Часть 1. Региональный рост и межрегиональные неравенства: региональная социально-экономическая динамика, межрегиональная дивергенция и межрегиональная конвергенция.
План: Введение Часть 1. Региональный рост и межрегиональные неравенства: региональная социально-экономическая динамика, межрегиональная дивергенция и межрегиональная конвергенция Часть 2. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Центрально-Черноземного экономического района. Выводы Список используемой литературы Введение Одним из актуальных вопросов, постоянно находящихся в центре внимании региональных и федеральных органов власти, несомненно, является вопрос об экономической самостоятельности субъектов Федерации. Этот вопрос в первую очередь фокусируется на рыночных отношениях. Сегодня нельзя утверждать, что экономическая самостоятельность регионов состоялась. Пожалуй, путь к этому будет длинным и сложным. И реальную экономическую самостоятельность регионы будут приобретать по мере закрепления социально регулируемых, цивилизованных рыночных преобразований. В то же время, как утверждают многие экономисты, глубокие рыночные преобразования будут эффективно развиваться при условии и по мере развития самостоятельности регионов. Для чего нужна экономическая самостоятельность регионов? По мнению не только ученых, но и губернаторов краев и областей, президентов республик, она нужна для того, чтобы, во-первых, осуществлять самостоятельный, региональный, подход к приватизации, развитию конкуренции, демонополизации, к другим звеньям рыночных преобразований; во-вторых, вести региональное хозяйство с учетом местных традиций, обычаев, особенностей, включая и обустройство муниципального хозяйства (совместно с органами местного самоуправления); в-третьих, чтобы способствовать изысканию дополнительных источников средств для своего развития, и, наконец, способствовать более активному, более эффективному решению социальных проблем[1].
Развитие экономической самостоятельности- это процесс, в основном, объективный, эволюционный, практически не поддающийся одностороннему реформированию. Но есть в его содержании и субъективные моменты: сдерживание назревших преобразований, принятия необходимых правовых актов, бюрократизма государственных органов, принятия ошибочных решений[2]. Но главное состоит в том, что в движение регионов к экономической самостоятельности вплетаются самые различные процессы и факторы: экономические, политические, этнические, исторические, демографические, социально-культурные, природноресурсные и др. Эта множественность причин в зависимости от их сочетания может или ускорить развитие самостоятельности, или, наоборот, затормозить. Часть 1. Региональный рост и межрегиональные неравенства: региональная социально-экономическая динамика, межрегиональная дивергенция и межрегиональная конвергенция. Перемещение центра тяжести решения социальных проблем от федерального уровня на региональный. Обеспечение социального развития регионов стало основной, приоритетной задачей региональных структур государственной власти, на это ориентируется механизм хозяйствования на всех уровнях: федеральном, региональном, местном. Ключевыми в социальном развитии регионов становятся: занятость, сохранение в определенных масштабах созданной в прошлом социальной инфраструктуры, в том числе государственной и ведомственной, обеспечение естественного прироста населения, социальная поддержка семьи, инвалидов, пенсионеров, детей, защита беднейших слоев. Известно, что закономерностью общественного процесса является выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. Но выравнивание не может быть абсолютным, ибо можно устранить только определенную часть различий, установив минимальный государственный стандарт[3].
Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню их социально-экономического развития. Так, Н. Маркова, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, группирует субъекты Федерации по характеру их реакции, на экономические реформы. За основу взяты два количественных критерия (уровень депрессии и уровень социально-экономического развития), а сама классификация осуществляется по принципам однородности фактов, обусловивших типы «рыночной реакции» их экономики, перспектив дальнейшего развития, рекомендуемой стратегии дальнейшего реформирования экономики, основных направлений его государственной поддержки. Ученые выделяют 9 групп регионов[4]. Специалисты Миннаца России и ученые СО РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей; регионы со средним экономическим потенциалом; проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы. К депрессивным регионам относятся те, которые переживают глубокий экономический кризис, длительный период находятся в фазе застоя, нуждаются для своего «выздоровления» в крупных инвестициях. В этих регионах высокий уровень безработицы, глубокие внутренние диспропорции экономики. Они постепенно утрачивают свои позиции в общероссийском территориальном разделении труда, скатываются в разряд отсталых регионов. Отсталые регионы характеризуются весьма низкими показателями развития социально-экономической сферы. Это хронически отсталые регионы, которые в значительной степени являются дотационными, имеют слабый кадровый потенциал; у них практически отсутствует территориальная специализация. Отметим и еще одну точку зрения. Известный сибирский ученый-экономист М. Бандман считает, что деление регионов по типам доминантных проблем (отсталые, депрессивные, адаптировавшиеся, критические, регионы межнациональных конфликтов, приграничные и другие) «осуществляется главным образом для определения основополагающих принципов и механизма решения различных проблем федерального значения (вне зависимости от размещения регионов в пределах России)». Профессор М. Бандман подчеркивает, что регионы, относящиеся к одному типу субъектов Федерации, могут располагаться в различных частях страны, поэтому «совокупность субъектов Федерации одного типа, не являясь, как правило, компактным территориальным образованием, не может рассматриваться в качестве единого объекта государственного территориального управления.
Ученые РАГС считают, что экономические предпосылки или факторы регионализации России необходимо группировать по следующим основным направлениям: а) содержанию (природно-ресурсное, материально-техническое, организационно-экономическое, институциональное); б) устойчивости действия (постоянные, дискретные); в) возможности использования в практической деятельности государства и субъектов Федерации; г) сфере возникновения (геополитика, межрегиональные); д) соответствию традициям многонационального государства и условиям преемственности государственной организации страны[5]. Разумеется, действенность этих факторов различна и изменчива: региональный воспроизводственный процесс, с одной стороны, представляет собой подсистему общественного воспроизводства, с другой - интегрирует единичные воспроизводственные процессы на уровне предприятия, обогащая их и формируя условия для комплексного развития экономики региона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|