Информационное общество: история и этапы развития
Появление и развитие информационного общества стало объектом изучения социальной философии такими социологами и философами, как А.Тофлер, Г. Кан, Т. Стоуньер, К. Ясперс, А. Энциниони. В своих исследованиях они отметили различные аспекты развития информационного общества и связанные с ним проблемы образования, политики и общественной жизни, бюрократии, а также проблемы дома и семьи. Учеными прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах. Деятельность людей будет сосредоточена на обработке информации, а материальное производство будет возложено на машины. Ближе всего на пути к полной информатизации общества стоят государства с развитой информационной индустрией: США, Япония, страны Европейского Союза. Необходимо отметить, что общество, которое будет во главе этого процесса, получит значительные преимущества. В мире существует так называемый «золотой миллиард», и если мы себя к нему относим, то должны, с одной стороны, соответствовать его экономическим, политическим, юридическим и информационным стандартам. С другой стороны, необходимо отдавать себе отчет, что любой продукт, производимый в этом глобальном обществе, будет нашим только на 10%, а остальные 90% мы должны будем взять у партнеров. Это касается как технологии, так и человеческих и сырьевых ресурсов. Кроме того, необходимо обратить внимание на такой факт: до появления Интернета информация была ценностью и дорого стоила, теперь же она превратилась в массовый дешевый продукт. Основными особенностями информационного общества являются: · наличие информационной инфраструктуры, состоящей из глобальных компьютерных сетей и распределенных в них информационных ресурсов;
· применение персональных компьютеров, подключенных к глобальным сетям, в массовом порядке; · готовность членов общества к использованию компьютерной техники и глобальных сетей (например, психологические препятствия); · внедрение в глобальных сетях новых услуг и форм деятельности, а также перенесение традиционных профессий в виртуальное пространство (почта, купля-продажа, оказание услуг, финансовые операции, отдых и развлечения); · возможность быстрого получения больших объемов информации; · возможность общения с другими членами общества в реальном времени на любых расстояниях (чаты, форумы и др.); · использование средствами массовой информации глобальных сетей для распространения информации без ограничений; · создание средств мультимедиа, работающих как в локальном, так и в глобальном режиме (средства мультимедиа позволяют человеку одновременно не только воспринимать изображение и звук, но и участвовать в этом процессе); · создание международных информационных норм, законодательства. Главной составной частью информационного общества является Интернет. Эта компьютерная сеть ломает границы, что обеспечивает бесперебойное распространение информации в огромных масштабах, порождает преступность, деятельность которой приводит к триллионным убыткам. Интернет постепенно вытесняет газеты и журналы, причем этот процесс быстрыми темпами идет к завершению. Следующими на очереди являются телевидение и радио. Полностью заменить собой все средства накопления и передачи информации Интернет, конечно, не сможет, однако в ближайшие десять лет он займет ведущее место. Основной причиной такого влияния Интернета является не только скорость и объемы распространяемой информации, но и независимость сети от постороннего вмешательства, ее полная демократичность. В этом смысле виртуальная реальность представляет собой идеальное представление человечества об обществе, которое значительно отличается от реального мира.
Наряду с положительными моментами развития информационного общества, для него характерны некоторые отрицательные тенденции: · возникает проблема качества и достоверности информации; · все большее влияние на общество оказывают средства массовой информации; · неправомерное использование информационных технологий может разрушить частную жизнь человека, влиять на экономическое состояние предприятия; · может возникнуть угроза расслоения общества на «информационную элиту» - людей, занимающихся разработкой информационных технологий и «простых потребителей» - людей с низкой информационной культурой. Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. По-настоящему современный человек, который востребован обществом, должен уметь общаться как минимум на одном иностранном языке, свободно пользоваться достижениями науки и техники, быть мобильным, готовым к перемене места жительства, страны, профессии. Огромную роль в процессе формирования такого человека играет информационная культура, которая является основой для способности человека учиться всю свою сознательную жизнь. Проблема формирования информационного общества имеет в настоящий момент не технический, а организационный и психологический характер. Дальнейший прогресс на пути развития информационного общества зависит от того, насколько быстро будут приспособлены к новым реалиям старые нормы, регулирующие традиционно разные сектора, – телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации. Также большое значение имеет правовое регулирование финансовых потоков в Интернет, защита информации от неправомерного доступа, охрана авторских прав. Решение данных проблем позволит улучшить создаваемое информационное общество, сделать его подлинно демократичным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|