или рецепт создания удачного названия профилактического мероприятия
Названия профилактических мероприятий, реализованных в разных уголках нашей Родины Молодежная акция «Горжусь своей страной» «В нашей стране мы все равны» «Основные этнические принципы взаимоотношений» «Толерантность – это язык добрых дел и слов» «Толерантность – наша тема!» Диалоговая площадка «Принимайте других такими…» Акция «Россия – Родина моя» Акция «С любовью к России» "Пишу тебе, моя Россия" «Люди разных народов» «Чудесный мир традиций» Акция «Будь в теме!» Полезные ссылки Флэш моб – Что это, как провести, как организовать, какие флэшмобы бывают, http://www.divadance.ru/reports/flashmob_tantsevalnyy_flesh_mob_v_sanktpeterburge.htm http://moikompas.ru/compas/fmob http://brjunetka.ru/kak-organizovat-krutoy-fleshmob/ Социальный ролик http://sotsialnaya-reklama.narod.ru/index/0-4 http://weekend-production.ru/napravlenija/123-sozdanie-socialnoj-reklamy.html Составляем календарь толерантности 6 ноября - День толерантности, международный праздник, который отмечается ежегодно. 2 декабря - международный день борьбы за отмену рабства (International Day for the Abolition of Slavery), связан с датой принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о борьбе с торговлей людьми.
12 декабря - День Конституции Российской Федерации, государственный праздник, который ежегодно отмечается в Российской Федерации Мудрые мысли «Если человек шагает не в ногу с остальными – это, возможно, потому, что он слышит другого барабанщика. Пусть себе шагает под ту музыку, которая звучит для него, какой бы она ни была» Бернард Шоу, английский писатель и драматург ХХ в.
«Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины» Джон Фицджеральд Кеннеди, американский политический деятель, 35-й
«Лучший способ не делать дурного – делать благое, потому что в этом мире нет ничего труднее, чем пытаться вовсе ничего не делать» Джон Клер, английский поэт
«Золотое правило» нравственности в формировании толерантных взаимоотношений: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Формула толерантности «Признание + Принятие + Понимание = Толерантность» Признание – это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его». Как же все-таки сделать ролик? Технология сводится к нескольким ступеням Шаг 1. Выберите тематику. Таковых множество, так или иначе, они отражают суть проблем – рост наркозависимых, алкоголизм среди молодежи, увеличение раковых заболеваний у курящих, нехватка донорской крови в больницах, хамство в общественном транспорте, высокая смертность среди детей, переходящих улицу на красный свет, изменение климата, связанное с загрязнением среды, снижение мотивации к учебе среди сверстников, малоподвижный образ жизни школьников.… Да мало ли проблем вокруг тебя! Может, ты рассмотришь новую проблему?
Шаг 2. Придумайте основную идею (с чем сравнить проблему, что написать). Сосредоточьтесь на одной идее, не мешайте в один ролик несколько. Так, например, если готовите ролик о наркозависимости как проблеме раннего старения, не нужно вставлять кадры о боли родных, преступности под действием наркотиков и т.п. Шаг 3. Подумайте о слогане. Не забудьте, что он должен быть кратким, емким, запоминающимся и образным. Часто начинающие клипмейкеры используют серию фраз, развивающих идею. Такой прием хорош при развитии одной мысли. Так, например, конкурсант фестиваля использовал этот прием для того, чтобы убедить в привлекательности туризма, сочетающего множество преимуществ: «Туризм – это когда ты познаешь новое, знакомишься с природой, открываешь новые горизонты, радуешься движению, становишься сильнее, достигаешь невозможного…» В большинстве случаев немногословность убедительнее. Ролик может выглядеть как небольшой фильм с коротким слоганом в конце. Так, например, на фестивале социальной рекламы был показан ролик об алкогольной зависимости, где родители пьют на фоне плачущего малыша. В титрах фильма прозвучал слоган: «Алкогольная зависимость лишает будущего». ПОМНИ! Слоган должен звучать ПОЗИТИВНО!!! Шаг 4. Продумайте видеоряд по 3–4 основным кадрам. Остальные будут промежуточными. Часто начинающие клипмейкеры думают, что если ролик длиннее, он будет выглядеть более профессионально. Не будет. Короткий видеоряд поможет избежать ошибок, повторений, плохих кадров. Так, видеоряд ролика-победителя сводится всего к 3–4 основным кадрам. Содержание видеоряда должно привлечь внимание общества к проблеме, задуматься о том, как изменить ситуацию. ПОМНИ! эффективнее описывать, демонстрировать, события связанные с положительными эмоциями, т.е. закреплять позитивные моменты.
Шаг 5. Продумайте видеоэффекты, изобразительные средства, усиливающие восприятие идеи. Это могут быть: создание контраста (черное – белое), верх–низ, яркое – бледное, положительное – отрицательное;
- создание медленной трансформации; - рисунок-перевертыш; - неожиданное решение; - штриховой код; - рассыпанное изображение и др. Важно, чтобы средства соответствовали идее рекламы. Так, в одном ролике для усиления разрушительности наркотиков было использовано рассыпающееся изображение, в другом для подчеркивания многоцветности жизни – вспыхивание цветов радуги. P.S. За основу была взята брошюра "Социальная реклама. Как создать клип" Тематическая дискотека
Интерактивная форма, которая выполняет несколько функций: информационную, развлекательную, коммуникативную. Вариант 1. Проведение дискотеки с предоставлением информации профилактического характера. Например, под лозунгом «Живи позитивно!» Программа такой дискотеки состоит из отдельных законченных в тематическом отношении частей (или блоков). Между блоками программы предполагаются паузы. Эти перерывы могут быть заполнены конкурсами, интервью, концертными номерами и т.д. Вариант 2. Проведение дискотеки под лозунгом «Танцуй ради жизни!». В ходе этой дискотеки участники учатся танцевать динамичный танец под руководством волонтеров, и параллельно получают информацию о ВИЧ/СПИД (буклеты с информацией о том, как сохранить свое репродуктивное здоровье). В ходе дискотеки можно провести лотерею. Участникам у входа раздаются лотерейные билеты с вопросами по теме дискотеки и игровым номером. Вопросы лучше задавать с готовыми ответами на выбор, например: «Какие вещества сильнее всего повреждают нервные клетки: пестициды, никотин, консерванты, алкоголь, наркотики? (нужное подчеркните)». В определенное время билеты собираются, жюри проверяет ответы, подводит итоги. Ведущий в течение дискотеки награждает победителей. Также в течение дискотеки могут раздаваться бесплатные справочные материалы с основными сведениями по теме дискотеки (памятки, буклеты, листовки и. т. д.).
Форум-театр
Интерактивная техника «Форум-театр» широко используется практическими психологами и социальными педагогами как эффективное средство профилактики наркомании и других видов зависимостей, а также разрешения конфликтных ситуаций и других социально значимых проблем, таких как раннее материнство, профилактика асоциального поведения и т.д.
Основоположником техники является создатель народного театра Бразилии Августо Боаль. Главной темой его спектаклей стала ситуация угнетения и насилия, сам театр так и назывался — «Театр угнетенных». Суть же представления заключалась в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации. Сцены, разыгрываемые в спектакле, чаще всего были пантомимическими. Действия актеров напоминали действия скульптора при создании статуи. К слову, актерская подготовка не требовалась. Представленная техника и упражнения были разделены Августо Боалем на категории: — аналитические упражнения и игры, относящиеся к осязанию; — аналитические упражнения и игры, относящиеся к слуховому анализатору; — аналитические упражнения и игры, относящиеся к зрительному анализатору; — упражнения и игры на использование нескольких анализаторов; — собственно представление а) изображение человеческого тела; б) изображение объекта — память чувств; в) эпизод прошлое—будущее; г) эпизод с выполнением различных упражнений. Содержание и основа техники «Форум-театр» состоят в следующем. На протяжении 15–20 минут разыгрывается мини-представление с 3–6 мизансценами, в которых ярко показаны причины, приводящие человека к употреблению наркотических веществ, алкоголя, табака или к другим видам отклоняющегося поведения. Чаще всего ситуации эти легко узнаваемы, так как происходят с подростками и их окружением на улице, дома в семье, в школе. Ничего надуманного или фантастического в них нет, они соответствуют реальному положению дел, и чаще всего в основе сценария лежит чья-нибудь личная история или пережитый опыт. В финальной части представления яркая по содержанию мизансцена прерывается «стоп-кадром», и зрителям предлагается изменить каждую предшествующую ей ситуацию таким образом, чтобы трагедии в дальнейшем не произошло. С этого момента начинается новая часть спектакля, длящаяся 2–3 часа, в ходе которой даются очень важные сведения профилактической направленности. После окончания интерактивного представления берется интервью у участников, проводится анкетирование. Психолог в этом виде профилактической деятельности является главным консультантом, ведь представленная сцена не должна быть агрессивной или смешной, не должна вызывать у зрителей тягостные или противоречивые чувства. Мини-спектакль имеет целью заставить человека задуматься над проблемой (наркомании или какой-то другой), понять, что такая проблема существует независимо от того, что он знает о ней и как он к ней относится.
Существенным моментом является обсуждение проблемы зрителями во время спектакля и после него. Одна из особенностей «Форум-театра» — это отсутствие рекомендаций, как следует поступать. В конечном счете, выбор делает сам человек, и никто, в том числе и психолог, не может ему сказать, как он должен поступить в сложившейся ситуации. И это, на наш взгляд, — самое главное в данной технике как средстве профилактики. Подготовка спектакля Подготовка проходит в три основных этапа. Первый этап связан с выбором проблемы. При этом важно, чтобы ведущий или другие участники проекта были не только ознакомлены с ситуацией относительно проблемы, в том месте, где дается представление, но и точно знали, для какого контингента учащихся разрабатывается сценарий. Второй этап связан непосредственно с разработкой сценария, а третий — это репетиция мизансцен и спектакля в целом, при условии что актеры, участники «Форум-спектакля», обучены основам актерского мастерства и интерактивной технике «Форум-театр». Для проведения такой формы интерактивной работы требуются особые условия. Во-первых, должно быть достаточно большое пространство, которое позволит провести «разогрев» со зрителями. Во вторых, желательно, чтобы действие происходило не на сцене, а перед ней или в специальном помещении, например в спортивном зале или рекреациях, тогда зрителям будет проще выходить на импровизированную площадку и заменять актеров. При этом снимается психологический барьер, так как для многих подростков, их родителей выступление на сцене перед зрителями может быть первым в жизни, и приобретаемый опыт должен быть только положительным. Фазы спектакля В самом спектакле-форуме необходимо выделить фазы, которые и являются его методической основой. Разогрев. Телесные упражнения и игры, которые проводятся с целью раскрепощения участников представления, снятия мышечных зажимов. Кроме того, они помогают установить контакты на вербальном и невербальном уровнях между актерами и зрителями. Такие упражнения помогают зрителям быстрее войти в атмосферу театрального действия и не бояться стать участниками представления. Упражнения проводятся в течение 15–20 минут в определенной последовательности и, усложняясь по содержанию и эмоциональности, вовлекают все большее число участников в действие. Все упражнения проводятся в кругу. Поэтому и актеры, и зрители-участники могут познакомиться, видя перед собой лица друг друга. Разогрев включает в себя 4 основных упражнения: «Приветствие», «Узел», «Человек к человеку», «Гипноз». «Приветствие» Участникам предлагается встать в круг и, двигаясь хаотично по кругу, поздороваться с участниками действия различными способами: — как люди очень застенчивые, стеснительные; — как люди куда-то спешащие, торопящиеся; — как люди, которые не видели друг друга несколько лет. Необходимо продемонстрировать зрителям все действия игры. «Узел» Участникам предлагается завязать узел из тел, двигаясь медленно в центр круга и держась за руки, при этом руки опускать нельзя. Когда будет уже невозможно выполнять действия, участники останавливаются и начинают распутывать узел. В дальнейшем участникам интерактивного спектакля предлагается выполнить это же упражнение, но с закрытыми глазами. «Человек к человеку!» Участники встают в пары. Ведущий предлагает парам сделать упражнение: сообща принять какую-то позу. Через некоторое время дается команда найти другого партнера: «Человек к человеку!» Тот, у кого не оказывается пары, дает задания, и игра продолжается. «Гипноз» Участники располагаются в парах. Один играет роль гипнотизера, другой — гипнотизируемого. Гипнотизер медленно двигает рукой, держа ладонь перед лицом второго участника, гипнотизируемый медленно и синхронно пытается следовать за движением руки, направляя взгляд в центр ладони. Затем участники меняются ролями. Еще более интересно выполнять упражнение в тройках, оно так же, как и предыдущее, предусматривает смену ролей. Упражнение лучше выполнять под музыкальное сопровождение. Необходимо, чтобы актеры сами были активными, раскрепощенными, находчивыми и эмоциональными, — только таким образом удается подготовить и «зарядить» зрителей-участников для работы в интерактиве. При этом следует соблюдать технику безопасности, чтобы не возникло столкновений, агрессивного соперничества. По окончании фазы разогрева зрители садятся на свои места, и после небольшого вступительного слова психолога, ведущего спектакль, и приготовлений актеров к спектаклю начинается следующая фаза. Действие. В этой фазе вниманию зрителей предлагается 12–15-минутная инсценировка из 4–6 мизансцен, которая заканчивается стоп-кадром. Финальная сцена не завершена, зрителям предлагается предугадать исход событий. Вначале со зрителями обсуждают проблему, пытаются предсказать последствия поведения героев, происходит обмен чувствами, рефлексия. Затем переход в следующую фазу — начало дискуссии (это может быть как монолог, так и диалог). Форум. Эта фаза является очень важной во всей интерактивной работе. На этом этапе предлагается неполная замена зрителями ролей актеров. Останавливая по своему усмотрению актеров в мизансцене, зрители пытаются предложить идеальный, по их мнению, вариант исхода событий. Зритель может включаться в сцены спектакля постепенно, сначала проговаривая роль, а затем проигрывая ее. Это необходимо поддерживать и активизировать остальных участников к проигрыванию мизансцен, потому что именно через игру и собственные эмоциональные переживания можно достичь максимального психопрофилактического эффекта. Главное в этой фазе — психологическая и эмоциональная поддержка со стороны психолога, актеров и зрителей. Ни одно действие не критикуется, не осуждается, а лишь поддерживается аплодисментами. Такая поддержка со стороны психолога, ведущего спектакль, и актеров дает возможность зрителям стать участниками и предложить большое количество вариантов разрешения ситуации, скажем провоцирующей подростка к употреблению наркотиков или алкоголя. Ведь в форум-спектаклях нет однозначных ответов на вопросы, как не может быть и идеального варианта разрешения конфликтной ситуации. Следует обратить особое внимание на реакцию зрителей, не выходящих на сцену. Они могут дискутировать друг с другом, обсуждать варианты и даже мешать действию, но это является важным элементом интерактивной техники, так как показывает, насколько глубоко проблема задела зрителей, насколько она важна для них. Актерами при этом осуществляется особый прием. Подыгрывая и импровизируя вместе со зрителями, они в то же время не позволяют ситуации стать идеально разрешимой, что вызывает легкую фрустрацию у зрителей. Это дает возможность искать все новые и новые пути решения проблемы. При этом зрителям, чтобы у них не возникло разочарования от неуспешности собственных действий, объясняется, что в жизни проблемы так просто не решаются, как в сказке с помощью волшебной палочки. И людям в сложной ситуации трудно сразу изменить свое поведение и стать другими, для этого необходимо время, а главное — желание. Эта фаза спектакля может продолжаться 2—3 часа, ее продолжительность зависит от того, насколько будут интересны варианты решения проблем в каждой мизансцене. При этом особая роль принадлежит психологу, ведущему форум-спектакль. Ему необходимо почувствовать и вовремя отреагировать на действия зрителей, если они стали неэффективными или повторяющимися, и тактично перейти к другой мизансцене или завершить спектакль. Передача профилактической информации. Эта фаза не появляется отдельной, так как передача профилактической информации может быть осуществлена как в ходе спектакля, так и по его завершении. Эту информацию могут нести и специалисты, присутствующие на спектакле, например наркологи, педагоги, юристы. Наибольший эффект достигается, когда информация психопрофилактического плана исходит от самих зрителей-подростков, даже если она и носит декларативный характер. Для подростка наиболее ценны сведения, исходящие от сверстников, а информация, получаемая от взрослых, чаще воспринимается как нотация или навязчивое нравоучение. Кроме того, профилактическая информация может включаться в канву спектакля с помощью «подсадных уток» — актеров, находящихся среди зрителей, а если это еще и подростки или молодые люди, то усвоение такой информации многократно возрастает. Обратная связь. В этой фазе обычно берется интервью у зрителей о спектакле, о тех переживаниях, которые они испытали, об изменении отношения к той проблеме, о которой шла речь в спектакле. Здесь используется интерактивная система цветных карточек, с помощью которых можно оценивать эффективность деятельности. Обсуждение итогов спектакля актерами и специалистами Важный момент здесь — выявление успешных или неуспешных действий актеров. Обсуждаются те «открытия» зрителей, которые могут помочь успешно проводить спектакли по данному сценарию в дальнейшем. Происходит отбор лучших решений актеров и зрителей, но это не означает, что находки будут неизменно использованы в следующей работе. Спектакль-форум — это чаще всего импровизация зрителей, и всегда появляются новые и неожиданные повороты в решении проблем. Кроме того, следует отметить, что одинаковых спектаклей не бывает, повторяется только начальное действие. Вариант сценария Утро. Раздраженная и спешащая мама отправляет опаздывающую Катю в школу. «А позавтракать?» — «Какой завтрак? Я и так опаздываю, давай быстрее». Школа. Катя приходит, когда урок уже начался. Раздраженная, равнодушная учительница нудит: «Всегда ты опаздываешь» — и в наказание вызывает отвечать к доске. Сосед по парте прикрепляет к спине бумажку с обидным словом «ЧМО». Девочка получает двойку за то, что не сделала домашнее задание, а заодно и реплику учительницы: «А не задумывалась ли ты, почему именно тебе одноклассники вешают на спину такие характеристики?» Дом. В комнате гремит музыка в стиле техно. Усталая, раздраженная мама возвращается с работы, требует выключить магнитофон. Катя игнорирует, возникает перепалка. Ссора. Девушка уходит из дома. И тут звучит: «Стоп!» И спектакль начинается сначала, а зрители пытаются изменить ситуацию. Новое действие уже будет длиться около двух часов, и зрители десятки раз, будут выходить на сцену и менять актеров, предлагая иные роли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|