и доверительно обсуждать ошибочные решения, конфликты и колебания ее участников. При этом станет ясным, что никто не является совершенством. Совершенно самостоятельный вопрос — перевод целой организации на путь, ведущий к успеху. Естественно, что такая ориентация управленческого звена просто немыслима без конкретных позитивных результатов. Таким образом, с самого начала достигается имеющая особое значение стадия развития организации: предпосылки каких-либо изменений недостаточны, если только один управляющий знаком с «решеткой». Даже если он прошел соответствующий курс в рамках специального семинара, необходимый масштаб работ достигается только тогда, когда есть группа совместно работающих людей, с одинаковыми оценками своих действий и решений и единой, совместно сформулированной целью. Автономной, самостоятельно обучающейся группе потребуется немного больше времени, чтобы одолеть «решетку менеджмента», но зато потом она может стать практически слаженной, сработанной командой. Путь к успеху ведет от ступеньки к ступеньке, шаг за шагом. Идет ли речь об обслуживании клиентов, о создании рекламного агентства, об обучении телефонистов и т. д.— в любом случае проект должен быть осуществлен в духе управления позиции 9.9. Группа ведущих управляющих должна стремиться расширять круг поддерживающих их идеи сотрудников, разбудить их любознательность и превратить в своих союзников. Многие работы, посвященные современным моделям управления, коллективному руководству, мотивации и целям в процессе управления, фактически базируются на «решетке менеджмента» и только добавляют свои «камешки» в общую мозаичную картину.
4.2 Испытать себя Все, кто хотел бы попробовать самостоятельно определить свой сегодняшний тип управленческого поведения, могут это сделать. Прочтя эту главу, вы узнаете свое место в «решетке менеджмента». Предупредим оптимистов: 70 % тех, кто на основе предлагаемых тестов поставили себе диагноз прирожденный руководитель типа 9.9, в процессе обучения перед лицом конкретных ситуаций и в стрессовой обстановке оказались либо «твердолобыми лидерами», либо боящимися всяких конфликтов сторонниками компромиссов. 4.2.1 Тест «Какой я управляющий?» 1. Проведите следующий тест: прочтите высказывания пяти различных управляющих и отметьте те, которые в наибольшей мере соответствуют вашим представлениям. Ранжируйте эти высказывания по следующим типам управляющих: 9.9, 9.1, 1.9, 5.5, 1.1. Ответ — в конце главы. A. Для меня важно принять решения, которые в принципе можно осуществить. Я борюсь за свои идеи, представления и стиль поведения, даже если при этом приходится кое-кому наступить на мозоль. Если возникают конфликты, то я или устраняю их, или провожу свою линию. Если что-то срывается, я защищаюсь, оказываю сопротивление или выдвигаю контраргументы. Я могу быть и циничным. Я подгоняю и себя, и других. B. Я принимаю решения других, присоединяюсь к мнению, представлению и стилю поведения других. Если возникают конфликты, я пытаюсь быть в стороне или оставаться нейтральным. Я нейтрален и поэтому редко раздражаюсь. Я работаю, не напрягаясь сверх того, что совершенно необходимо.
C. Для меня важно, чтобы принимаемые решения были здоровыми и творческими, чтобы они встречали понимание и одобрение. Я умею слушать и ищу идеи, мнения, образ поведения, отличающиеся от моих собственных. У меня есть убеждения, но я воспринимаю и чужие идеи, изменяя собственную позицию. Если возникают конфликты, я стремлюсь разобраться в их причинах и устранить последствия. Если я раздражен, я сдерживаюсь, хотя мое нетерпение заметно. Даже в трудный момент я способен оценить шутку. Все силы я отдаю работе, и сотрудники следуют за мной. D. Для меня важно сохранять добрые отношения с людьми. Вместо того чтобы реализовать собственный подход, я предпочитаю принимать мнения, стиль поведения и представления других. Я стремлюсь не допускать возникновения конфликтов, если же доходит до конфликта, я стремлюсь к тому, чтобы люди как можно скорее «залечили» свои раны и пришли в нормальное состояние. Так как напряженность приводит к срывам, я всегда дружелюбен. У меня есть чувство юмора, мне удается сохранять дружеские отношения или, если возникает напряженность, переключать внимание. Я редко руковожу, но помогаю всегда. Е. Для меня важна реализация осуществимых целей, даже если они не всегда безупречны. Если появляются новые идеи, воззрения, представления, отличающиеся от моих собственных, я ищу среднюю позицию. Если возникают конфликты, я стараюсь быть твердым и справедливым, рассуждать честно. Я стремлюсь поддерживать хороший, равномерный темп работы. 2. Следующие тезисы, взятые из рабочих материалов семинара по «решетке менеджмента», также могут помочь анализу собственной исходной позиции. Они представляют собой описания ситуаций, которые должны вызвать реакцию со стороны управляющего. Проверьте свою реакцию с помощью следующих оценок: 1. целиком отвечает моим представлениям; 2. — более или менее согласен; 3. — не уверен, трудно ответить; 4. — скорее придерживаюсь противоположного мнения; 5. — совершенно не согласен. Тезисы. У среднего человека мало честолюбия, он старается избегать ответственности и предпочитает роль ведомого и подчиненного.
Ваше мнение? В условиях современного индустриального общества возможности человека используются в производстве только частично. Ваше мнение? Большинство людей не реагируют на мотивации и позитивные стимулы. Заставить их напряженнее работать можно только принуждением, контролем и детальными инструкциями. Ваше мнение? Как, по вашему мнению, должно быть организовано хорошее предприятие? Изучите соответствующие тесты, взятые в сокращенном виде из материалов все того же семинара. 3. Отношение к контролю. A. Контроль осуществляется на базе прямых и обратных связей. Цели устанавливаются совместно. Каждый знает, как и почему что-либо происходит или должно происходить, и располагает информацией для самоконтроля. B. Управление, направленное на улучшение хода производства, базируется на подготовке доходящих до деталей отчетов, инспекциях и контроле. Персонал знает, чем ему заниматься. C. Руководитель знает сильные и слабые стороны каждого и следит за тем, чтобы никто слишком далеко не отклонялся от общего направления. 4. Как подводить итоги работы? A. Работа постоянно контролируется, результаты получают оценку. За ошибки и медлительность отвечают виновные. B. Вся работа происходит в дружеской атмосфере. Нельзя упускать возможности поблагодарить сотрудника. C. Ход работ должен всегда анализироваться с позиций целесообразности. Предложения по улучшению организации производства идут и сверху, и снизу. По окончании реализации проекта происходит открытое подведение итогов работы, стимулирующее профессиональный рост сотрудников. 5. Отношение к конфликтам. A. Конфликтов не должно быть, потому что и руководители, и подчиненные стремятся устранить все, что ведет к конфликтам. B. Конфликты подлежат обсуждению и анализу, с тем чтобы выявить лежащие в их основе причины и, насколько возможно, устранить их. Если это невозможно, об этом следует сказать открыто. C. Вышестоящее руководство или непосредственный руководитель разбирает конфликт. Принимается решение, обязательное для всех. Конечно, конфликт может и дальше скрыто тлеть, но тут уж ничего не поделаешь:
Выберите ответы, наиболее близкие вашей внутренней позиции. Лучшие решения указаны в конце главы. Обучение методике «решетки менеджмента» включает анализ сотен подобных ситуаций. Успех обучения методике «решетки менеджмента» позволил ее создателям распространить ее принцип на другие сферы. Например, на маркетинг, систему сбыта, И все-таки повторим еще раз: улучшение деятельности организации может происходить различными путями. Семинар может стимулировать этот процесс, но ни в коем случае не заменяет, конечно, собственной работы предприятия. Результаты предложенных тестов: 1. Типы управляющих: А = 9.1, В = 1.1, С = 9.9, D = 1.9, E = 5.5. 2. Лучшие исходные позиции при ответе от 5—1—5 до 4—2—4. 3. Лучшие представления о контроле: А. 4. Лучшее подведение итогов: С. 5. Лучшая стратегия в конфликтной ситуации: В.
Методика диагностики стиля управления в рамках профессиональной деятельности и во взаимодействии (Р.Блейк, Д.Моутон) 4.2.2 ТЕСТ «ОРИЕНТАЦИЯ» ИНСТРУКЦИЯ: Приведённые ниже 35 утверждений отражают особенности управленческого поведения. Отвечайте по каждому пункту так, как бы Вы действовали, если бы руководили рабочей группой. Прочитав утверждение, при ответах ставьте рядом соответственно «В» (всегда), «Ч» (часто), «И» (иногда), «Р» (редко), «Н» (никогда):
1. Вероятно, всегда был бы председателем группы. 2. Решился бы на сверхурочную работу. 3. Предоставил бы членам группы полную свободу действия в работе. 4. Поддерживал бы одинаковые способы деятельности. 5. Позволил бы людям при решении проблемы критически мыслить. 6. Сделал бы всё от меня зависящее, чтобы моя группа была лучше, чем конкуренты. 7. Говорил бы как представитель своей группы. 8. Побуждал бы членов группы к большему старанию. 9. Испытывал бы свои идеи в группе. 10. Разрешил бы членам группы полную инициативу. 11. Много работал бы в надежде на повышение. 12. Терпел бы замедленные действия и неуверенность. 13. В присутствии посетителей выступал бы от имени группы. 14. Хочу поддерживать высокий ритм работы. 15. Даю работникам возможность работать с развязанными руками. 16. В конфликтных ситуациях в группе действую как посредник. 17. Утопаю в деталях.
18. Представляю группу в её отношениях с внешним миром. 19. Не хотел бы предоставлять членам группы свободу действий. 20. Решаю, что делать и как делать. 21. Побуждал бы к росту производительности труда. 22. Делегировал бы некоторым работникам полномочия, которые мог бы оставить себе. 23. Обычно дела идут так, как я предсказывал. 24. Разрешаю группе выдвигать много инициативных предложений. 25. Даю членам группы конкретные задания. 26. Хочу вносить изменения. 27. Прошу членов группы работать интенсивнее. 28. Считаю, что члены группы хорошо используют свои способности критически мыслить. 29. Составил бы график работы. 30. Отказался бы объяснять свои действия. 31. Убеждаю других в том, что мои идеи пошли бы им на пользу. 32. Разрешаю группе самостоятельно определять ритм своей работы. 33. Призвал бы группу превысить свои рекордные показатели. 34. Действовал бы, не советуясь сначала с группой. 35. Предполагал бы, что все члены группы соблюдают инструкции и предписания. ЛИСТ ОТВЕТОВ 1 8 15 22 29 2 9 16 23 30 3 10 17 24 31 4 11 18 25 32 5 12 19 26 33 6 13 20 27 34 7 14 21 28 35
Обработка теста: 1. Подчеркните следующие номера вопросов: 8,12,17,18,19,30,34,35. 2. Поставьте цифру 1(один) перед отмеченными номерами вопросов, на которые Вы ответили «Р» (редко) или «Н» (никогда). 3. Напишите цифру 1 (один) перед всеми остальными номерами вопросов, на которые Вы ответили «В» (всегда) или «Ч» (часто). 4. Обведите кружками цифры 1 (один), стоящие перед вопросами: 3,5,8,10,15,18,19,22,24,26,28,30,32,34,35. 5. Подсчитайте число ответов, отмеченных единицей в кружках. Это количество баллов, указывающее на степень Вашей направленности на людей. Подсчитайте количество ответов, не отмеченных цифрой 1 (единицей). Это количество баллов, указывающее на степень Вашей направленности, на задачу (на план). Оценка результатов: 1. Максимальное количество баллов по шкале ориентации на людей – 15. Показатель свыше 12 баллов свидетельствует о том, что данная ориентация выражена. 2. Показатель свыше 12 баллов по шкале ориентации на задачу свидетельствует и приверженности к авторитарному стилю руководства. Выводы: 1. Приверженность к авторитарному стилю не свойственна менеджеру, который добивается успеха в управлении персоналом. Надо избавляться от такой ориентации. Авторитаризм в условиях рынка приводит к обострениям в отношениях по вертикали, что порождает в коллективе конфликтную атмосферу. 2. Знайте, что от укоренившихся тенденций нельзя отказаться по мановению волшебной палочки. Тому, кто решился переделать свой стиль управления, должен серьёзно и настойчиво поработать над собою. 3. Необходимо также знать, как Вы взаимодействуете с другими членами коллектива. Для этого необходимо ответить на вопросы следующего теста.
4.2.3 ТЕСТ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» ИНСТРУКЦИЯ: Прочитывая предлагаемые ниже утверждения, укажите своё отношение к ним по пятибалльной шкале: - нет, так не бывает - 1 балл; - как правило, не бывает - 2 балла; - трудно сказать - 3 балла; - как правило, бывает – 4 балла; - да, так бывает всегда – 5 баллов. Постарайтесь быть искренним перед самим собой. 1. Даю подчинённым нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня. 2. У меня всегда много идей и планов. 3. Я прислушиваюсь к замечаниям других. 4. Мне в основном удаётся привести логически правильные аргументы при обсуждениях. 5. Я настраиваю своих сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно 6. Если меня критикуют, то я защищаюсь несмотря ни на что. 7. Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь. 8. Для того чтобы провести какое-либо мероприятие, мне приходится строить планы заранее. 9. Свои ошибки я по большей части признаю. 10. Я предлагаю альтернативы к предложениям других. 11. Защищаю тех, у кого есть трудности. 12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью. 13. Мой энтузиазм заразителен. 14. Я принимаю во внимание точки зрения других и стараюсь включать их в обсуждаемые проекты. 15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах. 16. Я с пониманием выслушиваю эмоционально высказываемые аргументы других. 17. Ясно выражаю свои мысли. 18. Я признаюсь, что не все знаю о проблеме. 19. Энергично защищаю свои взгляды. 20. Я стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими. 21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы. 22. Я помогаю другим советом. 23. Увлекаясь своими идеями, я обычно не беспокоюсь о чужих доводах. 24. Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличающуюся от моей собственной. 25. Если кто-то не согласен со мною, я ищу доводы, чтобы переубедить этого человека. 26. Использую все доводы, чтобы заставить согласиться со мной. 27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях. 28. Я всегда нахожу возможность, как облегчить другим поддержку моих идей. 29. Я понимаю чувства других людей. 30. Я больше говорю о своих идеях, чем выслушиваю других. 31. Прежде, чем защищаться, я всегда выслушиваю критику. 32. Излагаю свои мысли системно. 33. Я помогаю другим получить слово при обсуждении проблемы. 34. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях. 35. Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей. 36. Я никого не перебиваю. 37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так. 38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других. 39. Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей. 40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, кто очень редко просит слова.
ЛИСТ ОТВЕТОВ 1 8 15 22 29 2 9 16 23 30 3 10 17 24 31 4 11 18 25 32 5 12 19 26 33 6 13 20 27 34 7 14 21 28 35 36 37 38 39 40
Обработка теста: 1.Сложите балльные оценки по утверждения 1,3,5,7,9,11,14,16,18,20,22,24, 27,29,31,33, 35,36,37,40. Это сумма «А». 2.Сложите баллы по суждениям 2,4,6,8,10,12,13,15,17,19,21,23,25,26.28,30, 32,34,38,39. Это сумма «Б». Оценка результатов: Если сумма «А» превышает более чем на 10 баллов сумму «Б», то большая часть людей считает Вас демократом. Если же сумма «Б» на 10 и более баллов превышает сумму «А», то Вы склонны к авторитарному стилю взаимодействия. Если же обе суммы различаются менее, чем на 10 баллов друг от друга, то Ваше поведение не получает однозначной оценки в коллективе.
Контрольные вопросы: 1. Раскрыть сущность понятия «лидерство». Список литературы 1. Курганов В. Современный менеджмент. Теория и практика управления. М.: 2004. – 182с. 2. Максимцов М. Менеджмент: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство. 2002. – 359 с. 3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1995. – 704 с. 4. Обозов Н.Н., Щекин Г.В., Психология работы с людьми: Советы руководителю. – К.: Политиздат Украины, 1990. – 205 с.: ил. 5. Переверзев М. Шайденко Н. Басовский Л. Менеджмент: Учебник. М.: 2003. – 288 с. 6. Прокофьева Н. Менеджмент. Корпоративное право, теория и практика в России. М.: НДФБК. 2003. – 528 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|