Этические нормы в деятельности организаций
Регулирование моральных отношений, не обозначенных в законодательстве, в организациях происходит при помощи этических норм. Этические нормы — это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав. Правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партийная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное положение и др. Запрету также подлежат: сексуальные домогательства; высмеивание работников; расовое презрение и религиозное презрение; замечания, шутки и другие действия, создающие агрессивную обстановку на рабочем месте; угрозы; грубость; насилие; использование, продажа наркотиков; появление на работе в алкогольном и наркотическом, токсическом состоянии; утрата собственности организации; кража собственности организации; неправильное, неэффективное пользование собственностью организации; разглашение информации, являющейся служебной, коммерческой тайной; хранение материалов личного характера на рабочем месте; отказ в досмотре своего рабочего места и используемой информации работникам кадровых служб; использование расходных материалов и средств связи организации в личных целях; передача администрации неточной, искаженной информации; обман путем завышения своих расходов, например, на проезд, питание, проживание, другие траты; обман государственных, правительственных органов, внешних организаций; ложные заявления от имени организации; злоупотребление силой и влиянием своей организации и угрозы поотношению к другой; выполнение распоряжений, являющихся нарушением законодательства; пренебрежительные высказывания; унижение конкурентов, их товаров и услуг; разговоры с посторонними об условиях договоров и тем самым обнародование этих условий; разговоры с лицами, не работающими в организации, об изобретениях, применяемых в организациях, о производственных планах, об исследованиях рынков, о производственных мощностях, о частной информации; использование также недостойных методов и услуг, как, например, промышленный шпионаж, незаконное проникновение на чужую территорию, кража, подслушивание, наем служащих для получения частной информации о сотрудниках, о конкурентах; взяточничество; получение подарков и денег от; поставщика, клиента (к подаркам относятся: материальные ценности, услуги, например, персональные скидки при покупках товаров для личного пользования или обслуживание по льготным ценам и т. д.); получение комиссионных; вручение подарков представителям поставщика и т. д.
Существует определенная статистика о распространении коррупции в разных странах мира. По индексу коррупции, разработанному специалистами Геттингенского университета (ФРГ), в табл. 2.1 30 стран расположены следующим образом: Таблица 2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ КОРРУПЦИИ В СТРАНАХ МИРА*
Примечание. Показатель, равный 10, обозначает корректные, законные сделки; 0 — без взятки нельзя обойтись.
Этические нормы — правила этики принимаются на общем собрании коллектива, для того чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но в то же время обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников. По содержанию правила могут весьма различаться, нередко они начинаются с обращения руководителя организации к работникам. Ниже приведена широко распространенная структура правил этики организации, включающая следующие разделы:
Принятые правила не имеют статуса нормативного правового акта, и заих нарушение нельзя применять юридические санкции, меры дисциплинарной ответственности. Средством защиты нормы от нарушения является общественное мнение. Это также могут быть суды чести или подразделения, рассматривающие конфликты. Можно включать в правила этики некоторые нормы из морального кодекса Ш придать им статус нормативного правового акта. В условиях становления рыночных отношений в стране соблюдение этических норм в деятельности организации во многом зависит oт работодателя, действия которого в погоне за прибылью зачастую бывают аморальными. Не признавая права нанимаемого человека, работодатель грубо их нарушает, ограничивает его свободу. Аморальное подведение работодателя заключается в следующем:
• непризнание прав наемного работника, неисполнение своих прямых обязанностей; • привнесение в трудовые отношения агрессивности; • сохранение опасных для здоровья условий труда; • низкий уровень организации труда; • отказ от управления дисциплиной; • страх как основной метод управления поведением нанимаемого работника; • управление наемными работниками посредством произвола; • унижение чести и достоинства человека, его деловой репутации; • необъективное отношение к человеку; • нарушение трудового законодательства и т. п. Все ведущее корпорации мира постоянно уделяют большое внимание вопросам нравственности. И это не случайно, так как корпоративная мораль позволяет усилить самоуправляемость человека. В нашей стране в организациях действует три вида морали советская, «дикого» рынка и собственно рыночных отношений. Мораль советская проявляется в тех случаях, когда в организациях пытаются сохранить моральные принципы из прошлого, такие,, как взаимная выручка, взаимопомощь, солидарное и бескорыстное поведение, товарищество, равная оплата за равный тру Д и т. д. Такая мораль достаточно рискованна и даже излишня в тех случаях, когда люди вступают в конкури- рующие, антагонистические отношения. Мораль «дикого» рынка обусловлена целями первоначального накопления капитала. Это отношения джунглей, где господствует закон силы, царствует произвол. «Дикому» рынку присущи спекулятивные, грабительские тенденции, паразитизм, стремление к наживе любой ценой, хищническая эксплуатация наемного труда, антагонизм в отношениях к производителю, безразличие к людям и т. д. Подобные отношения возможны потому, что в обществе еще не установлены более справедливые правила. Через какое-то время их, безусловно, заменит определенный порядок, в большей степени учитывающий интересы всех его членов.
Мораль третьего вида основана на убеждении, что в условиях рыночных отношений не требуются любовь, великодушие, симпатия, сострадание, а достаточно лишь уважения со стороны другого лица, признания его равным себе, отказа от нарушения прав работников. Эта мораль все больше завоевывает мир. В ее рамках нравственный протест вызывает любое нарушение прав, непризнание в человеке, любом работнике личности, равной работодателю, руководителю. Все в большей степени в деловых отношениях получает распространение этика ответственности вместо этики убеждений. Этика трудовых отношений в российских условиях предполагает их оценку с помощью таких понятий, как: правильно — неправильно; справедливо — несправедливо; гуманно — негуманно; человечно — бесчеловечно; законно — незаконно; нарушает права — не нарушает права; ограничивает свободу — не ограничивает свободу; равное положение — неравное положение; добро — зло. Это результат положительного влияния этики советского времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|