Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом

Чтобы знать, в чем состоит спасение наше, надо знать наперед, в чем состоит наша погибель, потому что спасение нужно только для погибших. Ищущий спасения, этим самым по необходимости признает себя погибшим: иначе для чего бы ему искать спасения? Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами.

Наше саморазрушение - это, несомненно, наши грехи. Или главные страсти с их подразделениями и отраслями – определение, заимствованное из свято-отеческих писаний. Имя им - любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. И первая из этих страстей – страсть чревообъядения. Вот как она описана в собраниях сочинений о. Игнатия

Чревообъядение - Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.   

Вполне резонен вопрос – а почему разговор о греховных страстях берет начало с чревообъядения? Вот что про это пишет автор:

Первоначальная заповедь, данная Богом человечеству, была заповедь о посте. Она дана в Раю, подтверждена в Евангелии.

И далее

Никакой пользы не принесет нам оставление имущества и мира, удаление в монастырь, если мы будем угождать прихотливым пожеланиям нашей плоти.

Пост есть основание всех иноческих подвигов, без него невозможно ни сохранить уединения, ни обуздать языка, ни проводить трезвенной, внимательной жизни, ни преуспеть в молитве и бдении, ни стяжать воспоминания о смерти, ни узреть множества согрешений и немощей своих. Инок, небрегущий о посте, колеблет все здание добродетелей своих; не устоять этому зданию, если здатель не опомнится и не позаботится благовременно об укреплении основания. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Начальник бесов – падший денница, и начало страстей – объядение. Не вводи себя в обман! Ты не освободишься от Фараона и не узришь горней Пасхи, если не будешь постоянно вкушать горького зелья и опресноков. Горькое зелье – понуждение к посту и труд, а опресноки – ненапыщенное мудрование.

Мы заговорили о посте не случайно. Ибо тот же автор пишет нам:

Глава добродетелей – молитва; их основание – пост.

Основание добродетелей – пост. Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная заповедь, заповедь о посте. Конечно дана одна заповедь потому, что она была достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности.

И дальше

Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что, вместе с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечною смертью.
И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем (
«местом жительства» - авт. ) гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.

А дальше автор просто, понятно и конкретно описывает то, что является решением этой проблемы, освобождением от этой пагубной страсти. И здесь нам следует быть очень внимательными по отношению к «Рецепту»:
Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва.
Постотрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями,и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога.

Что такое – страсть объядения и пьянства? Потерявшее правильность, естественное желание пищи и пития, требующее гораздо большего количества и разнообразного качества их, нежели сколько нужно для поддержании жизни и сил телесных, на которые излишнее питание действует противоположно своему естественному назначению, действует вредно, ослабляя и уничтожая их ( силы ).
Желание пищи выправляется простою трапезою и воздержанием от пресыщения и наслаждения пищею. Сперва должно оставить пресыщение и наслаждение: этим и изощряется (
изменяется ) желание пищи, и получает правильность. Когда же желание сделается правильным: тогда оно удовлетворяется простою пищею.   
Напротив того желание пищи, удовлетворяемое пресыщением (
перееданием ) и наслаждением, притупляется. Для возбуждения его мы прибегаем к разнообразным вкусным яствам и напиткам. Желание сперва представляется удовлетворенным; потом делается прихотливее, и, наконец, обращается в болезненную страсть, ищущую непрестанного наслаждения и пресыщения, постоянно пребывающую неудовлетворенною.   

Теперь, как говорится, «Несколько слов не для протокола» или про то, «…А сколько вешать в граммах». Мы часто боимся, что еды не хватит, что мы будем голодать, что нам будет не комфортно и т.д. Следующей информацией делюсь с вами исключительно для общего развития, чтобы мы имели целостную картину ситуации:
Наилучшим постом признают святые Отцы употребление пищи однажды в день не досыта. Такой пост не расслабляет тела продолжительным неядением и не отягощает его излишеством пищи, притом сохраняет его способным к душеспасительной деятельности. Такой пост не представляет никакой яркой особенности, и потому постящийся не имеет причины к превозношению, к которому так склонен человек по поводу самой добродетели, особенно когда она резко выставляется. 
Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста.   
Но при всяком употреблении пищи, и редком и частом, строго воспрещается пресыщение: оно делает человека неспособным к духовным подвигам, и отворяет дверь другим плотским страстям.   
Неумеренный пост, т.е. продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости.   

А вот еще интересные детали рациона:

Монах отнюдь не должен употреблять вина, сказал преподобный Пимен Великий. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие. Святые Отцы следовали этому правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшею умеренностью.
Горячительная пища должна быть изгнана с трапезы воздержника, как возбуждающая телесные страсти. Таковы перец, имбирь и другие пряности.   
Самая естественная пища – та, которая назначена человеку Создателем немедленно по создании – пища из царства растительного: Сказал Богпраотцам нашим: «Се, дах вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семенного, вам будет в снедь» (Быт.1:29). Уже после потопа разрешено употребление мяса (Быт.9:3).
Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть; пары и газы, отделяющиеся от нее и восходящие в мозг, наименее действуют на него; наконец она – самая здоровая, как наименее производящая слизей в желудке. По этим причинам, при употреблении ее, с особенною удобностью сохраняется чистота и бодрость ума, а с ними и его власть над всем человеком; при употреблении ее слабее действуют страсти, и человек более способен заниматься подвигами благочестия.  

И вот здесь-то, наверное, самое время сказать о том, что же является противоположностью той страсти, той одержимости, которая, как в ветхозаветные времена, так и сегодня способствует тому, что люди выкапывают себе могилы ложками и вилками? Увы, «Практика Стройности» не оказалась в этом оригинальной. Да, это Воздержание.
Вот как определяет воздержание Игнатий Брянчанинов, ссылаясь на слова Святых отцов:

 

Воздержание - Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянным одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, живота и покоя ее.

 

Возможно, у вас возникают любопытные аналогии.…

А кто-то наверняка скажет: «Ну, вы хватили! Монашеский-то устав и в наше время!»…
Завести этот разговор у меня был всего лишь один мотив – найти того «Джокера», тот козырь, который мог бы быть для нас с вами 100%-м аргументом для того, чтобы служить своей целостности, заботиться о порядке в своей жизни, а ГЛАВНОЕ иметь работающие инструменты для того, чтобы это стало реально возможным.
И козырем этим лично для меня является вопрос о нашем ПРАВЕ жить таким образом, который вызывает в нас физические муки и нравственные страдания. Как мы можем позволить себе жизнь, которую нам приходится прятать от самих себя, от наших близких, от мира, от Бога?! Прятать за ложью, самообманом и собственными иллюзиями…
Можно продолжить разговор о том, насколько мы заражены и другими дефектами характера, недостатками, которые осложняют наши отношения, разрушают наше здоровье, омрачают нашу жизнь. Наверное, это может стать темой отдельного разговора. Важно другое - нам нужно решение! Мы нуждаемся в нем. Так или иначе, мы ищем именно выхода.
По слову же отцов Православия –

Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом

«Да все что хотите, лишь бы похудеть!» Мы хотим знать, как именно достигается эта спасающая нас связь?

Самый простой, конкретный и определенный путь восстановления этого единства описан Программой «12 шагов», с которой мы знакомим участников нашего Семинара «Практика Стройности». Условно его можно разбить на совсем простые элементы:

1. Принятие факта своей слабости, неспособности в освобождении от страсти переедания, с опорой на свои силы.

2. Веру в возможность того, что некая внешняя сила, которая по своему величию превосходит человеческую силу, способна спасти нас от саморазрушения – определение собственной позиции в отношениях с Богом.

3. Практические действия, направленные на установление, развитие и углубление этих отношений.

И это, как мы понимаем путь, на котором нет, и не может быть «Места назначения». Это способ жизни, к которому мы призваны самой сутью жизни. И чем скорее эта реальность станет нашим способом жить, тем скорее мы обретем твердую опору под ногами, на зыбкой почве наших исканий и сомнений.
Завтра начнется Великий Пост. И это еще один призыв, еще одна наша возможность посмотреть на то, как мы живем, как выстроены приоритеты в нашей жизни, чему на самом деле мы служим, посвящая наши силы, наши средства, само время нашей жизни.
Давайте попробуем провести этот период таким образом, чтобы, воспользовавшись опытом людей, которые прошли через эти поиски до нас, просто постараться следовать их наставлениям и рекомендациям. Благо-дело опыт этот является для нас совершенно открытым и доступным, а поддержка и помощь на пути заповедана нам самой Высшей Инстанцией, самим Богом!
Помогай нам в этом Господь!
Спасибо! ©

 

Юрий Чернопятов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...