Главная | Обратная связь
МегаЛекции

повышения межкультурной сензитивности




 

Для подготовки к межкультурному взаимодействию широкое распространение во многих странах мира получили так называемыекультурные ассимиляторы, хотя это и не самое удачное наименование, так как обучаемых не побуждают отказаться от собственной культуры и стать похожими на членов другой группы — ассимилироваться. Цель при использовании данного метода — научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира. Поэтому культурный ассимилятор называют такжетехникой повышения межкультурной сензитивности (см. Albert, 1983).

Первые культурные ассимиляторы были разработаны в начале 60-х гг. психологами университета штата Иллинойс под руководством Г. Триандиса. Они предназначались для американских граждан, взаимодействующих с арабами, иранцами, греками, тайцами. Создатели модели ставили своей целью за короткое время дать обучаемым как можно больше информации о различиях между двумя культурами и остановились на программированном пособии с обратной связью, позволяющем сделать его читателя активным участником процесса обучения. Позднее стали использовать и компьютерные варианты пособий.

Культурные ассимиляторы состоят из описаний ситуаций (от 35 до 200), в которых взаимодействуют персонажи из двух культур, и четырех интерпретаций их поведения — каузальных атрибуций о наблюдаемом поведении. Информация подбирается так, чтобы представить ситуации, в которых проявляются либо значительные, либо наиболее значимые, ключевые различия между культурами. Идеальной можно считать ситуацию, во-первых, описывающую часто встречающийся случай взаимодействия членов двух культур, во-вторых, такую, которую представитель группы «гостей» находит конфликтной или которую он чаще всего неправильно интерпретирует, в-третьих, позволяющую получить важные сведения о чужой культуре.

При подборе ситуаций учитываются взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и многое другое. Особое внимание уделяется ориентированности культуры на коллектив или на личность. Например, представитель европейской индивидуалистической культуры в процессе работы с ситуациями ассимилятора должен осознать, что:

• поведение членов восточных коллективистических культур в большей степени отражает групповые нормы, чем индивидуальные установки;

• отношения между родителями и детьми на Востоке почти священны;

• во многих странах Востока принято проявлять скромность при публичной оценке собственных достижений;



• там принято дарить подарки в тех случаях, когда в Европе платят деньги.

Примеры потенциально конфликтных ситуаций могут быть взяты из этнографической и исторической литературы, прессы, наблюдений самих разработчиков. Проводятся также интервью с использованием методики «критического инцидента»: респондентов просят вспомнить события, в которых произошло что-то, что резко — в позитивную или негативную сторону — изменило их мнение о представителях другой культуры.

Наиболее сложные задачи встают перед создателями культурного ассимилятора на этапе комплектации набора альтернативных объяснений — атрибуций. Если ассимилятор предназначен для подготовки представителей культуры А к взаимодействию с представителями культуры Б, то необходимо подобрать — с помощью экспертов из двух культур — три интерпретации поведения персонажей, наиболее вероятные с точки зрения членов культуры А, и одну интерпретацию, которую чаще всего используют при объяснении ситуации представители культуры Б. Лишь ответы, характерные для членов культуры Б, считаются правильными. Если обучаемый выбирает неправильный ответ, его просят вернуться к ситуации еще раз и выбрать другое объяснение поведения персонажей. При выборе правильного ответа подробно описываются особенности культуры, в соответствии с которыми они действовали.

Сам по себе культурный ассимилятор является методом когнитивного ориентирования, но его часто применяют в тренинго-вых программах — в группе обсуждаются и сравниваются результаты участников, проводятся ролевые игры с использованием ситуаций культурного ассимилятора. В этом случае он является основой программы атрибутивного тренинга, так как задача обучаемых — выбрать ту интерпретацию каждой ситуации взаимодействия представителей двух культур, которая соответствует точке зрения чужой для него группы, т.е. подобрать изоморфную атрибуцию.

Чтобы лучше понять, что представляет собой данная техника, проанализируйте ситуацию из культурного ассимилятора, предназначенного для обучения российского персонала совместных российско-германских предприятий. Этот ассимилятор был сконструирован в 1998 г. студенткой факультета психологии МГУ Ю. С. Луканцевер в выполненной под нашим руководством дипломной работе:

Антону Василькову повезло — сразу после окончания института он устроился на работу в совместное предприятие. Очень часто после рабочего дня он вместе со своими немецкими коллегами заходил в бар выпить пива и поболтать. Отношения, как казалось Антону, из деловых все больше превращались в дружеские. На следующий день после очередных «посиделок» Антон обратился к сидящему с ним рядом в офисе Питеру Бергу: «А помнишь, ты вчера рассказывал, как вы с Мартином устроили дебош в ресторане?». На что последовал очень резкий ответ: «Антон, занимайся своей работой». Молодой человек был обескуражен — вчера они с Питером были лучшими друзьями, а сегодня такое обращение.

Как бы Вы объяснили Антону причину размолвки с немецким коллегой?

1. Питер — грубый, невоспитанный человек.

2. Питер убежден, что то, что было рассказано в частной беседе, не стоит предавать огласке.

3. Питер полагает, что на рабочем месте не стоит говорить о посторонних вещах.

4. Питеру неприятно вспоминать случай из своей жизни, о котором он рассказал, изрядно выпив.

Вы выбрали объяснение № 1. В предложенной ситуации нет никаких указаний на невоспитанность Питера. Напротив, Антон, довольно давно с ним общавшийся и считавший Питера своим другом, был явно шокирован его резкой отповедью. Вернитесь к ситуации и сделайте другой выбор.

Вы. выбрали объяснение № 2. Это вполне вероятный вариант ответа — правила хорошего тона диктуют, что не следует делать достоянием гласности содержание частной беседы. Но в ситуации нет указаний, что кто-то мог слышать разговор коллег, сидящих за соседними столами. Попытайтесь найти более точное объяснение.

Вы, выбрали объяснение № 3. Это лучший вариант ответа. Немцы обычно не смешивают понятия дружбы и деловых отношений. Поэтому они считают, что в баре можно говорить на любые темы, а на рабочем месте — только на темы, непосредственно связанные с работой. Россиянин, взаимодействующий с немецкими партнерами и не придерживающийся этого принципа, может прослыть бестактным, бесцеремонным, навязчивым и невоспитанным.

Вы выбрали объяснение № 4. Исключить такую возможность нельзя, и тогда негативная реакция Питера на высказывания Антона понятна. Но это объяснение не раскрывает ситуацию полностью. Попытайтесь найти более точное объяснение.

Хотя к настоящему времени в мире создано большое количество культурных ассимиляторов, они не могут получить широкого распространения, поскольку предназначены узкому кругу лиц — студентам-арабам в США, учителям, работающим с испаноязыч-ными школьниками и т.п. Но во многих случаях готовить к межкультурному взаимодействию приходится не столь однородные группы: специалистов, взаимодействующих с многонациональной клиентурой, студентов, приехавших из разных стран и т.п. Группа исследователей во главе с Р. Бриолином задалась вопросом, возможно ли создание универсального культурного ассимилятора, который бы помог людям адаптироваться в любой чужой культуре (см. Brislin, Cushner, Cherrie, Yong, 1986). На основе опыта создания узко ориентированных культурных ассимиляторов и работы с различными тренинговыми группами они пришли к выводу, что такая задача разрешима, так как люди, попадающие в инокультурное окружение, проходят через сходные этапы адаптации и налаживания межличностных контактов с местными жителями.

Поэтому можно выделить круг прототипных ситуаций взаимодействия представителей двух разных культур, а также задач, выполняемых визитерами в стране пребывания. Хотя созданное ими пособие универсальным является прежде всего для американцев, в настоящее время оно применяется и в других англоязычных странах.

Многолетнее использование культурных ассимиляторов — культурно-специфичных и универсального — подтвердило, что они являются эффективным средством формирования изоморфных атрибуций, передачи информации о различиях между культурами, облегчения межличностных контактов в инокультурном окружении и, в конечном счете, решения стоящих перед человеком задач.

Но разрабатывая и внедряя культурные ассимиляторы, не следует забывать и о более традиционных методах подготовки к межкультурному взаимодействию. Среди них немаловажная роль отводится академическим курсам по этнопсихологии, межкультурной коммуникации и др. Поэтому автор надеется, что читатели приобрели некоторый объем знаний, который пригодится им в ситуациях межэтнического взаимодействия как в многонациональной России, так и за рубежом.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Лебедева Н. М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. С. 271-289.

Стефаненко Т. Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Стефаненко Т. Г„ Шлягина Е. И„ Ениколо-пов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С.55-78.

Фрейнкман-Хрусталева Н. С., Новиков А. И. Эмиграция и эмигранты: История и психология. СПб.: Государственная академия культуры, 1995. С. 111-148.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

Агеев В. С. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 177-188.

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та,1990.

Агеева Р. А. Страны и народы: Происхождение названий. М.:

Наука, 1990.

Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») // Социологические исследования. 1993. № 3. С. 75-85.

Аклаев А. Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов // Духовная культура и этническое самосознание наций / Под ред. Л. М. Дробижевой. М.: Институт этнографии АН СССР, 1990. Вып.1. С. 12-38.

Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.

Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.

Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннеперво-бытной общине. М.: Наука, 1987.

Артемова О. Ю. Дети в обществе аборигенов Австралии // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии / Под ред. Н. А. Бутинова, И. С. Кона. М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1992. С.17-55.

Арутюнов С. А. Фантом безэтничности // Расы и народы. М.: Наука, 1989. Вып. 19. С.22-24.

Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1998.

Асмолов А, Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А. К. Байбурина. Л.: Наука, 1985. С.7-21.

Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983.

Велик А. А. Психологические направления в этнологии США. От исследования «культура-и-личность» к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде / Под ред. Е. А. Ве-селкина, В. А. Тишкова. М.: Наука, 1989. С. 190-240.

Белик А. А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития // Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения / Под ред. С. Я. Козлова, П. И. Пучкова. М.: Наука, 1991. С. 24-51.

Белик А. А. Психологическая антропология: История и теория. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1993.

Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998.

Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. С.271-284.

Берберова Н. Н. Курсив мой: Автобиография. М.: Согласие, 1996.

Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Под ред. Е. М. Чехарина. М.: Наука, 1990 а. С.43-271.

Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Философское общество СССР,1990 б.

Берштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в.: Половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука, 1988.

Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Образы американца и советского человека в восприятии московских студентов и на страницах молодежной прессы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 3. С.3-11.

Бойл Корагессан Т. Восток есть Восток // Иностранная литература. 1994. № 8. С. 5-179.

Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994.

Бороноев А. О., Смирнов П. И. Русские и судьба России (опыт этнопсихологического исследования) // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. С.170-177.

Браун Д. Р., Файерстоун Ч. М., Мицкевич Э. Теле- и радионовости и меньшинства. М.: Интерпракс, 1994.

Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.

Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М.: Прогресс, 1976.

Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977.

Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983.

Бутинов Н. А. Детство в условиях общинно-родового строя // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии / Под ред. Н. А. Бу-тинова, И. С. Кона. М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература»,1992 а. С. 5-16.

Бутинов Н. А. Детство на островах Адмиралтейства // Этно-гра4эия детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии / Под ред. Н. А. Бутино-ва, И. С. Кона. М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1992 б. С. 56-84.

Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Плато-нова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.

Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингво-страноведение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990.

Воловикова М. И., Гренкова Л. Л; Морскова А. А. Утверждение через отрицание // Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления / Под ред. К. А. Абульхановой-Славской и др. М.: Институт психологии РАН. 1996. С. 86-98.

Воробьева Л. И„ Петровский В. А„ Фельдштейн Д. И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе // Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельд-штейна. М.: Педагогика, 1987. С.6-36.

Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998. С. 195-308.

Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 5-361.

Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шича-лина, Новое Литературное Обозрение,1995.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988.

Гердер И. Г. Избранные сочинения. М.-Л.: Гослитиздат, 1959.

Геродот. История в девяти книгах. Л.: Наука, 1972.

Голдберг Л. Р., Шмелев А. Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «Большая пятерка» факторов в английском и русском языках // Психологический журнал. 1993. Т.14. № 4. С.32-39.

Гостев А. А., Соснин В. А., Степанов Е. И. На путях становления отечественной конфликтологии // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2. С. 110-128.

Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометео-издат, 1990.

Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.

Гусейнов Г., Драгунский Д. Новый взгляд на старые истины // Ожог родного очага / Под ред. Г. Гусейнова, Д. Драгунского. М.: Прогресс, 1990. С. 7-28.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4. М.: Русский язык,1981-1982.

ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.

Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология / Под ред. С. А. Арутюнова и др. М.: ИНИОН СССР, 1979. С. 23-44.

Донцов А. И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 75-86.

Дробижева Л. М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. 1991. № 1. С. 3-13.

Дробижева Л. М., Аклаев А.Р, Коротеева В. В., Солдато-ва Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996.

Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в Истории. 1991 / Под ред. А. Я. Гуревича. М.: Наука, 1991. С.48-59.

Ерофеев Н. А. Туманный Альбион. М.: Наука, 1982.

Здравомыслов А. Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социологические исследования. 1993. № 8. С. 12-21.

Здравомыслов А. Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. 1996. № 12. С.23-32.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991.

Ионин Л. Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.

Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982.

История первобытного общества /Под ред. Ю. В. Бромлея. М.: Наука,1986.

Кара-Мурза С. Г. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. 1990. № 9. С.3-15.

Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие). М.: Педагогика, 1991.

Климчук Ф. Д. Этнос и перепись: парадоксы статистики // Ожог родного очага / Под ред. Г. Гусейнова, Д. Драгунского. М.: Прогресс, 1990. С. 92-106.

Ключевский В. О. Курс русской истории // Соч.: В 8 т. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1956. Т. 1.

Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология / Под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анцыферовой. М.: Наука,1971. С.122-158.

Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979. С. 85-113.

Кон И. С. Этноцентризм // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1983. С. 812.

Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

Кон И. С. Маргарет Мид и мир детства // Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988 а. С. 398-425.

Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988 б.

Коул М. Культурно-историческая психология. М.: «Когито-Центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977.

Крюков М. В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М.: Наука, 1989. Вып. 19. С.5-18.

Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1993.

Лебедева Н. М.НоваяРусскаяДиаспора:Социально-психологический анализ. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997 а.

Лебедева Н. М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество/ Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997 б. С.104-115.

Лебедева Н. М. Социально-психологические закономерности ак-культурации этнических групп // Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997 в. С. 271-289.

Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Старый сад, 1998.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

Левкович В. П., Мин Л. В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана // Психологический журнал. 1996. Т.17. № 6. С.72-81.

Левкович В.П, Панкова Н. Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных авторов // Советская этнография. 1973. № 5. С.123-131.

Левкович В. П., Панкова Н. Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика / Под ред. Е. В. Шорохо-вой, В. П. Левкович. М.: Наука, 1985. С. 138-153.

Леонтъев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.

Леонтъев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. С.251-261.

Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.

Лотман Ю. М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры // Тезисы докладов IV Летней школы по вторичным моделирующим системам, 17-24 авг. 1970 г. Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1970. С.98-101.

Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992 а. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. С. 296-336.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, Издательская группа «Прогресс», 1992 б.

Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур // Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992 в. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. С. 102-109.

Лотман Ю. М. О метаязыке типологических описаний культуры // Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992 г. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. С. 386-406.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб.: Искусство, 1994.

Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994.

Лурье С. В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997.

Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

Марцинковская Т. Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М.: Агентство «Блиц», 1994.

Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1955. С.157-733.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996.

Насиновская Е. Е. Возрождение характерологии // Психологический журнал. 1998. Т.19. № 1. С.180-182.

Науменко Л. И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. С. 76-88.

Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Сочинения в 2 т. Т. 1. Литературные памятники. М.: Мысль, 1990. С. 47-157.

Овчинников В. В. Ветка сакуры. М.: Молодая гвардия, 1972.

Овчинников В. В. Сакура и дуб. Книга вторая: Корни дуба // Роман-газета. 1987. № 3.

Осипова О. А. Американская социология о традициях в странах Востока. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985.

Павленко В. Н., Таглин С. А. Факторы этнопсихогенеза. Харьков: ХГУ, 1993.

Падучева Е. В. Феномен Анны Вежбицкой // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С.5-32.

Патаки Ф. Социально-психологические факторы изменений, происходящих в Венгрии // Психологический журнал. 1991. Т.12. № 5. С.108-119.

Пименов В. В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. М.: Наука, 1994. С. 5-14.

Платонов Ю. П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993.

Поршнев Б. Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.

Почебут Л. Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. С. 66-83.

Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологичес-кие очерки). М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.

Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. Т. 6.

Рейковски Я. Движение от коллективизма // Психологический журнал. 1993. Т.14. № 5. С.24-33.

Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество// Реферативный журнал «Общественные науки за рубежом». Серия 11. Социология. 1992. № 2. С.160-190.

Романова О. Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1994.

Российская ментальность. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. № 1. С.25-53.

Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета / Под ред. С. Л. Удовика. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1996. С. 7-46.

Салимова К. И. Восхождение к успеху (Воспитание в Японии: история и современность). М.: Международная академия самоусовершенствования,1993.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Издательская группа «Прогресс», Универс, 1993.

Сеченов И. М. Замечания на книгу г. Кавелина «Задачи психологии» // Избранные филосо4эские и психологические произведения. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1947. С.179-218.

Сикевич 3. В.Национальноесамосознаниерусских (социологический очерк). М.: Механик, 1996.

Ситарам К. С., Когделл Р. Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. № 2. С.51-64. № 3. С.60-68. № 4. С.106-116. № 5. С.100-107.

Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991.

Собкин В. С. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентации русских и еврейских подростков // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования / Под ред. П. С. Писарского, В. С. Собкина. М.: ЦСО РАО, 1995. Том III. Выпуск 1У. С. 6-63.

Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.

Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии (обзор) // Общественные науки за рубежом: РЖ. Серия 11. Социология. 1992. № 2. С. 70-83.

Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Моск. унта, 1987. С. 242-250.

Стефаненко Т. Г. Методы исследования этнических стереотипов // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. унта, 1993 а. С.3-27.

Стефаненко Т. Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993 б. С.55-78.

Сталин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

Стрелецкий В. Н. Экстерриториальные конфликты: сущность, генезис, типы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. М.: Моск. Центр Карнеги. М., 1997. С. 225-249.

Сусоколов А. А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. М.: Наука, 1990. Вып. 20. С. 5-39.

Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах на материале ритуала ндембу // Семиотика и ис-кусствометрия / Под ред. Ю. М. Лотмана, В. М. Петрова М.: Мир, 1972. С. 50-81.

Тишков В. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. № 1/2. С. 3-38.

Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.

Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М.: Высшая школа, 1978.

Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 14 т. М.: Гослитиздат, 1951. Т. 1. 1952. Т. 8.

Тулъвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Таллин: Валгус, 1988.

Уорф Б. Л. Наука и языкознание // Новое в лингвистике / Под ред. В. А. Звегинцева. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960 а. Вып.1. С. 169-182.

Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике / Под ред. В. А. Звегинцева. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960 б. Вып.1. С. 135-168.

Фрейд 3. Почему война? // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. С. 257-269.

Фрейнкман-Хрусталева Н. С., Новиков А. И. Эмиграция и эмигранты: История и психология. СПб.: Государственная академия культуры, 1995.

Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс. 1986.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 2.

Холл Э. Как понять иностранца без слов // Фаст Дж. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. М.: Вече, Персей, ACT, 1995. С. 225-429.

Хохряков П. Язык и психология. Казань: без изд-ва, 1889.

Цвейг С. Избранное. Минск: Гос. изд-во БССР, 1960.

Цветов В. Я. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. М.: Политиздат, 1991.

Чехов А. П. Собрание сочинений: В 12 т. М.: Гослитиздат. 1955. Т.4.

Шихирев П. Н. Проблемы исследований межгрупповых отношений // Психологический журнал. 1992. Т.13. N 1. С. 15-23.

Шкуратов В. А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997.

Шлягина Е. И., Данзаева Э. У. Зависимость актуального эт-нопсихологического статуса личности от ее характерологических черт // Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. С. 347-355.

Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы исследования этнической толерантности личности // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С.28-54.

Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Г. Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. С.261-372.

Штейнталь Г. Грамматика, логика и психология// Звегин-цев В. А. История языкознания XIX иXX веков в очерках и извлечениях. М.: Гос. уч-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1960. Ч. 1. С.108-116.

Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Альманах «Русская идея», 1997. Вып. 3.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.

Эйбл-ЭйбесфельО И. Поведение детей: культуры народов ко-сан, яномами, химба и эйпо // Культуры. 1982. N4. С.5-29.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996 а.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996 б.

Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. М.: Наука, 1994.

Ямское А. Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. М.: Моск. Центр Карнеги. М., 1997. С. 205-224.

Ясперс К. Ностальгия и преступление // Собрание сочинений по психопатологии: В 2 тт. М.: Издательский центр «Академия»; СПб.: Белый кролик, 1996. Т. 1. С. 8-122.

Albert R. D. The Intel-cultural sensitizer or culture assimilator:

A cognitive approach // Handbook of intercultural training / Ed. by D. Landis, R. W. Brislin. N. Y. etc.: Pergamon Press, 1983. Vol. 2. P. 186-217.

Amir Y., Sharon I. Are social psychology's laws cross-culturally valid? // J. of Cross-Cultural Psychology. 1987. Vol. 18(4). P.383-470.

Bargal D., Bar H. A Lewinian approach to intergroup workshops for Arab-Palestinian and Jewish youth // J. of Social Issues. 1992. Vol. 48 (2). P. 139-154.

Barry H. Description and uses of the Human Relations Area Files // Handbook of cross-cultural psychology. Boston: Allyn and Bacon, 1980. Vol.2: Methodology / Ed. by. H. C. Triandis, J. W. Berry. P. 445-478.

Barry H., Child I., Bacon M. Relation of child training to subsistence economy // American Anthropology. 1959. Vol. 61(1). P.51-63.

Bar-Tal D. Causes and consequences of delegitimation: Models of conflict and ethnocentrism // J. of Social Issues. 1990. Vol. 46. P. 65-82.

Benedict R. The chrysanthemum and the sword: Patterns of Japanese culture. Boston: Houghton Mifflin Company, 1946.

Bennett M. J. A developmental approach to training for inter -cultural sensitivity // International J. of Intercultural Relations. 1986. Vol. 10(2). P. 179-196.

Berlin В., Кау P. Basic color terms: Their universality and evolution. Berkeley: University of California Press, 1969.

Berry J. W. A cultural ecology of social behavior // Advances in experimental social psychology / Ed. by. L. Berkowitz. N. Y.: Academic Press, 1979. Vol. 12. P. 177-206.

Berry J. W. Introduction to methodology // Handbook of cross-cultural psychology. Boston: Allyn and Bacon, 1980. Vol. 2: Methodology / Ed. by. H. C. Triandis, J. W. Berry. P. 1-28.

Berry J. W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46 (1). P. 5-34.

Berry J. W„ Poortinga Y. H„ Segall M. H„ Dasen P. R. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1992.

Betancourt H., Weiner B. Attributions for achievement-related events, expectancy, and sentiments: A study of success and failure in Chile and the United States // J. of Cross-Cultural Psychology. 1982. Vol. 13(3). P.362-374.

Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact / Ed. by S. Bochner. Oxford: Pergamon Press, 1982. P. 5-44.

Bock Ph. K. Rethinking psychological anthropology. Continuity and change in the study of human action. N. Y.: W. H. Freeman and Company, 1988.

Bond M. H. A proposal for cross-cultural studies in attribution // Attribution theory: Social and functional extensions / Ed. by. M. Hewstone. Oxford: Basil Blackwell, 1983. P. 144-157.

Bond R., Smith P. B. Culture and conformity: A meta-analysis of studies using Asch's (1952b, 1956) line judgment task // Psychological Bulletin. 1996. Vol.119(1). P.111-137.

Brewer M. B„ Campbell D. T. Ethnocentrism and intergroup attitudes: East African evidence. N. Y.: Halsted/Wiley, 1976.

Brislin R. W., Cushner K., Cherrie C., Yong M. Intercultural interactions: A practical guide. Beverly Hills (Cal.) etc.: Sage, 1986.

Campbell D. T. Stereotypes and the perception of group differences // American Psychologist. 1967. Vol. 22. P. 817-829.

Chandler Т., Shama D., Wolf F., Planchard S. Multiattribu-tional causality: A five cross-national samples study // J. of Cross-Cultural Psychology. 1981. Vol. 12(2). P.207-221.

Church A. T„ Lonner W. J. The cross-cultural perspective in the study of personality: Rationale and current research // J. of Cross-Cultural Psychology. 1998. Vol. 29(1). P. 32-62.

Daun A. Svensk mentalitet. Simrishamn: Raben & Sjogren, 1989.

Deschamps J.-C. L'attribution, la categorisation sociale et les representations intergroupes // Bulletin de Psychologie. 1973/74. Vol. 27. P.710-721.

Diaz-Loving R. Contributions of Mexican ethnopsychology to the resolution of the etic — emic dilemma in personality // J. of Cross-Cultural Psychology. 1998. Vol. 29(1). P. 104-118.

Ekman P. Universal and cultural differences in facial expression of emotion // Nebraska symposium on motivation, 1971 / Ed. by J. R. Cole. Lincoln: University of Nebraska Press, 1972. P. 207-283.

Ekman P., Friesen W. V. The repertoire of nonverbal behavior: Categories, origins, usage and coding // Semiotica. 1969. Vol. 1(1). P. 49-98.

Graumann C. F. Conspiracy: History and social psychology — A synopsis // Changing conceptions of conspiracy / Ed. by C. F. Graumann, S. Moscovici. N. Y. etc.: Springer-Verlag, 1987. P. 245-251.

Groh D. The temptation of conspiracy theory, or Why do bad things happen to good people? // Changing conceptions of conspiracy / Ed. by С. F. Graumann, S. Moscovici. N. Y. etc.: Springer-Verlag, 1987. P. 1-37.

Heider E. R. Universals in color naming and memory // J. of Experimental Psychology. 1972. Vol. 93 (1). P.10-20.

Hershovits M. J. Les bases de 1'anthropologie culturelle. Paris: Payot, 1967.

Hewstone M., Jaspars J. Social dimensions of attribution // The social dimension / Ed. by H. Tajfel. Cambridge etc.: Cambridge University Press; Paris: Editions de la Maison des Sciences de 1'Homme, 1984. Vol. 2. P. 379-404.

Но D.Y.F. Indigenous psychologies: Asian perspectives // J. of Cross-Cultural Psychology. 1998. Vol. 29(1). P. 88-103.

Hofstede G., Bond M. Hofstede's culture dimensions // J. of Cross-Cultural Psychology. 1984. Vol. 15(4). P. 417-433.

Hui C. H., Triandis H. C. Individualism-collectivism: A study of cross-cultural researchers // J. of Cross-Cultural Psychology. 1986. Vol. 17(2). P. 225-248.

Hui C. H„ Triandis H. C. Effects of culture and response format on extreme response style // J. of Cross-Cultural Psychology. 1989. Vol. 20(3). P. 296-309.

Intercultural communication theory /Ed. by W. B. Gudykunst. Bewerly Hills (Cal.) etc.: Sage, 1983.

Kagitcibasi C., Berry J. W. Cross-cultural psychology: Current research and trend // Annual Review of Psychology. 1989. Vol. 40. P.493-531.

Lee Y. Т., Seligman M.E.P. Are Americans more optimistic than Chinese? // Personality and Social Psychology Bulletin. 1997. Vol. 23(1). P. 32-40.

Liem R. Shame and guilt among first- and second-generation Asian Americans and European Americans // J. of Cross-Cultural Psychology. 1997. Vol. 28(4). P.365-392.

Makine A. Le testament francais. Paris: Mercure de France, 1995.

Mann G. Attributions for tardiness among Chilean and United States students // J. of Social Psychology. 1987. Vol. 127(1). P.69-75.

Marsella A. J. Depressive experience and disorder across cultures // Handbook of cross-cultural psychology. Boston: Allyn and Bacon, 1980. Vol.6: Psychopathology / Ed. by. H. C. Triandis, J. Draguns. P. 237-289.

Matsuda N. Strong, quasi-, and weak conformity among Japanese in the modified Ash procedure // J. of Cross-Cultural Psychology. 1985. Vol. 16(1). Р. 83-97.

Matsumoto D. Culture and psychology. Pacific Grove (Cal.) etc.:

Brooks/Cole Publishing Company, 1996.

Moscovici S. The conspiracy mentality // Changing conceptions of conspiracy / Ed. by C. F. Graumann, S. Moscovi





©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.