Лада – символ любви и красоты
ОБРАЗЫ ЛЮБВИ
В широком смысле любовь может проявляться к любому предмету, явлению, процессу. Здесь же разговор пойдет о любви к человеку, но не в христианском значении этого слова (любовь к ближнему), а как любовь мужчины и женщины. Любовь, по-видимому, возникла вместе с человеком. Это высокое духовное чувство издавна ставило окончательной целью создание семьи, воспитание детей, совместное ведение хозяйства. В наше время любовь мужчины и женщины, к сожалению, утрачивает свою поэтичность. Она нередко подчиняется удовольствию, превращается в товар, который продается и покупается. Это опустошает души, не способствует созданию здоровых крепких семей, и в итоге – здорового общества. Традиционная семья из десятка человек сегодня воспринимается как большое чудо. Между тем, только в ХХ веке белорусы понесли многомиллионные потери. Империалистическая война, революция, коллективизация, сталинские репрессии, нападение фашистов, Чернобыль оставили свой страшный след. Ввиду нынешнего отношения к семье, низкой рождаемости, а то и вообще нежелания иметь детей, белорусская нация может совсем выродиться. Вот что значит девальвация любви. ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ Тяжкой и безрадостной была порой доля женщины. Вечная недостача, тяжкие, непосильный труд, бесправность, суровое отношение со стороны мужниной родни, а то и самого мужа были постоянными спутниками женщины. Женская судьба получила свое изображение в многообразных произведениях искусства. Глубоко трогают нас народные песни на эту тему. Взять хотя бы эти слова: «Дивчина к венцу выезжает – ее доля встречает. Если добрая доля – садись рядом со мною, со мною, молодою. Если доля лихая – оставайся на дороге, у зеленой березы. Пускай тебя кони собьют, пускай тебя колеса сотрут».
Женская доля показана и в народном ткачестве. Обычно она изображается в виде пышного разноцветного букета или вазона, похожего на те, что стоят на подоконниках. Нередко этот мотив дополняется другими. Так, на покрывале М. Секан (Горбуны Сенненского р-на) кроме основного мотива женской доли в виде букета вытканы голубки как символ любви, звезды – символ человека и ромбы – знак нивы, Земли-Кормилицы (рис. 359). Как мы видим, эти символы имеют непосредственное отношение к женской доле мастерицы. И, конечно, не только ее одной. 359. М. Секан. Покрывало с изображением женской доли. Горбуны Сенненского р-на Витебской обл. Вообще символ женской доли было бы правильнее назвать мечтой о лучшей женской доле. Такой тяжкой, безрадостной была жизнь крестьянки – и такой пышный, живописный букет. Покрывало с таким узором довелось видеть у Р. Малаш (1856 г. р., Лепель). Вся она была покрыта пышными вазонами, а по краям, между ветвями вазонов, размещались символы человека в виде звезды, любви, показанной голубками, и Земли-Кормилицы из ромбов. Мастерица дала объяснение этим узорам: «Покрывало я соткала, когда выходила замуж. Было мне 19 лет. Старая баба Иваниха посоветовала мне: сотки покрывало с долей женщины. Какие узоры соткешь – всё сбудется. У моего будущего мужа были всего 4 десятины земли, а нам хотелось иметь ее побольше. Вот я и выткала на покрывале узор Земли, нашей Кормилицы. Мне очень хотелось, чтобы мой будущий муж Игнат любил меня, и я соткала голубка и голубку. А чтобы Игнат был тружеником, хорошим семьянином, любил детей – соткала звезды. Не хочу хвалиться, но почти все, что я просила на этом покрывале, сбылось. Ну и слава Богу». Жаль, не сохранилось снимка этого покрывала. Но его декор почти такой же, как у изделия М. Секан. Символы женской доли, которыми мастерицы украшали свои изделия, - не только просьбы и мечты. Это еще и выражение поэтичности души народа, высокого эстетического вкуса, чувства прекрасного. Глядя на этот многообразный рукотворный мир, можно забыть о тяжкой доле, помечтать о лучшей жизни.
360. М. Клименко. Фрагмент декора покрывала с узором женской доли. Брынево Петриковского р-на Гомельской обл. 361. А. Сельчанко. Покрывало. Могилевщина. 362. Покрывало. Слуцкий р-н Минской обл. 363. Покрывало с мотивом женской доли. Каменецкий р-н Брестской обл. 364. И. Ерош. Покрывало. Гродненская обл. 365. Покрывало. Оберцы Витебской обл. «Поправить свои дела можно разными путями, - советовала А. Привалова из Сенна. – Если захворала – иди к доктору или к знахарке. Если хочешь, чтобы пошел дождик, был хороший урожай – проси Бога. А можно это решить и самой, по-домашнему. Меня учили, надо соткать покрывало, а на нем показать всё, что хочешь». Как мы видели, многие мастерицы так и делали. Одним словом, такие покрывала – своеобразные биографии женщин-крестьянок, изображение их жизни, труда, мечтаний и надежд. А что их волновало прежде всего, о чем они мечтали – так это о хорошей семье, домашнем благополучии, земле как символе достатка. Потому и повторяются эти мотивы на многих покрывалах (рис. 360-365). ЛАДА – СИМВОЛ ЛЮБВИ И КРАСОТЫ Мы уже упоминали Ладу и Купалинку, описывали их веселый нрав, озорство, умение петь и плясать. Оба эти образа дошли до нас из далекого прошлого. Да вот только судьба их оказалась разной. Купалинку мы знаем и почитаем, посвящаем ей песни и стихи, ежегодно отмечаем Купалу – и в далеких деревнях, и в центре столицы. А вот Ладу мы почти забыли. Далеко не все знают, что это за образ. Разве что исследователи народной культуры, фольклористы, этнографы могут что-то сказать о ней. «Лада у славян и литовцев почиталась как покровительница любви и брака, богиня юности, красоты и плодовитости», - писал русский фольклорист А. Афанасьев (Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Киев, 1865. Т. 1. С. 228). Вспоминают этот образ и другие фольклористы и этнографы. Надлежащим образом показана Лада и в русской поэзии. Были попытки возродить образ Лады и в белорусской культуре. При подготовке к Декаде белорусского искусства в Москве в 1940 году было решено соткать покрывало с этим мотивом (рис. 367). Работа была поручена бригаде лучших мастериц, консультировали их писатель З. Бадуля и мастер М. Филипович. Изделие экспонировалось на выставке в Минске в 1938 году, потом в Москве, на декадной выставке 1940 года.
366. Фрагмент декора полотенца с мотивом Лады. Витебский р-н. 367. Фрагмент декора Золотого покрывала. Но еще до начала работы над покрывалом, которое решили назвать Золотым, разгорелась идеологическая полемика. По воспоминаниям З. Бадули, на собрании выступили авторитеты в области коммунистических идей писатель И. Гурский и мастер И. Ахремчик, которые упорно возражали против включения в композицию образа Лады – белорусской богини любви и красоты. Мол, Лада и Купала – это феодальные кулацкие идолы, выдуманные классово чуждыми элементами. А на Золотом покрывале нужно показать символы международного женского праздника 8 марта, работниц в комбинезонах. Вот наши образы красоты и любви, наши пролетарские образы, сказал И. Ахремчик. Но З. Бадуля и М. Филипович не сбились на путь «классово чистого искусства». Как Афродита и Венера для греков и римлян, так и Лада для белорусов – богиня любви и красоты, этот образ нам нужно уважать, сказали они. Из разговора с мастером М. Филиповичем: «Меня и Бадулю назначили консультантами при создании Золотого покрывала для Декады белорусского искусства в Москве. Меня вызывали в отдел культуры ЦК КПБ и сказали, что нужно создать такое покрывало, чтобы оно иллюстрировало белорусскую пролетарскую, коммунистическую идеологию. Предлагали два варианта: октябрьская демонстрация и празднование 8 марта. Я же возразил: нужно взять тему из жизни белорусского крестьянства, например, образ богини любви и красоты Лады. На меня набросились, мол, подменяешь белорусскую культуру дьявольщиной и реакционностью. Но меня поддержали Бадуля, руководительница артели вышивальщиц и ткачих Кучинская, сами мастерицы-ткачихи. Все же потом я получил хорошую взбучку за отступление от пролетарской идеологии».
Мастер показал мне два свои живописные изделия, на которых были показаны парни и девушки в хороводе и Лада с венком в центре. Одно изделие сопровождается словами песни: Подушечка, подушечка моя пуховая, Ладушечка, Ладушечка моя дорогая. Кого люблю, Ладу люблю, Ладу поцелую, Пуховую подушечку Ладе подарю я. Показал Филипович и два полотенца с образом Лады, который образовал верхний ряд узора (рис. 368). Ниже размещался букет роз, еще ниже – голубь и голубка. Полотенце с Ладой, купленное у оршанской бабушки, было и у З. Бадули. На нем такой же стилизованный рисунок женской фигуры с поднятыми руками (рис. 369). 368. Лада с венком на голове. 369. Лада. Жаль, что этот поэтичный образ мы почти забыли. Не до Лады было белорусской женщине. Но все же кое-что еще сохранилось в памяти старых людей. Может, где-то в тайных хранилищах мастериц найдется и полотенце с Ладой. Полотенца с узором Лады доводилось видеть на Витебщине и Гомельщине. Чаще всего Лада показана в виде молодой девушки, нередко сопровождается розами и голубками, которые символизируют красоту и любовь. Подобное полотенце довелось видеть у бывшей заведующей избой-читальней Я. Иванчук из Наровли. Она была поэтесса, мастерица, собрала целую коллекцию произведений местного народного творчества. После войны до меня дошли слухи, что за связь с партизанами ее расстреляли фашисты, а вся коллекция сгорела. Так вот на упомянутом полотенце как раз и была показана Лада с розами по бокам и фигурками голубков (рис. 370-371). 370. Рождение Лады. 371. Лада – богиня любви и красоты. В. Карпюк из Наровли рассказывала: «Вышила я на полотенце Ладу. Это мое счастье и несчастье. Была я красивая, все парни за мной толпой ходили. В хороводе меня всегда выбирали Ладой и царицей. Была я счастлива, пока замуж не вышла. Мужик оказался лодырем, бабником. Был он красивый и ловкий, вот я и погналась за этим, а теперь мучаюсь. А полотенце вышила тогда, когда была счастливая, молодая и красивая. И вот что скажу: девки, не гонитесь за красотой!» Целую поэму о рождении Лады довелось услышать от В. Филатовой из Брагина: «В час утренней зари упала росинка-алмаз на красную розу. Засверкала роза искрами-бриллиантами. А тут луч солнца золотой упал на чрево розы. И вылетела из лепестков розы юная, как утро, красивая, как сама красота, свежая, как росинка, Лада – белорусская богиня любви и красоты. И полетела Лада легкой ласточкой по деревням и селам Белоруссии. Где гулянка, где вечеринка – там и Лада. Она разжигает любовь в сердцах хлопцев и девчат, освещает улыбкой счастья их дела, наполняет души надеждой на счастье, добро».
На мой вопрос, как мастерица представляет образ Лады, она сказала: «Это обычная белорусская девушка, таких много в белорусских деревнях. Она может быть блондинкой, шатенкой, брюнеткой, голубоглазой или кареокой. Это певунья, плясунья, хороводница. Красивая, как все девчата, веселая и добродушная, приветливая и ласковая. Хорошая жница, отличная пряха, выдающаяся ткачиха. Ее мечты – крепкая семья, хороший муж, здоровые дети». Как мы видим, тут описан собирательный, идеальный образ девушки, а рождение Лады от утреннего поцелуя солнечного луча и розы очень напоминает рождение из морской пены античной богини Венеры. Еще одну легенду о рождении Лады рассказал мастер М. Филипович. «Летело по небу прозрачное, легкое облачко. Пролетая над садом, опустило алмаз-росинку на бутон красной розы. Долго ласкала роза алмаз-росинку. Да вот вышло из-за леса солнце, уронило свой луч на бутон красной розы, на алмаз-росинку. Выпорхнула из розы юная Лада. Красивая, как сама роза, молодая, как весна. И полетела Лада быстрой ласточкой по селам и весям Белоруссии. Как только увидит девушку ладную, трудолюбивую, да веселую – называет ее Ладою». Надо сказать, что образ Лады отличается многими региональными вариациями. Так, встречаются загадки про Лада и Ладу – мужа и жену или влюбленных парня и девушку. В Сенненском районе вспоминали Лёлю и Леля. Ф. Жудро, поэтесса и вышивальщица, которая украсила полотенце символом Лёли, сказала, что это самая красивая, самая лучшая из девушек. Ее личико как утренняя заря, глаза – как звездочки на небе, уста – цвета розы, волосы – травка-муравка, голос, как звоночек. Ручки ее шелковые, если приголубишь – никогда не забудешь. А Лель – это хороший, добродушный парень. Иногда Лель и Лёля воспринимаются как добрые, красивые дети. Некоторые женщины говорили, что не нужно придавать образу Лады физическую красоту. Она трудолюбивая, ласковая, умеет поговорить, хорошая певунья и плясунья. «Было это давно, лет 50 назад, - рассказывала П. Крючок из Старого Села Витебского района. – Мне было 16 лет. Я очень полюбила красивого парня Мирона. Но наша семья была бедная, а его – богатая. Замуж меня он не возьмет. Вот я решила делать всё красиво, чтобы Мирон меня полюбил. Хоть и была бедная, но старалась, как могла, красивее одеться, красиво ходить, красиво говорить. Тайком вышила Мирону рубашку: спереди – красной розой, синим голубком, подол – голубыми незабудками. Когда подарила эту рубашку Мирону, он меня полюбил, мы поженились». Как мы видим, символ Лады часто сопровождается розами – символом красоты. В народе любовь и красота всегда были спутниками. Об этом сказала мне и А. Кучинская из Сенно – руководительница бригады мастериц, которые соткали уже описанное Золотое покрывало: «Было покрывало очень красивое, в золотистых тонах, потому и получило такое название. По всему полю – букеты цветов, а между ними – фигурка девушки, Лады. Цветы, среди которых показана Лада, говорят, что она – богиня красоты. Голубки в обрамлении показывают Ладу как богиню любви». Соткала А. Кучинская и еще одно покрывало, где была показана Лада среди роз. «Это потому, что Лада – символ красоты, и роза – тоже». Полотенце с мотивом Лады вышила 70-летняя М. Петух из Новобелицы. В верхнем ряду – 5 силуэтов Лады, ниже – 5 цветочных мотивов в виде розы с четырьмя бутонами, еще ниже – голубь и голубка, повторенные 5 раз (рис. 372). Внизу красными нитками вышито «Люблю тебя. Люби меня». «Мне было 18 лет, - рассказывала М. Петух. – Я очень любила Михася, и он меня тоже. Но его забрали в солдаты, на германскую войну, да он и сгинул. Но еще до этого я вышила полотенце – надеялась, что Михась вернется домой и мы поженимся». 372. Мотив Лады. 373. Лада с колосом и розой в руках. На полотенце Е. Петровой из Лукомля – в подарок внуку Петру на свадьбу – Лада держит в одной руке ржаной колос, в другой – розу (рис. 373). Снизу идет вышитая надпись: «Это Лада – такую тебе женку надо». Символический подарок мастерица дополнила поучением внуку: «Выбирай себе женку не в золоте и шелку. Выбирай ту, какая разумная. Не для игрищ, а для дела. Не ту, которая хорошо танцует, а ту, которая хорошо трудится». Лада на ее полотенце-подарке как раз и символизирует такое сочетание трудолюбия и верной любви. Ладу часто сопровождает Лад – такой же усердный труженик, пригожий, веселый парень. Как дети этой гармоничной пары, живут в нашем языке слова «ладить», «ладный», «сладить», «ладно жить» и т.д. Все они обозначают добро, согласие, красоту. Но чаще Лада выступает в паре с Лелем. Мы уже приводили примеры припевок, где Лель и Лада являются главными персонажами. Эти припевки пела молодежь на своих гуляниях. Помню, что обычно выстраивались в ряд хлопцы, напротив – девчата. Взявшись за руки, они пританцовывают и поют: «Лада-роза ты моя, Лель-голубчик, я твоя». Потом обе шеренги выбирают Ладу и Леля, которые выходят на середину, взявшись за руки, танцуют и поют. Потом под общий смех и шутки склоняются друг к другу и целуются. Выходит другая пара и т.д. В молодости я неоднократно принимал участие в этих любовных гуляниях. Проходили они всегда торжественно, с сердечным трепетом. Молодежь переглядывалась. Парень глядел на девушку и улыбался, она отвечала тем же. Значит, возникла взаимная симпатия. А бывает, смотрит парень на девушку, а она улыбается другому. Что ж поделаешь… Есть и другие проявления взаимности. Так, распространены были обещанки и ухажанки. Обещанка – обещание парня и девушки любить друг друга всю жизнь. Ухажанки – любовные гуляния, песни, танцы с целью вызвать взаимную любовь. Вспоминаю свою молодость, деревню Климовичи Сенненского района, где я родился, вспоминаю гулянки, вечерки, Купалу, Коляду, Масленицу. Убежден, что ни опера, ни концерт, ни театральная постановка не дают той радости, счастья, красоты, как традиционные народные праздники и обряды. Уничтожили труженика-крестьянина, уничтожили и эту красоту… Как уже упоминалось, иногда образ Леля сопровождала не Лада, а Лёля. В народном сознании это также молодая пара, символ любви. В 1937 году в Могилевском музее мне довелось видеть полотенце с образами Леля и Лёли в сопровождении голубка и голубки. По-своему воплотила эти образы Е. Ковалева, учительница музыки у богатых людей Витебска: купцов, помещиков, служащих. В этой среде было распространено шитье бисером и шелком разных сумочек, кошельков, кисетов и др. Сумочку, вышитую бисером и шелком, Е. Ковалева украсила образами Леля и Лёли. Лёля у нее напоминает распространенный в вышивке символ Лады, похож на нее и Лель, но показан в виде парня (рис. 374). 374. Лёля и Лель. Чаще Лель и Лёля символизировали любовь к малым детям. Образ ребенка как символа продолжения жизни издавна распространен у разных народов. Достаточно вспомнить искусство эпохи Возрождения с крылатыми ангелочками на картинах мастеров того времени. Это озорные, румяные дети. То же – и на белорусских образах, особенно в сюжетах с Матерью Божьей. У. Ульянович (1880 г. р., Круглявщина Волковысского района) свое отношение к детям выразила символом Леля и Лёли на полотенце: «Моя места, мое счастье, моя любовь – это мои дети. Я хочу, чтобы они были здоровыми, красивыми, послушными. Когда я вышла замуж, а было это после коронации царя Николая, мы с мужем договорились иметь хороших детей. Я пожертвовала в церковь два пуда ржи на помин всех усопших, наших родичей, чтобы они молились на том свете за здоровье наших детей. Тогда же я и вышила это полотенце. В верхнем ряду три Лёли и три Леля, ниже – узоры детей» (рис. 375). Такую вышивку я видела у старой учительницы Матроны Мицкевич из Волковысска». 375. Лёля, Лель и узоры детей. Вот я пишу об отношении наших предков к детям и думаю, какие они были мудрые, чего не скажешь про нынешнее поколение родителей. КУКУШКА В народном сознании образ кукушки – это образ женщины в горе, печали, грусти. Обычно это вдова, которая оплакивает родного человека. Надо думать, что этот образ очень давний. Вспомним хотя бы известное «Слово о полку Игореве», где Ярославна горюет по мужу и собирается полететь кукушкою по Дунаю. А сколько старинных народных песен о кукушке, а значит, о несчастной любви, разлуке, горе. Взять хотя бы популярную, в десятках вариантов песню о девушке, которую отец отдал в далекую семью и запретил наведываться домой. А я с того жалею-плачу, в луга полечу, Да стану куковати, тятьку засмущу. (Закорье Браславского р-на). 376. Н. Якимович. Фрагмент декора покрывала с мотивом кукушки. 377. В. Кулда. Фрагмент покрывала. Жукойни Островецкого р-на Гродненской обл. 378. Е. Погалушко. Фрагмент декора покрывала. Лидский р-н Гродненской обл. Не удивительно, что кукушку можно видеть на тканых и вышитых покрывалах и полотенцах. Если она показана в сочетании со звездами – символами детей, значит, изделие посвящено материнскому горю: или сын пропал на войне, или кто-то из детей умер (рис. 376). Кукушка рядом с букетом обозначает горькую вдовью долю или несчастную любовь, разлуку с любимым (рис. 378). Характерно, что на всех виденных мной узорах кукушка показана достаточно реалистично, иногда доходит до явного натурализма, что вообще для традиционного народного искусства не свойственно. Возможно, на глаза попались только поздние узоры, а старинные, символического характера, либо не сохранились, либо мастерицы забыли о них. РУСАЛКА Трагическая, неразделенная девичья любовь воспета в народном творчестве многих народов Европы и связывается обычно с образом русалки. В древней Греции русалок, или нимф, было несколько: дриады – лесные, наяды – речные, нереиды – морские русалки. По поверьям древних славян русалками становились некрещеные девушки после смерти. Но чаще – обманутые, покинутые, несчастные девушки, которые с горя утопились. Вот одна из легенд о происхождении русалок. Жила в Несвижи красивая девушка. Увидел ее панич и вскоре соблазнил, а потом уехал в Варшаву на учебу. Пошла девушка на речку и утопилась. Потом ее часто видели русалкой с распущенными волосами. А через год вернулся домой панич. Пошел однажды ночью на речку. Зазвала его девушка в речку, долго ласкала, а потом совсем защекотала. В глубокой древности у славян были известны обрядовые игрища – Русалии. Видимо, они были связаны с аграрной магией, верой в русалок, которые распоряжались водной стихией и обеспечивали урожай. Был это и праздник девушек, с которыми связывалась энергия молодости и трагизм несчастной любви, радость и грусть, обрядовая магия и частое веселье. Вот как описывает Русалии белорусский этнограф А. Сержпутовский: «Перед Троицей, на русальной неделе девушки украшают себя цветами и ветками. Выбирают из своей компании красивую девушку, кладут ей на голову венок, называют ее русалкой. Устраивают хоровод, ходят в хороводе, танцуют, поют песни о любви, счастье, несчастье русалочки. Из цветов и веток делают куклу-русалочку, носят ее с песнями и под конец идут на речку и топят куклу, как бы обозначая этим трагическую судьбу русалки» (А. Сержпутовский. Верования и предрассудки белорусов Полесья. Мн., 1980. С. 101). Русалка в народном творчестве изображается по-разному, но обычно очень условно, в виде букета цветов, который своим силуэтом напоминает девичью фигуру на кусте (рис. 379). Часто это куст калины, которую обычно связывают с образом девушки, страдающей от несчастной любви. В таком виде показал русалку и тонкий знаток народного творчества М. Филипович. 379. Привалова. Полотенце с символом русалки. Сенненский р-н Витебской обл. 380. Н. Петухова. Фрагмент декора покрывала с символом русалки. Мстиславль Могилевской обл. 381. Н. Васильева. Мотив русалки в декоре полотенца. Васкино Гродненского р-на. 382. М. Политыко. Символ русалки в декоре полотенца. «Я вышила на полотенце русалку, - говорила М. Политыко из Белицы Сенненского района. – С виду это куст калины, на нем сидит русалка. Потому что она, как вылезет из воды, садится на калиновый куст, оттуда подзывает хлопцев к себе». Встречается и другая трактовка образа русалки. А. Снапко из Шклова утверждала, что русалка на ее полотенце – добрая и милостивая, она помогает всем бедным и обиженным, особенно девушкам, которые пережили трагичную любовь. Нельзя не отметить, что образ русалки перекликается с образом кукушки: обе представляют собой трагичную любовь. Это подтверждает и легенда о русалке и лесовике, записанная в Калинковичах. Увидел лесовик русалочку и полюбил ее. Построил ей жемчужный дворец, сшил рубаху из речных волн, надел на голову венок из лилий, сшил туфельки из раковинок, сделал корону из водорослей. И стали они жить, друг друга любить, хоровод водить, детей растить. Лесовик пас в лесу зверей и птиц, а русалочка стала кукушкой, куковала, молодых девушек предостерегала. Кроме символического калинового куста, русалка иногда показывалась и более реалистично, как на полотенцах Н. Корань из Шклова и А. Марковой из Новогрудка (рис. 383-384). Правда, реализм здесь довольно относительный. Фигуры сильно стилизованные, силуэтом напоминают Ладу, Лёлю и другие женские образы языческого пантеона. Но характерно, что это типично белорусская трактовка образа. В русском искусстве русалка изображается в виде девушки в длинной рубахе, с длинными распущенными волосами, как на известной иллюстрации И. Крамского к «Майской ночи». Н. Гоголя. У народов западной Европы русалка – мифическое существо в виде женщины с рыбьим хвостом. У белорусов характерный облик русалки либо не разработан, либо забыт. 383. Русалка. 384. Русалка. ГОЛУБЬ И ГОЛУБКА Мы уже неоднократно упоминали эти популярные символы любви в разговоре об обычаях, верованиях, обрядах, трудовой деятельности, народном искусстве наших предков. Это и неудивительно: любовной тематикой, мотивами любви пронизана практически вся материальная и духовная деятельность человека. Остановимся на этой теме более подробно. Голубь вообще символизирует многие понятия. Он выступает как символ мира, в христианстве обозначает Святого духа. Но чаще всего он символизирует любовь. Образы голубя и голубки встречаются во многих народных песнях («Под калиною, под малиною сидел голубь с голубиною. Целовалися, миловалися, правым крылом накрывалися»). Как считается в народе, «голубь обозначает пацана, а голубка – дивчину. А вместе они обозначают любовь девушки и хлопца» (Борисовский район). Любовь, это всеобъемлющее чувство, обычно называют светлой, радостной, возвышенной. Но любовь любви рознь. Она может только зарождаться или идти на спад, быть взаимной или трагической. Все эти особенности получают соответствующую интерпретацию в народном творчестве. Возьмем самое начало любви, ее зарождение. Н. Короткая (1845 г.р., Слуцк) на этот счет высказалась весьма конкретно: «Если голубок и голубка идут в одну сторону, то это значит, что между девушкой и парнем начинается любовь». Счастливая любовь – определенно, наибольшее счастье. О ней мечтают все, ей посвящено множество произведений искусства. Показывается она и в орнаменте народного ткачества, причем достаточно образно и недвусмысленно, как на полотенце Ф. Подымако (1893 г.р., Шклов). «Мы крепко любили друг друга, - рассказывала она. – Потому я вышила голубка и голубку головка к головке. Мое счастье сбылось. Я вышла замуж за Костика, имела 8 детей. В. Юрко из Езерища Городковского района сообщила: «Если голубь и голубка сотканы головка к головке, то это значит, что парень и девушка любят друг друга. Ну а если между голубем и голубкой показан букет или вазон, то это женщина выражает пожелание вечной счастливой любви». Близкий вариант объяснения дала Н. Петрашкевич из Лепеля: «Если два голубка вышиты головка к головке, а посередине цветок, то это значит: люби меня, как я тебя, и мы будет счастливы». По словам В. Юрко из Езерища, «голубь и голубка – это чтобы любил и не бил меня муж, чтобы мы были с мужем, как голубь с голубкой». Такие узоры-символы счастливой любви мы видим на многих изделиях мастериц в разных уголках Белоруссии (рис. 386-391). 385. М. Ермошенко. Полотенце. Суровня Городковского р-на Витебской обл. 386. М. Сочивкина. Полотенце. Буда-Кошелёвский р-н Гомельской обл. 387. И. Кравцова. Голубь и голубка в декоре полотенца. Чашники Витебской обл. 388. М. Грынь. Фрагмент декора покрывала. Заречье Воложинского р-на Минской обл. 389. А. Кот. Полотенце. Доросино Любанского р-на Минской обл. 390. Н. Шаплыко. Фрагмент покрывала. Сорочи Любанского р-на Минской обл. 391. Счастливая любовь. Фрагмент декора полотенца. Минская обл. К сожалению, любовь не всегда бывает счастливой, она может приносить и горе. Наиболее распространенные случаи – любовь парня из богатой семьи и дочки бедняков. Богатые родители очень противились такому, по их мнению, неравному союзу, выступали против брака влюбленных. Были и случаи трагической гибели молодых. Образно и поэтично этот трагизм изображен в народных песнях: Ой, там, на горе, ой, там, на крутой, Сидела на ней пара голубей. Сидели они, любовалися, Сизыми крылами обнималися. Да взялся стрелец, добрый молодец, Разбил-разлучил пару голубей, Голубя забил, голубку подбил. (Витебская обл.) На первый взгляд, трагическая любовь в народном творчестве изображается так же, как и счастливая: голубь и голубка повернуты головка к головке, между ними букет или вазон. Но поглядим внимательнее и увидим разницу: силуэты птиц как-то неспокойны, они как бы устремляются друг к другу в мощном порыве, даже крылья подняты (рис. 392-393). Это и есть символ трагической любви. 392. Т. Шлык. Фрагмент декора полотенца. Костюковичи Могилевской обл. 393. А. Стражнева. Фрагмент декора покрывала с изображением несчастной любви. Головачи Сенненского р-на Витебской обл. Было бы излишним говорить, что практически все тканые и вышитые изделия с символами любви носят автобиографический характер. Мастерицы выражали в них свои сердечные тайны, делились радостью счастливой любви или облегчали душевную боль, если любовь не удавалась. А бывало, что от любви, какая бы она ни была счастливая, оставались одни воспоминания, по разным причинам она пошла на спад. Вот и оставляли мастерицы память о ней в виде голубка и голубки, повернутых в разные стороны (рис. 394). На одних изделиях птички сидят спокойно, видимо, любовь была ровная и спокойная (рис. 395), на других – с поднятыми крыльями, символизируя бывшие когда-то горячие чувства. 394. Н. Брыль. Фрагмент декора полотенца. Новое Село Толочинского р-на Витебской обл.
395. Н. Зубок. Фрагмент декора полотенца. Кричев Могилевской обл. Что ни любовь – то разные ее варианты. Бывает она неразделенная, отвергнутая парнем или девушкой. Бывает, что давно и долго любят друг друга, но признаться не могут. Так и угасает чувство. И только полотенцу доверится девушка, выскажет свою тайну. Правда, не удалось установить, чем же отличаются такие узоры от уже рассмотренных. 396. К. Якимович. Покрывало. Могилевская обл. ВЕНОК На многих тканых и вышитых изделиях мы видим круговые замкнутые мотивы из стеблей растений, листьев, цветов, которые обычно обрамляют какой-то другой мотив или символ (рис. 397). Это – венок, постоянный и почти обязательный атрибут многих народных праздников, обрядов, торжеств, гуляний. На венках ворожили о своем счастье на Купале, венок из колосьев был обязательным атрибутом дожинок, венок надевали невесте на первый день свадьбы. Где веселились, пели, танцевали – там присутствовал и венок. Наконец, хоровод – тот же венок. 397. Е. Доваль. Фрагмент покрывала с символом венка. Осиповичский р-н Могилевской обл. Если же обозреть всю разнообразную символику венка, то оказывается, что чаще всего он обозначает девичье счастье. Он даже был распространенным головным убором девушки до замужества. 398. Н. Перова. Кружево с мотивом венка. Скрыгалово Мозырского р-на Гомельской обл. 399. Мотив венка в декоре покрывала. Несвиж Минской обл. 400. С. Крук. Фрагмент декора покрывала. Червень Минской обл. Мотив венка, который мы видим на изделиях ткачих и вышивальщиц, в большинстве случаев как раз и является символом девичьего счастья. Он может быть сильно стилизованным, почти геометризированным, а может выглядеть и достаточно реалистично, особенно на современных многоцветных изделиях (рис. 397-400). В центре его обычно помещается звезда. Видимо, символ человека. ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА Она упоминается во многих народных песнях: любовных, жатвенных, свадебных. Вот как в этой: Вечерняя зоренька, Как тебе не тяжеленько С солнышком разлучаться, С месяцем обручаться. (Жатвенные песни. Мн., 1974. С. 308) Восточные славяне, - писал А. Афанасьев, - различали две зари: заря утренняя и заря вечерняя. Обе они сопровождают солнце» (Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. С. 86). А вот легенда о заре-зарянице, записанная в Толочине: Встало солнце с зарей, Умылось криничной водой, улыбнулось светлыми очами, осветило землю яркими лучами. Вот и народилась заря-заряница, Заря-заряница, красная молодица. Ее личико – как небо ясное, Ее глазки – как звезды частые. От этого расцвела вся природа, Растет жито и яровые, Растет зеленая травка-муравка, Сытеет скотина, все станут богаты. Заря-заряница считалась святой, она помогала от немочи. Вот какой заговор произносили от сглаза: «Помолимся, поклонимся святой зорьке ранней, святой зорьке полуденной, святой зорьке вечерней». Далее идут просьбы о помощи (Романов Е. белорусский сборник. Вып. 5. С. 26). Заря как вестница восхода солнца издавна отождествляется с началом нового дня, а в высоком смысле – с грандиозными переменами, свободой, светлым будущим. Но в народном сознании заря прежде всего связывалась с радостными, сладкими, трогательными сердечными переживаниями и мечтами, прежде всего, с любовью. Потому и любят мастерицы узоры, обозначающие зарю-заряницу. А как они выглядят, рассказала и показала на своем полотенце А. Довбыш из Толочина. Заря-заряница имеет вид сдвоенных восьмиконцовых розеток, окруженных цветочной гирляндой (рис. 401-404). «Это потому, что заря-заряница – пригожая молодица, у нее всегда есть друг». 401. Н. Мурашкевич. Фрагмент декора покрывала. Белица Сенненского р-на Витебской обл. 402. И. Петрова. Покрывало. Лида Гродненской обл. 403. Н. Сердюкевич. Покрывало. Слуцкий р-н Минской обл. 404. М. Хохлун. Полотенце. Ломочин Шарковщинского р-на Витебской обл.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|