Как использовать отвлечение, чтобы перенаправить ребенка
Отвлечение идет на пользу всем детям. Примерно до восьмилетнего возраста, чтобы преодолеть сопротивление ребенка, достаточно рассказать ему небольшую историю с подробным описанием форм и красок. Нет нужды, чтобы эта история была как‑то связана с объектом сопротивления. Нужно просто сменить предмет и перейти к богатому образами повествованию. Например, если малыш отказывается надевать пальто, не нужно заставлять его силой. Просто начните говорить таким тоном, как будто вы читаете сказку. Например: «Ой, посмотри вон на то дерево, какие у него листья красивые! Мне вспомнилось, как однажды я шел по чудесной лесной тропинке среди вековых деревьев. Небо было удивительной голубизны. Прямо у меня над головой висело пушистое белое облачко. Я шел целый день, пока не устал. Да, это была долгая прогулка, но идти было так приятно… Давай‑ка наденем пальтишко». Это называется установление согласия с дальнейшим приглашением к сотрудничеству. Когда вы рассказываете историю, изобилующую цветами и формами, ребенок, пытаясь все это себе представить, автоматически отключается от сопротивляющейся стороны своего существа и между вами устанавливается согласие и гармония. В результате он идет на сотрудничество гораздо охотнее.
Для того чтобы свести сопротивление к минимуму, установите согласие, а затем пригласите ребенка к сотрудничеству.
Если ребенок любого возраста расстроен или сопротивляется сотрудничеству, его можно легко перенаправить при помощи фраз вроде: «А теперь мы займемся…» или «А сейчас давай…» Родителям лучше не спрашивать у ребенка, что он хотел бы или чем предпочел бы заняться, а только направлять его. Сопротивляясь предложениям отца или матери, ребенок тем временем определяет, чего же ему, собственно, хочется, и в конце концов высказывает свое желание. Тогда взрослому остается только сказать: «Прекрасно. Замечательная идея. Этим и займись». Вместо того чтобы прямо спрашивать у ребенка, чего он хочет или чем предпочел бы заняться, предложите что‑нибудь сами, и пусть он примет или отвергнет ваше предложение, тем самым косвенно проявляя согласие или сопротивление.
Рассмотрим такой пример:
Мать: Джимми, пошли, прогуляемся в парке. Джимми (восемь лет): Я не хочу в парк. Мать: Почему? Джимми: Хочу играть дома. Мать: Ладно, ты хочешь остаться дома. Я не возражаю. Возьми‑ка карандаши и нарисуй картинку. Джимми: Не хочу рисовать. Лучше я поиграю со своим самолетиком. Мать: Прекрасная мысль. Играй с самолетиком, а я подойду позже и посмотрю, как у тебя дела.
Таким образом, не задавая прямых вопросов, мать делает ребенку предложения, которые малыш отвергает, — но между тем решает, чем же он на самом деле хочет заниматься. Это касается всех темпераментов: не стоит спрашивать у детей, чего они хотят, что им нравится, что им нужно, что они думают и даже как они себя чувствуют. Вместо этого предлагайте что‑то, а ребенок либо примет, либо отвергнет ваше предложение. Отвергая, он определяется по поводу того, что он хочет, чувствует или думает. Не слишком хорошая идея — спрашивать у детей, чего они хотят, что им нравится, что им нужно, что они думают и даже как они себя чувствуют.
Реактивные дети обычно более жизнерадостны, ветрены и нетерпеливы. Они буквально питаются жизненными образами и переменами. Жизнь для них — приключение. Они общительны и болтливы. Такой ребенок легко заводит друзей и вообще симпатизирует людям. Эти дети часто бывают очаровательны, неотразимы и сговорчивы. Они не таят злобы. Дети с реактивным темпераментом ни к кому сильно не привязываются и редко обижаются. Они тоже скандалят и сопротивляются воле родителей, но это обычно происходит в тех случаях, когда их заставляют сосредоточиться на том, что их не интересует, или делать то, что им не нравится. Хаос и эмоциональные колебания — неотъемлемая часть их жизни.
Они нередко бывают рассеянны, забывчивы и ненадежны. Им трудно следить за порядком — приходится снова и снова просить их об этом. Зная это, родители могут чувствовать себя спокойнее. Не ждите, что такой ребенок будет поддерживать вокруг себя порядок. Это — ваша забота. Ребенок с реактивным темпераментом не станет убирать в своей комнате, если ему не помогать. Вместо того чтобы с ним бороться, просто убирайте его комнату вместе. Если позволить такому ребенку резвиться вдоволь и знакомиться со всем понемногу, он в конце концов обретет достаточно широкий кругозор и научится сосредоточиваться на предметах, вникать в них глубже. Со временем он сможет доводить дела до конца. После семи лет нужно поощрять его к сосредоточению. Проще всего этого добиться, помогая ребенку решать те или иные задачи. Если реактивный ребенок не получает необходимой поддержки, то, достигнув зрелости, он не в силах принять свалившиеся на него обязанности и может стать безответственным или слишком рассеянным. Если же он получит соответствующее своему темпераменту воспитание, то станет ответственным, целеустремленным, сосредоточенным, уверенным в себе и целостным человеком.
Восприимчивым детям требуется ритуал и ритм
Четвертый темперамент — восприимчивый. Восприимчивые дети больше других беспокоятся о том, как протекает жизнь. Они хотят знать, что произойдет в следующий момент и чего ожидать от будущего. Новые ситуации, когда эти дети не знают, что произойдет дальше, вызывают у них сопротивление. Они познают себя по собственным ожиданиям. Если такой ребенок ожидает от окружающих любви, он чувствует себя любимым. Ему нужен режим, повторяемость и ритм. Прием пищи, сон, игра, общение с мамой и папой, выбор одежды для завтрашнего дня — все должно проходить по расписанию. Побудить к действию их легче всего замечаниями типа: «А сейчас пришло время сделать то‑то…» или «А теперь мы собираемся заняться…»
Это очень добродушные и вдумчивые дети. На любую деятельность им требуется больше времени, но они непременно выполняют ее как следует и больше других детей противятся любым переменам. Эти дети принимают решения медленно, и не следует спрашивать их, о чем они думают, что чувствуют и чего хотят. Вместо этого им нужно говорить, что делать.
Дети с восприимчивым темпераментом — самые добродушные и вдумчивые.
Они больше других склонны к сотрудничеству — до тех пор, пока речь не идет о каких‑то значительных переменах. Движение стрелки часов служит им сигналом для смены деятельности. Фраза «А теперь пора делать то‑то…» действует на такого ребенка успокаивающе, ибо свидетельствует, что все идет своим чередом. Им нужно, чтобы все вокруг было предсказуемо. Хотя эти дети любят, когда им говорят, что нужно делать, они сопротивляются, если их пытаются вовлечь в новую деятельность или торопят. Как и сенситивным детям, им необходимо больше времени, чтобы что‑то сделать или что‑то изменить. Приходится вновь и вновь заверять, что все продумано и идет по плану. Они так привыкли. Такой ребенок менее подвижен, чем другие дети, он нередко может застыть в неподвижности и просто наслаждаться этим — отдыхать, есть, смотреть, слушать, дремать… Дети с восприимчивым темпераментом просто наслаждаются течением времени. Им не свойственна целеустремленность, а также творческие и новаторские порывы. Такому ребенку нужно то и дело говорить: «А теперь пора делать то‑то…» — иначе он будет просто сидеть и грезить наяву. Восприимчивым детям нравится физический комфорт, они предпочитают созерцание действию — лишь бы не рисковать удобством. В отличие от активных детей, они не испытывают потребности лидировать и даже просто участвовать. В раннем детстве они нередко наблюдают за играми других детей со стороны, не пытаясь принять участия. Такой ребенок может пятьдесят раз наблюдать за игрой сверстников, а на пятьдесят первый внезапно включиться в нее. В общем, чтобы пробудить в себе интерес к тому или иному делу, ему достаточно понаблюдать за ним.
Восприимчивые дети участвуют в деятельности посредством наблюдения.
Четырехлетний малыш, который пристально следит за игрой сверстников, не чувствует себя в стороне. Он вполне доволен ролью наблюдателя. Он будто бы участвует в деятельности посредством других детей. Это не проблема. В конце концов он тоже примет участие в игре. Начиная с семилетнего возраста такого ребенка следует поощрять к активному участию, но, если он сопротивляется, оставьте его в покое. Чтобы поощрить ребенка к участию в деятельности, не следует говорить «Не хочешь ли присоединиться?» — но «Теперь тебе пора присоединиться». Если ребенок отказывается, просто скажите: «Ладно, я вижу, что тебе больше нравится наблюдать. Когда захочешь присоединиться, скажешь». Часто взрослые уделяют восприимчивым детям слишком мало внимания, поскольку те очень спокойны, покладисты и нетребовательны. Однако им тоже иногда нужно бороться и сопротивляться. Их необходимо мягко поощрять к деятельности и преодолению препятствий, хотя они предпочли бы просто спать или тихонечко сидеть дома. Перед таким ребенком необходимо ставить задачи. Без должной поддержки он может вообще не приобрести никаких интересов. Режим, ритуал и ритм создают для него необходимую основу, чтобы идти на риск и предпринимать что‑то новое.
Как правило, эти дети не хотят перемен.
Нежелание воспринимающего ребенка что‑то делать — недостаточная причина совсем отказываться от деятельности. У него самого никогда не возникнет желания заняться чем‑то новым. Если он сопротивляется новой деятельности, действуйте мягко и никогда не принуждайте его силой. Помните, что, просто наблюдая за деятельностью, он уже участвует в ней так, как ему удобно. Неустанно предоставляйте этим детям возможность расширить интересы, но никогда не втягивайте их в активное участие. Если такой ребенок наблюдает — это уже хорошо. Дети с восприимчивым темпераментом не любят, когда их прерывают. Они любят доводить дело до конца. Повторение дает им чувство безопасности. Они склонны сопротивляться, если кто‑то отрывает их от дела, но сопротивляются чаще всего молча. Они не склонны скандалить, поскольку стараются избегать проблем и неудобств. Они очень боятся разочаровать родителей или вызвать их неодобрение.
РИТУАЛЫ ЛЮБВИ
Восприимчивые дети чувствуют, что их любят, когда ожидают любви от окружающих. Для этих детей нужно придумать специальные ритуалы, подчеркивающие вашу любовь к ним, чтобы они могли почувствовать свою значимость и наладить особую связь с каждым из родителей. Эти ритуалы не должны занимать много времени, но необходимо, чтобы они повторялись и чтобы ребенок чувствовал, что они совершаются специально для него.
Вот ритуал, который я придумал для своей дочери Лорен: мы регулярно отправлялись через рощу в город и ели ее любимые пирожные в кафе при местном книжном магазинчике. Пока Лорен была маленькой, мы ходили туда пешком, а когда она немного подросла, стали ездить на велосипедах. Весь ритуал занимал минут двадцать пять: десять минут дорога в одну сторону, десять минут — в другую и пять минут на то, чтобы поесть пирожных и поиграть с местными собаками. Теперь, став подростком, она с радостью вспоминает эти переживания раннего детства и ту любовь, которую мы друг другу дарили. Многим взрослым бывает трудно вспомнить минуты любви из своего детства, — и им этого очень не хватает. Если в детстве мы чувствуем любовь и заботу родителей, это дает нам сильное ощущение безопасности на всю оставшуюся жизнь. Достаточно приурочить некоторые обычные родительские заботы к определенному времени, чтобы они превратились в ритуал и запомнились на всю жизнь. Чтобы превратить ту или иную деятельность в ритуал, следует также несколько раз заранее напомнить ребенку о предстоящем событии. Например: «Сегодня суббота, и мы можем сходить в город поесть пирожных». Чтобы дети чувствовали себя особенными, необходимо выполнять ради них какие‑то особые действия в особое время. Вот примеры: · В субботу утром папа готовит яичницу по своему особому рецепту. · В воскресенье мы все будем спать допоздна, а потом мама сделает вафельный торт. · Если папа уезжает из города, он всегда звонит по вечерам, чтобы помочь, если у ребенка возникнут вопросы по домашнему заданию, и пожелать спокойной ночи. · Мама всегда читает на ночь сказку. · Мама и папа всегда поют перед сном песенку. · Если у малыша болит животик, мама всегда готовит грелку и втирает; касторовое масло. · Когда папа радуется, он напевает свою любимую мелодию. · Каждый вторник в восемь часов мы собираемся перед телевизором и смотрим очень веселое семейное телешоу. · Каждый вечер перед сном ребенок обсуждает минувший день с кем‑то из родителей. · Весной вся семья перед обедом идет в поле за цветами. Каждый вечер все вместе идем выгуливать собаку. · Каждое лето мы ездим в отпуск в одно и то же место, которое нравится всем, и останавливаемся в одной и той же гостинице. (Естественно, можно путешествовать и в другие места. Но если вы ездите в одно и то же место каждый год, отдых превращается в ритуал.) · По воскресеньям мы всей семьей отправляемся на пикник или на экскурсию. · Летом по воскресеньям мы всегда ходим на пляж. · В июле мы ездим на ярмарку, которая проводится в такой‑то деревне. · Раз в месяц я провожу целый день вдвоем с мамой или с папой. · Каждый вечер мы перед сном молимся, а потом мама или папа поет колыбельную.
Такие ритуалы любви и радости оставляют в памяти особые воспоминания и создают приятные ожидания, что способствует развитию у ребенка уверенности в завтрашнем дне — с детства и на всю жизнь. Существуют и другие ритуалы, которые доставляют меньше радости, но внушают ребенку уверенность в будущем и, самое главное, задают ритм. Все в природе подчинено определенному ритму: вслед за зимой приходит весна, вслед за весной — лето. Всему свое время. Время действовать и время отдыхать; время есть и время играть; время начинать и время заканчивать. Волны морские набегают на берег и откатываются от него. Солнце встает и садится. Даже тела наши вдыхают воздух, а затем выдыхают его. Мы пробуждаемся, а затем снова отходим ко сну. Повторяющиеся действия, режим и ритуалы задают ритм жизни. Нам комфортно знать, что будет дальше. Следующий шаг нам знаком. Ритм и ритуал нужен всем детям, но восприимчивым — в особенности; этот кокон жизненно необходим им для того, чтобы в свое время выбраться из него и проявить свои внутренние дарования и таланты.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РИТУАЛЫ
Приведу еще несколько примеров важнейших ритуалов, которые необходимы для того, чтобы задать жизни ребенка определенный ритм. Конечно, не все они возможны и уместны в каждой семье. Я привожу их тут лишь затем, чтобы пробудить вашу собственную фантазию. Пусть ребенок каждый день просыпается перед уходом в школу в одно и то же время. Пусть за столом у него будет свое особое место Пусть выходит в школу в одно и то же время. Пусть ребенка из школы всегда забирает один и тот же человек. Пусть ребенка забирают строго по графику. Водите ребенка в парк по вторникам и четвергам. Мойте вместе машину по субботам. Садитесь к обеду в одно и то же время. Зовите ребенка к обеду при помощи определенного сигнала: звоните в колокольчик или передавайте по внутренней связи какое‑нибудь простое сообщение: «Обед готов. Пора к столу». Пусть ребенок готовит себе одежду назавтра накануне. (Это особенно полезно, если он не хочет одеваться по утрам.) Заведите определенный ритуал подготовки ко сну: умыться, почистить зубы, надеть пижаму. Все это нужно начинать в одно и то же время. (Такой ритм очень важен. Детям необходимо высыпаться, и строгий порядок подготовки ко сну в определенное время способствует здоровому сну, который, в свою очередь, улучшает настроение и самочувствие ребенка.) Если задать жизни восприимчивых детей устойчивый ритм, в них развивается уверенность и организованность. Они обретают способность устанавливать определенный порядок и поддерживать его. Они становятся практичными и спокойными, умеют преодолевать препятствия и достигать целей. Такие дети умеют утешить и поддержать в трудный момент. Они движутся по жизни медленно, но уверенно и основательно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|