Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура
Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)
Письменность
Литература
Архитектура
Живопись
Декоративно – прикладное
искусство
чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.
Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом
скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки
зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент
1.Узелковая письменность;
2.Узелково – иероглифическая письменность;
3.Пиктография;
4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.
(Глаголица и кириллица)
Материал:
1.береста;
2.пергамент
Жанры:
Летопись;
Житие;
Слово (поучение);
Хождения;
Исторические повести.
Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского
монастыря, около 1113 года.
Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.
Слово:
-торжественное – «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский митрополит Илларион;
-нравоучительное – «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).
Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину».
Самый известный литературный памятник домонгольской Руси - «Слово о полку Игореве» (призыв к единству Руси, против усобиц), о походе Игоря Святославовича на половцев (1185г.)
Крестово-купольный стиль.
Памятники:
Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
Собор Святой Софии в Новгороде;
Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
Золотые ворота в Киеве.
Памятники Владимиро-Суздальской земли:
Церковь Покрова – на – Нерли;
Успенский собор;
Дмитровский собор (известен белокаменной резьбой)
Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.
Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.
Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем
Миниатюра- красочная иллюстрация
Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура
Литература
Архитектура
Живопись
Церковь
- влияние ига на темпы и ход развития.
Жанры: Летописи; Исторические повести;
Житие; Хождения.
Произведения:
«Повесть о разорении Рязани»;
«Повесть о Щелкане»
(о восстании в Твери в 1327г.);
«Житие Александра Невского» (О Невской битве);
«Задонщина» (о 1380г., Софоний Рязанец);«Сказание о Мамаевом побоище» (О Куликовской битве);«сказание о взятии Москвы Тохтамышем» (1382г);«Хождение за три моря», (Афанасий Никитин, XV
Московский Кремль
Белый камень Красный кирпич
1367-1369гг. Иван III
Д. Донской
Успенский собор
(1475-1479гг),
Аристотель Фиорованти;
Благовещенский собор(1484-1489гг.);
Церковь Ризоположения
Создатели: псковские мастера;
Грановитая палата;
-начало строительства:
1487г.- Марко Фрязин,
- окончание:
1491г. – Пьетро Антонио Солари;
Троице-Сергиева Лавра,
Троицкий собор, основан Сергием Радонежским.
Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.
Феофан Грек (1340-1410),
использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде.
Иконы: Богоматерь.
Андрей Рублёв
(конец 14в.- первая треть 15в.),
возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие.
Иконы: «Спас», «Троица».
Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.
Дионисий (1440-1505гг.),
предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета.
Расписал Ферапонтов монастырь.
Течения в церкви
(к.14- нач.15в)
Нестяжатели Иосифляне
Нил Сорский Иосиф Волоцкий
Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела.
Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской.
Стригольничество -первая русская ересь, критика недостойного поведения духовенства.
Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура
Литература. Общественная мысль
Церковь.
Архитектура.
Живопись
Книгопечатание
Дополнительные
сведения
Жанры:
Летописи:
1 .«Степенная книга» (описание правлений русских князей от Владимира Святого до);
2.«Лицевой летописный свод».
Исторические повести:
1. «Казанское взятие»;.
Публицистика:
1.«Сказание о князьях Владимирских»; концепции наследственной связи
русских государей с византийскими императорами.
2.И.Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете – Салтане»: идеал государственного устройства - сильная самодержавная власть.
3.А.Курбский: «История о великом князе Московском »; идея- ограничение царской власти. Переписка с царём о путях развития Руси, об отношении монарха с подданными.
4. Сильвестр «Домострой»- энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм, правила поведения в семье.
5.Митрополит Макарий «Четьи – минеи» – сборник, в котором произведения располагались по дням, чтение их предписывалось церковью.
Феодосий Косой- лидер еретиков, критиковал догматы христианства: о божественной природе Христа, воскрешения мёртвых; монашество.
Максим Грек выступал против обогащения церкви.
Матвей Башкин - против официальной церкви, осуждал холопство.
Василий Патрикеев
(Вассиан Косой)- нестяжатель, за независимость церковной власти от государственной.
Стиль: шатровый. Данный стиль основан на национальных традициях деревянного зодчества. Характеризуется устремлённостью вверх. Завершается многогранной пирамидой. Наличие шатров, увенчанных маковкой, покраска под кирпич, побелка.
Памятники:
Церковь Вознесения
в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.
Покровский собор
(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.
Архангельский собор,
Архитектор - Алевиз Новый, 1506-1508гг.
Колокольня
Ивана Великого
Фёдор Конь – Белый город
(3-я каменная линия укрепления)
Изображение на иконах лиц царей, князей,
исторические сюжеты
1564г.- начало книгопечатания, Иван Фёдоров и Петр Мстиславец;
«Апостол» – первая русская (датированная) печатная книга.
А.Чохов
«Царь- пушка»
(1586г.)
Русская культура XVII века.
наука
литература
публицистика
архитектура
живопись
театр
География:
1.1643-1646г.
В. Поярков: экспедиция на Амур;
2.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой;
3.1649г.- Е. Хабаров:
карта Приамурья;
4.В. Атласов: Камчатка и Курильские острова;
Учебные пособия:
1.Азбука Бурцева;
2.Грамматика Магницкого;
3.Букварь Истомина
Учебные заведения:
1687г. Славяно – греко- латинская академия
1. «Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное им самим»
Историческая повесть:
1. «Сказание Авраама Палицына»
(о Смуте);
2. «Повесть об Азовском осадном сидении»
(победа над турками 1641г.)
Сатира:
1. «Повесть о Ерше Ершовиче»;
2. «Повесть о Шемякином суде»;
3. «Калязинская челобитная» (высмеивается монастырь)
Драматургия:
основатель Симеон Полоцкий.
1. «О Навуходоносоре царе»;
2. «Притча о блудном сыне»
1.Ю. Крижанич:
«Думы политичны»
(идея: социальный мир и смягчение угнетения);
2. С. Полоцкий: «Политика». Идея: цель самодержавного
правления – установление равноправного суда монарха над всеми подданными)
Стили:
1. начало- 30-ые годы XVII века – шатровый стиль;
2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко:
а) чёткость;
б) симметричность;
в) многоярусность;
г) сочетание красного и белого кирпича.
Архитекторы:
Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков,
Б.Огурцов
Архитектурные памятники:
1.Кремлёвский Теремной дворец;
2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве;
3. Церковь Покрова в Филях (барокко);
4.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов).
XVII в. – «русское узорочье»- художественный приём, связанный с многообразием применяемых красок, форм, сюжетов, декоративность линий
Симон Ушаков
(стремился «выписать» детали, придать объём).
Произведения:
1.«Троица»;
2.Спас Нерукотворный
3.картина «Насаждение древа государства»
XVII век: появляются парсуны – портреты
http://5-ege.ru/
Наиболее известная – изображение М.В. Скопина – Шуйского