Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом
Чтобы знать, в чем состоит спасение наше, надо знать наперед, в чем состоит наша погибель, потому что спасение нужно только для погибших. Ищущий спасения, этим самым по необходимости признает себя погибшим: иначе для чего бы ему искать спасения? Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами. Наше саморазрушение - это, несомненно, наши грехи. Или главные страсти с их подразделениями и отраслями – определение, заимствованное из свято-отеческих писаний. Имя им - любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. И первая из этих страстей – страсть чревообъядения. Вот как она описана в собраниях сочинений о. Игнатия Чревообъядение - Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям. Вполне резонен вопрос – а почему разговор о греховных страстях берет начало с чревообъядения? Вот что про это пишет автор: Первоначальная заповедь, данная Богом человечеству, была заповедь о посте. Она дана в Раю, подтверждена в Евангелии. И далее Никакой пользы не принесет нам оставление имущества и мира, удаление в монастырь, если мы будем угождать прихотливым пожеланиям нашей плоти. Пост есть основание всех иноческих подвигов, без него невозможно ни сохранить уединения, ни обуздать языка, ни проводить трезвенной, внимательной жизни, ни преуспеть в молитве и бдении, ни стяжать воспоминания о смерти, ни узреть множества согрешений и немощей своих. Инок, небрегущий о посте, колеблет все здание добродетелей своих; не устоять этому зданию, если здатель не опомнится и не позаботится благовременно об укреплении основания. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Начальник бесов – падший денница, и начало страстей – объядение. Не вводи себя в обман! Ты не освободишься от Фараона и не узришь горней Пасхи, если не будешь постоянно вкушать горького зелья и опресноков. Горькое зелье – понуждение к посту и труд, а опресноки – ненапыщенное мудрование.
Мы заговорили о посте не случайно. Ибо тот же автор пишет нам: Глава добродетелей – молитва; их основание – пост. Основание добродетелей – пост. Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная заповедь, заповедь о посте. Конечно дана одна заповедь потому, что она была достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности. И дальше Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что, вместе с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечною смертью. А дальше автор просто, понятно и конкретно описывает то, что является решением этой проблемы, освобождением от этой пагубной страсти. И здесь нам следует быть очень внимательными по отношению к «Рецепту»:
Что такое – страсть объядения и пьянства? Потерявшее правильность, естественное желание пищи и пития, требующее гораздо большего количества и разнообразного качества их, нежели сколько нужно для поддержании жизни и сил телесных, на которые излишнее питание действует противоположно своему естественному назначению, действует вредно, ослабляя и уничтожая их ( силы ). Теперь, как говорится, «Несколько слов не для протокола» или про то, «…А сколько вешать в граммах». Мы часто боимся, что еды не хватит, что мы будем голодать, что нам будет не комфортно и т.д. Следующей информацией делюсь с вами исключительно для общего развития, чтобы мы имели целостную картину ситуации:
А вот еще интересные детали рациона: Монах отнюдь не должен употреблять вина, сказал преподобный Пимен Великий. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие. Святые Отцы следовали этому правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшею умеренностью. И вот здесь-то, наверное, самое время сказать о том, что же является противоположностью той страсти, той одержимости, которая, как в ветхозаветные времена, так и сегодня способствует тому, что люди выкапывают себе могилы ложками и вилками? Увы, «Практика Стройности» не оказалась в этом оригинальной. Да, это Воздержание.
Воздержание - Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянным одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, живота и покоя ее.
Возможно, у вас возникают любопытные аналогии.… А кто-то наверняка скажет: «Ну, вы хватили! Монашеский-то устав и в наше время!»… Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом «Да все что хотите, лишь бы похудеть!» Мы хотим знать, как именно достигается эта спасающая нас связь? Самый простой, конкретный и определенный путь восстановления этого единства описан Программой «12 шагов», с которой мы знакомим участников нашего Семинара «Практика Стройности». Условно его можно разбить на совсем простые элементы: 1. Принятие факта своей слабости, неспособности в освобождении от страсти переедания, с опорой на свои силы. 2. Веру в возможность того, что некая внешняя сила, которая по своему величию превосходит человеческую силу, способна спасти нас от саморазрушения – определение собственной позиции в отношениях с Богом.
3. Практические действия, направленные на установление, развитие и углубление этих отношений. И это, как мы понимаем путь, на котором нет, и не может быть «Места назначения». Это способ жизни, к которому мы призваны самой сутью жизни. И чем скорее эта реальность станет нашим способом жить, тем скорее мы обретем твердую опору под ногами, на зыбкой почве наших исканий и сомнений.
Юрий Чернопятов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|