И трудоемкость по видам занятий (в часах)
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
политических наук и социологии
|
название факультета (филиала)
|
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б3.В.19 – Социальная демография
|
(Наименование дисциплины (модуля))
|
Направление подготовки
(шифр, название направления)
Профиль подготовки
«Социология организации и управления»
|
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
|
(очная, очно-заочная и др.)
|
Кемерово
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Социальная демография» являются:
· формирование у слушателей научного понимания предметной области демографии;
· изучение основных демографических понятий и категорий;
· знакомство с социально-демографическими процессами, проблемами и тенденциями развития населения в стране и в мире;
· формирование представлений об основных направлениях социально-демографических исследований;
· освоение методов сбора и анализа демографической информации;
· приобретение навыков расчета и использования социально-демографических показателей;
· освоение теоретических основ демографического прогнозирования;
· формирование представления об основных направлениях демографической политики;
· изучение возможностей применения информации о народонаселении, демографических прогнозов при формировании и реализации демографической и социальной политики;
· приобретение первоначальных знаний в области социологического анализа демографических процессов и семейного поведения;
· придание выпускнику комплекса знаний и компетенций в соответствии с требованиями работодателей, согласно ООП вуза реализующего ГОС ВПО на основе компетентностного подхода.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Социальная демография» располагается в разделе Б3.В19. – вариативная часть Профессионального цикла. Ее освоение происходит в 3 семестре. К числу смежных дисциплин ООП подготовки бакалавра по социологии можно отнести: социологию, политологию, правоведение, экономику, историю, статистику, этнографию и др.
Исходной базой для усвоения материала дисциплины «Социальная демография» являются знания, приобретенные в ходе изучения общеобразовательных дисциплин на первом курсе. Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен владеть основами статистического анализа, социологических знаний, основами права, знать основные этапы и тенденции исторического развития России и мировой истории, ориентироваться в типах различных культур.
Дисциплина содержит базовые положения и понятия демографии, характеристику источников и методов получения демографической информации, знакомит с основными социально-демографическими проблемами и процессами, раскрывает состояние и направление демографических тенденций в стране и в мире.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социальная демография»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· основные категории и понятия демографии;
· актуальные демографические процессы, проблемы и тенденции развития населения в стране и в мире;
· основные источники, методы получения и анализа социально-демографической информации;
· актуальные направления социально-демографических исследований;
· теоретические основы демографического прогнозирования;
· основы демографической политики.
Уметь:
· использовать основные положения и методы социальной демографии в профессиональной деятельности;
· рассчитывать, понимать и пользоваться социально-демографическими показателями;
· отбирать и анализировать данные о демографических процессах;
· устанавливать взаимозависимости между демографическими процессами и социальными проблемами;
· ориентироваться в актуальных демографических проблемах страны и мира, важнейших тенденциях демографического развития;
· обрабатывать и анализировать данные для подготовки экспертных заключений и рекомендаций по решению демографических проблем.
Владеть:
· навыками демографического анализа;
· навыками анализа социально-демографических процессов, выведения тенденций;
· навыками расчета, отбора и анализа социально-демографических показателей;
· навыками использования социально-демографической информации в социологических исследованиях;
· навыками составления рефератов и выступления перед аудиторией;
· приемами ведения дискуссии по актуальным направлениям демографической политики, вопросам изучения репродуктивных установок и др.
В результате освоения дисциплины преимущественно формируются следующие компетенции:
Общекультурные:
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).
Профессиональные:
- способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4).
4. Структура и содержание дисциплины «Социальная демография»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы - 72 часа.
Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
Вид учебной работы
| Всего часов
|
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
В том числе:
|
|
Лекции
|
|
Семинары
|
|
Самостоятельная работа
|
|
Вид промежуточного контроля
| проверка конспектов, рефератов, письменный и устный опрос, тестирование
|
Вид итогового контроля
| зачет в 3 семестре
|
Разделы базового обязательного модуля дисциплины
и трудоемкость по видам занятий (в часах)
№
п/п
| Раздел
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
лекц.
| семин.
| актив. формы обуч
| самост. раб.
|
| · Демография как наука
|
| 1-3
|
|
|
|
| 3 неделя семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий
|
| · Источники демографической информации
|
| 4-6
|
|
|
|
| 5, 6 недели семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий, разбор конкретных ситуаций
|
| · Численность и структура населения
|
| 7-8
|
|
|
|
| 8 неделя семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий.
|
| · Рождаемость и репродуктивное поведение
|
| 9-10
|
|
|
|
| 10 неделя семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий.
|
| · Продолжительность жизни и смертность
|
| 11-12
|
|
|
|
| 12 неделя семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий.
|
| · Демографические проблемы современной семьи
|
| 13-14
|
|
|
|
| 14 неделя семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий.
|
| · Демографическое прогнозирование
|
|
|
|
|
|
| 15 неделя семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий.
|
| · Демографическая политика
|
| 16-17
|
|
|
|
| 17 неделя семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий, тест.
|
Итого:
|
| |
|
|
|
| зачет
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов базового обязательной дисциплины
№
| Наименование
раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| Результат обучения, формируемые компетенции
|
| · Демография как наука
| История демографической науки. Актуальность демографической проблематики. Взаимосвязанность процессов общественной жизни. Население как объект изучения многих гуманитарных наук. Специфика социально-демографического подхода к населению. Предмет демографии – воспроизводство населения в его общественно-исторической обусловленности. Демографические процессы и явления (рождаемость, смертность, брачность, разводимость и др.). Естественное и миграционное движение населения.
Социально-демографические категории. Демографическое событие как исходное теоретическое понятие. Демографические показатели и коэффициенты. Виды демографического анализа. Методы демографии. Методы реального и условного поколения. Общенаучные и демографические методы. Статистические, математические, социологические, картографические методы в демографии. Технология демографического познания. Задачи демографии.
Связь демографии с другими науками. Демография и социология. Отраслевая специализация демографической науки. Система демографических наук. Социальная демография.
| ОК-10
ПК-4
|
| · Источники демографической информации
| Основные виды источников информации о народонаселении.
Понятие переписи населения. Цель проведения переписи. Основные черты современной переписи. Проблемы, с которыми встречаются организаторы и переписчики при проведении переписи населения. Необходимость массово-разъяснительной работы среди населения. Формула переписи Адольфа Кетле. Постоянное, наличное и юридическое население. Программа переписи. Требования к разработке вопросов программы. Структура программы. Законодательная регламентация проведения переписи населения.
Текущий статистический учет демографических событий. Цель, специфика и возможности проведения текущего статистического учета демографических событий. Взаимосвязь переписи и текущего учета населения.
Текущие регистры, картотеки, специфика их изучения для получения демографической информации. Центральные регистры.
Выборочные обследования. Выборочный метод как основа для проведения микропереписи населения. Возможности и ограничения проведения выборочных демографических обследований. Специальные обследования, их отличительные черты. Взаимосвязь демографических и социологических методов сбора информации.
| ОК-10
ПК-4
|
| · Численность и структура населения
| Население – динамически изменяющийся объект демографического изучения. Численность населения как моментный показатель. Требования к сравнительному анализу изменения численности населения. Численность населения земного шара, некоторых стран мира. Основные тенденции ее изменения в стране и в мире. Понятие «депопуляция населения».
Критерии структурирования населения. Структура населения по полу. Показатели соотношения полов. Возрастная структура населения. Возрастная группировка. Проблема возрастной аккумуляции. Половозрастные пирамиды как графическое изображение распределения населения по полу и возрасту. Техника построения половозрастных пирамид. Структура населения по брачному и семейному состоянию. Тенденции и факторы изменения структур населения по полу, возрасту, брачному и семейному состоянию. Взаимовлияние структурирования населения и социальных процессов.
| ОК-10
ПК-4
|
| · Рождаемость и репродуктивное поведение
| Воспроизводство населения: понятие, сущность. Историческая обусловленность этапов воспроизводства населения. Типы и режимы воспроизводства населения. Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения.
Демографическое понятие рождаемости и репродуктивного поведения. Основные концепции исторической эволюции рождаемости. Коэффициенты рождаемости (общие, специальные, частные). Влияние репродуктивного поведения на уровень рождаемости. Типы репродуктивного поведения. Потребность в детях. Планирование семьи. Брачная и внебрачная рождаемость. Основные методы анализа рождаемости: математические, статистические, социологические. Особенности рождаемости и репродуктивного поведения в России и других странах мира
| ОК-10
ПК-4
|
| · Продолжительность жизни и смертность
| Демографическое определение понятий «смертность» и «продолжительность жизни». Показатели смертности. Стандартизация коэффициентов смертности. Таблицы смертности. Основные причины смертности. Младенческая смертность: показатели, социальное значение, динамика. История смертности населения в России. Дифференциация смертности в России.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни: понятие, социальное значение показателя.
Самосохранительное поведение. Значение изучения самосохранительного поведения в анализе факторов продолжительности жизни. Тенденции и факторы средней продолжительности жизни и уровня смертности в России и других странах мира.
| ОК-10
ПК-4
|
| · Демографические проблемы современной семьи
| Демографическое понятие семьи. Функции семьи (общественные и индивидуальные). Группировка семей по размерам, брачному состоянию, структуре. Семья и домохозяйство. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи. Динамика числа семей и семейной структуры. Проблема массовой малодетности семей. Территориальная дифференциация размеров семьи и семейной структуры населения России. Семья и благосостояние. Семейная политика, ее сущность и содержание.
Демографическое понятие брака. Юридический брак. Фактический брак. Брачный возраст. Исторические типы брака. Понятие брачности. Показатели брачности. Разводимость. Показатели разводимости. Факторы, определяющие стабильность брака. Тенденции брачности и разводимости в России и в других странах мира.
| ОК-10
ПК-4
|
| · Демографическое прогнозирование
| Демографическое прогнозирование, его место в социальном прогнозировании и планировании. Демографический прогноз как конечная цель демографического анализа. Основные направления демографического прогнозирования (глобальное и региональное). Предсказательные, нормативные и аналитические прогнозы. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Факторы достоверности прогнозов. Основные методологические проблемы демографического прогнозирования. Методы прогноза общей численности и структуры населения
| ОК-10
ПК-4
|
| · Демографическая политика
| Политика народонаселения. Демографическая политика, ее сущность и содержание. Цели и направления демографической политики. Опыт проведения демографической политики в России и в мире. Деятельность ООН и других международных организаций в области населения. Меры демографической политики (экономические, административно-правовые, социально-психологические). Эффективность демографической политики (индекс развития человеческого потенциала). Возрастающая необходимость проведения демографической политики в современных российских условиях. Основные проблемы демографической политики в России.
| ОК-10
ПК-4
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: