подсистемы и их последствия
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В литературе приводится много примеров того, какие изменения — большей частью отрицательные — происходят в каждой из подсистем, причем пропорционально возрастая по мере роста самих городов. 1. Города оказывают большое воздействие на литосферу, в том числе даже на самый, казалось бы, консервативный элемент городского ландшафта — рельеф. Это происходит потому, что строители обычно выравнивают поверхность земли, засыпая овраги, долины небольших речек и ручьев (в Москве, например, их засыпано около 800), а это, в свою очередь, приводит к изменению и затруднению многих природных процессов (можно указать, например, на подтопление земель в результате поднятия грунтовых вод в городской черте). Городское строительство часто является причиной образования оползней и оврагов. И это не говоря уже о прямом загрязнении городских земель промышленными и бытовыми отходами, некоторые из которых являются высокотоксичными. На стадии благоустройства территории города планировочные работы, как правило, направлены: 1) на выполаживание склонов, 2) уничтожение овражно-балочной сети и мелких водотоков; поверхностный сток в бассейне организуется таким образом, чтобы скорости потока были наименьшими; резко увеличивается степень закрытости территории, канализируется доля подземного стока - изменяется водный режим грунта. Реакция среды: уменьшается поверхностная площадная и линейная эрозия; 5) понижается активность склоновых процессов массового движения рыхлого чехла; 6) резко уменьшается поступление рыхлого материала со склонов в русло, в связи с увеличением закрытости территории происходит увеличение потенциальной эрозионной опасности в нижних частях склона и в приустьевых участках; 7) водный баланс претерпевает значительные структурные изменения как в расходной, так и в приходной частях. Одновременно создаются условия и для техногенных процессов: 8) неравномерное увлажнение грунтов приводит к снижению их несущей способности; под весом зданий уплотняются естественные грунты; 9) И то, и другое приводит к неравномерной осадке и деформации зданий; 10) Под зданиями, насыпями и другими сооружениями происходит конденсация влаги; 11) вдоль коммуникаций возникают условия для локальной активизации процессов выветривания.
На второй стадии, как и на первой, преимущественно развиваются пригодно-техногенные процессы, которые, в целом, поддаются контролю - их можно предвидеть и предотвратить. Наибольшие сложности с точки зрения контроля за состоянием среды начинаются, когда при эксплуатации территории на первый план выступают экономические и социальные факторы. Создаются комфортные условия для жизни в городе: водопровод, канализация, электричество, прокладывается сеть газоснабжения, телефонные кабели, сеть транспортных коммуникаций (трамвай, троллейбус, метрополитен), строится благоустроенное жилье. Экономические условия диктуют концентрированное использование территории, что приводит к росту города "вверх" (строятся многоэтажные здания) и "вниз" - активно осваивается геологическая среда (подъемные коммуникации, сооружения: гаражи, склады и др.). Закрытость территории асфальтом и зданиями местами достигает предела – 100%. 2. Воздействие городской среды на гидросферу городов тоже очень существенно. Оно связано, во-первых, с тем, что горожане потребляют для своих нужд наибольшее количество (в среднем 300-400 л в сутки) пресной воды, и, во-вторых, с тем, что объемы сточных бытовых и промышленных вод в городах значительно более велики, чем в негородских местностях. Воздействуют на поверхностные воды в городах и различные виды транспорта. А вследствие фильтрации воды, содержащей загрязняющие вещества, загрязняются и подземные водоносные горизонты.
3.Пожалуй, еще более велико воздействие городов, прежде всего больших, на атмосферу. Оно выражается как в извлечении и использовании составляющих ее газов (в особенности кислорода), так и в еще большей степени — в выбросе в атмосферу различных веществ, в том числе и совершенно не свойственных ее естественному состоянию. Именно города выступают в роли главных «производителей» аэрозолей, парниковых газов, фреонов, кислотных осадков, сухого и влажного смогов и т. п. Н. Н. Родзевич пишет о том, что в связи с постоянным возрастанием количества пыли в целом во всех крупных городах мира солнечное облучение в конце XX в. по сравнению с ею началом уменьшилось на 10 —30%. При этом влияние городов на загрязнение атмосферы не ограничивается микроструктурным уровнем самих городов, а распространяется значительно шире, охватывая мезоструктурный уровень, т.е. отдельные промышленно-городские агломерации, и сказывается даже на макроструктурном уровне. К числу неблагоприятных для городской жизни явлений относится также шумовое загрязнение, основным источником которого служат рельсовый и автомобильный транспорт. 4.Все перечисленные изменения в городской среде, видоизменяющие ее понимаемый широко микроклимат, в наибольшей степени сказываются на здоровье человека. Городские жители значительно чаще, чем сельские, страдают сердечно-сосудистыми, легочными, онкологическими, аллергическими, респираторными и многими другими заболеваниями, болезнями нервной системы; в целом они подвержены им в 1,5—2 раза чаще. Это связано с влиянием на горожан комплекса негативных климатических, физических, химических и биологических факторов. В последнее время все чаще пишут о влиянии городской среды не только на физическое, но и на нравственное здоровье человека. В качестве примера можно привести очень резкие высказывания академика Н. Н. Моисеем о жизни людей в мегаполисах. По его мнению, с одной стороны, создание таких мегаполисов фактически неизбежно, поскольку оно способствует росту общественной производительности труда. Но, с другой стороны, жизнь в мегаполисах связана не только с экологическим, но и с психологическим неблагополучием. Она необратимо изменяет людей, их восприятие Природы; изменяет психическую конституцию Человека, весь его духовный мир, разрушает прежнюю систему его духовных ценностей.
Вопрос 2. Город как экосистема и экополис В настоящее время в науке разрабатываются ряд концепций, ставящих своей целью гармонизацию отношений человека и природы в городской среде. 1. Концепция «городская экосистема». Это пространственно-ограниченная природно-техногенная система, сложный комплекс взаимосвязанных обменом вещества и энергии автономных живых организмов, абиотических элементов, природных и техногенных, создающих городскую среду жизни человека, отвечающую его потребностям: биологическим, психологическим, этническим, трудовым, экономическим, социальным. Состоит она из взаимосвязанных и взаимопроникающих подсистем (сред): квазиприродной (преобразованной географической среды), ландшафтно-архитектурной, социально-экономической, общественно-производственной. Связь между ними столь велика, что практически ни одна из них в отдельности не может выполнять свои функции и в то же время отсутствие одной из подсистем влечет разрушение экосистемы "Город" в целом. Город - это антропоэкологическая система, динамическая совокупность, составленная коллективом людей с его хозяйственной деятельностью и освоенной этим коллективом (а не сообществом) территорией. Вместе с тем город - это природно-антропогенная система. Основными системообразующими факторами (элементами системы) является человек (он сам и все виды деятельности, осуществляемой в пределах городской территории) и природная среда (рельеф, геология, климат, воды и т.д.). Взаимодействие этих двух факторов и создает специфическую экосистему - город и присущую ей также специфическую природно-антропогенную городскую среду.
Экосистема "Город" развивается и изменяется, преимущественно в результате управления антропогенными процессами, смены социально-экономических функций, возлагаемых на данный город и в значительно меньшей степени за счет саморазвития. Здесь надо оговориться, что природные процессы, свойственные географической среде (основе экосистемы "Город") развиваются на территории города вне зависимости от него (хотя и под его влиянием): в этом случае можно говорить о саморазвитии геологической и географической среды, которое нередко приводит к уничтожению города. 2. Концепция «экополиса». Под ним понимают городское поселение, при планировании, проектировании и строительстве которого должен быть учтен комплекс экологических потребностей людей, что обеспечит создание благоприятных условий для их существования. Собственно говоря, это очень старая идея, которая уже давно нашла свое выражение в разного рода проектах «идеального» города. И в наши дни предлагается немало моделей подобных «экополисов». Например, по мнению видного эколога Н. Ф. Реймерса, он должен отвечать следующим трем основным требованиям: — соразмерности архитектурных форм (домов, улиц и др.) росту человека; — пространственному единству водных и озелененных площадей, дающих хотя бы иллюзию вхождения природы в город и расчленяющих его на «субгорода»; — приватизации жилища, включающего элементы природного окружения непосредственно у дома и квартирное озеленение (на балконах, вертикальное озеленения улиц, создание газонов на крытая домой и т. п.). Разумеется, под «экополисом» обычно понимают небольшой город с малогабаритной застройкой, где легче осуществить озеленение, обеспечить комфортный уровень жизни, приблизить человека к природе. Для России с ее заметно ухудшившейся в 1980-90-х гг. экологической обстановкой проблема «город— окружающая среда» имеет первостепенное значение. Выше уже были приведены конкретные примеры количества твердых, жидких и газообразных отходов производственной и непроизводственной деятельности и уровней превышения ПДК, что в первую очередь относится именно к городам, особенно большим. К этому можно добавит, что примерно 1,5 млн. горожан, живущих вблизи аэропортов, испытывают постоянное сильное воздействие авиационного шума. Количество памятников истории и культуры, находящихся в опасности из-за неблагоприятных экологических условий, исчисляется многими сотнями и даже тысячами. Вопрос 3. Город как сложная многофункциональная система Рассматривая процессы урбанизации и города как один из ключевых объектов геоурбанистики можно сделать ряд выводов:
1. Город - это сложная, открытая, динамичная, искусственно-естественная система, характеризующаяся множеством различных функций. 2. Город — в высшей степени парадоксальная система. Составляющие его части, различаясь по возрасту, по степени инерционности и динамизма, в процессе эволюции показывают разную способность к изменению и разные темпы изменений. Вследствие неодинаковой скорости развития они временами перестают «идти в ногу». Возникает диспропорциональность, нарушается соразмерность, создается угроза расшатывания системы. Строго говоря, реальный город никогда и не находится в полностью сбалансированном состоянии. Всегда в его развитии что-то опережало, что-то отставало, что-то вовсе не желало изменяться, так что дисбаланс — привычное состояние городов. Но уровень рассогласованности и обусловленная им острота проблемы могут быть различными, и поэтому возникает опасность, если они приблизят город к некоему критическому состоянию. Таким образом, город постоянно находится в состоянии неравновесия и всегда стремится и прилагает усилия, чтобы достичь равновесия и сбалансированности. 3. Видному американскому географу Б.Берри принадлежит выражение, которое в геоурбанистике стало крылатым: «Город — система в системе городов». Это действительно так. Но наряду с интегральными системами городов — агломерациями, региональными системами, в которые отдельно нами рассмотренный город входит как целое, занимая ту или иную ступень иерархии, город включается в более сложные «вышестоящие» территориальные социально-экономическис системы отдельными своими элементами. Население города входит в более общую и широкую территориальную общность людей в пределах региона или страны. Его узел внешнего транспорта — в единую транспортную систему государства. Его основные предприятия (каждое в отдельности) — в состав соответствующих отраслевых систем, сложившихся в пределах страны, и т.д. А поскольку каждая из названных систем имеет свои специфические особенности развития (саморазвития) и функционирования, то это отражается на городе в виде внешних воздействий, что существенно усложняет его формирование как саморазвивающейся системы. 4. При воздействии на тот или иной элемент города или при его изменении в результате эволюции в городе развертывается сложная «цепная реакция» со множеством последствий. Искусство управления развитием города состоит в том, чтобы при планировании тех или иных акций (например ограничения или, наоборот, стимулирования роста), при осуществлении крупных планировочных решений предугадать вызываемые ими последствия, среди которых могут быть и позитивные, и негативные. Представление о возможных последствиях позволит заблаговременно принять меры, предупреждающие негативные последствия или уменьшающие наносимый ими вред. Сложностью города как особой системы в значительной степени объясняется та непредсказуемость его поведения, о которой говорилось в предыдущем разделе. Известный американский исследователь Дж.Форрестер указал на контринтуитивность города, которым нельзя управлять исходя только из здравого смысла. Город, будучи сложной системой, демонстрирует поведение, противоречащее нашим интуитивным представлениям.В связи с этим в ряде вариантов весьма сложно прогнозировать его развитие и перспективы.
Библиографический список
1. Лаппо, Г.М. Территория городов / Г.М.Лаппо.- M.: Владос, 1997.-344 с. 2. Пивоваров, Ю.Л. Основы геоурбанистики / Ю.Л.Пивоваров.-М. Владос, 1999.-4 Юс. 3. Перцик, E.H. Города мира / Е.Н.Перцик. - М.: Международные отношения, 1999.-246с. 4. Зеленов, Л.А. Социология города / Л.А.Зеленов. - М.: Владос, 2000. -278с. 5. Город - экосистема / Э.А.Лихачева, Д.А.Тимофеев, М.П.Жидков и др.-M.: ИГРАН, 1996.-336с. 6. Бархин, М.Г. Архитектура и город / М.Г.Бархин. - M.: Мысль, 1979. -156с. 7. Бархин, М.Г. Архитектура и человек / М.Г.Бархин. - M.: Мысль, 1979. - 174с. 8. Бунин, A.B. История градостроительного искусства / А.В.Бунин, Т.Ф.Саваренская. - М.: Мир, 1979. - 410с. 9. Владимиров, B.B. Расселение и окружающая среда / В.В.Владимиров. - М.: Недра, 1982. – 316 с. 10. Гутнов, А.Э. Эволюция градостроительства / А.Э. Гутнов.- М.: Мысль, 1984. – 470 с. 11. Голубев, Г.Е. Многоуровневые транспортные узлы / Г.Е.Голубев. - М. Стройиздат, 1981. - 152 с. 12. Город и авиация / А.И.Бородач, Б.Н.Мельников, В.И.Черников, Б.И.Бердник.-М.: Стройиздат, 1980. - 183 с. 13. Голубев, Г.Е. Автомобильные стоянки и гаражи в застройке городов / Г.Е.Голубев. - М.: Стройиздат, 1988. - 252 с. 14. Транспортные сооружения городов / В.С.Коваль, М.П.Савченко, В.П.Старовойда, А.С.Штепель. - Киев: Будгвельник, 1978. - 120 с. 15. Александер, К.Э. Скоростной рельсовый транспорт в градостроительстве / К.Э.Александер, Н.А.Руднева. - М.: Стройиздат, 1985. - 140 с.
Содержание: Лекция № 1. Понятие о геоурбанистике как науке. Геоурбанистика и география городов Лекция № 2. Глобальная урбанизация, городские агломерации и мегалополисы Лекция № 3. Город как система. Население города Лекция № 4. Экономическая база города и сфера жизнеобеспечения Лекция № 5. Планировочная структура города и ее типы Лекция № 6. Природная подсистема города и устойчивость городской территории Лекция № 7. Экологические проблемы города. Город как экосистема и экополис Библиографический список
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|