и весёлые танцы у вечерних костров,
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ПРИХОДИТЕ В ЛЕТНИЙ ПАВИЛЬОНГОРОДСКОГО ПАРКА! Дело найдётся каждому! ЖДЁМ! Вот и сейчас по городу были расклеены такие объявления. С нарисованными клоунами, пёстрыми флагами, звёздами и трубачами. Некоторые плакаты были очень большие, один – даже с пятиэтажный дом. Он и висел на таком доме, на глухой узкой стене, которая выкодила в Почтовый переулок напротив нашей школы. На плакате нарисованы были мальчишки в голубой форме с аксельбантами, серебряными нашивками, с перьями и галунами на беретах. Двое мальчишек били в красные высокие барабаны со шнурами, а третий держал перед собой длинный свиток. На свитке – те же слова: "Приходите, помогайте, участвуйте…" – Детский сад… – пробурчал Юрка. – Никакой не "сад", – сказал я. – Там и старшеклассники участвуют. В прошлом году разве плохо было? А главное, узнаем, где какие будут иллюминации и фейерверки, чтобы зажечь искорку. Юрка опять что-то пробурчал, но больше не спорил. Мы пришли в длинный павильон, в котором было много ребят. Они таскали бумажные рулоны, связки флажков и фонариков. Шум стоял, где-то неумело и хрипло вякали фанфары. Меня сразу узнала Марфа Григорьевна, боевая такая тётенька, она работает в парке много лет. – А, Геля Травушкин! Какой ты молодец, что пришёл! Ты ведь хорошо рисуешь красками, да? Я осторожно сказал, что не хорошо, а маленько. – Ну как же "маленько"! Ты в прошлом году так замечательно разрисовал воздушных змеев! А сейчас надо раскрасить щиты волшебной стражи. Всякие там фигуры и гербы нарисовать… А ты, мальчик, что умеешь делать? – Это она к Янке. Янка растерялся, пожал плечами. Я сказал: – Он играет на скрипке. Как артист. – Правда?! – обрадовалась Марфа Григорьевна. – Какая удача!.. Виталий Гаврилович, сюда! Для вас пополнение, скрипач нашёлся!
Подскочил круглый дядька с весёлыми глазами и с бровями, похожими на чёрные кляксы. – Что? Скрипач? Кто? Ты? – Он уставился на меня. – А, нет, конечно… Вот ты! – Он прямо затанцевал перед Янкой. – Оч-чень замечательно! Как зовут? Янка! Преч-чудесно! Пойдём-ка, дорогой… Он поволок оробевшего Янку к столику. Вытащил блокнот, стал что-то записывать, спрашивать. Янка отвечал шёпотом. Марфа Григорьевна стала мне показывать картинки с рисунками рыцарских щитов и гербов. Я кивал и ничего не понимал. Потому что меня беспокоил Юрка. Он стоял неподалёку, у пластмассовой кадки с большой, но чахлой пальмой. Прищуренно поглядывал на "детсадовскую" суету и шевелил под щекой языком. Вот-вот плюнет и скажет: "Да ну вас вместе с вашими карнавалами". Но пока он молчал и только барабанил пальцами по краю кадки. Она была с землёй, но гудела, как пустая… Виталий Гаврилович вдруг оставил Ямку. Шагнул к Юрке. – А ты, друг мой, на чём играешь? Юрка уперся в него насмешливыми глазами. И я понял: сейчас он вежливо скажет, что играет исключительно на нервах школьных педагогов. И нас вытурят отсюда. Конечно, Юрка так и сказал. Но Виталий Гаврилович не рассердился: – На нервах, это само собой. А ещё? – Всё, – насупленно сказал Юрка. – Не может быть. И на ударных не играешь? – Я? – хмыкнул Юрка. – Но ты же не станешь отрицать, что сейчас выстукивал "Токкату для ударных инструментов" Горнера? Третью часть. Юрка шевельнул бровями. Приподнял подбородок. И проговорил со спокойной усмешкой: – Даже и не знал, что в ней три части. Виталий Гаврилович задумчиво оттянул и отпустил нижнюю губу – она щёлкнула, как резина. Несколько секунд разглядывал Юрку в упор. И решительно сказал: – Пошли! – Куда? – На репетицию, друг мой! Мне нужны барабанщики.
Я глянул на Юрку с завистью и досадой. С завистью – потому что везёт же людям! В барабанщики мечтают попасть все старогорские мальчишки. С досадой – потому что Юрка откажется. Для него это, конечно, "детские пляски на лужайке". Разве его заставишь нарядиться в штанишки с позументами да в рубашку со шнурами и маршировать с барабаном на глазах у толпы? Сейчас он ответит этому Виталию Гавриловичу… Но Юрка странно молчал. Потом спросил, кивнув на Янку: – А он? – А он – скрипач. Каждому фрукту своя корзинка… Но вы рядом будете, все музыканты собираются в одном помещении. Пошли! Быстренько! Что же, в самом деле всякому фрукту своя корзинка. Кому на скрипке играть, кому барабанить, а кому кистями размалёвывать фанеру. Марфа Григорьевна составила из нас, из "художников", бригаду. В бригаде оказались четверо: тощая молчаливая девчонка Оксана, два брата-близнеца лет восьми, похожие на деловитых мартышек, и я. Мы работали на поляне за павильоном. Ловкие "мартышки" – Петька и Роман – подавали щиты и кисти. Океана с рисунков переводила на фанеру всяких львов, драконов и королевские лилии, а я их расписывал нитрокрасками. Краски противно пахли, но работа мне нравилась. Только тётя Вика застонет, конечно: "Ах, Геля, где ты себя так разукрасил!" Наконец, когда мы расписали двенадцать рыцарских щитов, "мартышки" в один голос попросились обедать. Оксана ушла с ними. А я… мне тоже есть хотелось, но я ждал: может, вспомнят про меня Юрка и Янка? Может, заглянут узнать, как я тут? Я сел в траву у дощатой стены павильона и стал соскребать с себя краску. В штаны и в майку она въелась намертво, но от рук и ног отслаивалась легко, тонюсенькими плёнками. Плёнки были прозрачные, как разноцветный целлофан. Я смотрел сквозь них на солнце. Посмотрю, дуну и пущу по ветру, как бабочку… И вспомнил, как Янка играл на скрипке, а вокруг носились жёлтые и красные солнечные пятна. А Юрка слушал, уперев подбородок в кулаки… …– Гелька, – сказал Юрка. Я вздрогнул. Повернулся. И не узнал Юрку. То есть узнал не сразу. В новенькой форме барабанщика он стал совсем не такой, как раньше. Тощенький сделался, даже маленький какой-то. Как в тот раз, когда я разбил ему нос. И лицо казалось незнакомым, непривычно торчали уши. Успели Юрочку аккуратно постричь, и теперь над ушами и на шее у него белела незагорелая кожа.
Я подумал, что Юрка похож на сердитого страусёнка Антона из многосерийного мультика "Слон Буби и его друзья". Такой же тонконогий, тонкошеий и насупленный, готовый огрызнуться. Было видно, что он стесняется своего парадного наряда с блестящими пуговками и с перьями на берете, но в то же время доволен, что попал в барабанщики. Почему доволен? Может, он, как все мальчишки, тоже об этом мечтал, только скрывал? Или потому, что барабанщик – тоже музыкант, значит, поближе к Янке? Ну, что ж… Я прищурил один глаз, а другим посмотрел на Юрку через жёлтую плёнку (голубая форма стала зелёной, а серебряные галуны золотыми). – Ничего, – сказал я небрежно. – Красив… Юрка сердито пошевелил щекой, сплюнул в траву. Но сейчас это ему не шло. Он сунул руки в карманы, но кармашки были непривычно мелкие, штаны съехали, чуть не упали. – Тьфу, – ругнулся он. – Обрядили… – Дали тебе форму, так радуйся, – сказал я. – А то ёжишься, как мышь в холодильнике. Он зыркнул свирепо, но тут же примирительно сказал: – Не понимаю, чего ты заводишься. – Потому что завидно. Тоже хотел в барабанщики. Пускай гадает, всерьёз я это или дразню его. Юрка решил, что всерьёз. Неуверенно сказал: – Я там спрашивал… можно ли тебе. Но все места уже заняты. – Врёшь, – вздохнул я. – Ты не спрашивал, потому что у меня слух, как у больной курицы. Юрка мигнул и сжал губы. Я увидел, что светлые полоски вокруг ушей у него порозовели. – При чём тут слух, это же барабаны… – пробормотал он. – Там правда мест нет… Чего ты… Он вздохнул и неловко затоптался (ну, в точности, как страусёнок Антон, который пришёл просить прощенья у слона). Да, здорово я его подцепил… А может, не надо? Я же не хочу ссориться. А если Юрка скажет: ну и катись ты от меня к чертям! Тогда я как? Я быстро спросил: – А с ногой-то что? По правой ноге у Юрки вниз от колена словно кто-то провёл крупной тёркой.
– А! – будто обрадовался он. – Бежал да запнулся на дорожке. Там, где эта дурацкая статуя с веслом. Ка-ак брякнусь. – До парада заживёт, – утешил я. – До парада нам надо сделать самое главное, – деловито сказал Юрка. – Придумать план, как зажечь искорку. – Это запросто, – отозвался я, внутренне гордясь. – Это я беру на себя. Дело в том, что всех нас, "художников", за нашу работу обещали записать в команду волшебной стражи. Перед началом парада и карнавала мы в серебряных шлемах будем стоять на башне, над разукрашенной аркой. На верхушке башни установят чашу для праздничного огня. Вроде олимпийской. Кто-то из ребят поднимется с факелом и зажжёт огонь. Я к наконечнику своего копья примотаю наш стерженёк с серебристым порошком и поднесу его к пламени. Других "стражников" я тоже подговорю зажечь на копьях бенгальские огни – тогда на меня никто не обратит внимания. Все решат, что так и надо: праздничный салют. Этот план я и поведал Юрке. С намёком в голосе: пока вы там занимались вашей музыкой, я времени не терял. Юрка сказал с одобрением: – Голова у тебя работает. Только не промахнись там. Я ответил, что, если я такой беспомощный растяпа, пускай Юрка сам всё придумывает и делает. Или Янка… Я чуть не брякнул "твой Янка". Но Юрка сказал миролюбиво: – Я же ничего, просто предупредил… А Янка… Гелька, он не прибегал? – Здрасте, я ваша бабушка с Юпитера! Вы же вместе ушли. – А там нас в разные комнаты развели… – Никуда он не денется, – сказал я. – Юрка, пошли обедать. – Без Янки? Мы с ним договорились, что вместе… Пойду посмотрю, где он там… – А! Ну давай… – сказал я. И стало мне как-то на всё наплевать. И на искорку, и на праздник, и на то, что кругом лето – самое хорошее в жизни время… А ещё я вдруг подумал: "Почему всё-таки не едет папа? Только из-за работы?" Но к вечеру настроение у меня наладилось, Мы собрались в "Курятнике" и сидели до звёзд. Глеб рассказывал, как он с ребятами в интернате строил из дырявой моторки трёхмачтовый фрегат и как они чуть не потонули на пруду, и как им попало. Ерёма что-то мурлыкал своим радиоголосом и при фонарике чертил на мятых листах будущего Ваську. Янка заглядывал ему через плечо и что-то советовал. Юрка был тихий и непонятно задумчивый… Потом дни побежали быстро-быстро. Я с "бригадой" мастерил доспехи для сказочных воинов и копья с наконечниками из серебристой пластмассы. Янка с музыкантами репетировал где-то на дальней эстраде в глухом углу парка. Юрка маршировал с барабанщиками. Барабанил он здорово. Я много раз видел, как он шагает на правом фланге второй шеренги, когда строй готовился к параду. Палочки у него просто летали над кожей красного большого барабана. К форме Юрка привык и уже не казался в ней маленьким и хилым. Ловкий он был, гибкий, быстрый такой. В общем, настоящий барабанщик.
Барабанщиков было много – двенадцать шеренг по восемь человек. На аллеях не очень-то развернёшься, и случалось, что барабанный грохот раздавался на улицах. Промаршируют по городу и обратно в парк. И когда они шли по улицам, все радостно вспоминали: скоро праздник! И наступил праздничный вечер. В сумерках парка взлетели и засверкали разноцветные струи фонтанов. Мы – "волшебная стража" в шлемах из фольги, с пёстрыми щитами и копьями – стояли на площадке фанерной башни. Вокруг большущего факела. Это был трёхметровый серебристый столб, а на нём – узорчатая чаша из латуни. Размером с хороший таз. С высоты всё было видно отлично. Всю главную парковую площадь, которую освещали прожекторы; шеренги трубачей в красных плащах; зрителей, которые обступили площадь кольцом. Кольцо только в одном месте было разорвано: там среди деревьев темнел выход из главной аллеи. И вот оттуда появились барабанщики. Они красиво шли, ровно. Всё ближе, ближе. Колыхались перья над беретами, разом вскидывались руки над барабанами. И марш их звучал так весело! Потому что это был самый праздничный марш. Его подхватил оркестр, но не очень громко, чтобы не заглушать барабаны. За шеренгами барабанщиков шла колонна ребят в масках и карнавальных костюмах. Над колонной качались громадные куклы (всякие сказочные звери, колдуны и клоуны), пестрые флаги и шары. Но я туда не смотрел. Я смотрел только на барабанщиков да ещё на маленького мальчика – он шёл за ними, впереди карнавальной колонны. Мальчик был в красной блестящей рубашке – как огонёк. И в поднятой руке он нёс факел с оранжевым пламенем. Пламя откидывалось назад, как флажок. Мне зябко стало, и я весь внутри замер. Потому что вот-вот, через минуту, должно решиться: будет у нас живая искорка или нет? "Вдруг не загорится?" Марш барабанщиков казался уже не весёлым, а тревожным. "Ну, не загорится и не надо, – решил я себя успокоить. – Подумаешь, искорка! Ерёма что-нибудь другое изобретёт, а нам она и не нужна". Но как это не нужна? Если не загорится, значит, не бывает на свете чудес и сказочных загадок. Значит, лунная песенка Янки – обман! И ещё… Я верил, что, если добудем искорку, то она сдружит нас троих накрепко – Юрку, меня и Янку. А если нет… Скорей бы уж! Барабанщики подходили к воротам, над которыми возвышалась наша башня. Юрка шёл, как всегда, во второй шеренге справа. Шёл и смотрел вверх, на меня. Словно молча напоминал; "Не прозевай!" Так, с запрокинутым лицом, он и прошагал под башню. Остальные барабанщики тоже исчезли в воротах – шеренга за шеренгой. Скрылся последний ряд, и перед башней остался мальчик с факелом. Он по лесенке бегом поднялся к нам на площадку – будто огненная бабочка взлетела. Хороший такой мальчишка – маленький, лет семи, но смелый. И весёлый – улыбка во всё лицо, на носу веснушки светятся… – Привет! – сказал он нам. Подмигнул и поднёс факел к запальному шнуру. Огонь перескочил на шнур и неторопливо побежал вверх. Мальчик сунул факел в приготовленное ведёрко с водой и стоял, глядя на бойкий язычок пламени. И все глядели. Огонь добрался до края чаши, спрятался за ним… и над чашей вспыхнула пламенная корона! Сразу где-то грохнуло, взлетели над чёрными деревьями гроздья ракет, запели фанфары, им отозвались далёкие уже барабаны, а толпа закричала "ура", зашумела… Пёстрая колонна с флагами, куклами и шарами растеклась по площади, превратилась в карнавальный хоровод. Вот и пришла самая важная минута. – Давайте, – сказал я ребятам. И мы придвинули к огненному краю чаши наконечники копий. На каждом – стерженёк бенгальского огня. Что же они не горят? Старые, испортились? Отсырели? Но вот разом вспыхнули трескучие огоньки у братьев – Петьки и Романа. И у Оксаны. И у других ребят. Ещё, ещё… А у меня? А у меня тоже горит! Ярче других! На кончике копья – ослепительный шарик, а из него летят гроздья белых звёзд! Горит, горит… Но ведь это недолго. Всё реже, всё мельче белые звёздочки. А где искорка? Она зажглась? Как её увидеть? В глазах – сплошь зелёные пятна от огней. Да нет, была бы искорка, я бы её разглядел. Значит, нет её… Всё… – Смотри, у тебя не совсем погасло, – раздался рядом звонкий голос. Это мальчик-огонёк. Он рядом стоял и смотрел вверх. – Что? – сказал я. – Где? Замигал. Сильно-сильно. – Вон, – сказал мальчик. – Светлячок. И я увидел на острие копья чуть заметную светлую точку. Что? Правда?! Какая маленькая… Я перестал дышать. Осторожно-осторожно наклонил копьё. Придвинул к лицу обугленный стерженёк. Точка светилась на его верхушке. Но я слишком резко шевельнул копьё, стерженёк дёрнулся в сторону, а искорка повисла в воздухе. Я, не веря, поднёс к ней палец. Она не обожгла, не кольнула. Я придвинул к ней, маленькой, ладонь, тихонько сжал пальцы. Спрятал искорку в кулак. И ощутил в кулаке чуть заметное щекочущее тепло. – Поймал светлячка, – шёпотом сказал мальчик. – Ага… – сказал я тоже шёпотом, потому что осип от счастья. Остальные не обращали на нас внимания. Лежали животами на перилах и глазели, что делается на площади. Над ней всё ещё вспыхивали взрывы фейерверка. В глазах мальчика горели разноцветные огоньки. – Спасибо, – сказал я ему. Он засиял улыбкой. И спросил хитровато: – А за что? – Так… Он вдруг сказал: – А я тебя знаю. Ты Травушкин из нашей школы. Ты к нам в класс приходил, про сверление Земли рассказывал. Я, правда, зимой был у первоклассников, делал им доклад про сверхглубокую скважину, на которой работает папа. Такое мне дали задание. Я ужасно волновался, запинался и на ребят почти не смотрел. Ни одного лица не запомнил тогда. Но лицо Огонька было знакомо. Очень-очень знакомо. И я вспомнил! Огонёк был в точности как мальчишка с Ерёминого снимка. Может, всё это не случайно? Я сказал весело: – Я тебя тоже знаю. Нахлобучил на Огонька свой серебряный шлем, положил перед ним щит и копьё, а сам побежал вниз. Искорка в кулаке ласково грела мне ладонь. ИСКОРКА С Юркой и Янкой мы ещё днём договорились, где встретимся после парада. На полянке позади летнего павильона. Полянка была незаметная, укрытая кустами сирени, поросшая высокой травой. Из травы кое-где торчали каменные раскрашенные гномы. Краска с них пооблезла – гномов забыли в этой парковой глуши. Когда я пробрался на полянку, там ещё никого не было. Стояла тёплая, какая-то пушистая темнота. Лишь один далёкий фонарь мигал сквозь листья. Зато звёзды были громадные… Я сел в траву, прислонился к твёрдому гному и разжал кулак. Искорка в темноте засияла ярко и радостно. Я осторожно убрал из-под неё ладонь. Искорка повисла в воздухе, не упала, не улетела от меня. – Хорошая ты моя… – шёпотом сказал я ей. Зашуршали ветки. Я опять спрятал искорку в кулаке. – Гелька, ты здесь? Это появился Янка. С фонариком. – Выключи фонарик, – сказал я. Он выключил. – Смотри, – сказал я. И разжал пальцы. Янка наклонился близко-близко. Я даже почувствовал на ладони его дыхание. – Чудо какое… – прошептал Янка. – Не гаснет? – И не думает. – Не обжигает? – Нисколечко… Подержи, если хочешь. Я оставил искорку в воздухе, потом поднёс к ней Янкину ладошку. Искорка послушно села на неё. – Тёплая, – сказал Янка. – Ага.. А теперь попробуй перебросить её мне. Полетит? – Ну… пожалуйста. Янка пустил искорку с ладони, будто крошечную бабочку. Она огненной ниткой прочертила воздух и остановилась передо мной. Я посадил её на сустав согнутого мизинца. – Она никуда от нас не улетит, – уверенно сказал я. – Потому что наша, – отозвался Янка. – В ней же наша кровь. Ворча и цепляясь барабаном, выбрался из кустов Юрка. Мы показали ему искорку. Он притих, долго держал её на ладони. – Смотри, как она слушается нас. Она живая, – сказал Янка. – Ну-ка, пусть она летит ко мне… Мы долго стояли кружком на тёмной поляне и перебрасывали друг другу искорку. Она летала между нами, будто крошечный светлячок, и садилась то на ладонь, то на кончик пальца. Наконец Юрка сказал: – Жалко, что нельзя сейчас испытать её. Никакого колёсика не догадались взять. – Завтра испытаем, – успокоил Янка. – И так видно, что ома такая… настоящая. – А у кого она будет до завтра? – ревниво спросил я. – Ты зажёг, у тебя и будет, – великодушно решил Юрка. – Янка, ты не против? – Нет, конечно, пожалуйста… Только нельзя её всё время в кулаке носить. Давайте её вот сюда. Я нарочно принёс. Он показал пробирку – гораздо меньше той, в которой делали порошок. Толщиной в карандаш, длиной со спичку. Скорее ампула, а не пробирка. – Сюда её посадим, пробкой закроем… – А если задохнётся под пробкой? – испугался я. – Мы же не глухую сделаем, а чуть-чуть… Искорка висела в воздухе. Мы надели на неё ампулу – будто накрыли бабочку стеклянным сачком. Для пробки Янка скатал из травы шарик… Я не стал откладывать испытания до утра. Дома я выволок чемодан со старыми игрушками, достал из него модель гоночной машины "Барракуда". Раньше в ней был двигатель с микроэлементами, но я давно его распотрошил. А машину не выбрасывал, мне её папа подарил, когда семь лет исполнилось… "Барракуда" лежала на полу вверх колёсами, а я ломал голову: как приспособить искорку к оси? Сверлить стальной стержень было нечем… А может, спрятать искорку прямо в колесе? Отвинтить колпачок и вот сюда… Я коснулся ампулой колеса. Вернее, даже не коснулся. Я не успел задеть его, как задний мост у машины взревел. Колёса завертелись так, будто к ним подключили мотор от настоящей "Барракуды"! – Геля! Что за шум! – тут же завелась за дверью тётя Вика. – Давно уже пора спать. – Да пусть поиграет, – сказала мама. – Ах да, конечно… А я сидел на полу и смеялся. Колеса вертелись всё тише, искорка снова была у меня в кулаке. И почему-то мне представилось: идёт по улице важный Ерёма, а перед ним скачут двое – весёлый роботёнок Васька с задранным носом и мальчик-огонёк в алой рубашке… КЛОУН Проснулся я поздно. Сквозь берёзы светило в комнату солнце. Я дотянулся до стула с одеждой, достал из-под майки заткнутую травяным комочком ампулу. Испугался на миг: погасла? Искорка при свете дня была еле заметна. Можно подумать, что просто крошечный блик в стекле. Но я поднёс ампулу к "Барракуде", и у той бешено рванулись колёса. Я опять сказал искорке: – Хорошая ты моя… Где-то играл оркестр: в городе уже разворачивался новый праздничный день. Пришли Юрка и Янка. Янка со скрипкой, в своём жёлтом костюмчике с бантиком. Юрка в форме и с барабаном. – Ну? – нетерпеливо сказал Юрка. – Небось уже пробовал? Я с удовольствием показал, как вертятся колёса "Барракуды". Юрка расцвёл. Янка тоже заулыбался. В комнату заглянула тётя Вика. – Геля! Смотри, мальчики какие красивые. А ты опять… – Я дам ему белую рубашку со звёздочками, – сказала мама. Я обрадовался. Не потому, что на плечах блестящие звёздочки, как у смадермена, а потому, что нагрудные кармашки с клапанами. Удобное место для ампулы с искоркой. Сначала мы прибежали в "Курятник". Надо же обрадовать Ерёму и Глеба! Но вагон оказался пуст. У косяка, на ржавом гвозде, висела записка: "Я ушёл в магазин за бумагой. Будет время – найду вас в парке. Ёрема почему-то не ночевал. Глеб". Судя по всему, Глеб не очень-то верил, что искорка получится. Вчера в парк не пришёл, отговорился, что надо много чего написать, пока не забыл. Сегодня тоже вот не дождался нас… А куда девался Ерёма? Гадать было некогда, мы торопились в парк. …С утра в парке намечались разные состязания и концерт. Юрка должен был барабанить при всяких церемониях на стадионе, а Янка играть. Мы договорились, что встретимся с Юркой в двенадцать на лужайке с гномами, и я пошёл слушать Янку. Концерт проходил на окружённой высокими клёнами площадке. Я сел в третьем ряду и около себя занял ещё два места – раздвинул руки и упёрся в скамью ладонями. Потому что народу полно, а Янке после выступления где-то надо сесть, да и Юрка может прибежать пораньше… Выступлений было много. Пели хором и поодиночке, стихи читали, фокусы показывали. Один мальчишка даже с дрессированным котом выступал: толстый серый кот кувыркался и ходил по натянутой верёвке. Все веселились. Но концерт шёл долго, кое-кто утомился, а солнце поднялось выше самых высоких деревьев и крепко жарило плечи и макушки. Зрители начали отвлекаться и галдеть. Я испугался, что Янку слушать не будут. И правда, когда он вышел на эстраду, над рядами висел гул. Я чуть не заорал: "Да тише вы!" Но Янка не стал дожидаться тишины. Вскинул к подбородку скрипку, и она пропела тревожно и резко "Та-а, та-та!" И сразу упало молчание. Янка заиграл всем знакомую песенку: На планете СельдаДни стоят хорошие,Брызжет, брызжет солнышкоВ заводи речные.На планете СельдаЖили-были лошади —Умные и добрые,Только не ручные… Скрипка играла так, будто слова выговаривала. Кое-кто даже подпевать начал. Но Янка перешёл на другую песню: Жёлтый месяц виситНад уснувшим прудом,И журчит у плотины вода.Мы вернулись сюда,В этот край, в этот домНавсегда, навсегда, навсегда… Эту песню любит мама. Я вспомнил, как мы с мамой и папой сидели у костра. Я был тогда крошечный, пятилетний. Высоко-высоко качались мохнатые головы сосен, и казалось, что звёзды среди них плавают туда-сюда. Костёр стрелял красными угольками, а мама пела. И было это на Юрском полуострове, под Ярксоном, где скважина – мы туда один раз летали с мамой вместе… Что же всё-таки со скважиной? При чём тут теория параллельных пространств? Она совсем не про это… Хотя, кто знает, что может случиться на страшной глубине? Я помню, как отец говорил: "К звёздам летаем, а до нутра матушки-планеты нашей добраться до сих пор не сумели. Она нам это припомнит когда-нибудь…" А может, делано в матушке-планете и не в скважине? Может, отец просто не захотел приехать? И не приедет совсем? Почему тётя Вика сказала тогда маме странные слова: "Я даже не знаю, кто я теперь?.." Кто? Уже не родственница? Тьфу, какая чепуха в голову лезет… А если не чепуха? Если я буду, как Юрка, без отца… Юрко легче: он своего отца никогда не знал… Только легче ли? Что значит "легче", если одиночество… Глеб правильно написал про одиночество. Вроде бы всё хорошо в жизни, а почему тогда у многих грустные глаза? У мамы, у Юрки, даже у тёти Вики? И у Глеба… Ну, то, что у Глеба, – это понятно… Янка, словно вспомнив о Глебе, заиграл "Вечернюю песенку" – он теперь хорошо её знал. И этой песенкой закончил игру. Все захлопали. Сперва не сильно, а потом громче, громче. И я захлопал. Хотя, по правде говоря, мне больше нравилось, когда он играл в вагоне. Но всё равно, молодец Янка! Я хлопал и совсем забыл, что надо беречь соседние места. Когда спохватился, с двух сторон уже сидели какие-то девчонки. Я с досады чуть не треснул каждой по шее и стал выбираться из рядов. Вышел на лужайку рядом с эстрадой. Замахал Янке, чтобы он бежал ко мне. Но на эстраду выскочили два клоуна – рыжий и белый, они задержали Янку. Белый клоун затряс над колпачком ладонями и женским голосом закричал: – Дети! Внимание! Дети!.. Янка играл замечательно! За это ему вручается праздничный почётный диплом! И подарок! Янка смущённо затоптался. Ему дали блестящий лист и плоскую красную коробку. Наверно, с конфетами. Он быстро наклонил голову, шевельнул губами: видимо, сказал спасибо. И пошёл с эстрады. Я опять замахал ему: давай сюда! Он заметил, кивнул. Но тут клоун снова закричал: – Дети! Пока готовятся наши танцоры, мы успеем наградить ещё нескольких ребят! Пусть поднимется на сцену Геля Травушкин! Кто? Я? Зачем? Я же не артист… – Геля!.. Дети, среди вас есть Травушкин? Знакомых было много. Из рядов закричали клоуну, что "тут он", а мне: "Гелька, давай! Копейкин, жми на сцену!" Я пожал плечами и пошёл. Рыжий клоун захлопал растопыренными ладонями, а белый взял меня за руку и радостно объявил: – Геля Травушкин прекрасно потрудился во время подготовки праздника. Замечательно потрудился! Давайте поблагодарим его за это!.. Зачем это он? Разве я лучше других? Все работали, все ходили перемазанные краской и клеем. Я хотел сказать об этом, но ребята захлопали, зашумели, а клоун закричал: – Поэтому Геля Травушкин тоже получает диплом и подарок! Диплом – вот он, а подарок очень большой. Пусть Геля пройдёт вон в ту дверь и там получит свою награду! Я пробормотал "спасибо" и пошёл к дверце в глубине эстрады. Было ужасно неловко, но и любопытно было: что за подарок? И даже мелькнула мысль: "Может, я в самом деле немножко лучше других работал?" За дверью оказалась фанерная комнатка. Но подарка мне там не дали. Там переодевались для танца девчонки. Они завизжали и вышибли меня вон. Хорошо, что не на сцену, а в другую дверь – в кусты позади эстрады. Я выбрался из кустов и ошарашенно помотал головой. Вот так подарочек! Что это, карнавальная шутка? Ничего себе шуточки… Я очень разозлился. Скомкал захрустевший диплом и закинул в кусты. И тогда из кустов появился ещё один клоун. Вышел легко, незаметно как-то, даже веточки не шелохнулись. Он был в жёлто-красном балахоне и в маске. Маска – такая весёлая рожа, губы растянуты в широченную улыбку и похожи на жирный красный полумесяц. – Это ты Геля Травушкин? – спросил клоун воркующим голосом из-под маски. – А что вам надо? – ощетинился я. Потому что хватит с меня шуток. – Тебя надо, голубчик! – обрадовался он. – Пойдём. – Куда? – За подарком, конечно! Он взял меня за локоть красной плюшевой перчаткой. Я вздохнул и пошёл. Стало жаль диплом, но тут же я подумал: "Потом найду и разглажу". Клоун повёл меня по узенькой заросшей аллейке. Идти по ней вдвоём было тесно, царапались ветки, но я стеснялся сказать "отпустите". Мы пришли к старой кирпичной будке, вроде водокачки. Клоун толкнул дощатую дверь и промурлыкал: – Входи. Здесь подарочная кладовая. Окон в будке не было, у потолка сияла белая лампа. Под лампой блестел обитый металлом длинный стол. А на его дальнем краю стояла… Вот это да! Там стояла серебристо-голубая модель марсианского шагающего вездехода "Кентавр-супер"! Не игрушка, а именно модель. Копия. Большая, в полметра высотой. Я такую видел в Музее Звёзд, когда ездил на экскурсию в Южный Пояс городов. Клоун подтолкнул меня к столу и шелестящим голосом сказал: – Она твоя… Она управляется мыслью. Вернее, импульсами желаний. С помощью этих приборов. – И он ловко надел мне на запястья широкие кожаные браслеты. На браслетах оказались чёрные металлические диски размером побольше часов. Тяжёлые… – Пойдём, Геля Травушкин… Клоун усадил меня на табурет напротив модели. Придвинул к самой кромке стола – так, что я упёрся в неё грудью. Руки мои он вытянул вперёд и положил на стол. Диски на браслетах звякнули о металл. Стол был холодный. На голых руках сразу высыпали пупырышки. Металлический край леденил грудь сквозь рубашку. Я вздрогнул и почему-то оглянулся на дверь. Она была закрыта. – Слушай, Травушкин…. Клоун стоял рядом с "Кентавром". Маска его улыбалась изо всех сил. Было неприятно видеть широкий неподвижный рот, когда слышишь разговор. – Сосредоточься, Травушкин. – Холодно… – Ничего, ничего. Сосредоточься. Прикажи машине двигаться. И она пойдёт! Я вздохнул, поёжился и сосредоточился. Приказал "Кентавру": "Иди! Ко мне!" Даже представил, как он идёт. Но "Кентавр" не двигался. – Не работает, – сказал я. – Сейчас, сейчас… Клоун, подпрыгивая, обежал вокруг стола и опять подскочил к модели. Поднял крышку кожуха. – А! – сказал он. – Ба!.. Да она без двигателя! Ну… это ничего. Это ведь не беда. Верно, Травушкин? – В прорезях маски странно шевельнулись и заблестели его голубые глазки. Клоун осторожно пошёл ко мне. Встал сбоку. Повторил, воркуя: – Это не беда, Геля… Ведь у тебя есть и с к о р к а. Я вздрогнул. Даже дёрнулся назад. Но браслеты прочно держали мои руки на столе. Примагнитились, что ли? – Пустите! – сказал я. Клоун прошелестел надо мной: – Но ведь искорка есть? – Какое вам дело?! Она не для этого нужна! – Она совсем не нужна, – возразил Клоун. – Тебе не нужна и твоим приятелям. Подари её нам. – Кому вам? – Ну… мне. – Зачем?! – крикнул я, пытаясь освободить руки. – Подари… А мы подарим тебе вездеход. Не такой, а настоящий. Ты будешь ездить на нём в школу… – Нет! – крикнул я и рванулся изо всех сил. Но браслеты держали мёртво. – Подари… Мы ничего плохого с ней не сделаем. Просто нам нужен образец. Я напружинил все мускулы. Пятками упёрся в пол. Дернул руки так, что они чуть не вырвались из плеч. Но браслеты не шелохнулись. И так мне жутко сделалось… – Пустите меня сейчас же! – отчаянно сказал я и стиснул зубы, чтобы не разреветься. Он приподнял плечи. Сказал с каменистым хрустом в голосе: – Разве я тебя держу? Иди, Геля Травушкин… Только подари искорку. Кто он такой? Сумасшедший? Ампула лежала у меня в нагрудном кармане, под клапаном. Этот псих может её просто-напросто отобрать. Или не догадывается? Или не смеет? Он будто услыхал мои мысли. Сказал опять с шелестом: – Ты должен подарить её сам. Только с а м. – Нет, – выдохнул я, дрожа от страха. И от холода. Стол сделался просто ледяным. Я пошёл на хитрость: – Что вы, сами не можете сделать, что ли? Есть рецепт… – Не можем, Травушкин, – прошуршал он, будто песок просыпал. – Что-то мешает. Не тот состав, она же на крови… Геля Травушкин, подари искорку. – У меня её нет! – Неправда, Геля. Подари… Это очень просто. Скажи "дарю", и она сама вот сюда… – Клоун протянул мне плюшевую растопыренную лапу. – Одно словечко. Ну? Он согнулся, наклонился надо мной совсем низко. Я увидел на маске вмятины, царапинки, застывшие подтёки лака. И шевелящиеся глазки – бледно-голубые, с розовыми прожилками на белках. Маска смеялась мёртво и безжалостно. – Уходите! – заорал я. – Кто вы такой?! Снимите маску! Он быстро отошёл. Будто испугался. – Снимите маску! – снова крикнул я. – Зачем? – Снимите сейчас же!! – Это не маска, – сухо сказал клоун. И… я увидел! Угол красного рта у него двинулся. По лаку пробежали трещинки. Нарисованные брови тоже шевельнулись. Или показалось? Это, наверно, сон! Клоун протянул руку и с перчатки на стол уронил шмеля. Я обмер. Я перестал чувствовать холод. Это был шмель-чудовище. Величиной с грецкий орех. Его покрывала свинцово-серая жирная пыль. Шмель приподнялся на мохнатых лапах и пошёл к моей левой руке. Прямо к руке. Он шёл, и лапы его громко скребли по металлическому листу. И обвисшее брюшко скребло. И за ним тянулся маслянисто-свинцовый след. Я понял, что отчаянно завизжу. И это будет не просто визг, с ним вырвутся слова: "Не надо! Возьмите её! Дарю! Дарю!" И потому я опять сжал зубы – изо всех сил. Хотел зажмуриться, но не смог. А шмель шёл, шёл… Ну, за что меня так? Что я сделал? Не надо! Шмель заполз мне на браслет. Я сквозь толстую кожу почувствовал, какой он тяжёлый. Свинцовый… Сейчас он страшной лапой своей ступит мне прямо на руку… Такой жути не бывает наяву. Я сейчас проснусь! Скорее!.. И грохнули барабаны. Они ударили за кирпичными стенами, отдалённо и глухо, но шмель съёжился и тяжёлым орехом скатился с браслета. Клоун тоже съёжился. Отскочил от стола, сел у стенки на табурет. Согнулся, обхватил себя за колени. Я рванулся… Я рванулся к барабанщикам! К Юрке! Браслеты не держали. Я отлетел к двери, грохнулся об неё спиной. Дверь зашаталась. Я вскочил, трахнул по доскам ногой, они вылетели, и я вылетел за ними. На солнце! На свободу! – Юрка!! – Я помчался через кусты. – Геля! Что с тобой? Я увидел Марфу Григорьевну. Она держала большущего надувного слонёнка. – Геля, мы тебя ищем! Вот подарок… Я кинулся туда, где мелькали за ветками голубые накидки и грохотали красные барабаны. – Юрка-а!! ПИСЬМО ЕРЁМЫ Я догнал барабанщиков. Они шагали по аллее от стадиона к площади. Путаясь ногами в траве, я побежал по обочине. Увидел Юрку. Барабанщики били походный марш. Сквозь рокочущие удары Юрка не слышал меня. Я, задыхаясь, пошёл рядом, дернул его за коротенький плащ. Юрка сбился, гневно оглянулся на меня: – Рехнулся? Не суйся под ноги! Я чиркнул ребром ладони по горлу: "Ты нужен! До зарезу!" – Иди на поляну, я сейчас! Иди! Я отстал. Оглянулся. Марш барабанщиков быстро откатывался за деревья, и стали слышны другие звуки: голоса, музыка. И даже кузнечики в траве. И недалёкие шаги. "А если это опять клоун?" – подумал я. Но не очень испугался. Теперь казалось, что жуткая встреча с клоуном произошла давным-давно. Потому что слишком уж неестественный был случай. Как
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|