Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консультация для родителей

«Причины возникновения речевых нарушений у детей»

Большие достижения в области биологии, эмбриологии, теоретической медицины в течение последних десятилетий, успехи медицинской генетики, иммунологии и других дисциплин позволили углубить представления о причинах возникновения речевых нарушений у детей.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия.

В основе созревания речевой функциональной системы лежит поступление из внешнего мира через различные органы чувств, в первую очередь через слуховой анализатор, речевых сигналов. Источником речевых сигналов является взрослый, который общается с ребёнком. Роль речевого окружения и речевого общения очень велика, и их недостаточность может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи.

Развитие речи ребёнка задерживается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствия эмоционально положительныхконтактов, сверхшумном окружении. Некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи) могут возникнуть на основе подражания.

Речевые нарушения часто возникают при различных психическихтравмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье).

 

Острые психические травмы могут вызвать у ребёнка психогенные речевые расстройства: мутизм, невротическое заикание.

В зависимости от времени воздействия внешние факторы выделяют внутриутробную (пренатальную) патологию, повреждения при родах (натальная патология) и воздействие вредоносных факторов после рождения (постнатальная патология).

Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах. Это сочетание обозначается термином перинатальная патология.

Перинатальная патология может быть обусловлена хроническими заболеваниями матери и её болезнью во времябеременности (особенно от 4 недель до 4 месяцев беременности), инфекциями, токсикозами, многообразной акушерской патологией (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода). Кесарево сечение может быть причиной возникновения речевых нарушений ребёнка.

Ведущее место в перинатальной патологии нервной системы детей являются асфиксия и родовая травма.

Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток, часто в речевых зонах коры головного мозга.

Причиной речевых нарушений может стать иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус-фактору.

Патологические воздействия на поздних сроках беременности обычно не вызывают тяжелых нарушений, но проявляются у детей множественными дизэмбриогенетическими стигмами в виде асимметрии черепа, аномалии неба (высокое «готическое» нёбо, уплощённое небо), дефекты развития челюстей, нарушения прикуса.

Инфекционные и соматические заболевания матери могут приводить к расстройствам питания и кислородному голоданиюплода. В результате рождается ребёнок с ослабленной нервной системой, замедляется формирование связей в головном мозге, что влияет на формирование речевой деятельности.

Нарушения внутриутробного развития плода могут быть связаны с приемом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением во время беременности.

Токсикозы беременности, недоношенность, недлительная асфиксия в родах вызывают нерезко выраженные минимальные органические повреждения мозга (ММД). Для детей с ММД характерны недостаточность внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, различные речевые расстройства.

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков. В исследованиях последних лет показано различие в развитии правой и левой (речевой) гемисфер (полушарий головного мозга) в зависимости от пола.

Левое полушарие, осуществляющее в основном речевую функцию, быстрее развивается у девочек. А у мальчиков быстрее развивается правое полушарие, отвечающее за зрительно-пространственный гнозис (познавание предметов, явлений).

Кроме того у девочек раньше формируется более выраженное межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей компенсации у них мозговых повреждений.

Речевые нарушения могут возникать и под влиянием вредных факторов в первые годы жизни ребёнка: травмы, инфекции, соматическая ослабленность могут привести к задержке речевого развития.

Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют наследственные факторы. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием даже незначительных неблагоприятных воздействий.

К задержке речевого развития ребёнка может привести двуязычие в семье или раннее обучение нескольким языкам.

Необходимо отметить необыкновенную пластичность головногомозга ребёнка, более диффузное наличие речевых зон в незрелом мозгу, которые представлены более распространенно в обоих полушариях. Это и обеспечивает большие компенсаторныевозможности ребёнка в преодолении речевых нарушений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...