Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Найдите и отметьте единственный правильный ответ. Аргументируйте свой выбор.

Раздел I. Основы общей психологии

Глава 1. Предмет и методы психологии

Цели практического занятия

ü Обучающая: изучить основные этапы развития психологического знания. рассмотреть методы психологического исследования. основные направления психологии, показать взаимосвязь психологии с другими отраслями психологической науки.

ü Развивающая: развить общее представление о структуре дисциплины и ее профессиональной значимости.

ü Воспитательная: сформировать профессионально значимые качества личности будущего специалиста.

План практического занятия

1. Объект, предмет, задачи психологии.

2. Взаимосвязь психологии с другими отраслями знаний. Этапы развития психологического знания.

3. Основные направления психологии.

4. Методы исследования психологии.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте предмет психологии как науки.

2. Какие задачи решает психология при исследовании и анализе феноменов. которые она изучает?

3. Назовите этапы развития психологической науки.

4. Каковы методы исследования в психологии?

5. Назовите основные направления психологии и дайте их краткую характеристику.

6. Обозначьте место психологии в системе наук.

7. Какова роль психологической науки в практической деятельности специалиста потребительской кооперации?

8. В чем состоит предмет психологии социально-правовой деятельности?

Темы докладов и рефератов

1. Место теории и практики в психологии.

2. Принципы и методы исследования современной психологии.

3. Методы психологии социально-правовой деятельности. Их специфика.

4. Место психологии социально-правовой деятельности в системе научного знания.

Практические задания

Задание 1

Из перечисленных ниже положений выбрать те, в которых содержатся:

1) общие требования экспериментальных и неэкспериментальных методов:

2) требования, характерные только для экспериментальных методов;

3) требования, характерные только для естественного эксперимента.

Перечислим эти положения:

а. исследователь не вмешивается в течение психических процессов;

б. исследователь сам создает условия для возникновения интересующих его психических явлений;

в. в ходе исследования добывается знание о психике, не зависящее (в той или иной степени) от субъективных качеств исследователя (таких как его мнение, оценки и пр.);

г. изучается психика по его объективным проявлениям;

д. изучается психика человека в процессе его обычной деятельности;

е. изучаются объективные причины и условия, от которых зависит данное психическое явление.

Задание 2

Какие методы психологических исследований использовались в следующих ситуациях?

1) Психолог предлагает испытуемому повторить 10 слов, которые он только что прочитал.

2) Группе испытуемых необходимо письменно ответить на вопросы об их интересах.

3) Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное.

4) На консультации у психолога посетитель рассказывает о беспокоящих его проблемах.

5) Психолог предъявляет испытуемому «страшные» картинки и регистрирует возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

6) Психолог, исследуя трудовую деятельность менеджера на предприятии, незаметно для него присутствует в помещении.

7) С целью изучения влияния нового психотропного препарата на поведение человека ученые делают инъекции крысам и собакам.

8) Чтобы узнать особенности межличностных отношений, возникающих в группах туристов, следующих дальними маршрутами, психолог под видом обычного туриста вступает в одну из таких групп.

9) Для проверки действенности разработанной учеными методики быстрого обучения иностранному языку организуется исследование, в ходе которого одну группу испытуемых обучают предложенным способом, а другую — традиционным. Затем результаты сравниваются.

10) При отборе учеников в класс для одаренных детей психолог изучает их способности.

Задание 3

Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях.

1) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.

2) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.

3) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

4) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.

5) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.

Задание 4

Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи.

1) Определить факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста.

2) Выявить причины снижения производительности труда на предприятии.

3) Разработать способы привлечения внимания учащихся на уроке.

4) Выявить лидера в коллективе и привлечь его к организации групповой работы.

5) Определить темперамент человека по особенностям поведения.

6) Изучить влияние суточных биоритмов человека на производительность его труда.

7) Установить объем кратковременной памяти у людей пожилого возраста.

8) Разработать способы установления деловых взаимоотношений в формирующемся коллективе.

9) Определить факторы, влияющие на психологические особенности безнадзорного подростка.

10) Оказать помощь подросткам при выборе профессии.

Задание 5

Найдите и отметьте единственный правильный ответ. Аргументируйте свой выбор.

1. Какой из перечисленных ниже психологов, вероятнее всего, мог бы утверждать, что «целое больше, чем сумма его частей»:

а. бихевиорист;

б. психоаналитик;

в. гештальтпсихолог;

г. приверженец гуманистической психологии?

2. Допустим, вам хочется, чтобы молодая женщина надела красный свитер. Как бы вы поступили, если бы придерживались позиции бихевиоризма:

а. поговорил бы с ней о красном цвете вообще;

б. сделал бы ей подарок в качестве поощрения за согласие надеть красный свитер;

в. указал бы ей на ее подсознательное желание носить красное;

г. обсудил бы с ней ее личное отношение к красному цвету и вызываемые им ассоциации?

3. Какое направление психологии занимается только наблюдением и обсуждением поведения человека:

а. бихевиоризм;

б. психоаналитическое направление;

в. гештальтпсихология;

г. гуманистическое направление?

4. К какому направлению принадлежат психологи, более всего интересующиеся тем, как именно человек перерабатывает информацию:

а. бихевиоризму;

б. когнитивной психологии;

в. психоанализу;

г. гуманистической психологии?

5. Психолог сказал Бингу, что ему не следует винить себя в собственной агрессивности, так как им управляют бессознательные побуждения. Какого направления придерживается этот психолог:

а. бихевиоризма;

б. психоаналитического направления;

в. гештальтпсихологии;

г. гуманистического направления?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...