Формирование и развитие рынка труда
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра социальной политики и управления социальными процессами
Контрольная работа по предмету
Основы социального рыночного хозяйства на тему:
«РЫНОК ТРУДА: ВОЗМОЖНА ЛИ ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ?»
Выполнила: студентка 3 курса, финансового факультета, МОГ, группы № 3, Ромашова Е.С.
Проверил: Калинин С.А.
Москва – 2006 г. ПЛАН
Введение..............................................................................................................3
1. Теоретические основы исследования рынка труда и занятости.......4 1.1. Основные понятия рынка труда и занятости.........................................4 1.2. Формирование и развитие рынка труда.................................................4 1.3. Факторы влияющие на развитие рынка труда в современной России……………………………………………………………………6 2. Возможна ли полная занятость.............................................................7 2.1. Виды занятости.........................................................................................7 2.2. Сущность занятости населения..............................................................8
Заключение.........................................................................................................9 Список использованной литературы..............................................................11
ВВЕДЕНИЕ Тема: «Рынок труда: возможна ли полная занятость?», выбрана мной не случайно, так как по-моему мнению данная проблема является одной из наиболее актуальный на сегодняшний день. Десятки и даже сотни тысяч людей в нашей стране оказались в буквальном смысле выброшенными на улицу. Но только четвертая часть из них согласно официальным данным имеют статус безработного. Известно, что была разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, управления территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году была создана Государственная служба занятости населения, а в 2003 году была принята концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы, в которой были определены основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости и совершенствование системы управления сферой занятости.
Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжелое психологическое потрясение. В данной работе я поставила для освещения следующие задачи: - определить, что такое рынок труда? - раскрыть сущность занятости населения. - ответить на вопрос: возможна ли полная занятость?
Теоретические основы исследования рынка труда и занятости
Основные понятия рынка труда и занятости Развитие экономики характеризуется тем, на сколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего, рабочая сила. Поддержание занятости – важнейшая цель экономической политики. Рынок труда (рабочей силы) – важная и многоплановая сфера экономической и социально политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости...
Рынок труда отражает некоторые тенденции в динамике занятости, ее основных структур, то есть в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объема), на которую мог бы претендовать. Полная занятость – это обеспеченность профессиональным трудом, который приносит доход личности и достойное существование ему и его семье. Полная занятость предполагает создание таких условий жизни, при которых каждому трудоспособному человеку предоставляется возможность при его желании быть занятым или незанятым. Полня занятость не означает, что все трудоспособное население в трудоспособном возрасте должно быть обязательно занятым. В силу ряда обстоятельств отдельные трудоспособные лица могут и не участвовать в процессе труда (женщины, ухаживающие за детьми; люди, не работающие потому, что желают сменить профессию и др.). Полная занятость достигается, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением, что является довольно редким событием в условиях рыночной экономики.
Формирование и развитие рынка труда Рынок труда считается одной из самых сложных проблем экономики. Проблемы рынка труда носят многоаспектный, многофункциональный характер. Их нельзя искусственно сводить только к проблемам занятости и безработицы, при всем значении этих аспектов в экономическом и социальном отношениях. Формирование рынка труда предполагает выработку определенных принципов и методов построения структуры и механизма функционирования. В зависимости от масштабов экономического пространства рынок труда формируется на макро- и микроуровнях (на предприятии и вне его). Суть формирования рынка труда состоит в создании устойчивых экономических связей (прямых и обратных) и социальных взаимодействий между его субъектами. Создается система рынков труда, в которой внутренние и внешние рынки органически взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Они не могут существовать друг без друга. Следовательно, принципиальным отличием рынка труда от директивного распределения рабочей силы является возможность многовариантного выбора и непосредственного сочетания интересов работодателей и работников путем достижения взаимоприемлемого согласования спроса и предложения.
В роли субъектов спроса и предложения труда выступают юридические и физические лица. Первую группу составляют нуждающиеся в рабочей силе; вторую – предлагающие рабочую силу и, наконец, третью – выполняющие посреднические и консультационные функции в процессе взаимоотношений между первыми двумя группами лиц. Цель формирования внутренних рынков – это создание гибких форм обеспечения предприятия необходимым персоналом на основе оптимального сочетания принципов его стабильности и мобильности. Для этого предприятие может ограничить постоянный штат работников основным контингентом требуемых рабочих и специалистов (костяком), привлекая остальных работников с внешних рынков по мере необходимости. Такой подход избавляет от необходимости постоянного содержания лишнего штата работников, как это практиковалось при директивном планировании и сокращении штатов, традиционно сложившейся структуре персонала и отсутствии внешних рынков труда. Доля постоянного и временного персонала, естественно, должна зависеть от темпов обновления продукции и технологии. Учитывая необходимость комплексного подхода к анализу и формированию персонала на предприятиях, целесообразно в настоящих условиях на базе действующих разрозненно и неполноценно традиционных подразделений (отдел кадров, труда и заработной платы, подготовки кадров и т.д.) создать единую службу управления персоналом. Внешние же рынки труда формируются с учетом профессиональных и социальных признаков рабочей силы. Как видим, при рассмотрении рынка труда очень часто употребляется понятие «рабочая сила» и она признается товаром. Признание же рабочей силы товаром предполагает определение ее стоимости и цены, как основы установления уровня оплаты труда. Стоимость рабочей силы характеризуется двумя факторами: во-первых, профессионально-квалификационным уровнем работника (набором необходимых знаний и умений) и во-вторых, набором жизненных средств, включаемых в потребительскую корзину. Отсюда цена рабочей силы может быть определена в денежной форме исходя из удельных затрат на обучение, подготовку и переподготовку работников, повышение квалификации и из средней цены потребительской корзины с учетом социально-демографических условий.
Для формирования полноценного рынка труда необходимо исходить из его неразрывной связи с другими рынками: рынками товаров и услуг, жилья, ценных бумаг и т.д. От этого зависит решение таких важных задач, как развитие предпринимательства, воздание конкуренции на рынке труда, обеспечение свободного перемещения рабочей силы, ее трудоустройства, переобучения, социальной защиты безработных и т.д. Все эти и другие социально-экономические задачи обусловлены достижением максимально возможного сбалансированного спроса и предложения рабочей силы. В условиях рынка должна формироваться и новая социальная политика в сфере труда. Ее составляющими должны быть четыре направления (стратегии). Компенсационная стратегия. Ее объект – высвобождающиеся работники, подлежащие перераспределению и переподготовке. Эта стратегия должна обеспечивать необходимую социальную защиту трудящихся. Стимулирующая стратегия. Она предполагает создание и реализацию такого социального механизма, который бы обеспечивал ответственное, заинтересованное отношение к труду различных занятых групп и максимально учитывал разнообразие их установок и трудового поведения. Стратегия социальной адаптации. Она обеспечивает плюрализм форм трудового образа жизни. Люди могут выбрать себе любой вид трудовой деятельности, если нет работы на государственных и частных предприятиях. Стратегия социального партнерства. Ее основное назначение – это достижение согласия по разным аспектам трудовой деятельности между тремя социальными субъектами: правительством, предпринимателями (руководителями предприятий) и трудящимися. Основная в этом случае стратегия – это ведение диалога между тремя сторонами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|