Коробовый свод с распалубками
АРХИТЕКТУРА. ТЕРМИНЫ Абак(а) - верхняя плита капители. Акведук - водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями. Акрополь - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Акротерий -скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары, и т.д.) Аксонометрическая проекция -условное изображение трёхмерности (объёма) здания либо его фрагмента или конструктивного узла на плоскости чертежа без перспективных искажений. Алтарь -жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) – иконостасом. Амбулаторий -обход вокруг завершающей центральный неф алтарной апсиды, образованный продолжениями соединяющихся друг с другом боковых нефов. Амфипростиль -тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портикина торцовых фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора. Амфитеатр -1. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами).
Антаблемент -верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фризи венчающую часть –карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антресоль -1) верхний полуэтаж дома в особняках XVIII-XIX вв.; 2) верхняя часть помещения, разделённого на два полуэтажа; 3) в современных жилых домах — настил под потолком для хранения вещей. Анты -выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Апсида -расположеннй в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхойили сомкнутым полусводом. Арка, типы арок -криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла и дерева. Типы арок: килевидная, коробовая, многолопастная, подковообразная, ползучая, полуциркульная, стрельчатая Аркада -ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей. Аркатура -ряд декоративных ложных арокна фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах. Аркбутан -наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам – контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания. Архивольт -декоративное обрамление арочного проема. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки.
Архитрав - в архитектурных ордерах – балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав – широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском состоит из трех небольших горизонтальных уступов – фасций. Астрагал -деталь сложного профиля в ордерной архитектуре — гладкий или обработанный в виде бус валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой. Атрий (атриум) -закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. Аттик -стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. База -основание, подножие колонны или столба. Базилика -вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Балочная (стоечно-балочная) конструкция -постройка на вертикально-горизонтальных (столб и балка) опорах, в отличие от сводчатых. Балюстрада -ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами. Балясина -невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.д. Барабан -цилиндрическое или многоранное основание купола. Бельведер -надстройка над зданием, обычно круглая в плане; павильон, беседка на возвышенном месте; название некоторых дворцов, расположенных в живописном природном окружении (например, в Ватикане). Бетон -строительный материал, искусственный каменный материал, получаемый в результате формования и затвердевания рационально подобранной и уплотненной смеси состоящей из вяжущего вещества (цемент или др.), крупных и мелких заполнителей, воды. «Бычий глаз» -чердачное окно, проем которого в крутой черепичной кровлеимеет вытянутую и заостренную в углах форму, напоминающую глаз быка. Позднее в архитектуре Барокко стали использовать окна в виде горизонтального овала, они также получили название "бычий глаз".
Вал (валик) — криволинейный облом, имеющий в поперечном разрезе вид полукруга. Вальмовая крыша - четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым сторонам. Если вальма не доходит до карниза, крыша называется полувальмовой. Вестибюль - Проходное помещение при парадном входе в здание, преим. общественное; передняя. Волюта - архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре Вспарушенный купол - купол, образованный рассечением полусферического купола четырьмя вертикальными, взаимно ортогональными, плоскостями. Выкружка - криволинейный вогнутый облом, профиль архитектурно-пластической детали, по очертанию – четверть окружности. Гутты -украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров под триглифами (либо над ними) и метопами в постройках дорического ордера, или на нижней плоскости мутул. Дентикула (зубчик, сухарик) - ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора. Десюдепорт - панно, расположенное над дверью (обычно живописное или скульптурное) Дорический ордер - один из трех основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками – каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки – эхина и толстой квадратной плиты – абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы. Забутовка - процесс заполнения промежутков и щелей. Зеркальный свод - сомкнутый свод со срезанной горизонтальной плоскостью верхней частью. Зонтичный купол - купол, разделенный на вспарушенные секторы и напоминающий форму раскрытого зонта. Зубчик - ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора. Импост – 1.Профилированная архитектурная деталь над столбом, лопаткой или капителью колонны (часто в форме антаблемента), служащая опорой для пяты арки. 2. Узкий простенок, членящий дверной или оконный проем по вертикали.
Интерколумний - пролет между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре. Ионический ордер - один из трех главных греческих архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой и фустом, прорезанным вертикальными желобками-каннелюрам и; капитель состоит из двух крупных завитков – волют. Антаблемент иногда без фриза, архитрав состоит из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом. Каннелюра - вертикальные (на стволе колонны или пилястры) и горизонтальные (на базе колонны ионического ордера) желоба. Капитель - пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и других расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, например, в пилястре). Карниз - горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу (покрытие) здания и защищающий стену от стекающей воды; имеет также декоративное значение. Карниз бывает верхний (венчающий, например, вантаблементе) и промежуточный. Картуш - украшение в виде щита или не до конца развернутого свитка, на котором помещается герб, эмблема или надпись. Лепные и резные картуши украшали входы во дворцы. Были распространены в 16-18 вв. Квадр - каменный блок в форме параллелепипеда, употребляемый для кладки стен и сводов. Квадрифолий -в архитектуре — храм крестово-купольного типа, четыре ветви которого завершаются закруглениями —апсидами. В результате здание в плане приобретает вид "четырехлистника". Греческое название —тетраконх. Близкие типы центрического круглого храма — моноптер, толос, ротонда. В Средневековье квадрифолием называли символическое изображение "процветшего креста", но чаще — декоративное обрамление, строящееся из двух наложенных друг на друга под углом квадратов (прямого и "косого",ромба). Углы прямого квадрата закругляли, и получался "четырехлистник", близкий мотиву розетки. Такие квадрифолии встречаются в готическом искусстве — в обрамлениях рельефов, ажурных переплетах окон, в книжных миниатюрах Кессон - квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки, свода или потолка. Играют конструктивную и декоративную роль, а также применяются для улучшения акустики помещений. Киворий - первоначально – сосуд для питья; в христианских храмах – дарохранительница, помещавшаяся под алтарной сенью. Позже киворием стали называть алтарную сень, обычно поддерживаемую колоннами и богато украшенную.
Килевидная арка -арка, имеющая заострение в верхней части. Киматий -1) любой криволинейный облом (см. Обломы архитектурные); 2) верхний криволинейный облом карниза, пьедестала и т.п.; 3) в наиболее употребительном смысле Киматием называется только венчание классического карниза независимо от его характера. Колонна - архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент архитектурных ордеров. Композитный ордер -архитектурный ордер, представляющий собой сочетание элементов ионического икоринфского ордеров — в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта. Консоль - выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т.д. Контрфорс - каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Конха - полукупол, служащий для перекрытия полукруглых (или многогранных) в плане частей здания (экседр, апсид, ниш). Возникнув в восточно-эллинистической архитектуре, конхи широко использовались в римском и византийском зодчестве, в средневековых христианских культовых зданиях. В конхе часто помещали мозаики или росписи. Коринфский ордер - один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами. Сложился во 2 пол. V в. до н.э. получил широкое распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима. Коробовый свод -разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно погашаемых металлическими связями, и служит для перекрытия более обширных по площади помещений, нежели цилиндрический свод. Коробовый свод с распалубками Крестовый свод -образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений. Он может опираться на свободностоящие опоры (столбы, колонны) по углам, что позволяет сосредоточить в плане давление только на угловых опорах. Крипта -в Древнем Риме – сводчатое подземное помещение; в западноевропейской средневековой архитектуре – часовня под алтарной частью храма для почетных погребений. Кронштейн -поддерживающий элемент выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Купол -видперекрытия ( свода ), близкийпоформекполусфере. Формы купола образуются различными кривыми, выпуклыми наружу.В куполе обычно возникают горизонтальные усилия (распор), которые передаются на поддерживающую его конструкцию или воспринимаются нижним (опорным) кольцом самого купола.Каменные(кирпичные) куполамогутопираться нацилиндрический постамент ( барабан). Если куполом завершается прямоугольная в плане ячейка здания, переход от квадрата к круглому (или эллиптическому) основанию купола решается с помощью специальных сводов - парусов или тромпов . Курватура -нарочитая, едва заметная кривизна прямолинейных частей здания, применяемая для устранения оптических искажений (при восприятии здания в ракурсе) и для усиления пластической выразительности архитектуры. Курватура характерна главным образом для ордерной архитектуры Лопатка -плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов. Лучковый фронтон -дугообразный, напоминающий натянутый лук. При увеличении сегмента круга фронтон становится циркульным. Люкарна -оконный проем в чердачной крыше или купольном покрытии. Люкарны, имеющие также декоративное значение, снаружи часто украшены наличниками, лепными обрамлениями и т.п. Люнет(а) -арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонтально. В сквозных люнетах помещаются окна, “глухие” люнеты часто украшаются росписью или скульптурой. Мансарда -помещение (преимущественно жилое) на чердаке здания, двухскатная крыша которого состоит из двух частей: верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды была разработана французским архитектором Ф. Мансаром. В широком смысле мансарда – любое помещение, устроенное на чердаке под высокой крышей. Мезонин - надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. Метопа -прямоугольные, почти квадратные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера. Метопы иногда украшались рельефами, реже – живописью. Первоначально (до развития каменной архитектуры) в Древней Греции метопами называли прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия. Модуль -условная единица, принимаемая для координации размеров частей здания или комплекса. Модульон - архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза, преимущественно в ордерной архитектуре. Иногда модульон играет только декоративную роль. Мутула - плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере, прототипом которого были, по-видимому, стропила двухскатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре. Наличник - декоративное обрамление оконного проема. Термин “наличник” применяют обычно к русской архитектуре XV-нач. XVIII вв. Наос -целла: 1 -главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.; 2 - помещение для молящихся в христианском храме Нартекс -входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся. Нервюра - арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода; то же, что гурт. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода. Неф - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов. Обломы — мулюры – архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению – профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Обломы, широко распространенные в ордерной архитектуре, служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной выразительности тектонической основы здания. По поперечному сечению обломы делятся на прямолинейные (полка) и криволинейные (вал, гусёк, каблучок и др.). Овы — ионики – орнаментальный мотив в виде яйцеобразных выпуклостей, обрамленных валиками, на капителях и карнизах ионического и коринфскогоархитектурных ордеров Октагон -Восьмигранное сооружение, увенчанное восьмигранным же шатровым покрытием. Окулюс -световое отверстие на вершине купола. Ордер -система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых частей). Пазуха (арки) -термин в архитектуре, обозначающий пространство между двумя арками или между аркой и многоугольным перекрытием. Парус -пандативы– элементы купольной конструкции, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Парус имеет форму треугольника, вершина которого обращена вниз и заполняет пространство между подпружными арками, соединяющими соседние столпы подкупольного квадрата. Основания парусов в сумме образуют круг и распределяют нагрузку купола по периметру арок. Периптер - основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики. Периптер – прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внутри периптер обычно состоял из пронаоса и наоса, позади наоса часто устраивалось закрытое помещение – опистодом (храм Деметры в Пестуме, Парфенон). Перистиль - прямоугольные двор и сад, площадь, зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. Перистиль как составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий известен с IV в. до н.э., широкое распространение получил в эллинистическом искусстве и искусстве Древнего Рима. Пилон — 1- массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, мостов либо стоящие по сторонам входов или въездов; 2 -башнеобразные сооружения с трапецевидными фасадами (обычно украшенными рельефами), воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы. Пилястр(а) -плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна, обычно без энтазиса. Плафон -в широком смысле – любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения. Украшающее плафон произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры – сюжетное и орнаментальное – также обозначается термином “плафон”. Живописные плафоны могут исполняться непосредственно на штукатурке (в технике фрески, масляными, клеевыми, синтетическими красками), на прикрепляемом к потолку холсте (панно), мозаикой и другими способами. Плоская арка -со стрелой подъёма в несколько раз меньше пролёта. Подпружная арка -вспомогательная арка, укрепляющая или поддерживающая различные конструкции сводов. Ползучая арка -арка, имеющая опоры (пяты) на различных уровнях, например, под маршами лестниц. Полуколонна -колонна, обычно полукруглая в плане, выступающая из плоскости стены на половину или ¾ своего диаметра. Полуколонны с выступами на ¾ диаметра и более часто встречаются в мебели. Конструктивно полуколонна — контрфорс, увеличивающий устойчивость сооружения. Декоративно — элемент, применяемый для достижения лучшего оптического эффекта. В истории архитектуры Средних веков и Нового времени полуколонны часто называют пилястрами. Полуциркульный свод -коробовый свод, образованный полуокружностью. Портик -ряд колонн, объединенных аттиком и фронтоном (или только аттиком), помещенный перед фасадом здания. Пронаос -полуоткрытая часть античного храма между входным портиком и наосом. Спереди пронаос ограждался двумя колоннами, с боков – стенами в виде антов. Пропилеи -арадный проход, проезд, образованный симметричными портиками и колоннадами, расположенными по оси движения. Простиль -тип античного храма. Простиль представляет собой прямоугольное в плане, небольшое здание с рядом колоннна главном фасаде. Раскреповка -небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента, карниза (участок над колонной); применяется для членения или пластического обогащения фасада. Распалубка — небольшой свод, образованный двумя криволинейными ребрами (между нервюрами готического крестового свода, между цилиндрическим сводом и врезанным в него проемом). Распор -горизонтальная составляющая вертикальной нагрузки, возникающая в конструкциях работающих на распор (арках, сводах и т. п.). Регула -короткая полочка, расположенная ниже тении под триглифом, равная по длине ширине триглифа. Ризалит -выступающая часть здания, идущая во всю его высоту. Ризалиты обычно расположены симметрично по отношению к центральной оси здания; составляя единое целое с основной массой постройки, вносят разнообразие в пространственную организацию фасада. Римский дорический ордер Ротонда -центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом. Руст -рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой рустика имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы. Сандрик -декоративная архитектурная деталь в виде небольшого карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий (реже в интерьерах). Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном. Свод, типы сводов -пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, подобно арке, работает преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах свода горизонтальные (распор). Простейшим и наиболее распространенным является цилиндрический свод, опирающийся на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т.п.); в поперечном сечении он представляет собой часть окружности эллипса, параболы и др. Два цилиндрических свода одинаковой высоты, пересекающиеся под прямым углом, образуют крестовый свод, который может опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах. Части цилиндрического свода – лотки, или щёки, опирающиеся по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки, балки), образуют сомкнутый свод. Зеркальный свод отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть (плафон) представляет собой плоскую плиту. Производной от свода конструкцией является купол. Отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхностикупола образуется купольный (парусный) свод (свод на парусах). Многочисленные разновидности этих основных форм определяются различием кривых их сечений, количеством и формой распалубок и пр. (своды стрельчатые, ползучие, бочарные, сотовые и др.). Скоция -асимметричный архитектурный обломс вогнутым профилем из двух дуг разного радиуса. Сомкнутый свод -образуется наклонными по заданной кривой продолжениями стен — лотками (щеками), которые опираются по всему периметру на стены и сходятся в горизонтальной шелыге свода при прямоугольном плане или в одной точке при перекрытии квадратного (на илл.) в плане помещения (в последнем случае также может также называться «монастырским»). Софит -обращенная книзу поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и других деталей, часто декоративно обработанная. Средокрестие -в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест. Стереобат -в античной архитектуре цоколь храма или колоннады. В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность) называется стилобатом. Стилобат -в античной архитектуре каменные плиты под колоннами (верхняя ступень стереобата); в более позднем словоупотреблении – трехступенчатыйцоколь древнегреческого храма. Срельчатая арка -состоит из двух дуг, пересекающихся в замке под острым углом. Получила широкое применение в готической архитектуре. Различают стрельчатую арку, сжатую и ланцетовидную. Стропило -несущая система скатной крыши. Состоят из наклонных стропильных ног, вертикальных стоек и наклонных подкосов. При необходимости «связываются» понизу горизонтальными подстропильными балками. Сухарик — см.дентикула Тения -небольшая полочка, завершающая архитрав дорического ордера. Тимпан -треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др. Тосканский ордер -упрощенный вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. Имеет колонну с базой, но без каннелюр и гладкийфриз. Трансепт - в европейской церковной архитектуре поперечный неф или несколько нефов в базиликальных (см.базилика) или крестообразных в плане зданиях. Трахелий -верхняя часть фуста (ствола)колонны, слегка зауженная, находящаяся под капителью. Триглиф -прямоугольная, несколько вытянутая по вертикали плита с несколькими желобками. Чередуясь с плитами-метопами, триглифы образуют фриз в дорическом ордере. Размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза на углах здания. Триглифы воспроизводят в камне торцы балок первоначального деревянного перекрытия. Трифорий — 1- трехчастный арочный проем с трехлопастным завершением; 2 – аркада во втором ярусе центрального нефа романских и готических базиликальных храмов, состоящая из ряда трифориев. Облегчая стены, усиливает их конструкцию, имеет и декоративное значение; 3 — узкая галерея, расположенная за аркадой или парапетом над сводами и под скатом крыши боковых нефов, а иногда и в обходе хора готического храма. Тромп -иреугольная нишеобразная сводчатая конструкция в форме части конуса, половины или четверти сферического купола. Тромпы служат для перехода от нижней, квадратной в плане части здания к верхней, круглой или многоугольной в плане (к куполу или его барабану). Фасад -наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады. Филенка -часть поля стены, потолка, пилястры, окна или двери, обведенная рамкой или углубленная. Фонарь — 1 -круглое или многогранное в плане сооружение с большими оконными проемами, венчающее купол или какое-либо другое перекрытие и служащее для их естественного освещения; 2 - остекленный или имеющий ряд окон выступ в стене здания на высоту 1-2 или более этажей, то же, что эркер; 3 - остекленная часть кровельного покрытия, предназначенная для верхнего освещения. Фриз — 1 -в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы(триглифно-метопный фриз), в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым; 2 - сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др. Фронтон -завершение (обычно треугольное, реже – лучковое) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Хор -в раннехристианских церквах место перед алтарем, предназначенное для певчих и отделенное оградой от остальной части церкви; позднее в западноевропейских странах хором стала назваться вся восточная (алтарная) часть церковного здания. Хоры -в православных храмах - балкон, расположенный, как правило, в западной части (иногда также над южным и северным нефами) и предназначенный для высшей знати. На хорах также могли быть устроены приделы. Присутсвтие хор характерно для придворных княжесих храмов. Целла — см.наос Цилиндрический (коробовый) свод -образует в поперечном сечении полукруг (или половину эллипса, параболы, проч). Цоколь -нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте. Шатер -завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Шелыга -верхняя линия или хребет свода или арки Шестидольный свод Шпиль -вертикальное остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутых вверх конуса или пирамиды, увенчанных флагом, скульптурным или резным изображением. Щипец -верхняя часть главным образом торцовой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделенная снизу карнизом (в отличие от фронтона). Эдикула -в античной архитектуре ниша, обрамленная колоннами или пилястрами, опирающимися на подножие, и увенчанная фронтоном. В эдикулы ставились статуи богов в храмах, общественных зданиях, жилых домах. Эдикулами называются также небольшие эллинистические и древнеримские культовые здания. Экседра -полукруглая глубокая шиша в здании или отдельное полукруглое полуоткрытое сооружение. Экседрой называлось также парадное помещение жилого дома. Энтазис -утолщение ствола(фуста) колонны в средней его части (обычно на одну треть ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола. Эркер — см. фонарь полукруглый, треугольный или многогранный остекленный выступ в стене здания. Делается чаще всего в несколько этажей, иногда во всю высоту фасада(обычно кроме первого этажа); увеличивает площадь внутренних помещений, улучшает их освещенность и инсоляцию. Эхин — часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем. Эхин является переходом от ствола колонны к квадратной верхней ленте капители – абаку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|