Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. «Правовое оформление инновационных отношений»

Этим обусловлено столь многоуровневое законодательство в данной сфере:

1) документы программного характера (указы, концепции, программы, соглашения и др.), которые зачастую носят расплывчатый характер, выступая, по сути, в роли «транспорта» для продвижения политических программ и деклараций по вопросам инновационной деятельности;

2) федеральные законы, в которые «вкраплена» инновационная терминология. В числе таких актов Налоговый кодекс РФ (ст. 67), Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70 «О статусе наукограда Российской Федерации»;

3) постановления и распоряжения, регламентирующие функции органов исполнительной власти и государственного аппарата в части инновационной деятельности;

4) документы, предусматривающие порядок формирования инфраструктуры, виды, льготы и иные механизмы поддержки инноваций;

5) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера;

6) региональное законодательство.

За последние годы органы государственной власти субъектов Федерации ввели и продолжают вводить в действие значительное число нормативных актов, в той или иной степени направленных на активизацию и развитие инновационной деятельности в своих регионах. Так, в период с 1997 г. по май 2007 г. было принято 37 законов, регулирующих инновационную деятельность в региональном масштабе. Катализатором этого процесса явился факт остановки процесса формирования инновационного законодательства на федеральном уровне, а потому процесс регионального нормотворчества по вопросам инновационной деятельности приобрел активный характер. Однако предмет правового регулирования в большинстве принятых актов оказался недостаточно ясен, не всегда учитывается законодательство смежных областей регулирования и федеральное законодательство в сфере оборота имущественных и неимущественных благ. Нередко имеет место дублирование норм. Размежевания с нормами гражданско-правовой принадлежности, несмотря на то, что «действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности», не проводится. По-разному определяется в региональном законодательстве содержание основополагающих для инновационного законодательства понятий.

Давая общую характеристику законодательству в сфере инноваций, соискатель констатирует, что ведущаяся законодательная деятельность по вопросам инноваций характеризуется как бессистемная. Отсутствие научно обоснованных практических рекомендаций для исполнительной и законодательной власти дает тот эффект, который сегодня отчетливо виден: инновационное законодательство развивается не только медленно и непоследовательно, но и без четкой концепции, вне определения методов правового регулирования, предмета регулирования и круга регулируемых отношений.

Параграф 2 «Соотношение законодательства об инновациях с другими частями системы права». Достаточно остро стоит вопрос об отраслевой принадлежности норм, посвященных инновационной деятельности. Для определения места этих норм в существующей системе права необходима концептуальная основа осмысления. В ином случае есть риск создания автономного конгломерата норм об инновационной деятельности, не сочетающегося с существующими нормами бюджетного, гражданского, административного и иного законодательства.

Учитывая, что предпосылкой построения любой правовой модели является методологическая основа с точным определением соотношения частных и публичных интересов, соискатель видит структурно-правовой механизм инновационной деятельности в двух взаимоувязанных между собой правовых блоках. Первый блок образуют нормы, имеющие цель обеспечить организацию отношений в области инновационной деятельности, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями участников такой деятельности. В силу того, что отношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности, «генетически» наиболее близки к гражданскому праву, входящему в федеральную систему правового регулирования, эти нормы по своей природе направлены на экономическое саморегулирование отношений непосредственных участников инновационной деятельности. Однако, поскольку «частное право не работает без отлаженного публичного права и, наоборот, а действие одной ветви должно подкрепляться действием другой» (В.Ф. Яковлев), второй блок представляют нормы государственного охранительного регулирования, в том числе, направленные на стимулирование и поддержку этого вида деятельности, а также правила создания системы органов государственного управления инновационными процессами с определением их компетенции. Этот блок норм объемный, но в значительной степени не упорядочен. По мнению соискателя, причина тому – полный отрыв от норм гражданского законодательства и множественность уровней государственной власти, на которых формируется государственная инновационная политика.

Инновационное законодательство — законодательство в области научно-технической и инновационной деятельности. В правовой мировой практике составляет значительный раздел государственной, в том числе международной политики. В РФ данное законодательство включает федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства, указы Президента РФ. Наиболее важными из них являются: - Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике (с изм. и доп. от 19 июля, 17 декабря 1998 г., 3 января, 27, 29 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 июня, 31 декабря 2005 г.)», в котором сформулирована система целей государственной научно-технической политики; - Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ»; - Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», ст. 1, определяющий данное территориальное образование как совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники;[1] Постановление Правительства РФ от 31 марта 2006 г. № 174 «Об утверждении Правил предоставления в 2006 году из федерального бюджета субвенций для финансирования мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры г. Петергофа как наукограда Российской Федерации»; - Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы».[2] Разд. I. - Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий». Ряд положений, направленных на поддержку инновационной деятельности содержится также в законодательстве, относящемся к другим вопросам. В частности, в Федеральном законе от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге», Федеральном законе от 31.03.99 № 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, по которому от налога на прибыль освобождаются средства, направляемые на финансирование капитальных вложений, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”».[1]

26 июля 2011 года вступил в силу федеральный закон от 21 июля 2011 года N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Таким образом, поставлена точка в спорах об определении «инновационная деятельность». Данный закон является основополагающим.[1]

Главным ориентиром экономического развития России до 2020 года является стратегия инновационного развития страны, которая опирается не на сырьевые, а на интеллектуальные ресурсы. Все большее число нормативных актов, в основном, постановлений Правительства РФ, о различных федеральных программах, ставят перед наукой исключительно важную задачу, связанную с переводом экономики на инновационный путь развития.

К 2012 году в копилке правовых актов, устраняющих барьеры на пути инновационного развития и создающих стимулы к такой деятельности, насчитывается уже несколько федеральных законов. В сфере защиты прав интеллектуальной собственности действуют: Гражданский кодекс Российской Федерации.[3] Часть четвёртая (с 01.01.2008 г.), ФЗ "О коммерческой тайне"№ 98-ФЗ от 29.07.2004 г., (ред. от 24.07.2007 г.), ФЗ "О передаче прав на единые технологии" 284-ФЗ от 25.12.2008 г., ФЗ "О патентных поверенных" 316-ФЗ от 30.12.2008 г. Институты инновационной инфраструктуры регулируются ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" 70-ФЗ от 07.04.1999 г., ФЗ "Об особых экономических зонах" 116-ФЗ от 22.07.2005 г., ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий"139-ФЗ от 19.07.2007 г., ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" 217-ФЗ от 02.08 2009 г. К сфере налогового стимулирования можно отнести ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" 195-ФЗ от 19 июля 2007г. Сфера науки и научно-технической деятельности регулируется ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" 127-ФЗ от 23.08.1996 г., (ред. от 04.12.2004 г.).[1]

В 37 субъектах РФ действуют региональные законодательные акты, определяющие инновационную политику. Лидирующие позиции в этой области занимают Республики Башкортостан и Татарстан, Ставропольский и Краснодарский края, а также Московская, Самарская, Нижегородская, Калужская, Свердловская, Новосибирская, Томская, Челябинская и Воронежская области, города Москва и Санкт-Петербург.[5]

Сейчас, в рамках весенней сессии, на рассмотрении законодателей находится около 25 законопроектов, которые относятся к регулированию инновационной деятельности. Среди них – проекты законов об инновационной системе Российской Федерации, о налоговых льготах для инновационного бизнеса, о государственном секторе науки и государственных научных центрах и др. В плане думского Комитета по экономической политике и предпринимательству находятся проекты законов о технических регламентах. При этом Комитете также создана рабочая группа по подготовке закона о венчурной деятельности. Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи готовит концепцию закона, регулирующего правоотношения в сфере Интернета. Ожидается рассмотрение проекта закона о лицензировании деятельности при переходе к цифровому вещанию (готовит Минкомсвязи, вносит Правительство России). Кроме того, к сентябрю должны быть подготовлены поправки в 149-ФЗ от 27.07.2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части саморегулирования рынка. Комитет по промышленности намерен представить к обсуждению проект ФЗ "О национальной промышленной политике в Российской Федерации", учитывающий приоритеты технологической модернизации страны. Комитет по бюджету и налогам будет рассматривать поправки в часть вторую Налогового кодекса, ослабляющие налоговую нагрузку на научные и образовательные учреждения, высокотехнологические, инновационные компании – по мере их внесения.

В России инновации не стали органичной движущей силой хозяйствования и общественной жизни. Законодательная база инновационного развития пока также фрагментарна, она охватывает хоть и важные, но отдельные сферы правоотношений.

Технологический кризис, который переживает Россия, становится угрозой для самого существования страны не только в долгосрочной, но и в среднесрочной перспективе. Советские разработки в сфере инноваций в большинстве своем исчерпаны, распалась технологическая цепочка, которая обеспечивала воспроизводственные циклы инноваций – от фундаментальной науки до материализации и их коммерциализации. Поэтому меры по поддержке наукоемкого производства со стороны федерального центра, нуждаются в значительном усилении. Необходим закон о государственном стратегическом планировании, который должен учесть региональный опыт стратегического планирования, закрепить процедуру разработки национальной стратегии социально-экономического развития, в том числе планирование основных индикаторов качества жизни и здоровья населения.

В существенном пересмотре, исходя из сегодняшних направлений социальной политики, нуждаются около 200 законодательных актов. В частности, в совершенствовании нуждается налоговое законодательство, так как сегодня налоговая система в России построена с учетом сырьевой направленности экономики. Среди основных направлений изменения налоговой системы сегодня называют замену НДС налогом с продаж, снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ (что и произошло недавно).[7]

Также актуальной сегодня остается проблема отсутствия органа, который бы нес ответственность за технологическое и инновационное развитие страны и был бы в состоянии реализовать выработанный план действий. Эта функция в современной России распределена по десяткам министерств, агентств, корпораций и иных организаций.

 

В общем виде специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:

а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.). Они являются плодом компромиссных решений, к тому же определяют целевые установки государственной политики;

б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности. Эта группа документов небольшая, она определяет самые общие функции государственных ведомств при их участии в регламентации инновационных отношений;

в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.[6]

Для сбалансированного развития научного, высокотехнологичного и образовательного секторов экономики, необходимо единое законодательство. Системное урегулированное взаимодействие позволит обеспечить получение, распространение и использование научно-технических результатов, новых технологий и наукоемкой продукции. Сегодня без этого немыслимо перспективное развитие экономики. На языке экономистов такой тип экономики именуется инновационной. Несмотря на то, что единого мнения о природе этого социального феномена пока не существует, термин "инновационная экономика" прочно укрепился в экономической литературе, в законодательных актах программного характера, а в повседневный, деловой и научный оборот вводятся понятия, характеризующие различные проявления инноваций и инновационной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...