Использование игры в работе педагога с подростками
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание
Введение 1 Педагогические возможности игры 1.1 Игра, ее виды и функции 1.2 Классификация игр 1.3 Использование игры в работе педагога с подростками 2 Коммуникативные способности 2.1 Общение. Его виды и функции 2.2 Особенности коммуникативной стороны общения 2.3 Развитие коммуникативных способностей в игре 3 Практическая часть 3.1 Диагностический этап 3.2 Практическо - деятельностный этап 3.3 Аналитический этап
Введение
Выбирая тему работы “Игра, как средство формирования коммуникативных способностей”, хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса. Этой проблемой занимались такие педагоги и ученые как Макаренко А.С., Эльконин Д.Б., Щуркова Н.Е., Мухина В.С., Аникиева Н.П. На сегодняшний день, когда мир находиться в постоянном информационном буме, и каждый раз что – либо меняется очень важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать и доносить до людей необходимую информацию. Проблема общения и межличностного взаимодействия на наш взгляд очень актуальна. Затрагивая ее, хотелось бы показать необходимость развития коммуникативных способностей. И как средство используется игра. Игра – это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. По нашему мнению игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей. А наиболее актуальным изучать тему «игра как средство развития коммуникативных способностей» именно на подростковом возрасте, который является переломным – это переход от мира детства и беззаботного существования к сложным реалиям современной действительности, к трудностям общения и взаимодействия.
Именно в этом возрасте ребенок сталкивается с проблемами в общении, а игра помогает не только сформировать необходимые коммуникативные умения, но и дает плацдарм для дальнейшего развития личности, ее социализация и самореализация в обществе. В ходе работы над исследованием данной темы, мы структурировали ее так: - Объект: развитие коммуникативных способностей подростка. - Предмет: условие развития коммуникативных способностей. - Цель: подбор и апробация игр влияющих на развитие коммуникативных качеств подростка. - Гипотеза: использование игры будет способствовать эффективному развития коммуникативных способностей подростков с учетом следующих правил: 1. Информированность (знание) педагога о индивидуальных способностях подростков. 2. Наличие игровой базы данных для использования в различных формах работы с подростками. 3. При компетентности педагогов в данном вопросе. 4. Учет интересов детей. - Задача: 1. Показать необходимость развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте. 2. Раскрыть особенности формирования коммуникативных способностей у подростков 3. Определить возможности игры, как средства развития коммуникативных способностей. 4. Отобрать и апробировать игры на развитие коммуникативных способностей.
Педагогические возможности игры Игра. Ее виды и функции Игра возникает, как особый вид деятельности, отделенной от трудовой (деятельности) и представляет собой воспроизведение отношений между людьми. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению и по своей природе Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, который формирует знания, умения и навыки.
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце 19 века немецкий ученый К.Гросс, считавший, что в игре происходит приспособление к будущим условиям борьбы за существование. Материалистический взгляд на игру сформулировал Г.В.Плеханов, указавший на ее возникновение из труда. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.В.Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведения. Отличительным признаком развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. В структуру игры детей входят: роли, взятые на себя играющими, игровые действия, как средство реализации этих ролей, игровые употребления предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными, реальные отношения между играющими. Сюжетом игры представляет воспроизводимая в ней область действительности, содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми в качестве главного момента деятельности и отношения между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация (т.е. вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной культуре – культуре общения. В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная, предметная, в том числе символическая игра. Предметная игра – детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению. Символическая игра – вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной форме.
На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами: появляются предметные игры – подражание (усвоение форм и норм поведения взрослых), и формирование личностных качеств. Детские игры предметного плана могут быть трех типов: - игра-исследование; - игра-конструирование; - ролевая игра; Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача и т.п. Сюжетная игра – детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок. Сюжетно-ролевую игру можно рассматривать, как подготовку ребенка к участию в общественной жизни и различных социальных ролях. В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки, развиваются коммуникативные способности. В особый класс игры можно отнести игры-соревнования, в которых формируются и закрепляются такие важные факторы развития личности, как мотивация, достижение успеха, стремление к развитию своих способностей. Игра, это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: - развлекательная – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; - коммуникативная – освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения; - самореализация в игре, как полигоне человеческой практики - игротерапевтическая – преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическая – выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; - функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; - социализация – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения. Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игре находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и другого раздела учебного предмета; как элементы, иногда весьма существенные, более обширной техники; в качестве урока, занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы школы. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: 1. Обучающие, треннинговые, контролирующие, обобщающие. 2. Познавательные, воспитательные, развивающие. 3. Репродуктивные, продуктивные, творческие. 4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические и др. Кроме представленной классификации, существуют и другие основания для нее, например: По характеру игровой методики игры бывают: 1. Предметные. 2. Сюжетные. 3. Ролевые. 4. Деловые. 5. Имитационные. 6. Игры – драматизации. И, наконец, специфику игровой технологии в значимой степени определяет среда: различают игры с предметами, и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, и с ТСО, а так же с различными средствами передвижения. Но в первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на следующие группы: · физические (двигательные), · интеллектуальные (умственные), · трудовые и социально-психологические. Классификацию педагогических игр мы можем посмотреть в приложении, а так же в главе, посвященной классификации игр. Классификация игр В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, ее влияния на развитие личности, а так же для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на игры, усиливать их воздействие, педагогически грамотно используя их в воспитательном процессе.
В силу многообразия игр оказывается сложным определить исходное основание для классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так Ф. Фребель, будучи передовым, среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть у немецкого психолога К. Гроса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют, «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживания и др.). В отечественной педагогике сложилась классификация игр, базирующихся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально классификацию игр по такому принципу предложил П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской. Безусловно, это не самая полная классификация, но, изучая, ее мы видим, что психологи и педагоги уделяют огромное значение игре, как важнейшему фактору развития, социализации, усвоения общественных норм, развитию коммуникативных способностей и навыков жизни в человеческом обществе. Подробную классификацию педагогических игр смотрите в приложении [стр. ] Использование игры в работе педагога с подростками В работе педагога игре можно уделить одно из важнейших мест, так как игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей, а так же важнейшая форма организации жизни. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть ценность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и с самим собой. Сама природа игры уникальна: объединение в общем сотрудничестве и деятельности, общая радость за победу. Работа педагога с подростками имеет особый характер, так как педагог должен учитывать не только возрастные и физиологические особенности ребенка в данном возрасте, но и особенности его психического и индивидуального развития. В подростковом возрасте есть свои особенности развития личности. Для подростков естественно стремление к углублению и расширению своего психического пространства. Основным видом деятельности, в этом возрасте, является общение. Для подростка важно не только общение со сверстниками, но и общение с взрослыми людьми. Он стремиться расширить свою социальную функцию, выйти за рамки общения со сверстниками, так сказать повысить свою коммуникативную культуру. В этом возрасте очень важно то, как ребенок поставит себя в коллективе сверстников; проявить свои лидерские и организаторские, а так же коммуникативные умения. Игра в этом возрасте занимает далеко не последнее место, потому что подросток находится на грани между детством и взрослой жизнью. Просто в душе подросток еще ребенок, однако поведение его окружающие уже рассматривают, воспринимают и оценивают как «взрослое». Роль педагога в игре бывает различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и так далее. Но во всех этих случаях педагог внимательно следит за игрой, не подавляет инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества, коммуникативных умений. В игре педагог изучает каждого подростка, его интересы, направленности, желания, индивидуальные особенности, следит за его действиями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства его социализации и самоактуализации. Исходя из общей характеристики игры, как педагогического явления, можно назвать основные задачи педагога: 1. Реализация поставленных целей, таких как развитие тех или иных качеств личности подростка. 2. Получение положительного эмоционального опыта. 3. Забота о том, чтобы игра несла в себе запас пищи для нравственного развития, развития творческой индивидуальности. 4. Передача знаний о системе человеческих взаимоотношений и коммуникативной культуре от старшего поколения. Анализ основных источников активности подростка в игре показывает соответствующее направление ее педагогической организации: 1. Вовлечение подростков в игровую ситуацию и включение в различные сферы общения, через сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности. 2. Предоставление возможностей проявления своих творческих, лидерских способностей, коммуникативных способностей. 3. Помощь в овладении средствами социального общения. 4. Самореализация и самоактуализация подростка в обществе. Попытка обозначить свое место в системе общественных отношений. Мастерство управления таким могучим стимулирующим средством, каким является спонтанно возникающее в игре соревнование, прежде всего, зависит от умений педагога выбрать гибкую, диалектическую позицию. Многие специальные чувства и нормы поведения (товарищество, взаимопомощь, дисциплинированность, подавление эгоцентрических инстинктов, честность, справедливость и т.д.) закрепляются в игре наиболее интенсивно благодаря разбору конфликтов, столкновений связанных с соблюдением игровой морали, и влиянию на личность ребенка общественного (группового) мнения. Очевидно, что в рассматриваемом аспекте педагогическое руководство подростками состоит не в том, чтобы сдерживать эмоции, не допустить конфликтов, а в том, чтобы управлять общественным мнением игрового коллектива. Чтобы эффективно воспитывать школьников, недостаточно знать набор игр. Игра, как и любое другое средство, становится воспитательным фактором и движущей силой развития способностей, только при соблюдении ряда условий. Главное из них – это отношение педагога к детям, которое выражается при помощи игровых приемов. Его можно назвать игровой позицией педагога. Это особый стиль отношений между педагогом и детьми. Организация детского самоуправления только тогда становится эффективной, когда воспитатель или педагог следует скрытой или явной логике игровых взаимоотношений. Игровая позиция педагога потому превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гуманизации взаимоотношений «учитель – ученик». Игра занимает одно из основных и важнейших мест в системе работы педагога. Она направлена на сплочение коллектива, развитие коммуникативных и организаторских способностей, создание благоприятного эмоционального и психологического фона. Имеет диагностическую, контролирующую и прогнозирующую функции. А так же основное педагогическое значение игры: 1. Игра – это фактор развития личности 2. Способ приобщения подростка к взрослому миру. 3. Щадящая форма обучения жизненно важным умениям и навыкам. 4. Ознакомление подростком с широким спектром человеческой деятельности. 5. Диагностирование социального развития подростка. 6. Профессионально подготовленная форма социально-психологического тренинга. 7. Способ педагогической помощи подросткам с проблемами в реальной жизни. 8. Эмоциональная психокоррекция. 9. Способ формирования коммуникативных способностей, лидерских качеств, а так же дружбы, товарищества, взаимопомощи и гуманистического отношения в группе или ученическом коллективе. С помощью игры педагог может прослеживать атмосферу внутри любого коллектива, координировать его (коллектива) деятельность, а так же эмоционально-психологическое состояние каждого подростка. В игре ролевые позиции педагога и подростка разнообразны, динамичны, менее регламентированы, более доверчивы. По нашему мнению, главный педагогический смысл игры – создание условия для социализации детей в имитируемой социальной деятельности, т.е. создание ситуации выбора, в которой подросток должен найти способ решения той или иной социальной проблемы - не был бы столь эффективным, если бы не действовал педагог, который корректирует условия игры. Безусловно, игра – это важный фактор личностного развития подростка, но по нашему мнению игра является важнейшим средством развития коммуникативных способностей. Ведь общение – это главный вид деятельности подростка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|