Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы монополии и антимонопольного регулирования

В последние десятилетия во многих развитых экономических странах произошли существенные изменения в моделях организации монопольных рынков. Лидерство в изменении отношения государства к ведущим механизмам их функционирования проявили США и Великобритания, где уже в последней четверти XX века в экономической политике предпочтение стали отдавать идеям монетаризма, теориям экономики предложения и рациональных ожиданий. Направление реформ определялось мыслью о необходимости устранения чрезмерной опеки монополий государством и необходимости создания условий для внедрения конкурентного рынка, что было призвано решить проблемы неэффективности работы отдельных отраслей, а также сократить нагрузку на государственный бюджет. Можно утверждать, что основные модели трансформации монополий на зарубежных рынках уже сформированы, и Россия в аналогичном процессе может опираться на многолетний опыт ряда зарубежных стран.

Процесс реформирования монополий в России имеет двухступенчатый характер в виду их высоко интегрированной структуры, что подразумевает объединение в рамках одного предприятия всех последовательных стадий производственного процесса. Долгое время государственная политика была направлена на регулирование монополий, что служило дополнительным фактором их устойчивости при отсталой технической базе, практическом отсутствии и нежелании совершенствовать эффективность производственных процессов, моральном износе используемых технологий и средств производства.

Отдельные экономисты видят определенную положительную роль, которую сыграли высоко интегрированные структуры в переходный период в экономике России. Среди позитивных моментов выделяется возможность построения долгосрочных планов, стабильных налоговых отчислений в бюджеты разных уровней, содержание на балансе обширной социальной базы.

Однако, сыграв свою роль в экономике переходного периода, высоко интегрированные структуры не могут и не должны функционировать по особым льготным законам, быть обеспеченными особыми государственными привилегиями, иметь возможность оказывать давление на принимаемые руководством решения и возлагать бремя своего неэффективного производства на потребителей в виде необоснованно завышенных тарифов при отсутствии гарантий и ответственности за качество предоставляемых такими предприятиями услуг.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что те стадии производственного процесса, которые по сути не являются естественной монополией, должны быть выведены из режима регулирования со стороны государства, и в этих областях должен заработать конкурентный рынок.

Наиболее актуальным вопросом настоящего периода остается выбор оптимального пути реформирования монополизированных отраслей, играющих особую роль в экономической и социальной жизни страны, что подразумевает изучение пока еще не ставшего историческим опыта зарубежных стран в данном направлении реформирования, его анализ и адаптация к специфическим российским условиям. Особое внимание следует уделить вопросам будущего регулирования непосредственно естественных монополий, которые остаются подконтрольными государству и представляют собой компромисс экономических и административных мер воздействия. Очевидно, что наиболее актуальными проблемами регулирования естественных монополий может стать:

1) проблема привлечения инвестиционных средств по причине особой специфики инвестиционных проектов;

2) проблема установления тарифов.

Перед российской экономикой стоит ряд задач, практически являющихся наследием советского периода хозяйствования. В новых экономических условиях, когда внешняя среда стала менее благоприятной, а конкуренция более жесткой, роль современных методов управления, выбор способов решения управленческих задач при организации промышленного производства резко возрастают. На первый план выходят требования высокого качества услуг при рациональной и экономически оправданной системе ценообразования. Политический аспект должен как можно в большей степени быть элиминирован из принимаемых организационных и экономических решений.

Поскольку проблема регулирования монополий и естественных монополий в частности не являлась актуальной для советской экономики, то отечественные ученые не внесли заметного вклада в теорию естественной монополии. Процессы трансформации экономики России предопределили появление соответствующих научных исследований и у отечественных ученых.

Следует отметить, что авторы большинства публикаций, появившихся в отечественных изданиях в последние годы, либо игнорируют несомненные достижения зарубежной науки, либо некритично переносят основные результаты теории и практики на еще не в полной мере сформировавшийся и оформившийся российский рынок. Существующий уровень анализа проблем, стоящих перед государством в отношении монополий и естественных монополий, предлагаемый в работах российских исследователей, недостаточен; отдельным работам свойственны нечеткость дефиниций, расплывчатость критериев отнесения хозяйствующих субъектов к естественным монополиям.

Круг этих вопросов позволяет сформулировать гипотезу исследования. Исследование сущности экономических отношений, возникающих в период реформирования монополий и в пост-реформенный период между различными экономическими агентами, позволит определить оптимальную модель регулирования естественных монополий, выделенных в результате реформирования в самостоятельные структуры.

Изучение последних теоретических разработок зарубежных экономистов и анализ зарубежного опыта реформирования монополий позволит осуществить реформирование в России с наименьшими экономическими и социальными издержками.

В связи с этим особую актуальность приобретает изучение последних теоретических разработок зарубежных экономистов с целью адаптации результатов их исследований на смоделированный российский рынок. Объективная необходимость осмысления и анализа материала по теме исследования, полученного в ходе изучения различных аспектов вопроса, определило цели, задачи, структуру и направление исследования.

Монополии рассматриваются на двух уровнях: горизонтальном - что предполагает изучение монополии с позиций влияния конкуренции на показатели эффективности работы данных предприятий, и вертикальном — по степени воздействия заданного регулирующими органами режима на решения, принимаемые регулируемыми компаниями с целью максимизации получаемой прибыли.

Российская монополия на протяжении десятилетий обладала рядом отличий от классической.

- Она возникла в специфических условиях командной экономики;

- Формирование монополии в целом ряде случаев осуществлялось при отсталой технической базе;

- Монополии создавались государством, происходило необоснованное создание различных объединений и предприятий- гигантов.

Нужно отметить, что тенденция к укреплению института государственной собственности, которая приняла наиболее крайние формы в послеоктябрьской России и особенно в посленэповском СССР, была характерна для большинства стран вне зависимости от их социально -политического устройства и сложившегося экономического порядка в первые три четверти XX века.

Курс на реформирование монополий, взятый правительством РФ в течение последних лет уже приносит свои плоды, что выражается, прежде всего, в усилении антимонопольного регулирования, возрастающей конкуренции среди отечественных производителей. С 1996 года практика контроля над соблюдением антимонопольного законодательства по данным ГКАП показывает положительные тенденции. В общем числе нарушений антимонопольного законодательства доля дел, возбужденных по факту злоупотребления доминирующим положением снизилась с 66% до 61%. Возросли в абсолютном процентном отношении факты пресечения монопольных действий со стороны органов власти, ограничивающих конкуренцию.

Нападки на монополизированные отрасли ведутся давно и вызваны такими факторами как неэффективный объем производства и, следовательно, неэффективное использование ресурсов, завышенные цены на продукцию этих отраслей; перераспределение богатства; возможность перекрестного субсидирования разных видов деятельности в рамках одной компании. Многие экономисты считают, что монополистические организации способствуют замедлению технического прогресса, так как у них отсутствуют стимулы к разработке новых технологий с их последующим внедрением в виду необходимости значительных материальных затрат на их осуществление. Отмечаются и такие социальные аспекты как подрыв демократии и отсутствие у покупателей свободы выбора поставщика той или иной услуги или товара".

Заключение долгосрочных соглашений между монополистическими производителями и интеграция монополий по производственной цепочке могут создать основу для роста внутреннего рынка и повысить инвестиционную привлекательность российской экономики. Практика глобальных альянсов, которая пока больше характерна для западных компаний, может стать стратегическим направлением развития монополий, что внесет элемент устойчивости и в тенденции регионального и государственного развития в целом.


Тесты

Предположим, что фирма выступает монополистом на рынке труда. В состоянии равновесия заработная плата ее рабочих:

А) равна предельному продукту труда в денежном выражении;

Б) меньше предельного продукта труда;

В) больше предельного продукта труда;

Г) возможен любой из перечисленных вариантов;

 

Среди перечисленных ниже выберете фактор, не влияющий на эластичность рыночного спроса на ресурс:

А) доля расходов на ресурс в издержках фирмы;

Б) эластичность спроса на готовую продукцию;

В) технология производства готовой продукции;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...