Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

95. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.




Юридические лица испытывают необходимость в индиви­дуализации себя как субъекта гражданского оборота, а также отдельных сторон или результатов своей деятельности.

Основная цель гражданско-правовой индивидуализации - обособление юридического лица среди субъектов гражданских правоотношений. В то же время наименование организации, использование зарекомендовавших себя товарных знаков и на­именований места происхождения товара служит и защите прав потребителей.

Под гражданско-правовой индивидуализацией юридического ли­ца и результатов его деятельности понимается совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие меж­ду физическими, юридическими лицами и государством по по­воду приобретения, использования, распоряжения и охраны средств индивидуализации юридического лица и результате его деятельности.

Под средствами индивидуализации понимают определенные условные обозначения (словесные, изобразительные, объем­ные, звуковые, комбинированные и другие обозначения, знаки, символы), при помощи которых юридическое лицо выделяется среди массы остальных себе подобных.

Средства гражданско-правовой индивидуализации могут быть как предусмотренные действующим законодательством (наиме­нование юридического лица, место нахождения юридического лица), так и применяемые в силу сложившихся обычаев.

Правовой за­щите в качестве объектов исключительных прав служат не все средства индивидуализации участников оборота и результатов их деятельности. Исключительное право может быть установлено на средство индивидуализации юридического лица, а также индиви­дуализации выполняемых работ и услуг, используемые участника­ми гражданского оборота в целях персонификации (идентифика­ции) как самих себя, так и своей продукции, работ или услуг.

В системе средств индивидуализации могут быть выделены следующие группы:

- средства, направленные на индивидуализацию юридиче­ского лица как субъекта гражданского права: наименование юридического лица, место нахождения юридического лица, до­менное имя;

- средства индивидуализации результатов деятельности юридического лица: товарный знак, знак обслуживания, на­именование места происхождения товаров;

-     средства, направленные на индивидуализацию предприятия как имущественного комплекса: коммерческое обозначение.

Право на наименование юридического лица. Фирменное наиме­нование. Согласно ст. 54 ГК РФ коммерческие орга­низации должны иметь фирменное наименование (фирму), а некоммерческие - наименование соответственно.

Под фирменным наименованием (фирмой) понимается то на­именование, под которым предприниматель выступает в граж­данском обороте и которое индивидуализирует его среди иных участников гражданского оборота.

К фирменному наименованию закон предъявляет ряд требова­ний. Прежде всего в соответствии с принципом истинности на­именование предпринимателя должно правдиво отражать правовое положение, т. е. должно содержать указания на организаци­онно-правовую форму предприятия, в необходимых случаях на его тип, профиль деятельности, личность владельца (имена, на­именования их участников). Кроме того, фирменное наименование должно обладать от­личительными признаками, которые не допускали бы смешения одной фирмы с другой, т. е. должно быть новым и отличным от уже используемых наименований.

Фирменное наименование остается неизменным в течение всего времени, пока владеющий им предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус. Произвольное измене­ние фирменного наименования не допускается.

Права на коммерческое обозначение. Индивидуализация лица в гражданском обороте осуществляется не только благодаря его наименованию, но и посредством иных средств, к числу кото­рых в последнее время добавилось еще коммерческое обозначение.

В соответствии с положениями ст. 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответст­вии с законом их учредительными документами), а также инди­видуальные предприниматели могут использовать для индиви­дуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132 ГК РФ) коммерческие обозначе­ния, не являющиеся фирменными наименованиями и не под­лежащие обязательному включению в учредительные докумен­ты и единый государственный реестр юридических лиц.

При этом одно и то же коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одно­го или нескольких предприятий. Напротив, для индивидуализа­ции одного предприятия не могут одновременно использовать­ся два и более коммерческих обозначения.

Владелец коммерческого обозначения обладает исключительным правом на его использование в гражданском обороте.

Исключительное право на ком­мерческое обозначение, включающее фирменное наименова­ние правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование. Коммерческое обозначение или отдельные эле­менты этого наименования могут быть использованы правооб­ладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерче­ское обозначение, включенное в товарный знак, охраняется не­зависимо от охраны товарного знака.

Не допускается также использование коммерческого обо­значения, способного ввести в заблуждение относительно при­надлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным на­именованием, товарным знаком или защищенным исключи­тельным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Права на товарный знак и знак обслуживания. Под товарным знаком и знаком обслуживания пони­мается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 477 ГК РФ).

Представляется, что различие между товарным знаком и знаком обслуживания следует проводить только по объекту маркировки. Иных различий в правовом режиме данных кате­горий в законодательстве не содержится.

Товарным знаком признается обозначение, условный знак, символ, который помещается на выпуск продукции, ее упаков­ку или сопроводительную документацию. Зачастую такое обозначение заменяет собой длинное и сложное название изгото­вителя товара.

Для признания обозначения товарным знаком оно должно отвечать ряду признаков. Обязательным признаком товарного знака называют оригинальность (выразительность), которая за­ключается в том, что обозначение, символ должен быть запоминающимся, создающим у потребителя устойчивые положи тельные связи между качеством продукции и знаком. В этом проявляется индивидуализирующая функция товарного знака.

Условием правовой защиты товарного знака является его новизна. Признак новизны выражается в том, что обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тожде­ственным или сходным с ранее зарегистрированными или заяв­ленными обозначениями в качестве товарных знаков.

Право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

Наименование места происхождения товара очень близко примыкает к товарным знакам. Данный способ визуализации продукции представляет собой или содержит современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отноше­нии товара, особые свойства которого исключительно или глав­ным образом определяются характерными для данного геогра­фического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст. 1516 ГК РФ). Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляю­щее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.

Наименование места происхождения товара имеет опреде­ленные специфические признаки. В нем должно содержаться прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной страны, области или местности, т. е. указание на­звания географической местности.

Наименование места происхождения товара подразумевает связь обозначения товара с его особыми свойствами, которые оп­ределяются характерными для данного объекта природными усло­виями и (или) людским фактором.

Наименование места происхождения товара стано­вится самостоятельным объектом правовой охраны лишь тогда, когда оно в установленном порядке зарегистрировано в Роспатенте.

Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на наименование места происхождения товара в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Особенность прав на средства индивидуализации заключает­ся в том, что они закрепляются не за их разработчиками, а за лицами, зарегистрировавшими их на свое имя.

По сравнению с иными исключительными правами субъект­ный состав прав на средства индивидуализации участников гра­жданского оборота и их деятельности, как правило, является ограниченным, поскольку указанные объекты прав использу­ются прежде всего в предпринимательской деятельности.

В качестве субъектов права на фирменное наименование вы­ступают прежде всего коммерческие юридические лица.

Товарный знак может быть зарегистриро­ванным только на имя юридического лица, а также физическо­го лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Наименование места происхождения това­ра может быть зарегистрировано одним иди несколькими юри­дическими или физическими лицами, причем от физических лиц не требуется, чтобы они были индивидуальными предпри­нимателями. При этом, однако, они должны находиться в той стране, населенном пункте, местности или другом географиче­ском объекте, название которых используется для обозначения товара.

Владельцем доменного имени, которое рассматривается в ГК РФ как средство адресации, может быть как физическое, так и юридическое лицо.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...