требования и меры по обращению с озоноразрушающими веществами и содержащей их продукцией
Согласно ст. 54 Федерального закона "Об охране окружающей среды" охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ. Регулируется обращение с этими веществами на национальном уровне преимущественно во исполнение международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. Правовые требования и меры по обращению с озоноразрушающими веществами и содержащей их продукцией предусмотрены рядом подзаконных актов. Основные из них - Постановления Правительства РФ "Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации"; "О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции"; "Об усилении мер государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции" и др. Меры, касающиеся деятельности, осуществляемой внутри страны включают: - разработку уполномоченными органами (природоохранными, экономического развития, финансов и др.) комплекса неотложных мер по поэтапному сокращению производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации, предусмотрев в том числе организацию системы сбора, хранения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ - установление квот на производство на территории РФ конкретных озоноразрушающих веществ исходя из расчетных ставок, сроков и других требований Монреальского.
- регулирование сроков (с 20 декабря 2000 г.) ограниченного производства озоноразрушающих веществ; - запрет (с 1 июля 2000 г.) на создание на территории РФ новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ; - разработку и утверждение уполномоченными органами порядка использования средств Глобального экологического фонда и других средств, направляемых на реализацию мероприятий, и в первую очередь на ликвидацию и перепрофилирование мощностей по выпуску озоноразрушающих веществ, а также обеспечение контроля за целевым использованием этих средств. Меры по, касающиеся импортно-экспортных операций с ними, установленные в целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя (1985) и Монреальскому протоколу(1987) включают: - лицензирование ввоза в РФ и вывоза из РФ конкретных озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, за исключением их транзитных перевозок через РФ. При этом определен перечень озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, запрещенных к ввозу в РФ и вывозу из РФ; - допустимость ввоза в РФ и вывоза из РФ (с 1 марта 2000 г.) конкретных озоноразрушающих веществ только в случаях: использования этих озоноразрушающих веществ исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ; транзитных перевозок их через Российскую Федерацию из государств и в государства, являющиеся Сторонами Монреальского протокола; - разработку перечня продукции с использованием озоноразрушающих веществ, ввозимой (вывозимой) в Российскую Федерацию; - контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ лицензируемых озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. (Контроль осуществляет Государственный таможенный комитет РФ). Правовые требования и меры по обращению с радиоактивными веществами и материалами
Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Согласно ст. 48 юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ и ядерных материалов, не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения. Закон запретил ввоз в Российскую Федерацию ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопление, отправку в целях захоронения в космическое пространство ядерных материалов. В законах и иных нормативных актах закрепляется: 1) исключительное право РФ на разработку, использование и реализацию радиоактивных веществ; 2) исключительно разрешительный порядок работы с радиоактивными веществами; 3) строго детализированные правила обращения с радиоактивными веществами; 4) правила эксплуатации ядерных реакторов и иных подобных установок и приборов радиологического профиля, призванных предотвращать наступление вредных последствий; 5) устанавливаются виды и размеры юридической ответственности физических и юридических лиц за несоблюдение названных правил. Предприятиям, учреждениям и организациям запрещено: 1) производить работы с радиоактивными веществами, не имея соответствующего разрешения; 2) применять технологии и использовать оборудование, не отвечающее требованиям ядерной и радиационной безопасности; 3) размещать оборудование и установки для работы с радиоактивными веществами в жилых зданиях и вблизи детских учреждений, больниц. Конкретные требования по поводу радиоактивных веществ и материалов установлены Федеральным законом "Об использовании атомной энергии". В частности, этот Закон распространяется на такие виды деятельности как: - учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- экспорт и импорт ядерных материалов и радиоактивных веществ; - подготовка специалистов в области использования ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ; - физическая защита ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ. В законодательстве предусмотрены также требования к объектам использования, хранения и иных видов обращения с рассматриваемыми веществами и материалами. В соответствии со ст. 5 ядерные материалы могут находиться в федеральной собственности или в собственности юридических лиц. Ядерные установки могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц, перечень которых утверждается Президентом РФ. Пункты хранения могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц, если федеральным законом не предусмотрено иное. Радиационные источники, радиоактивные вещества могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности или в собственности юридических лиц. На собственников возложена обязанность осуществлять контроль за их сохранностью и надлежащим использованием. Различные виды деятельности по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами допускаются лишь на основании разрешений. К таким видам относятся: - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; - обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами - использование ядерных материалов и/или радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; - проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; - конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок
транспортирование должно осуществляться в соответствии со специальными правилами транспортирования особо опасных грузов. Перевозчик ядерных материалов и радиоактивных веществ должен иметь лицензию. При транспортировании должны осуществляться мероприятия по предупреждению транспортных происшествий и аварий и по ликвидации их последствий, а также мероприятия по охране окружающей среды. При хранении и переработке должна обеспечиваться надежная защита населения и окружающей среды. В меру экологической опасности ядерных материалов и радиоактивных веществ важное значение имеет правовое регулирование экспортно-импортных операций с ними. Регулирование отношений в этой сфере осуществляется рядом подзаконных нормативных правовых актов, в т.ч. Положением о порядке вывоза из РФ и ввоза в РФ радиоактивных веществ и изделий на их основе, утвержденным Постановлением Правительства РФ;Положением об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий. Важнейшими инструментами регулирования в этой сфере являются лицензирование и контроль. Любые радиоактивные вещества и изделия на их основе при вывозе их из РФ или ввозе в РФ подлежат таможенному контролю и оформлению. Правовое регулирование обращения с генетически модифицированными организмами
ст. 50 ФЗ "Об ООС", устанавливающая запрет на производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти. Основными элементами правового механизма обращения с генетически модифицированными организмами являются лицензирование, сертификация, государственная регистрация генно-инженерно-модифицированных организмов, контроль, юридическая ответственность. Юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие генно-инженерную деятельность, проводят оценку риска при планировании, подготовке и проведении генно-инженерной деятельности. Важным экологически значимым является положение законодательства о допуске к занятию генно-инженерной деятельностью граждан, профессиональная подготовка и состояние здоровья которых соответствуют требованиям правил безопасности генно-инженерной деятельности. Продукция и услуги, соответственно полученная и предоставленные с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, подлежащие в соответствии с федеральными законами обязательной сертификации, должны иметь сертификат качества и знак соответствия. Генетически модифицированные организмы, предназначенные для первого на территории РФ выпуска в окружающую среду, промышленного использования или импорта, подлежат обязательной государственной регистрации. Одним из существенных условий регистрации является анализ представленных сведений о биобезопасности предлагаемого для государственной регистрации модифицированного организма. Для определения биобезопасности проводится экспертиза. Зарегистрированный модифицированный организм вносится в сводный государственный реестр зарегистрированных генно-инженерно-модифицированных организмов.
Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления В законодательстве предусмотрен всесторонний подход к регулированию обращения с отходами, включая деятельность, в процессе которой образуются отходы в сферах производства и потребления, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно ст. 51 отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Одновременно в целях исключения экологического вреда Закон запрещает удаление отходов на наиболее экологически и социально ценных территориях. В частности, запрещается: - захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву, на территориях водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в бальнеологических целях (т.е. использования минеральных источников, вод, грязей в лечебных целях), для извлечения ценных минеральных ресурсов; - размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; - захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Закон запрещает также ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания. Механизм обращения с такими отходами предусмотрен Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". Положения этого Закона получили развитие в Постановлением Правительства РФ: «Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», «Порядок ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», «Правила трансграничного перемещения отходов», а также законах субъектов РФ, где соответствующие законы приняты. Важную роль в охране природы играют требования: к предприятиям и иным объектам, на которых образуются отходы; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к объектам размещения отходов; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов. Закон устанавливает требование о необходимости регулярной очистки территории городских и других поселений. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду должен проводиться мониторинг состояния окружающей природной среды. Обязанность проведения мониторинга возложен на собственников объектов размещения отходов, а также на лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов. После окончания эксплуатации данных объектов эти же субъекты обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель. К обращению с опасными отходами допускаются лица, имеющие сертификат на право работы с опасными отходами. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при соблюдении определенных требований, включая: - наличие паспорта опасных отходов; - наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; - соблюдение требований безопасности - наличие документации с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Некоторые особые требования установлены в Законе к обращению с опасными отходами (ст. 14). На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Закон допускает возможность ограничения или даже запрещения деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы. Для обеспечения экологически корректного обращения с отходами применяются такие организационно-правовые меры, как лицензирование;нормирование;учет и отчетность;ведение государственного кадастра;контроль (государственный, производственный и общественный); юридическая ответственность. ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает два вида нормативов - образования отходов и лимиты на их размещение. В отношении планируемой деятельности в области обращения с отходами проекты нормативов разрабатываются и представляются на утверждение до начала практического осуществления этой деятельности. Срок действия утвержденных лимитов на размещение разный и зависит как от видов деятельности, при которой образуются отходы, места ее осуществления, так и видов отходов. По общему правилу лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. Для пользователей недр лимиты на размещение отходов устанавливаются на срок действия лицензии на пользование недрами в соответствии с проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Лимиты на размещение отходов для деятельности в области обращения с отходами, осуществляемой на Байкальской природной территории, пересматриваются ежегодно. Лимиты на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обращению с такими отходами. На основании предоставляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов и ведут государственный кадастр отходов. Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами
радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, находятся в федеральной собственности. Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" При хранении и переработке радиоактивных отходов должна обеспечиваться надежная защита работников от недопустимого использования атомной энергии радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения. Хранение радиоактивных отходов должно рассматриваться в качестве этапа их подготовки к переработке или к захоронению. Согласно ст. 48 при хранении или при захоронении радиоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды, защита настоящего и будущего поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия. Хранение или захоронение таких отходов допускается только в специально предназначенных для этого пунктах хранения. Их хранение или захоронение должно предусматриваться проектной или технической документацией в качестве обязательного этапа любого цикла ядерной технологии. Обращение с радиоактивными отходами допускается лишь в разрешительном порядке. Согласно ст. 22 радиоактивные вещества и радиоактивные отходы подлежат государственному учету и контролю на федеральном, региональном и ведомственном уровнях. Согласно ст. 22 радиоактивные вещества и радиоактивные отходы подлежат государственному учету и контролю на федеральном, региональном и ведомственном уровнях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|