Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы становления информационной экономики в РФ




 

В мире активное обсуждение теоретических вопросов развития информационного общества проходило в конце 1970-х - начале 1980-х годов, когда возникла так называемая теория информационного общества, основные положения которой сводятся к следующему [1, с.101]:

на смену самовозрастанию капитала идет самовозрастание информации, совместное пользование которой ведет к развитию новых социальных отношений, в которых главное не права собственности, а права пользования;

возрастание скорости и эффективности обработки информации вместе с понижением стоимости этих процессов имеет далеко идущие социально-экономические последствия;

информационно-коммуникационная техника становится определяющим фактором социальных перемен, меняющим мировоззрение, ценности, социальные структуры.

С конца 1980-х годов распространение ИКТ приобрело всеобъемлющий характер, причем скорость их распространения превысила все ожидания. В первой половине 1990-х годов развитые страны, а затем и ряд развивающихся стран приняли национальные программы развития информационного общества. Это программы действий государства и общества, основной темой которых является не только построение современной информационной инфраструктуры, но и исследование возможностей использования ИКТ в социальных целях.

В России после перестройки вплоть до 2000 г., до подписания Окинавской хартии глобального информационного общества, проблематика информационного общества не была популярной ни в политическом, ни в экономическом, ни в социологическом дискурсах. В России только разворачиваются серьезные дискуссии по поводу того, что такое информационное общество. Появилась насущная необходимость не только осознания глобальных трансформаций, происходящих в связи с распространением ИКТ в российской социально-экономической и политической среде, но и принятия срочных мер, направленных на включение России в глобальное информационное общество [1, с.102].

Новая эпоха, которую называют веком информации, эрой знания, информационным обществом, когда именно информация и знание становятся наиболее важными факторами успеха, уже наступила. Однако она принесла с собой не только множество новых возможностей для развития, но и ряд новых рисков. В научном мире широко обсуждаются такие опасности, как возможность возникновения нового вида зависимости от виртуального мира, как порождаемая электронный техникой деперсонификация общения и уход от реальности, что делает человека малозащищенным в реальном мире.

Однако существует практическая и совершенно актуальная уже сегодня социальная проблема - усиление социального неравенства по принципу доступа к современным ИКТ. По мере ускорения темпов информационной революции возникает особый вид бедности, называемый информационной бедностью, информационным неравенством или цифровым разрывом. Он существует и между странами, и внутри их, и с развитием новых технологий, как показывает мировой опыт, увеличивается [1, с.103].

Для России это чревато и внутренними и внешними проблемами. Ее менее развитые регионы и наименее обеспеченные слои населения все более оттесняются на обочину из-за невозможности полноценного доступа к информации и знанию для достижения большего благосостояния. В связи с тем, что значительная часть общества в этих регионах не ощущает на себе положительного воздействия информационной революции, там появляется негативное отношение ко всему, что с нею связано, и развитие тормозится [2, с.8].

Тем не менее, с середины 1990-х годов в то время, как материальное производство в стране падало, информационное производство росло и продолжает расти. Сформировался и успешно функционирует основанный на современных технологиях коммерческий информационный сектор экономики, производящий современные продукты и услуги. Бизнес информационных технологий стал одним из самых процветающих, заняв пустовавшую на российском рынке нишу. Производство коммерческих консультативных услуг, услуг по созданию различных информационных ресурсов, рекламной продукции, аудио-, видеоразвлечений пользуется большим спросом. Производство интеллектуальных продуктов всегда было сильной стороной России, однако слабая прагматическая ориентация населения, нежелание и неумение использовать имеющиеся знания сдерживало их развитие. Но здесь помог переход к рынку. Совпадение во времени информационно-коммуникационной революции и переход страны к рыночному развитию оказались благоприятными с точки зрения развития информационного общества [1, с.103].

По принципу самоорганизации информационное общество в стране быстро развивается.

Однако, как показывает мировой опыт, этого недостаточно, прежде всего потому, что, как и везде, при чисто рыночном развитии за бортом остаются социально уязвимые слои населения (дети, старики, инвалиды), так как рынок не развивает того, что не дает немедленной отдачи. Нужно определить, за что отвечает государство, роль которого в этой сфере - защищать, просвещать и содействовать.

Роль государства в России велика и потому, и в этом снова особенность России, что ей в наследство досталась специфическая информационная среда, в которой распространяются ИКТ. До начала 1990-х годов качество информационной среды было очень низким, обеспеченность современными технологиями минимальной, их использование нерациональным, течение основных информационных процессов затрудненным или искаженным. В советский период сформировалась особая культура, определявшая информационное поведение граждан, последствия которой отчасти ощутимы до сих пор. Возник ряд явлений, которые можно назвать информационными болезнями общества из-за их отрицательного влияния на социально-экономическое развитие [1, с.105].

Низкая социальная значимость информации в обществе вела к отсутствию интереса к ней. Это выражалось в информационной пассивности граждан; информационное потребление было запланировано ущербным. Этот феномен мы назвали болезнью использования информации.

Ведомственная закрытость - известная черта советской информационной среды. Тайна как барьер на пути распространения информации всегда была и остается средством обретения власти. Существовавший долгие годы режим секретности породил глубоко укоренившийся страх, а значит, и нежелание делиться информацией. Следствием этого явилась болезнь обмена. Изменение такого менталитета требует времени и целенаправленных усилий.

Еще один специфически советский социокультурный феномен - эффект складирования и даже тезаврирования информации, превращения ее в “сокровище". Он проявлялся в том, что тратились большие средства на сбор и хранение информации, однако при этом накопленная информация мало использовалась. Это явление можно назвать болезнью хранения информации.

Вместе с перестройкой началось оздоровление информационной среды: складирование информации стало экономически невыгодным, налаживанию информационного обмена способствует само распространение ИКТ и то, что информация стала товаром.

Но все это происходит главным образом в коммерческом секторе экономики. Отсутствие привычки к информационной обеспеченности привело к информационной нетребовательности и безразличию. Отсутствие официально принятой государственной стратегии развития России в нездоровой информационной среде и в условиях формирования глобального информационного общества становится препятствием дальнейшего развития.

Не существует сценария развития России в условиях современной глобализованной экономики и постиндустриальной эволюции развитых стран [1, с.105]:

Россия - поставщик сырьевых ресурсов на мировой рынок, что складывается де-факто;

в России происходит догоняющее индустриальное развитие;

Россия принимает стратегическую ориентацию на постиндустриальное развитие, формирование экономики, основанной на знаниях.

Было бы неправильно сказать, что государство не участвует в развитии информационного общества. Принят ряд программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры, среди которых, например, межведомственная программа “Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы" (1995-2001), Федеральная целевая программа “Электронные библиотеки” (проект 2000), Федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2005 гг. ”, Федеральная целевая программа “Электронная Россия. ", посвященная преимущественно проблемам совершенствования взаимодействия органов власти между собой и хозяйственными субъектами. Вместе с тем эти программы разрознены и не скоординированы. Только разработка и реализация национальной стратегии развития России в условиях перехода мировой экономики к глобальному информационному обществу, в которой будет четко определено соотношение ролей государства и рынка, позволит повысить качество жизни, эффективно бороться с социально-экономическим неравенством.

Для того, чтобы оценить насколько экономика страны принадлежит к информационному типу, специалистами США был разработан та называемый индекс информационной экономики.

При анализе индекса глобальной информационной экономики рассматривались такие категории и входящие в них показатели [14]:

Рабочие места, требующие высокой квалификации. Рабочие места, требующие высокой квалификации и большого объема знаний, служат двигателем новой экономики. Такие должности связаны с информационными технологиями и/или требуют инженерных знаний. При этом увеличивается спрос на высококвалифицированных руководящих работников. Кроме того, в связи с ростом требований к квалификации рабочей силы, возрастает необходимость в повышении уровня образования. В состав этой категории входят следующие показатели:

Квалифицированные инженерные работники. Количество инженеров на рынке труда каждой страны.

Наличие ИТ-специалистов. Количество квалифицированных работников в области информационных технологий на рынке труда каждой страны.

Наличие руководящих работников. Количество компетентных руководителей на рынке труда каждой страны.

Учащиеся высших учебных заведений. Количество учащихся в государственных и частных высших учебных заведениях в возрасте от 17 до 34 лет.

Глобализация экономики. В отличие от индустриальной экономики, которая является национальной по своему масштабу, новая экономика носит глобальный характер. Наиболее развитые страны будут уменьшать экономические и торговые барьеры и выходить на глобальный рынок капиталов. Они будут поддерживать технологические нововведения с целью создания новых предприятий, а также продавать товары и услуги на глобальном рынке. Данная категория охватывает такие показатели:

Экспорт товаров.

Экспорт коммерческих услуг.

Прямые инвестиционные потоки за границу.

Прямые вложения в имущество за рубежом.

Протекционизм. Степень национальных протекционистских мер в целях ликвидации импорта иностранных товаров и услуг.

Динамика экономики и конкуренция

Конкуренция в условиях новой экономики основана на способности компаний внедрять технологические нововведения, в короткие сроки создавать новые товары и услуги XXI века и выпускать их на рынок. Такие компании по своей сути являются динамичными и предприимчивыми - они могут незамедлительно и адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия рынка. Эта категория состоит из следующих показателей:

Общая производительность. Валовой внутренний продукт на одного работника.

Мотивация работников. Сотрудники согласны с целями компании и поддерживают их.

Управление процессами. Какое внимание уделяется управлению процессами (т.е. качеству, времени продвижения на рынок и т.д.) в каждой стране.

Предпринимательство. Наличие у руководящих работников компании предпринимательской жилки.

Финансовое благополучие компании. Насколько финансовое состояние компании мешает ее способности к конкуренции.

Венчурный капитал. Наличие венчурного капитала для развития бизнеса.

Трансформация в информационную экономику. Индустриальная экономика была основана на том, что участники операций были непосредственно связаны друг с другом и что операции осуществлялись с реальными товарами и соответствующими бумажными документами. В условиях новой экономики операции осуществляются в электронном виде, что приводит к созданию ранее невозможных виртуальных взаимоотношений и среды, способствующей внедрению нововведений. В состав данной категории входят такие показатели:

Доступ к Интернету. Количество хостов на 1 тыс. человек.

Электронная коммерция. Степень развития электронной коммерции.

Вложения в телекоммуникации. Средняя величина процента от валового внутреннего продукта.

Используемые компьютеры. Доля от количества используемых во всем мире компьютеров.

Мощность компьютеров. Доля от мощности (миллионы операций в секунду) всех компьютеров во всем мире.

Возможности для внедрения технологических нововведений. Развитие новой экономики обеспечивается несколькими новыми факторами наряду с теми, которые действуют в индустриальной экономике. В "старой экономике" первостепенную важность имели материальные факторы, например, трудовые, денежные и природные ресурсы. Хотя они и сохранили свое значение в условиях новой экономики, следует также учитывать и такие, ранее не существовавшие возможности, как ускорение внедрения информационных и технологических нововведений. Эта категория включает следующие показатели:

Количество выданных патентов. Среднее ежегодное количество патентов, выданных постоянным жителям страны.

Общий объем расходов на исследования и разработки.

Общее количество работников в стране, занятых в исследованиях и разработках.

Индекс глобальной информационной экономики представляет собой важный инструмент для определения динамики и устойчивости экономики, а также технологических возможностей и потенциала каждой страны. Данные об анализе стран, в том числе и России представлены в приложении 2.

Большинство стран центральной Европы значительно снизили свой рейтинг, особенно это коснулось России, Польши и Венгрии. Многие из этих стран показали заметный экономический рост в конце 90-х, начале 21 века, однако в них не наблюдается существенных вложений в новую экономику.

Использование информационных технологий является ключевым фактором эффективного перехода к новой экономике. Анализ индекса глобальной информационной экономики позволяет определить уровень развития высоких технологий в каждой стране. Такой анализ служит основой для разработки программ перехода к информационному обществу и оценки рисков, связанных с этим процессом.


Заключение

 

На основании проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы.

В первой главе мы рассмотрели теоретические основы становления информационной экономики, или экономики постиндустриального общества. Вообще, нужно отметить, что теория индустриального развития предусматривает выделение трех стадий: доиндустриальную экономику, индустриальную и постиндустриальную. Первая стадия была основана на аграрном типе хозяйстве, были развиты добывающие виды хозяйствования. На второй стадии развивается промышленное производство. Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наёмных работников (пролетариат). Постиндустриа́льное о́бщество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Во второй главе мы рассмотрели информацию как фактор производства. Информация как фактор производства, крайне необходима в современных условиях функционирования. Она обеспечивает оперативность принимаемых решений, помогает развитию предпринимательской способности и повышению эффективности производственного процесса. Наличие информации сокращает влияние такого внешнего фактора как неопределенность.

В третьей главе мы рассмотрели некоторые проблемы перехода России к информационному обществу. Нами был представлен индекс информационной экономики, который состоит из ряда показателей. Можно сказать, что несмотря на то, что Россия признается страной, готовой к переходу к информационной экономики, существует ряд проблем, без решения которых этот переход невозможно будет осуществить. К числу таких проблем можно отнести: отсутствие высококвалифицированных кадров, малая инновационная активность, утечка человеческого капитала за рубеж, отсутствие полной компьютеризации населения, ограниченный доступ к мировым информационным сетям, отсутствие стратегии развития т.д.

На решение этих проблем направлены сегодняшние действия российского правительства, которое проводит активную политику в области привлечения инвестиций в высокотехнологичные отрасли.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...