Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему дети сопротивляются нашей воле




 

· Ребенок расстроен. Ему нужно, чтобы с ним поговорили и поняли его, а у вас нет на это времени.

· Ребенок устал, и ему нужно вздремнуть. Нарушен его естественный ритм.

· Ребенок голоден, он испытывает потребность в том, чтобы его покормили.

· Он не знает, чего ожидать от ситуации, и ему требуется некоторое время на подготовку.

· Следовало подготовить его к ситуации заранее, более подробно рассказав, чего вы от него ждете и каковы правила.

· Он переутомился оттого, что слишком много смотрел телевизор, слишком долго ходил с вами по магазинам, вокруг слишком много людей, он слишком много веселился, съел много сладкого или просто у него был бурный день.

· Ребенка что‑то беспокоит, и ему требуется беседа или помощь. Может быть, у него болит ухо или кто‑то обидел его сегодня.

Иногда причиной сопротивления становятся какие‑то внешние влияния или стрессовые ситуации, которые вы не контролируете. Например, вы находитесь в магазине или на борту самолета и на ребенка, кроме всего прочего, угнетающе действует обилие людей, у которых плачущий малыш вызывает досаду.

Помните: совершенно нормально, что дети скандалят и сопротивляются вашей воле, чтобы добиться понимания, которое необходимо им для самоосознания. Если малыш мало скандалит дома, поскольку родители его слишком балуют, он станет скандалить на публике, когда у родителей нет возможности его задобрить. Он привык, чтобы с ним нянчились. В общественных местах и в стрессовых ситуациях, когда родители не могут уделить ребенку достаточно внимания, он становится требовательным и поднимает шум по любому поводу.

Ребенок может сопротивляться вашей воле по любой из перечисленных выше причин, и это далеко не все. Если он сопротивляется, значит, не удовлетворены те или иные его потребности. Наш мир не идеален, и мы как родители тоже далеки от совершенства. Мы не в силах всегда давать детям то, что им необходимо, —даже если хорошо знаем их потребности и можем дать многое. Нередко дети сопротивляются нашему руководству в те моменты, когда у нас просто нет времени или сил, чтобы уделить им внимание, проявить понимание, задать структуру, перенаправить или установить ритм.

 

Сопротивление неизбежно, поскольку родители несовершенны и не всегда в силах дать ребенку то, что ему нужно.

 

Вместо того чтобы делать ложный вывод, будто дети не хотят сотрудничать, нам требуется просто осознать, что они всего лишь не получают то, что требуется для сотрудничества. Когда машина не заводится потому, что в баке нет бензина, нелепо предполагать, что она сопротивляется вашей воле или поломана. Если ребенок сопротивляется, значит, он в этот момент просто не в состоянии сотрудничать: у него нет того, что ему нужно, чтобы ощутить внутреннее желание к сотрудничеству. Поощрение нужно именно для того, чтобы восполнить запасы топлива ребенка, и тогда он сможет снова ощутить стремление к сотрудничеству.

 

Поощрение необходимо именно для того, чтобы пробудить в ребенке ту часть его существа, которая стремится к сотрудничеству.

 

В те моменты, когда дети сопротивляются нашей воле, мы можем использовать поощрение, вместо того чтобы пытаться установить контроль, угрожая наказаниями и тумаками. Награда очень часто побуждает ребенка к сотрудничеству.

 

КАК ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА

 

Представьте себе, что вас попросили выполнить сверхурочную работу. Естественно, у вас это вызовет сопротивление. Затем вам говорят, что каждый час переработки будет оплачиваться в двойном размере. Бы сразу же станете намного более склонны к сотрудничеству. Как обещание большего служит мотивом для вас, оно так же мотивирует к должному поведению и вашего ребенка — возможно, даже сильнее. Это естественно. Давайте рассмотрим примеры.

Если ребенок не хочет чистить зубы, скажите: «Если ты прямо сейчас почистишь зубы, у нас будет время, чтобы прочесть три сказки вместо одной».

До сих пор помню, как я начал сознательно использовать поощрение, чтобы мотивировать должное поведение у своих детей. Одна из моих дочерей упорно отказывалась чистить зубы перед сном. Никак не удавалось убедить ее. Затем, посетив лекцию по искусству воспитания, где родителям советовали использовать поощрение, я произнес приведенную выше простую фразу, и она сработала. Я просто изумился. Стоило сказать дочери, что у нас появится больше времени на чтение, и она тут же без малейшего недовольства отправилась чистить зубы. Это небольшое изменение в подходе немедленно дало результаты, и мой подход к воспитанию кардинально изменился.

Небольшие награды очень облегчают задачу родителей. Во многих случаях с обещанием поощрения сопротивление ребенка улетучивается, словно дым. Если ребенок время от времени получает награду, к нему возвращается естественное желание доставить родителям радость и он автоматически в большинстве случаев охотнее идет на сотрудничество.

 

Давайте ребенку небольшие поощрения, и вам станет намного проще исполнять свои родительские обязанности.

 

Однако многие родители опасаются, что ребенок начнет злоупотреблять таким отношением и станет требовать поощрения за любую мелочь. К счастью, это не так. Если использовать этот прием в комплексе с другими методами позитивного воспитания, поощрение даже усиливает желание ребенка сотрудничать просто так. После того как вам удастся побудить ребенка к тому или иному поведению при помощи награды, он вскоре начнет делать это и без нее.

Пока ребенок слушается, потребности в поощрении нет. Оно нужно лишь для того, чтобы восстановить контроль над ребенком. Поощрение требуется тогда, когда ребенок выходит из‑под контроля и утрачивает естественное желание доставлять родителям радость. Как только тот или иной вид поведения войдет в норму, ребенок будет придерживаться его и без награды. После того как я прочел дочери три сказки перед сном в награду за послушание, она не стала требовать поощрения за сотрудничество в других случаях.

До тех пор пока я на опыте не узнал действенность поощрения, я испытывал предубеждение против этого метода, поскольку мне казалось, будто это сродни взяточничеству. Увидев, как хорошо работает этот прием, я задумался над его преимуществами и пересмотрел свое отношение. Прежде, если кто‑то из дочерей сопротивлялся моим указаниям, у меня автоматически возникало желание прибегнуть к угрозе. Именно так воспитывал меня отец, и в трудные моменты я тоже прибегал к этому же методу. Как только я нашел более приемлемый подход, наказания и угрозы остались в прошлом.

Тут передо мной встала новая задача: найти подходящий способ поощрять детей. Награда должна быть каким‑то образом связана с поведением, которое мы хотим изменить. В идеале поощрение должно быть естественным результатом сотрудничества. Если девочка чистит зубы перед сном, вместо того чтобы отлынивать от этого дела и скандалить, естественно, остается больше времени на чтение сказок. Если же ребенок не хочет надевать пальто, то такой естественный результат сотрудничества, как возможность раньше попасть в школу, вряд ли будет воспринят как награда. Однако в некоторых случаях возможно и это. Например, может быть такой случай: «Если ты быстро наденешь пальто, у меня будет время посмотреть на твои рисунки в школе».

Есть одна награда, которая срабатывает всегда, и вам не нужно особенно задумываться: пообещайте ребенку свое время. Скажите: «Если ты будешь сотрудничать со мной сейчас, то у меня останется время, чтобы сделать для тебя то‑то и то‑то позже».

 

Для того чтобы побудить ребенка к сотрудничеству, проще всего пообещать, что в награду вы уделите ему дополнительное время.

 

Каждый раз, когда ребенок слушается, у вас действительно остается больше времени, чтобы заняться тем, что ему нравится. Достаточно напомнить ребенку эту простую истину, и вы сможете легко побудить его следовать вашим указаниям. Вы добьетесь наилучших результатов, если сформулируете свое обещание в форме, наиболее приемлемой для вашего ребенка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...