Основные культурологические концепции
Культура, ее структура и функции
Слово культура возникло от слова культ (лат. Почитание) – один из основных эл-тов религии, это могут быть действия, пение, чтение, пляска, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклону или привлечь божественные силы. Цицерон впервые вводит понятие культуры – cultura anima – обработка, возделывание, работа человека над своей душой.
Культура – собирательный образ, включает и религию и искусство и др. Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
Культура – это также способ регуляции сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни, культура понимается только через деятельность человека в динамике исторического развития.
Два способа овладения культурой: межличностное общение и самообразование. Культура подразделяется:
1. по ее носителю. А – мировая (синтез лучших достижений различных народов). Б – национальная (культурный синтез национальных слоев, классов, и групп какого-либо народа). В – классовая (сельская, городская). Г- профессиональная. Д – молодежная. Е – личная, она включает два понятия: культурность – умение вписаться в общество; духовность – желание души проникнуть в глубину.
2. по видам деятельности А – материальная, Б – духовная. Материальные объекты – это физические объекты созданные руками человека – «артефакты», культура труда и материального пр-ва, культура быта, топоса. Духовная культура – включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результат деятельности, может передаваться только путем общения.
Структура культуры в широком смысле:
1 – материальные и духовные ценности человечества.
2. Способы его жизнедеятельности.
3. Уровень развития общества.
4. совокупность людей, отношения друг к другу и окружающему миру.
5. Своеобразие жизни, науки и народов в определенный исторический период. 6. Мифология.
7. Религия.
8. Политика. Культурные универсалии (Дж. Мердок) для всех народов характерны общие нормы, ценности, правила и традиции.
Культура делится на:
Домашнюю (совокупность ценностей, традиций и обычаев, которым руководствуется большинство членов общества),
Субкультуру (это часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущая большой социальной группе),
Контркультуру (это культура, которая находится в конфликте с доминирующими ценностями, например – культура преступного мира).
Формы культуры:
Элитарная культура – создается привилегированными частями общества или по ее заказу. Она превышает уровень восприятия среднеобразованного человека (классическая музыка);
Народные культуры (фольклор) – анонимные творцы, не имеющие профессиональной подготовки (любительская, коллективная), мифы, сказки, легенды, по исполнению она всегда локальна и демократична;
Массовая – это культура сегодняшнего дня, это вид культурной продукции, который производится каждый день, представляется разной аудитории по разным каналам, призвана удовлетворять сиюминутные потребности. Реагирует на любые события, быстро умирает. Она может быть национальной и международной.
Функции культуры:
1 –Гуманистическая – занимается "возделыванием духа", воспитанием, образованием;
2- Трансляции – это социальная память человечества, функция исторической преемственности;
3 – Гносеологическая - познавательная. Накапливает знание о мире, создаёт возможность для его изучение;
4 – Регулятивная (нормативная) – регулирует различные стороны и виды деятельности людей. Поддерживается моралью и правом;
5 – Семиотическая (знаковая) – культура предполагает знание и владение системой знаков;
6- Аксеологическая (ценностная) – формирует ценностные ориентации, их качество и уровень. Это показатели степени культурности человека.
Периодизация культуры:
1 – конец Первобытности до 4тыс лет до н.э.;
2 – конец Др. Мира до 5в н.э.;
3 – Период Средневековья 5-16 в. (5-10 раннее, 10-14 развитое, 14-16 позднее – возрождение);
4 – конец Нового времени 17-нач 20в;
5 – конец Новейшего времени с 1914г.
Основные культурологические концепции
Др. Греция. Античность – человек – мера всех вещей, нет ни чего ценнее, чем человек. Философ Протагор (5 в. до н.э.. г. Апдеры, Фракия): "культура – дар богов". Демокрит (в том же городе, позже): "Человек – сам творец культуры". Культура – дело рук человека, это образованность, нравственность, высокий уровень сознания. Греки заложили основы науки и техники, архитектуры.
Др. Рим – Цицерон понимал под культурой совершенствование духа, ума, считал, что подлинная культура – особый строй жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства едины, неразрывны. Противопоставлял культуру варварству. Варвары – первобытные племена. Варвар – синоним грубости, невежества, антикультуры.
Средневековье: Теряется римская письменность, "тёмные века". Распространяется христианство, период высокой духовности. Главная ценность культуры – бог. Человек - странник по земле, жизнь направлена на встречу с Богом, человек должен был, вырабатывая в себе "подобие бога", стать, как бог. Ориентация человека на человека неправильна, жить надо по богу. Превосходство души над телом. Августин Блаженный – ориентация человека на человека не должна быть. Земные блага могут закрывать человека от Бога. Архитектура, живопись скульптура – всё библия. Средние века породили идею бесконечного самосовершенствования. Культура стала системой нравственных координат, ведущих к богу.
Культура возрождения (возрождение античности, ренессанс) Новая позиция самоутверждения собственной силы и таланта. Культурный человек должен быть хорошо образован. Человек- творец мира и самого себя. Культура – преображение природы и человека. Философ Пикоделла Мирандола: человек должен сам определить свой образ.
Культура Нового времени – новое самосознание. Возрождается интерес к человеку. Человек – творец самого себя и творец мира. Культурара – преобразование природы и человека, это широкая образованность.
18в – эпоха просвещения. Разум человек от природы и он должен прийти к природе, чел разумен и должен следовать своей природе. Культура – развитие ума, её цель – сделать всех счастливыми. Важным фактором просвещения Гельвеций считал, что невежество причина всех несчастий.
Ж. Руссо – человек идеален. Культура - система, которая закрепляет неравенство людей из-за наличия частной собственности, и т.п. Наука, культура и религия – способствуют сохранению неравенства. Просвещение вредно.
И. Кант - человек высшая культурная ценность, он находится между божественным духом и природой. Он должен желать сам себя. Смысл культуры – делание самого себя, руководствуясь императивом: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели, но никогда – как к средству". Задача культурного человека – добрые задатки должны держать верх над склонностью ко злу.
Гегель – в основе бытия – мировой дух, который реализует себя с помощью людей. Культурный процесс – процесс развития ума, тогда дух сольется с людьми и будет рай. Разум – движущая сила исторического процесса, который подчиняет внешний мир своим целям. Это начало Евроцентрической модули культуры.
19век. Данилевский – концепция локальных и замкнутых культур. В основе развития – культурно-исторический тип (отличие типов: язык, религия, политика, особенности социально-экономического развития). Цивилизация – это сообщество людей, объединенных основополагающими ценностями и идеалами, имеющие устойчивые особые черты в социально-политической организации культуры, экономики, а также психологическое чувство принадлежности к этому сообществу. Цивилизации положительные – способные к развитию и прогрессу. Отрицательные – помогли испустить дух другим цивилизациям (Гунны, Турки, Манолы). Нейтральные – Фины. Леонтьев – "Восток, Россия и славянство". Разделял концепцию Данилевского. В основе государства лежит не народ, а религиозная концессия. Большую роль играет принадлежность к той или иной религии.
Ницше – концепция нигилизма. Считает, что человек антикультурен по природе. Культура – зло, созданное для человеческого порабощения. Нравственность ограничивает природу человека.
20в. Осваль Шпенглер – теория линейных цивилизаций, отражает единство культурного процесса. Египет, Вавилон, Китай. У каждой культуры есть душа, чтобы понять ее нужно в ней жить. Культура умирает, когда умирает душа. Цивилизация – мумия культуры.
Тойнби – концепция локальных культур. В основе культуры – религиозная принадлежность. 5 живых цивилизаций: Западно-Европейская, Исламская, Православная, Китайская, Индийская. Он автор исторического круговорота цивилизаций.
З. Фрейд создал психоанализ (фрейдизм) "Психология бессознательного". Оно, т.е. бессознательное начало – это самостоятельное, независимое от сознания безличное начало человеческой души. Имеет природное происхождение, в нём сосредоточены все первичные влечения человека (инстинкты, бессознательное влечение сексуальности, влечение к смерти). Я – сознательное – тоненькая оболочка. Культура менее опасна, она защищает от многого. Сублимация – когда чел не на объект сексуального влечения направляет энергию, а например на науку.
К. Юнг – открыл культурные корни бессознательного. Оно рождается на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте, но передается по наследству биологическим путём. Первичная форма бессознательного – архитип – осадок от первичного душевного опыта, фундаментальное переживание, лишённое предметности. На архетипе построена вся психика человека. Самый древний архетип – миф. Человек должен вводить бессознательное в жизнь, религия должна помогать человеку.
Русская школа философии. Бердяев – в основе творчества и культуры лежит дух. Дух – это некое трансцендентное начало человека, нечто, что участвовало в творении. Дух соединяет сферы божественного с человеческим. Дух – нерациональное начало в человеке, он свободен, хотя и укоренён в человеческом теле. Дух – источник творчества.
Сферы духовной культуры
Духовная культура – включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результат деятельности человека, может передаваться только путем общения.
Мифология – (от греч. мифос - сказание). Самая первая форма духовной культуры. Возникла тогда, когда человек не выделял себя из природной и общественной среды, его мышление было не отделено от эмоций. В мифологии переплетались наука, религия, философия в их зародышевом состоянии.
Основные черты мифологического мышления:
1. Сочетает самые противоречивые взгляды на мир, не противопоставляя их друг другу.
2. Переносит человеческие свойства на природные объекты.
3. Объединяет всё со всем (часть и целое, предмет и его изображение, человека и действия, происходящее вокруг, человека с животными, растениями, камнями).
4. Не отделяет познающего человека от познаваемого (от мира).
5. Традиционализм. Поклонение перед делами предков.
6. Этикетность – приверженность к устойчивым оборотам речи, способам поведения.
7. Ритуализм – следование правилам ритуала с обязательным включением элементов игры, рассказа и изображения. Миф положил начало музыке, поэзии, хореографии. Мифическое сознание не относится ни к вере, ни к науке. Очеловечивает мир.
Религия выводит человека за рамки реальности, в трансцендентное. Религия – мировоззрение и соответствующее ему поведение, определённое верой в существование бога или высшее начало, а также чувство связанности и зависимости по отношению к тайной силе, дающей человеку опору в жизни. Религия не существует без религиозного поведения (благочестие), связь – связь с богом.
Религия имеет много функций:
1. Ценностная функция – даёт человеку систему смысла, даёт возможность понимания мира, выводя человека за пределы реальности.
2. Компенсаторная функция – помогает людям справиться со страхом перед миром, справиться с самим собой, с судьбой, с социальным поведением. Это способ восполнения человеческого бессилия.
3. Религия – это феномен коллектива, поэтому имеет функцию социализации, связывает человека и общество.
Искусство осваивает мир через систему образов. Под ним понимают эстетическое мастерство и созданные благодаря ему произведения. От природных объектов произведение искусства отличает рукотворный характер, от произведений науки и техники – эмоциональное содержание. Оно отражает мир чувств, должно быть и доступным, и возвышенным. Опирается на гармонию и красоту. Искусству присущи быстрая смена оценок, художественных средств, стилей и вкусов. Это наиболее индивидуализированный тип деятельности. Его задача – не слепое копирование действительности, а представление реальности в особом свете, как видит художник.
Искусство подразделяется на:
виды (музыка, живопись, скульптура, театр и т.д.),
роды (поэзия, проза и т.д.),
жанры (симфония, концерт и т.д.),
стили (барокко, классицизм).
Искусство тесно связано с магией, т.к. рождалось в первобытную эпоху.
Наука – разрабатывает и систематизирует объективные знания о действительности. Изучает её путём выявления устойчивых, повторяющихся связей между явлениями мира. Научные знания проверяемы и воспроизводимы опытным путем. В основе науки лежит эксперимент. Рождается в Древней Греции в 1 в. до н.э, была не разделена на отрасли. Христианская наука в 16-17 вв. была подменена понятием эксперимента и естествознания. Была признана возможность материалистического описания любого природного явления. Механистическое мировоззрение утверждало возможность описания любого явления с помощью математических формул в строгой последовательности. Поэтому истинная цель науки – объединение целостного знания – начинает утрачиваться. Конкретные знания углубляются, общая научная картина мира распадается.
Философия – это система взглядов на мир, нечто среднее между искусством, религией и наукой. "Любовь к мудрости". Её задача – осмысление, оценка результатов человеческой деятельности, в том числе и научной. Ценность философии в том, что она может придавать всё новые и новые смыслы уже известным понятиям. Философия такая же древняя, как и религия, на востоке тесно связана с пантеизмом (форма религии, утверждающая, что бог есть всё). Западная философия родилась в Греции, она более рационалистична, чем восточная, более ориентирована на человека.
Нравственность – особая форма общественного сознания и способ регуляции действий человека в обществе с помощью норм, получающих идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого.
Мировые религии
Классификация религий. Религия разделяются по ступеням развития.
1. Древние религиозные представления. Ранние формы религии (40 тыс. лет до н.э. – 15 в. до н.э.)
Анимизм (анима – душа) – вера в существование души у всего сущего, в духов, в нечистую силу.
Тотемизм (отем – его род) – вера в родственную связь человека с животными, растениями.
Фетишизм – вера в магическую силу неодушевлённых предметов.
Магия – вера в способность влиять на окружающий мир и людей с помощью определённых формул.
Манизм – вера в магическую способность духов умерших предков влиять на жизнь человека и человеческого коллектива.
2. Языческие (народные) религии (15-7 вв. до н.э.)
Особенности:
1) На место духов встают боги
2) Люди отделяют себя от мира богов
3) Появляется жречество – особая категория, исполняющая ритуальные действия; жрецы превращаются в высшее сословие общества
4) Формируются идеи построения мира, его модели
5) Возникает идея фатализма
6) Появляется культ мёртвых и идея подземного мира и посмертной судьбы человека
7) Появление дуализма – два начала, которые всегда противоположны друг другу
8) Рождаются представления о героях, полубогах-полулюдях, которые помогают людям в освоении мира
9) Формируются представления о мировом порядке, т.е. о главном законе. "Что на небе, у богов, то и внизу, в мире человека". Схожи у многих народов. Человеческая жизнь должна стать жертвоприношением богам, любой поступок должен быть ритуален, т.е. отражать жизнь богов
10) Идея жертвы, через которую эти два мира объединяются, общаются. Жертва часто связана с экстатическими культами.
Для языческих религий характерен политеизм (многобожие).
3. Современные религии (с 7 в. до н.э. по наст. вр.). Часто эти религии называют учительскими, т.к. во главе, у истоков стояли учителя, конкретные исторические личности. Эти религии требуют личного обращения к богу, к миру священного, освящают всю жизнь человека. Как правило утверждают идею религиозного равенства и личную ответственность человека перед богом. В рамках этих религий большую роль играют священное писание и церковь. Некоторые из них превратились в мировые:
Христианство – ок. 2 млрд. чел.,
Ислам – ок. 1млрд200млн чел.,
Буддизм – ок. 360 млн. чел.
Характеристика мировых религий
1.Буддизм – первая мировая религия.
Время Возник 7-6в до н.э.
Место В Сев Индии, позже распространяется в Тибете, Монголии, Китае, Японии и Юго-восточной Азии. В России – в Бурятии и Калмыкии.
Народ Индусы
Основатель Учитель Будда – это не имя, это состояние пробужденности или просветления, имя - Сиддхартха ("тот, который полностью выполнил своё предназначение") Гаутама, Шакьямуни. Это реальная историческая личность.
Тип Учительская религия, религия мистического откровения. Человек сам, путём внутреннего самосовершенствования достигает высших познаний и умений.
Бог Это религия без Бога, отрицают душу творца. На более поздних этапах стали обожествлять Будду и поклоняться бодхисатвам ("те, кто прошли путём Будды").
Священное писание Типитака или трипитака ("три корзины ученья").
Символ Поворот колеса учения, Сантана или Сансара, Нибана или Нирвана, дхарма или дхамма.
Вероучение В основе буддизма лежит учение о 4х благородных истинах и восьмеричном пути достижения истины.
Истина: жизнь есть страдание, причина страдания – стремление к наслаждению, прекращение страдания происходит через уничтожение желаний, лечить болезнь нужно при помощи восьмеричного пути.
Восьмеричный путь:
1) правые взгляды, или понимание истин о страдании;
2) правильная решимость действовать;
3) правильная речь без лжи, грубости, сплетен;
4) правильное поведение – не убей, не укради, не распутничай, не вреди живому;
5) правильный образ жизни – честно трудиться;
6) правильное усилие, направленное на успокоение души – Дхамма – это мельчайшие частицы, из которых состоит душа. срединный путь (между распутством и аскезой);
7) правильное направление мысли, плохие мысли портят карму – это закон причин и следствий, где причина- мысли и поступки, а следствие – следующее перерождение, реинкарнация, на него влияют в основном мысли;
8) правильное созерцание (медитация). Всё бытие делится на сансару и нирвану.
Нирвана – покой, устойчивость, из которой вытекают все миры, это огненно творящий космос, для человека это состояние совершенства всех энергий и элементов души; для буддистов нирвана – это конечная цель.
Сансара – поток активных элементов, состоит из сансар людей, животных. Для человека сансара определяется Анатмоном (душа) – это связка феноменов, иллюзия единой личности, состоит из пучка дхармм, во время смерти распадается, если её не держит карма.
Карма – накапливание скрытых психических впечатлений между дхармами, то, что переживает душа.
Три принципа буддизма:
1) Отсутствие аттмана у человека и творца
2) Всё пустота, где нет ничего постоянного
3) Всё есть страдание.
В буддизме возник ряд направлений:
1. Хинаяана (узкий путь спасения) – спастись можно только монаху. Идеал – Архат, достигший просветления. Душа Будды распалась, обращаться к ней нечего.
2. Махаяна (широкий путь или большая колесница). Спастись могут все, помогают в этом бодхисатвы. Будда обожествляется.
3. Чен-буддизм (Китай), дзен-буддизм (Япония). Основа – положение о невозможности выразить истину человеческим языком и образами. Просветление (Саттори) может быть достигнуто внезапно, путем внутреннего переживания.
4. Ламаизм (Тибет, Монголия, Калмыкия) – соединение буддизма с местными культами.
5. Тантризм – соединение буддизма с сексуальными культами.
2. Христианство.
Время Возникло на рубеже 1 в до н.э.
Место Палестина, город Иерусалим
Народ Еврейский народ.
Основатель Иисус Христос (помазанник божий).
Тип Религия искупления. Жертва бога способна искупить человеческий грех и восстановить связь человека с богом, утерянную из-за первородного греха.
Бог Понятие Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.
Священное писание Книга – Библия, состоит из Ветхого завета – это библейская история сотворения мира, и Нового завета - составлен учениками Христа, апостолами, содержит сведения о жизни Христа и его учении. Состоит из 4х Евангелий от Марка, Луки, Матфея, Иоанна. (Евангелие – благая весть о том, что Иисус Христос – бог, и он воскрес. И каждый человек, пройдя его путём, также воскреснет и обретёт жизнь вечную; подобие бога человек должен наработать сам). Также в Новый завет входят "Деяния апостолов", "Послания апостолов", письма, откровения Иоанна Богослова "Апокалипсис".
Символ Символ – крест. В православии крестятся троеперстием, два пальца, прижатых к ладони, означают двойную сущность бога (бог и человек).
Вероучение В основе лежит вера в то, что 2000 лет назад бог послал в мир людей своего сына, богочеловека Иисуса Христа.
Христиане верят в греховность человеческого рода, которая искупается кровавой жертвой бога – распятием Христа. Эту греховность они понимают как отделенность человека от бога. Грех отделил человека от бога, разделил друг с другом и посеял сомнения в душе человека. Важную роль играет мистерия (таинство) воскрешения. Иисус воскрес во плоти, равно как и страдал на кресте как человек. Его воскрешение обещает людям вечную жизнь. Христиане верят, что Иисус Христос – бог и человек в одном лице, и эти две природы существуют не слитно и не раздельно. Зло находиться вне человека, побуждает вредить богу, другим людям. Корень зла – эгоизм и себялюбие.
Христианство может существовать только в лоне церкви. Церковь – сообщество верующих, храм, форма веры. Христиане верят в единокрещение в оставление грехов, в конец света, во второе пришествие Христа.
В 1054 г. христианская церковь распадается на православие и католицизм. Православие более жестко относится к человеку. Фелиокве – спор о том, от кого из Троицы исходит святой дух. У католиков более сильный культ богоматери, принят догмат о непогрешимости Папы римского – наместника Бога на Земле.
Протестантизм (16 век) – движение против католической церкви. Идеологи – Кальвин, Лютер, Цвингли. Вера в прямую и личную связь верующего с Христом. Священники при этом не нужны. 1. Лишь священное писание истина, библия – единственный источник божественного откровения. 2. Спасение – божий дар, воплощённый в искупительной смерти и воскрешении Христа, достигается только личной верой. 3. Каждый верующий является священником. Орицают власть Папы римского, посредничество девы Марии и святых, и таинство, не преподанное Христом.
3. Ислам.
Время Самая молодая из религий - возник в 7 в н.э.
Место Аравийский п-в, Мекка.
Народ Арабы.
Основатель Пророк Мухамед (Мухамад, Магомет)
Тип Строгий монотеизм.
Бог Аллах (всемогущая сила).
Священное писание Коран (чтение) – составлен после смерти Мухамеда по его высказываниям. Мусульмане (покорные богу) верят в богоданность Корана.
Символ Полумесяц.
Вероучение Основы веры:
1) Существование единого бога аллаха, и в то, что Мухамед –пророк его. Аллах всемогущ (акбар), милостив (рахим), милосерден (рахман).
2) Пятикратная ежедневная молитва – салад.
3) Милостыня в пользу бедных – зайкат
4) Пост в месяц Рамадан (ночь славы)
5) Поломничество в Мекку- Хадж.
Каждый, совершивший Хадж, получает звание Хаджи. Мухаммед был последним пророком Аллаха. Правовая система ислама заложена в своде правил – шариат. Признают бессмертие души, загробную жизнь, обязателен обряд обрезание. Запрет на изображение живых существ.
В 8 в. арабы завоевали Азию до Индии, Палестину, Сев. Африку, Испанию, пытались завоевать Францию. В 13 в. начинается борьба за освобождение гробя господня.
Национальные религии
Национальные религии – Это религии, сложившиеся в рамках одного народа, не распространившиеся на другие народы.
Языческие – индуизм, синтоизм.
Учительские – даосизм, конфуцианство, зороастризм, иудаизм.
1. Иудаизм – название происходит от названия самого многочисленного еврейского племенного объединения – иудеи. Выходцы – царь Давид, Соломон.
Время 1-е тыс. до н.э.
Место Восточное Средиземноморье, Палестина.
Народ Древнееврейский народ.
Основатель Пророк Моисей (16-15 вв. до н.э.).
Тип Строгий монотеизм.
Бог Бог Яххве (я есть). Религия закона. Бог – господин, который предписывает поклоняться его заповедям.
Священное писание Танах, пятикнижие Моисея (Тора), книги пророков и писания.
Символ Звезда Давида.
Вероучение 1. Вера в единого бога Яххве, бессмертного, всемогущего, вездесущего, безграничного.
2. Вера в способность познать бога, т.к. человек создан им по образу божию. Связь с богом поддерживается через молитву, божья воля диктуется через Танах.
3. Вера в греховность человеческого рода и в то, что мир был сотворён за 6 дней.
4. Ожидание божественного спасителя еврейского народа – мессии.
5. Вера в богоизбранность израильского народа как носителя божественного откровения.
6. Вера в бессмертие души.
7. Свод религиозных законов, охватывающий светское право и кодекс морально-нравственных отношений.
Иудаизм – комплекс правовых, морально-этических, философских представлений, определивших уклад жизни евреев. Молельный дом – синагога, которой сегодня руководят раввины.
2. Индуизм. Хинду-дхармма (религия индусов).
Время Рубеж 2-1 тыс. до н.э.
Место Индия.
Народ Индийский народ.
Основатель Возникла естественным путем из народных верований. Сейчас 700 млн. последователей.
Тип Политеизм – около 1000 богов.
Бог Бог Брахма (энергия) создаёт мир. Его жена Сарасвати – богиня знания, речи. Бог Вишну поддерживает Вселенную, приходит на Землю в критические моменты. Его жена богиня Лакшми – богиня счастья, семейного благополучия. Бог Шива – бог плодородия, бог-производитель и бог-разрушитель.Его супруги Кали – богиня войны, Дурга, Парасвати. Ребёнок Шивы и Парасвати – Ганеша – бог счастья. Поклоняются в основном Шиве и Вишну.
Священное писание Веды. Всего основных 4 веды
Символ Колесо сансары
Вероучение Нет строгой системы вероучения, единого символа веры, единых догматов. Карма, Дхармма, реинкарнация, сансара
3. Зороастризм.
Время 7 в до н.э.
Место Древний Иран.
Народ Иранцы, персы, индийский народ.
Основатель Заратуштра (зороастр).
Тип Монотеистическая религия. Немного последователей: в Индии 100 тыс., в Иране 50 тыс.
Бог Ахура-Мазда (высший разум). Его противник Ариман (Ангро-манью) – олицетворение зла. Дуалистическая религия.
Священное писание Авеста (обет, завет).
Символ Пламя, огонь. Огнепоклонники.
Вероучение Маги (жрецы) всегда одевались во всё белое, чистое. Вреовые говорилось о том, что должен придти мессия, спаситель. Богослужение – повторение за жрецом слов, молитв, хвалы богам. Важный обряд – инициация – посвящение во взрослую жизнь. Связан с надеванием священного шнура – кушти (пояс), который не снимали. Для мужчин еще священная рубаха. Соблюдение Триады – добрая мысль, доброе слово, доброе дело. Нечистым считалось всё лживое, злое, чужое, грязное, мёртвое. Трупы огню не предают.
4. Даосизм
Время 6-5в до н.э.
Место Китайская равнина, Китай, также Япония и Корея.
Народ Китайский народ (около 8 млн.)
Основатель Хуан Ди (жёлтый император) передал основы этого учения. Основатель – Лао-цзы.
Тип Религиозное философское учение пантеистической направленности.
Бог Религия без бога. Всё, что есть в этом мире – это проявление бога. Ранее обожествлялся основатель Лао-цзы.
Священное писание Книга Дао, Дэ, цзин – "книга о пути Дао".
Символ Ян (солнечное дающее начало, мужской принцип) и Ин (лунное, вбирающее начало, женский принцип). Это символ двух основ мироздания.
Вероучение Бог – великое ничто и нечто, он слит с природой. Дао – не только путь, но и всеобщий закон спонтанного, самопроизвольного бытия природы, всех форм в ней. Это таинственная сила, управляющая вселенной. Стоит над всеми богами, действует на всех уровнях бытия, всё приводит в гармонию. Познание Дао недоступно для органов чувств человека, стать на путь Дао можно, лишь слившись с природой, через развитие естественных возможностей, отказавшись от любой целенаправленной деятельности. Жизнь и смерть – фазы всеобщей метаморфозы. Человек как микрокосм и универсум вечен. Со смертью тела его дух сливается с мировой пневмой Дао. Можно слиться с Дао при жизни путём внутреннего религиозного созерцания (медитации), физических упражнений (йоги). Распространяется культ отшельников (даосы). Они живут уединённо, сливаются с природой. Даосов изображали с лицом младенца, посохом в руке и персиком.
5. Конфуцианство (Кон-фу-Дзы)
Время возникла 6-5 в до н.э.
Место Распространилась в Китае, Японии, Корее.
Народ Китайский народ.
Основатель Кун-фу-цзы (учитель Кун) или Конфуций.
Тип Это этико-религиозная система.
Бог Религия без бога.
Священное писание Священные тексты Луньюй (запись бесед Конфуция с учениками, рассуждения учителя о соблюдении серединного пути.
Символ Символ – весы (гармония мира).
Вероучение В основе лежит концепция неба, высшей божественной силы, определяющей судьбу всего живого и небесного веления судьбы. Конфуций поставил перед собой задачу улучшить положение народа, верховной власти вернуть престиж. Надо обратиться к восстановлению прошлого, его традиций, законов предков. Представление о совершенном человеке – муже – это самодостаточная развитая личность, нравственная опора семьи и гос-ва, живёт в гармонии с собой, природой, людьми, умеет во всём соблюдать чувство меры, должен во всём следовать моральным законам, постоянно учиться.
Конфуций оформляет закон о 5-ти добродетелях:
1 – принцип человеколюбия, гуманности (в широком смысле – любовь ко всему сущему, в узком – любовь к своим предкам);
2 – принцип доверия (уступчивость, умение слушать и понять другого),
3 – понятие долга, закона, справедливости, взаимодействие между вышестоящими и нижестоящими. Термин "Китайские церемонии". Каждый человек должен был знать круг своих обязанностей.
4 – культ знания (показатель приобщенности человека к культуре). На 1м месте гуманитарные знания (литература, история, музыка).
5- ритуал – закон вещей, отражал всеобщий порядок мироздания, в котором у каждой вещи своё место и свои функции. Каждый человек должен знать своё место и действовать в соответствии с ним. Позже личность Конфуция была обожествлена.
6. Джайнизм
Время 6-5 в до н.э.
Место Индия
Народ Индийский народ – среда кшатрии и торговцы.
Основатель Основатель Джина (победитель), его ученик Маха-вира, настоящее имя Вардхаммана, он был учеником будды.
Тип Религия мистического откровения, человек сам, путем совершенствования, достигает конечного освобождения или нирваны. Это смесь индуизма и буддизма. Возникает параллельно буддизму.
Бог Религия без Бога, мир ни кем не создан.
Священное писание ---------------------
Символ ---------------------
Вероучение Нравственный идеал – мудрец или святой, достигший освобождения души.
Философия. Мир существует из различного взаимодействия атомов (ану) и молекул (скандха), их распада и соединения. Природа – живая и не живая, душу имеют все существа. Различия только в количественном соотношении души и материи. Материализация постепенно. Светлая душа (джива) замутняется грязными мыслями и безнравственными действиями, которые создают карму, карма втягивает душу в колесо сансары.
Цель души – освобождение от зависимости материального мира.
Путь освобождения – это путь знания:
1 – правильная вера в соответствии с учением Махавиры;
2 – правильное познание реальной природы души и материи;
3 – правильное поведение, исполнение 5-ти обетов: 1-й – неповреждение жизни (ахимса), 2-й – воздержание от лжи, 3-й – воздержание от воровства, 4-й – воздержание от потворства всоим слабостям, 5-й – воздержание от привязанности.
Осевое время – время возникновения многих религий:
7. Синтоизм (путь богов)
Время 6-7 вв н.э.
Место Японские острова.
Народ Японцы.
Основатель Нет основателя. Возникла естественным путем, это народная религия.
Тип Полидемонизм – вера во множество духов.
Бог Аматерасу – верховная богиня Японии. Это богиня Солнца, создала Японские острова. Её символы зеркало (правда), меч (справедливость), яшмовые подвески (символ сострадания). Отправляет мужа или внуки Ниниги на землю, где он становится родоначальником правящей династии. Личность императора обожествлялась. Культ императора – тенноизм.
Священное писание Кодзики – сборник мифов, записки о деяниях древности.
Символ Нет.
Вероучение Религия выросла из японской мифологии, из традиций шаманизма, магических обрядов. В основе – вера в духов, вездесущих проявлений всего священного. Духи (ками) живут повсюду, всё одухотворено. Духи могут быть сильнее богов. Камикадзе – духи северного ветра. Родовые духи (покровители рода) – удзиками. Духи-покровители гос-ва – воины, погибшие, защищая его. Не обещает спасения в другом мире. Жить надо здесь, сечас, но в гармонии с окружающим миром.
Первобытная культура
Культура первобытного общества. Антропогенез начинается, русские предполагают – 3,5 млн. лет назад, иностранные – 7 млн. лет назад.
Принято делить на устойчивые периоды: археологическая периодизация – это эволюция орудий труда человека.
Каменный век – до 3. тыс до н. э.,
бронзовый век – с 3 по 1 тыс до н. э.,
железный век – с 1. тыс до н. э.
Каменный век:
А) палеолит – древний камень – 3-2,5 млн. лет назад, начало антропогенеза;
Б) мезолит – средний камень – 12 ты до н. э.- 8 ты. До н. э.;
В) неолит - с 8 тыс. – 3 тыс. до н. э.
Антропогенез – выделение человека из животного мира.
Основные этапы антропогенеза:
1. архантроп.
Архантропы: австралопитек – южная обезьяна. Рост – 1, 5 метра, вес – 40 кг, черная кожа густая растительность, питались ягодами. Существовали орудия труда – рубила, тяжелые камни первичной обработкой. Не было речи, ученые не все считают его первым человеком. НОМО: питекантроп –Homohabilis –умелый, Homoerectos – прямоходящий. Мало изучены учеными. Питекантроп (петикос – обезьяна, антроп. – человек). Скошенный лоб, тяжелая нижняя челюсть – употребляет мясо, пользовались огнем в природном виде. Синантроп – китайский человек – поддерживал огонь, пользовался рубилами – но более совершенными. Появляется скребок. Западные ученые считают, что у них была религия – каннибализм, ели предположительно мертвых. Жили в теплом климате, первобытным стадом, нет семьи
2. палеоантропы – первобытные люди.
Палеоантропы: неандерталец (хомо сапиенс архаикус – человек разумный. Древний). Вес до 100 кг, рост до 180 см, тяжелое туловище, короткие ноги, густая растительность, добывали огонь. Революция хозяйства и культуры: копья, дротики, носят одежду. В это время похолодание – вся территория тундра и лесотундра. Охота на мамонта с загонной охотой. Хранили мясо в «холодильнике». Появились могильные захоронения, появляются первые табу, появляются первые формы верований – магия, создание идолов.
3. неоантропы – новые люди – современный человек.
Неоантропы (хомо сапиеннс сапиенс). Кроманьонец активно вытесняет австралопитека. (Тонкокостная обезьяна – кроманьонец, ширококостная –австралопитек.) Очень разв<
Воспользуйтесь поиском по сайту: