Краткая история борьбы с шумом
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ШУМ
Опасность шума В докладе Европейской комиссии, посвященной проблеме шума на пороге XXI века, отмечено, что более 20 % населения Западной Европы (более 80 млн. человек) страдают от повышенного шума, который вызывает серьезные заболевания. Условно область проживания в зоне экстремальных акустических воздействий названа "черной зоной". Еще около 45 % населения (около 180 млн. человек) живет в так называемой "серой зоне", где уровни звука меньше, чем в "черной зоне", но все же настолько высоки, что шум является причиной беспокойства и дискомфорта. Итак, в среднем каждые два жителя города из трех болеют, страдают или испытывают чувство дискомфорта от действия повышенного шума. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и многие другие города России по степени шумового воздействия на жителей находятся в ряду таких городов, как Лондон, Париж, Рим, Нью-Йорк и др. Показателем шума является величина, называемая "эквивалентный уровень звука", которая измеряется в единицах, называемых дБА (децибел А). Характеристика А показывает, что измеряется интегральный показатель шума. Эквивалентные уровни звука в перечисленных выше городах лежат в пределах 70...75 дБА. Оценить эти величины можно, представив, что разница между нормой (55 дБА) и приведенными значениями составляет 15...20 дБА, что означает превышение шума в 3...4 раза по субъективному ощущению. Великий ученый Луи Пастер образно назвал шум чумой XX века. Каждый из жителей города (а теперь не только города) непрерывно или периодически испытывает различные акустические воздействия, которые не только вызывают дискомфорт, но и приводят к серьезным заболеваниям человека. Психические расстройства, сердечно-сосудистые заболевания, повышенная агрессивность, ухудшение слуха и состояния здоровья человека - вот далеко не полный перечень вредных воздействий этого невидимого, но так, увы, хорошо слышимого и неизбежного фактора современной жизни.
В результате длительного воздействия шума возникает заболевание, которое медики назвали "шумовая болезнь". Признаки этой болезни можно обнаружить у немалого числа людей. От действия повышенного шума человеку нет спасения: он преследует нас дома, на работе и в транспорте. Можно говорить о трех аспектах воздействия шума на человека: социальном, медицинском и экономическом. "Человек достиг высокого уровня цивилизации, в частности, благодаря своей способности к общению, а связь посредством звуков - одна из основных форм общения людей. Шум препятствует этому общению, он обедняет нашу жизнь, снижает нормальную активность человека", — писал известный акустик Р. Тэйлор. Это социальный аспект влияния шума на жизнь человека. Защита от шума есть, прежде всего, утверждение ценности человеческой личности. Повышенный шум влияет на нервную и сердечнососудистую системы, вызывает раздражение, утомление, агрессивность и прочее. Профессиональные заболевания, связанные с воздействием шума и вибрации (например, неврит слухового нерва, вибрационная болезнь), находятся на первых — третьих местах среди всех профессиональных заболеваний. По данным российских ученых, эти заболевания в России достигают более 35 % от общего числа профессиональных заболеваний. Это медицинский аспект воздействия шума на человека. Под воздействием повышенного шума во всем мире находятся десятки миллионов работающих и сотни миллионов жителей городов.И, наконец, третий - экономический аспект. Известно, что шум влияет на производительность труда. При уровнях шума свыше 80 дБА увеличение его на каждые 1...2 дБА вызывает снижение производительности труда не менее чем на 1 %. Экономические потери от повышенного шума в развитых странах достигают десятков миллиардов долларов в год.
Существует шкала, показывающая субъективное восприятие снижения шума: 3 дБА - ощутимо, 5 дБА - неплохо, 10 дБА - очень хорошо, 15 дБА - великолепно. Краткая история борьбы с шумом Человечество сталкивалось с шумом едва ли не на заре своего существования. В знаменитом "Эпосе о Гильгамеше" великий потоп рассматривается "... как наказание за то, что человечество производит много шума и тем самым надоедает Богу". В Древней Греции были предприняты первые попытки создания санитарно-защитных зон для защиты от шума: жители Сибариса, известные своей изнеженностью, потребовали от властей вынести шумные производства за пределы городских стен. Рим был самым шумным городом Древнего мира, - основным источником шума здесь были громыхающие повозки. Римский писатель Марциал своеобразно жаловался на муки, причиняемые ему шумом: "По шуму, который проникает в дом по ночам, мне иногда кажется, что весь Рим проходит через мою спальню". Великий Цезарь запретил проезд громыхающих повозок через Рим в ночное время. Инженерные методы борьбы с шумом базируются на теоретических основах, заложенных в конце XIX -начале XX века: волновой, геометрической и статистической теориях акустики. Близкая нам история борьбы с шумом в XX веке начинается в 1920 годах и может быть разбита на три условных этапа: 1) предвоенный период; 2) послевоенный период; 3) современный период. В предвоенный период (1920-1930 гг.) были созданы первые шумомеры, начато количественное изучение некоторых шумных источников (в частности, самолетов), выполнены первые тщательные исследования в области звукоизоляции, звукопоглощения, распространения звука. В послевоенный период (1950-1970 гг.) происходит становление прикладной акустики. Это развитие новых методов исследований, создание высокоточной акустической аппаратуры, разработка новых акустических материалов, глубокие исследования в различных областях, связанных с образованием звука, разработка и изучение свойств шумозащитных конструкций, разработка разнообразных методик измерений.
В 1960—1970 гг. во многих странах разрабатываются стандарты по шуму и вибрации. Стандарты по шуму выпускаются как различными международными организациями, так и национальными ведомствами. С течением времени число принятых и выпущенных стандартов резко возросло, и за последние 20 лет было выпущено свыше 50 международных стандартов по методам измерения шума компрессоров, вентиляционных систем, турбин, строительных машин, вычислительных машин и др. Первый отечественный стандарт в этой области был принят в 1976 г. Современный период (1980 — по настоящее время) характеризуется в первую очередь применением новых видов транспортных средств (подвижной состав на электромагнитном подвешивании, автомобили с электродвигателем и др.). Это усиливает арсенал шумозащиты, однако ставят и новые проблемы в связи с появлением новых источников шума. Такие социальные процессы, как непрерывное увеличение благосостояния в западном мире (например, число автомобилей - едва ли не основной источник шума в городах за последние 20 лет - удвоилось) и урбанизация ведут к серьезному усложнению проблем борьбы с шумом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|