в специально организованной непрерывной образовательной деятельности
лет
Тематическое планирование
лет.
Планируемые результаты (5-6 лет) На занятиях дети учатся объяснять, рассуждать, доказывать, учатся давать развёрнутые ответы, вычислять, конструировать. В конце года дети должны: а) знать: - геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; - цвета радуги; - уметь считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10); - цифры от нуля до девяти; - иметь представления о геометрических понятиях: точка, отрезок, линия;
б) уметь: - производить операции сравнения и обобщения, самостоятельно выбирать для них основу; - выполнять простые задания на классификацию с разнообразными объектами, самостоятельно выбирая основания классификации;
- абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основные признаки (форма или количество); - продолжать несложный логический ряд предметов; - выполнять несложные рассуждения и завершать его умозаключением, соблюдая причинно-следственную связь.
(6-7 лет) В конце года дети должны: а) знать: - цифры от 0 до 9, - последующее и предыдущее число, состав числа, порядковые значения чисел (в пределах 20); - основные цвета и их оттенки; - ориентироваться во времени: называть времена года, названия месяцев, дней недели; - иметь представления о геометрических понятиях (точка, отрезок; линия: прямая, кривая, ломанная, замкнутая, горизонтальная, вертикальная); - ориентироваться в пространстве и на плоскости: направления движения «слева направо», «справа налево», «сверху вниз», «снизу вверх», «противоположное направление».
б) уметь: - сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, сопровождая сравнение словесно; - сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково; отвечать на вопросы: «Где больше (меньше)?», «Как сделать поровну?», «Как сделать на 1 (2, 3) больше (меньше)?»; - обладать начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и срисовывания по клеточкам; - узнавать и различать геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми Описание форм, способов, методов и средств реализации программы В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения. Основной формой организации обучения является непрерывная образовательная деятельность (НОД). Непрерывная образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной Программой МБДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ. Непрерывная образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному развитию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
Формы проведения непрерывной образовательной деятельности
Требования к организации непрерывной образовательной деятельности Гигиенические требования: ü непрерывная образовательная деятельность проводятся в чистом, проветренном, хорошо освещенном помещении; ü воспитатель постоянно следит за правильностью позы ребенка, ü не допускается переутомление детей на занятиях. ü предусматривается чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия. Дидактические требования ü точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности; ü творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве; ü определение оптимального содержания НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; ü подбор наиболее рациональных методов и приемов обучения в зависимости от дидактической цели НОД; ü обеспечение познавательной активности детей и развивающего характера НОД, рациональное соотношение словесных, наглядных и практических методов с целью занятия; ü использование в целях обучения дидактических игр (настольно-печатные, игры с предметами, сюжетно-дидактические и игры-инсценировки), словесных и игровых приемов, дидактического материала. ü систематическое осуществление контроля качества усвоения знаний, умений и навыков. Организационные требования ü наличие плана проведения НОД; ü четкое определение цели и дидактических задач НОД; ü грамотный подбор и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ТСО, ИКТ; ü поддержка необходимой дисциплины и организованности детей при проведении НОД. ü НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям; ü НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности); ü организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.
В настоящее время широко используется следующая классификация занятий: Дидактическая задача 1. Занятия усвоения новых знаний, умений; 2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений; 3. Занятия творческого применения знаний и умений; 4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.
Содержание знаний (раздел обучения) 1. Классические занятия по разделам обучения; 2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения). Методы и приёмы организации обучения В МБДОУ используются самые различные методы (представлены в таблице).
Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность, а специальная организация развивающей среды способствует расширению и углублению представлений детей об окружающем мире. При формировании высших психических функций у ребёнка очень важное значение имеет правильная организация предметно-пространственной развивающей среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. В настоящее время педагоги стремятся переосмыслить накопленный опыт и адаптируют его к современным условиям, дополняя новым содержанием. Педагогами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом ближайшего окружения, которая успешно осуществляется на практике. Взаимодействие МБДОУ и социума Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с различными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов: 1. учета запросов общественности, 2. принятия политики детского сада социумом, 3. сохранения имиджа учреждения в обществе, 4. установления коммуникаций между детским садом и социумом. Преемственность в работе МБДОУ и школы Выпускники МБДОУ «Детский сад № 38» продолжают обучение в общеобразовательных школах и лицеях города. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школы выпускники нашего МБДОУ хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе. Практика нашего МБДОУ показывает, что дети, получающие дошкольное образование в детском саду, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками, будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы. Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Способы и направления поддержки детской инициативы В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка, его инициативы. Специфические виды деятельности ребёнка развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность. К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни. Поэтому, что бы такая «стихийная» познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития детской инициативы. Способы и направления поддержки детской инициативы года Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: ·предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; ·отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей; ·не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; ·формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности; ·побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру); ·поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты; ·устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми; ·проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей; ·для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку; ·содержать в доступном месте все игрушки и материалы; ·поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка. года Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержание инициативы ребенка взрослым необходимо: ·создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка; ·рассказывать детям о из реальных, а также возможных в будущем достижениях; ·отмечать и публично поддерживать любые успехи детей; ·всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу; ·помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей; ·способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости; ·в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе; ·не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи; ·учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям; ·уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; ·создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость; ·всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности. лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: ·способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением; ·обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку; ·создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр; ·при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств; ·не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр; ·обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр); ·привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения; ·побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого; ·привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий; ·читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: ·создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; ·уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; ·поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу) ·создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; ·при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры; ·привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты; ·создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: ·вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; ·спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности; ·создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и при
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|