Сознание – социальное явление, высшая форма отражения мира
В древней философии под сознанием понимался некий внутренний мир человека («душа»), играющий особую роль в его жизни. Считалось, что тело смертно, а душа бессмертна. Демокрит рассматривал душу как сочетание особых, чувственных атомов. Платон впервые разделил все сущее на два мира — мир вещей («неподлинный» мир) и мир идей («подлинный» мир). По мнению Платона, идеи являются источником («демиургом») всех вещей и их разнообразия. В средние века сознание и разум рассматривались как важнейшие атрибуты (свойства) Бога. А поскольку человек якобы сотворен Богом как подобие его, то и сознание человека есть дар и искра Божья, пылинка вечного божественного пламени. Считалось, что душа несравненно выше тела, она олицетворяет собой высокое и совершенное, идущее от Бога. А.Августин подчеркивал, что сияние духа ярче луны, звезд и даже самого Солнца. В эпоху Возрождения в философии господствовал пантеизм, и сознание трактовалось как свойство всей природы (Д.Бруно, Н.Кузанский и др.). Считалось, что природе тоже присуща душа и присущи все иные проявления высокого божественного начала. В Новое время возник дуализм, с точки зрения которого мир Природы и мир Духа есть две совершенно равноправные и самостоятельно существующие субстанции (основы) мира — вещественные и духовные. Французский материализм XVIII в. исходил из тезиса о том, что сознание — это особая функция человеческого мозга, с помощью которой человек отражает внешний мир. Мозг есть носитель этой функции, и с его гибелью погибает и сама душа. «Утверждать, что душа будет ощущать, мыслить, страдать после смерти тела — все равно, что утверждать, что разбитые на тысячу кусков часы смогут продолжать звонить и отмечать время», — так рассуждал об этом П.Гольбах.
В философии Г.Гегеля сознание предстало как некое vj вечное первоначало («абсолютная идея»), которое лежит в основе всего сущего и. творит мир из самого себя. Гегель применил принципы историзма и деятельности при исследовании сознания. Оно рассматривалось им как продукт активной деятельности человека в рамках конкретной исторической эпохи и ее культуры. Во второй половине XIX в. на волне всплеска естественных наук получил распространение так называемый вульгарный (грубый, упрощенный) материализм (Л.Бюхнер, К.Фогт и др.). В нем сознание отождествлялось с физиологическими процессами, протекающими в мозгу человека. Оно есть якобы движение «мозгового вещества» как особого рожа жидкости, качество которой зависит от состава пищи. Соответственно, был выдвинут тезис: «Человек есть то, что он ест». В отечественной философии и естествознании наибольший вклад в теорию сознания и психики внесли И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов. Они исследовали физиологические основы психической деятельности человека. Позднее в этом направлении активно работали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский и Другие ученые. Сознание рассматривалось ими как социальный феномен, активное отражение общественных отношений в ходе деятельности человека. С точки зрения современной науки, сознание есть высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присущая только человеку. Можно также говорить, что сознание — это свойство функционирующего мозга, заключающееся в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной действительности. Оно выступает как бесконечный поток образов внешнего мира, существующих во внутреннем духовном мире человека и являющихся необходимым условием его практической деятельности. Сознание является субъективным образом объективного мира. Оно всегда предполагает и определенное отношение человека к окружающему миру и к другим людям. Сознание — это всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира, осмысление смысла своей жизни, постановка целей собственной деятельности. Ядром же сознания является знание, включающее в себя разнообразные научные и ненаучные сведения о внешнем мире.
Изложенное нами выше можно представить в виде Формулы сознания. Сознание = знание о мире + самосознание + отношение человека к миру. Сознание — это человеческий способ отражения мира, основанный на целенаправленном и систематическом получении и применении разнообразных знаний о мире. Какими же характеристиками оно обладает? Отвечая на этот вопрос, мы выделим следующее. Как утверждает наука и естественнонаучная философия, сознание вторично. Это означает, во-первых, что оно есть результат длительной эволюции природы и совершенствования форм отражения. Во-вторых, содержание сознания (чувства и мысли, образа и идеи и пр.) обусловлено воздействием внешнего мира, «взяты» у него в ходе активной практики человека. В этом смысле сознание, будучи миром чувств и идей, как бы не имеет собственной истории, поскольку «вплетено» в поток исторического времени. Оно всегда конкретно-исторично, т.е. напрямую зависит от характера и содержания эпохи. Говоря об этом, можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и сознание современного человека. Вторичность сознания порождает многообразие его типов в различные эпохи истории человечества. В философии это проявляется в наличии многих типов мировоззрения (космоцентризм, пантеизм и др.) как способов теоретического мышления и картин (образов) мира и человека в нем. Сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя только в совместной деятельности людей. По словам К.Маркса сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». История с известным литературным персонажем Робинзоном Крузо подтверждает правоту этого тезиса. Чтобы сохранить свой человеческий (в социальном и духовном смысле) облик, Робинзону понадобился Пятница как соратник в его жизни. Факт социальной природы сознания подтвердили и знаменитые опыты со слепоглухонемыми детьми, которые проводились в 70-х годах в Московском университете под руководством советских ученых А.И.Мещерякова, С.И.Соколянского, Э.В.Ильенкова и других исследователей.
Сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами человека как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное положение и др.). Все это активно влияет на стиль мышления, особенности восприятия мира (например, — тины темперамента), на соотношение эмоционального и рационального в возникающих образах. Сознание - это та реальность, которая существует только в нас, только вместе с нами, а не независимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его радостей и страданий. Ф.М.Достоевский высказал в связи с этим очень глубокую мысль о том, что страдание есть единственная причина сознания и духовности человека. Страдание, как правило, проходит, но выстраданное в жизни остается с человеком навсегда и присутствует в его духовном опыте. Сознание имеет предметно-практическую природу. Известно ведь, что человеческую мысль невозможно увидеть ни в один микроскоп, пусть даже и самый совершенный. По словам Ф.Энгельса, в ней нет «ни грана вещества». Однако сознание все же постоянно проявляет себя в актах и продуктах деятельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания, т.е. превращения субъективной реальности в реальность объективную, материальную. Опредмечивание — это воплощение человеком своего «Я» путем создания нового, предметного мира в ходе практики в различных ее формах. В этом «небывшем» мире сознание и угасает, переходя в иную — вещественную форму. Так протекает создание человеком другого мира — мира культуры. Напротив, распредмечивание есть извлечение человеком того опыта, который как бы «спрятан» в предметах (например, в книгах), запечатлен в них. Что касается происхождения сознания, то наукой убедительно доказан факт его зарождения по мере становления социальной формы движения материи. Появление сознания было подготовлено эволюцией форм жизни на Земле. Но, по-видимому, нельзя не учитывать и факторы космического характера. Такая мысль проводится, в частности, в работе Тейяра де Шардена «Феномен человека». В ней философ высказывал мысль о том, как в рамках так называемой «космической магистрали» возникли элементы сознания, сформировались жизнь и психика, появился некий Дух Земли и т.д. В этом смысле материя и есть, по Тейяру, «мать духа», а сам дух -«высшее состояние материи».
Попытка объяснить возникновение сознания естественными причинами имело место еще у Демокрита. Он полагал, что это происходило под воздействием прежде всего коллективного образа жизни людей, использования орудий труда и огня. Сознание формировалось под воздействием социальной нужды, т.е. потребности людей в выживании и дальнейшем совершенствовании общества. Французские материалисты XVIII в. делали упор на понимании сознания как итоге эволюции природы. По их мнению, человек — это как бы совершеннейшие часы, а мозг является их важнейшим механизмом. Но мозг отшлифован не только природой, но и социальным опытом людей, их общественным воспитанием. Благодаря языку и накоплению знаний человек стал способен к общественной жизни и превратился в самое совершенное живое существо. Одним из первых, кто попытался объяснить сам процесс формирования сознания, был Г.Гегель. По его мнению, оно возникает в ходе деятельности людей путем присвоения ими «абсолютной идеи» как некоего всеоб щего Духа. Этот тезис немецкий философ раскрывал на примере взаимоотношений между рабом и его господином. Раб делает вещи, а господин лишь потребляет их. В итоге раб образуется и обретает власть над вещами и даже... над господином. Ведь потребительский образ жизни господина ведет к его духовной деградации. В результате господин теряет свои человеческие качества, а раб приобретает их, в том числе и развивая свой духовный мир. Ф.Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» развил так называемую трудовую теорию антропогенеза и происхождения сознания. В качестве важнейших он выделил следующие моменты этого процесса. Прежде всего в ходе естественной эволюции человека сформировались биологические предпосылки сознания. К числу таковых Энгельс отнес прежде всего прямохождение, высвобождение руки для манипуляций предметами, достаточный объем мозга, наличие наглядно-образного («элементарного») мышления.
Под воздействием нужды человек научился трудиться, т.е. изготавливать орудия труда и целенаправленно применять их для изменения природы. В ходе труда человек стал получать сведения и знания о внешнем мире. По убеждению Энгельса, разум человека развивался по мере того, как человек «научался» трудиться. Более того, все органы чувств и вся психология человека обязаны труду как своему «отцу». По сути дела, труд и создал человека. По мере эволюции и совместной деятельности первых людей стала возникать речь (вначале - в виде языка мимики и жестов) как процесс общения людей. Сформировался язык как сложная совокупность знаков, «вторая сигнальная система» (И.П.Павлов), носитель и хранитель информации о внешнем мире. Язык — это способ выражения человеческой мысли и ее сохранения, или, по словам Г.Гегеля, «тело мышления». Язык так же древен, как и само сознание. В своем произведении Ф.Энгельс сделал вывод о том, что коллективный труд и членораздельная речь явились основными факторами и движущими силами возникновения и становления человеческого сознания. Им была отмечена также и существенная роль других факторов — приручения огня, употребления мясной пищи, простейших нравственных норм в поведении людей. Что касается религии, то в ней вопрос о происхождении сознания решается в контексте общего объяснения процесса возникновения мира и человека в нем. Социальная природа сознания, о которой нами было сказано выше, проявляет себя прежде всего в его функциях. К числу таковых следует отнести прежде всего познавательную функцию. С ее помощью происходит формирование человеком идеальных образов окружающего мира, создается картина этого мира. По сути дела, это есть основная функция сознания. Наиболее развита она у современного человека. Целеполагающая функция предполагает выработку человеком целей собственной деятельности и идеалов, прогнозирование будущего, создание его образов и картин (в том числе иногда и иллюзорных, утопических). Цель же, как и закон, определяет действия и поступки людей, позволяет планировать их. Регулятивная функция означает, что сознание и его «продукты» (чувства, идеи, идеалы и др.) активно влияют на отношения между людьми и социальными группами. Тем самым сознание как бы вторгается в общественную жизнь и присутствует в ней. Идеи становятся, по выражению К.Маркса, «материальной силой», если они овладеют массами людей и отражают их интересы. Сознание есть также способ трансляции (передачи) социального опыта входе совместной деятельности. Это происходит в форме знаний и способов мышления, приемов и правил деятельности людей. Социальная природа сознания проявляется также и в том, что его субъектом является человек, действующий не в одиночку, а коллективно как общественное существо. Человек обретает свое сознание лишь по мере включения в мир культуры, который является воплощением и хранителем совокупного опыта человечества. Непосредственным носителем сознания является отдельный человек (индивид). Мышление всегда сущест вует только как индивидуальное мышление многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей. Духовный мир индивида обычно неповторим, а часто и вовсе не поддается разгадке. «Человеческий череп», — писал К.Маркс, есть «неприступная крепость». В связи с этим нельзя не сказать об особой роли воспитания и его сложности, поскольку к каждому воспитуемому необходимо применять индивидуальный подход, учитывать его жизненный опыт, состояние души и другие обстоятельства. Однако сознание отдельных людей благодаря языку все же становится достоянием всего общества. В результате формируется общественное сознание как некий коллективный Разум в различных его формах — религия, мораль, искусство и др. Общественное сознание имеет очень сложную структуру и формы проявления и является весьма активным фактором исторического процесса. Раскрывая особенности сознания как человеческого способа отражения, мы выделим следующее. Сознание человека предполагает наличие понятийного мышления. Оно есть опосредованное и обобщенное отражение мира, дающее человеку знание о существенных сторонах и свойствах предметов этого мира. Мышление — это оперирование понятиями. Под понятием понимается мысль, которая отражает общие и главные (существенные) признаки предметов и явлений мира с помощью слов, например, - «стол», «дерево», «чело век» и т.д. У человека процесс мышления является относительно самостоятельным видом деятельности и даже профессией (ученые, писатели и др.). Разум человека есть, по словам Э.Фромма, «способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть». Именно благодаря разуму человек видит, конечно же, дальше самого зоркого орла. Видит, потому что может размышлять даже о невидимых мирах и процессах. Он видит, потому что открывает то, что скрыто от наблюдения и не лежит на поверхности — внутренние процессы, законы и закономерности вещей и т.д. Человек видит очень далеко еще и потому что ему помогают в этом совершенные технические устройства, например, — электронный микроскоп, телескоп и другие приборы. Процесс отражения у человека всегда носит, как отмечалось нами выше, целеполагающий характер. Это выражается в способности создавать цели как идеальные образы объектов своей практической деятельности. Благодаря наличию сознания человек достигает своих целей «сознательно», т.е. с помощью знания о предметах и явлениях. В своей голове человек может иметь не только образ настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мере помогает ему уберечься от действий вслепую, методом «проб и ошибок». К.Маркс писал об этом следующее: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально». У человека меняется, в отличие от животных, сам характер отражения. Очевидно, что психика животных ориентирована на обеспечение приспособительной деятельности по отношению к внешней среде. Напротив, сознание человека нацелено преимущественно на обслуживание преобразовательной деятельности. Характер же деятельности и определяет характер отражения. Поэтому принято считать, что сознание человека носит активный и творческий характер. Оно непосредственно участвует в процессах преобразования мира человеком. В этом смысле, говоря словами В.И.Ленина, «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Названное нами свойство активности и творчества означает и то, что с помощью сознания человек создает не только мир искусственных вещей. Он создает еще мир идей и образов, в том числе и таких, которым реально ничто не соответствует, например, идея и образ сфинкса. Сознание, будучи активным и творческим (творящим), может иногда как бы «отлетать» от реальной действительности. В результате оно порождает фантастические, иллюзорные образы, например, образ кентавра, заблуждения и массовые иллюзии типа коммунистической идеи и др. Все это есть как бы коллективные галлюцинации, искажения отражательного процесса. Разумеется, все они имеют естественные и разнообразные причины. Специфичность сознания как особого «мира Духа» вовсе не означает его абсолютную (полную) противоположность материи как мира вещей. Такое противопоставление возможно лишь мысленно, в рамках важного философского вопроса о соотношении сознания и материи. В самой же действительности и в ходе деятельности человека такое противопоставление вряд ли оправдано. Сознание и материя постоянно переходят друг в друга (например, при создании произведений искусства), резкие границы между ними отсутствуют. Эти границы условны и текучи, не так четко выражены, как это подчеркивалось в некоторых философских учениях (Платон, Г.Гегель и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|