Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начало операции — первый день — 16.4.45 г.




Берлинская операция началась в 5. 00 по московскому времени (за два часа до начала рассвета) 16. 4. 45 г. мощной артиллерийской подготовкой, продолжавшейся в течение часа на участке 47-й армии, 3-й и 5-й ударных армий, 8-й гвардейской и 69-й армий.

Началу артиллерийской подготовки предшествовал одновременный 30-минутный удар ночников По-2 16 ВА по штабам и узлам связи противника на направлении главного удара с задачей дезорганизации связи и управления войсками противника.

Мощная артиллерийская подготовка, производимая всеми средствами артиллерии и минометов на участках упомянутых армий, имела задачей подавление живой силы, артиллерийских и минометных батарей противника в районе первых, вторых и третьих траншей с последовательным переносом огня несколько раз в течение часа.

Вслед за окончанием артиллерийской подготовки, произведен был массовый налет ночных бомбардировщиков Ил-4 18 ВА с задачей уничтожения живой силы, артиллерийских и минометных батарей и опорных пунктов противника в районе четвертых и пятых линий траншей на удалении 6 — 9 км от переднего края.

Удар был осуществлен в период 6. 15 — 7. 15, т. е. перед рассветом.

Атака пехоты началась вслед за окончанием артиллерийской подготовки — в момент действий ночных бомбардировщиков Ил-4. Это содействовало более точному и эффективному бомбометанию по артиллерийским позициям противника в связи с четким обозначением переднего края нашими войсками, ведением огня в темноте из всех видов оружия. При этом достаточно легко обнаруживались артиллерийские позиции противника, которые вели ответный огонь по нашим войскам.

В период 7. 15 — 8. 15 производились групповые удары штурмовиков, действия которых, по существу, сводились к сопровождению наступающей пехоты и содействию в прорыве обороны противника, подавлению огневых средств, мешающих их продвижению.

В период 8. 15 — 9. 30 производились действия дневных бомбардировщиков Пе-2, Ту-2 и «Бостон» в глубине обороны противника по четвертым и пятым линиям траншей с задачей уничтожения артиллерийских позиций, опорных пунктов и живой силы противника на удалении от переднего края 4 — 6 км.

Таким образом, с 4. 30 до 9. 30 на направлении главного удара оборона противника на глубину до 10 км была подвергнута массированному воздействию авиации и артиллерии.

После 9. 30 действия штурмовиков, бомбардировщиков и истребителей производились в соответствии с планом боевого использования авиации в первый день операции во взаимодействии с наступающими наземными войсками.

С рассвета и в течение дня главные усилия авиации 16 ВА были направлены на участки 5-й ударной и 8-й гвардейской армий, т. е. на направление главного удара.

Несмотря на мощную артиллерийскую и авиационную подготовку, противник оказывал упорное сопротивление. Опираясь на сильно разветвленную оборону, подготовляемую свыше двух месяцев до начала операции, он упорно оборонял отдельные участки уцелевшей обороны, опорные пункты, узлы сопротивления. [193]

Наряду с упорным сопротивлением наземных войск противника, большое противодействие боевой работе нашей авиации оказывала вражеская авиация.

Несмотря на полное господство в воздухе нашей авиации, истребители противника группами 4 — 6 и до 20 самолетов пытались бомбардировать боевые порядки наших войск и пробиться к переправам на Одере. Воздушные бои, как правило, завязывались еще на подходе к цели с нашими истребителями прикрытия наземных войск и сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков.

В 20. 58 было отмечено сбрасывание пяти самолетов-снарядов в районе Тирпитц. Ущерба не было. В этот же период были применены спаренные самолеты 4 ФВ-190, которые сбросили 4 Ю-88, являющиеся самолетами-снарядами, в районе Запциг-Эчер. Ущерба также не было.

Постами ПВО фронта в течение первого дня операции было отмечено 269 самолето-пролетов, в своем большинстве истребителей. Эти данные далеко не полно отражают действительную активность вражеской авиации, так как системой ПВО зафиксированы только те самолето-пролеты, которые пересекали линию фронта. Ввиду того что воздушные бои, как правило, проходили над территорией противника и вражеская авиация в своем большинстве появиться над боевыми порядками наших войск не могла, количество самолето-пролетов противника в этот день, по наблюдениям экипажей истребителей и других видов авиации, составляло не менее 1000 самолето-пролетов.

Метеообстановка первого дня операции была крайне неблагоприятной для боевой деятельности ВА. С рассвета и до 12. 00 район базирования и район целей закрыты были туманами и дымкой при видимости менее 1000 м. Видимость вне туманов — 1 — 4 км. Ветер слабый, неустойчивого направления. Температура 4-17.

В соответствии с планом боевого использования, соединения и части 16 В А для выполнения поставленной задачи должны были произвести самолето-вылетов:

2 гв. шад с истребителями прикрытия 6 иак на участке 47-й и 3-й ударной армий — 886, из них 346 штурмовиками;

9 гв. нбад, 6 шак, 6 иак, 3 бак, 1 гв. над, 282 над, 3 иак на участке 5-й ударной армии и 2 гв. ТА — 3400 самолето-вылетов;

242 нбад, 9 шак, 13 иак, 6 бак, 1 гв. иак, 188 бад, 286 над и 221 бад на участке 8-й гв. армии — 3236 самолето-вылетов;

11 гв. шад, 282 над на участке 69-й армии — 596 самолето-вылетов.

Из-за неблагоприятных метеоусловий график боевой деятельности ВА в первой половине дня не был выполнен.

Планируемые массированные удары штурмовиков и бомбардировщиков не состоялись. По метеоусловиям штурмовики действовали мелкими группами и парами. Крайне ограничены были также действия бомбардировщиков. Лишь с улучшением метеоусловий во второй половине дня напряжение в боевой деятельности ВА значительно возросло.

Несмотря на неблагоприятные метеоусловия, все же авиация 16 ВА — штурмовики, бомбардировщики и истребители — по существу в усложненных метеоусловиях в первой половине дня выполняли поставленную задачу, содействуя наземным войскам в прорыве обороны противника и развитии успеха в глубине.

В связи с неравномерностью метеоусловий в отдельные периоды дня в районах базирования нашей авиации и в районах целей — напряжение в боевой деятельности отдельных соединений и частей также было неравномерным.

Командование ВА, осуществляя управление авиацией с КП, принимало все меры к усилению напряжения.

Вот один из типичных переговоров начальника штаба 16 ВА с начальником штаба 6 шак.

Начало переговора в 13. 20.

«Брайко. — Здравствуйте. Тов. Факов, не хотел отрывать вас, но приходится. У вас с полетами хуже всего. Если сегодня норму не выполните, то [194] не появляйтесь на глаза, так же точно сказал и Руденко для Токарева. Нажмите на все педали. Сколько у вас сейчас сделали всего вылетов?

Факов. — Докладываю: всего на 13 ч 15 мин 166 самолето-вылетов. Из них 66 в воздухе. Выпуск групп продолжается. Принимаем все меры и постараюсь ваши указания выполнить. Жму все, что могу.

Брайко. — Мало, и очень мало, в два раза меньше против Комарова (2 гв. шад) и отдельно против Наконечникова (11 гв. шад). А ведь у вас столько, сколько у них у двоих вместе. Все. До свиданья.

Факов. — До свиданья».

Начальник штаба ВА предупредил начальника штаба 6 шак, а также других соединений штурмовиков, чтобы экипажи, вылетающие на задания, при малейшей неуверенности опознавания войск из-за плохой видимости — били глубже.

В связи с пестротой метеообстановки по району, для повышения напряжения в боевой деятельности всех видов авиации командующим ВА были даны указания командирам авиасоединений истребителей и штурмовиков производить посадку самолетов на тех из аэродромов, которые не были закрыты туманом. Производить на них дозарядку и вылет на последующие задания.

Часть экипажей штурмовиков и некоторые бомбардировщики в первой половине дня по причине плохой видимости и неуверенности в выходе на цель возвращались обратно с бомбами.

Командующий ВА потребовал от командиров всех соединений, наряду с увеличением активности, с бомбами не возвращаться.

При неуверенности в обнаружении заданной цели идти глубже и действовать по населенным пунктам противника и узлам хорошо заметных дорог. Запланированная норма напряжения должна быть выполнена. Фамилии командиров групп, не выполнивших задания по метеоусловиям и вернувшихся с бомбами на аэродром, немедленно докладывать.

[... ]

На обеспечение прорыва обороны противника и развитие успеха в глубине в первый день Берлинской операции было произведено 6548 самолето-вылетов, из них 5342 авиацией 16 ВА, 766 — 18 ВА, и 440 — 4 ВА.

Всего летало самолетов 16 ВА — 2531, из них 109 По-2 ночью, 603 бомбардировщика, 631 штурмовик и 1188 истребителей днем. Ими произведено 5342 самолето-вылета. (109 — бомбардировщиками По-2 ночью, 1315 — бомбардировщиками, 1383 — штурмовиками, 2545—истребителями днем). Самолето-вылетов по задачам:

бомбардировка противника......... 2406
штурмовка — » —.............. 1321
сопровождение................ 1771
прикрытие наших войск........... 738
разведка противника......... 196
свободная охота................ 101
разведка погоды................ 14
фотографирование.............. 1

Общий налет без 4 и 18 ВА — 6126 часов, в том числе самолетами По-2 — 114, дневными бомбардировщиками — 2143, штурмовиками — 1359, истребителями — 2510 часов.

[... ]

В проведенных за день 140 воздушных боях сбито 165 самолетов противника — все истребители.

В результате бомбардировочно-штурмовых действий нашей авиации, по неполным данным, уничтожено и повреждено: танков — 6, орудий ПА — 119, орудий ЗА — 71, минометов — 4, пуль. точек — 2, паровозов — 3, вагонов — 61, автомашин — 359, тягачей — 2, ж. -д. цистерн — 12, повозок — 62. Подавлен огонь 31 батареи ПА, 32 батарей ЗА, разрушено 69 строений, взорвано 12 складов боеприпасов, отмечен 21 взрыв большой силы, создано 152 очага пожаров. Подожжен ж. -д. эшелон на ст. Рамсдорф. Уничтожено и рассеяно до 2000 солдат и офицеров противника. [195]

Наши потери: 87 самолетов. Из них боевых — 75. В числе боевых потерь сбиты огнем ЗА — 8 самолетов, сбиты ИА противника — 13 самолетов, не вернулись с боевого задания — 54 самолета. Потерь не связанных с выполнением боевой задачи, — 12 самолетов.

В результате наступательных действий наземных войск, поддержанных мощными ударами авиации 16 ВА, наши части к исходу дня 16. 4 на берлинском направлении прорвали оборону противника, продвинувшись по фронту на 40 км, глубиной от 4 до 6 км.

[... ]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...