Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к результатам освоения дисциплины

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Всеобщей истории, историографии

и источниковедения ИИГСО

 

 

Умбрашко К.Б

28августа 2013 г.

ИСТОРИЯ АНТИЧНОСТИ

(модуль ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА)

 

Направление подготовки:

050100.62 Педагогическое образование

 

Профиль История

 

Степень выпускника Бакалавр

 

Новосибирск 2013


СОСТАВИТЕЛЬ:

Запорожченко Андрей Владимирович,

канд. ист. наук, доц. кафедры Всеобщей истории, историографии и источниковедения

 

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры Всеобщей истории, историографии и источниковедения

(протокол № 1 от «28» августа 2013 г.)

 

СОГЛАСОВАНО

Директор ИИГСО ________________________ Катионов О. Н.

(подпись) (Ф.И.О)

 

Начальник УМУ,

заместитель проректора

по учебной работе: ______________________ Северина Ю. В.

(подпись) (Ф.И.О)

 

Директор библиотеки ____________________ Есина Л.Н.

(подпись) (Ф.И.О)

 


Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучающих историю античности, историю древнейших европейских цивилизаций, их особенности и специфику, а также контакты с окружающим племенным миром. В центре изучения находятся конкретные события и факты политической, социальной и экономической истории Древнего Мира. Однако эти факты представляются с учетом мировоззрения общества, менталитета его представителей.

1.1.Цели, задачи и место дисциплины в системе профессиональной подготовки бакалавра истории.

Цель показать процесс формирования основ ранних цивилизаций как особых культурно-исторических образований - первых базисных цивилизаций мира. Главное внимание уделено механизму функционирования каждой цивилизации как единого живого организма, во взаимосвязи составляющих его элементов. Важное место занимает периодизация этапов развития и закономерностей истории каждой цивилизации.

Основными задачами курса являются:

1. Выявление особенностей и закономерных черт формирования античной цивилизации в ее двух вариантах: эллинском и римском

2. Изучение условий формирования и развития гражданской общины полиса и основных этапов развития государственных институтов античности.

3. Формирование представлений о личности античного периода и изучение основных достижений культуры, о творческом потенциале общества, проявлении деятельности гражданина античной эпохи.

4. Изучение особенностей экономического и социального развития античного общества, проблема собственности в античности.

1.2. Требования к знаниям и умениям студентов.

В результате реализации настоящей программы у студентов должны быть сформированы знания об основных признаках и особенностях ранних цивилизаций, их отличиях одна от другой. Студент должен знать основные теоретические положения, основные фактические события гражданской истории, персоналии, хронологию, письменные источники. Список основных умений составляют:

1. умение читать историческую карту,

2. давать характеристику источников,

3. ориентироваться в историографии проблемы,

4. объяснять основные причины исторических событий в рамках древней истории.

Теоретическая основа всего программного материала - концепция полиса как саморегулирующейся «элементарной частицы» античной цивилизации, экономической и политической модели Греции и Рима. Излагаемая концепция истории античности восходит к концептуальным разработкам С. В. Ковалева, С. Л. Утченко, А. И. Зайцева и Ю. В. Андреева, легшим в основу серии вузовских учебников.

При составлении программы учитывалось, что история древнего мира преподается на втором курсе, когда студенты еще недостаточно знакомы с теорией исторической науки. Поэтому в программу включены некоторые теоретические положения в несколько адаптированном виде.

История античности изучается в лекционном и практическом курсах, как самостоятельный предмет. Но уже в первой теме, «Хозяйство, общество и государство Древней Греции по поэмам Гомера», да и в другой тематике, можно и нужно отмечать параллели с цивилизациями Древнего Востока.

Древняя Греция прошла свой, не похожий в целом на древневосточный путь развития, главной особенностью которого было возникновение полиса - автономной гражданской общины, саморегулирующейся «элементарной частицы» античной цивилизации.

Античный мир в целом имел не только свои формы эксплуатации трудового населения, не только иные по сравнению с Древним Востоком формы политической организации общества, но и свою социальную структуру. Ее характерное отличие в том, что уже в начале существования античного полиса общество делилось на имущественные, военные и политические группы - сословия. Рассмотрению каждой из этих социальных групп в их развитии посвящена каждая лекция и каждое практическое занятие той или иной части нашего курса.

В древнегреческих полисах отсутствовали обширные храмовые и государственные земельные владения, но существовали общественные земли, которые первоначально принадлежали общине.

Древняя Греция в VIII - VI вв. до н. э. порождает массовую колонизацию. Она осуществлялась на север Малой Азии, юг Европы, в Причерноморье и Южную Италию. Однако древнегреческая колония это совершенно независимая от метрополии территория. В римское же время понятие "колония" обозначало полностью зависимую от Рима территорию, иногда бывшую ранее свободным государством. При изучении настоящей темы важно обратить внимание на различные причины колонизации, в том числе на политические, на острую борьбу между различными социальными группировками в древнегреческих полисах. Иногда эта борьба продолжалась и в колониях.

Полис как явление социальной, экономической, политической жизни не был застывшим в своем развитии. Но к IV в. до н. э., он исчерпал свой потенциал. В это время Эллада вступила в полосу кризиса полиса, выход из которого был только в сломе полисных ограничений, в создании более масштабной, надполисной организации, Формами новой организации вначале стали союзы полисов, первым примером которых был I Афинский морской союз, переросший в Афинскую Архэ, а затем гегемония Македонии над Грецией. В 146 г. до.н. э. Греция была подчинена Римом и превратилась в римскую провинцию Ахайю.

Завершает курс истории античности история древнего Рима. Понятие «Древний Рим» никогда не было однозначным. Вначале это небольшой город на реке Тибр, а в конце своего существования это огромнейшая мировая держава. Частично Рим отразил в своей истории всю историю древних цивилизаций третьего порядка, но в целом - это завершающий этап всего огромного периода, который принято называть древними цивилизациями.

Основой существования цивилизации Древнего Рима, несомненно, является рабство и рабовладение наиболее развитого типа. В этом Рим не имел аналогов в более ранней истории. По подсчетам ряда авторитетных специалистов, численность рабов в Риме составляла до 50 % населения. Это касалось в одинаковой степени и западных, и восточных провинций Империи, но не Востока, где характер рабства был иным, специфическим. Запад же в эпоху наивысшего расцвета римской экономики, к I в. до н. э., представлял классическое рабство.

Общество Древнего Рима также никогда не было застывшим. В результате развития экономики, политической борьбы, завоевательных войн ко II в. до н. э. патриции полностью слились с плебеями и их верхушка составила высшее сословие - разряд римского общества - нобилитет. Это была наиболее состоятельная, в том числе и главным образом в плане имевшегося у нее количества земли, рабов и иного имущества, группа. Нобилитет был представлен и в сенате, в сенаторском сословии, также представляя его верхушку. Другим сословием - разрядом римского общества было всадничество. Это были торгово-финансовые круги общества и крупные землевладельцы. Вместе с сенаторами всадники в эпоху Римской Республики являлись верхушкой господствующего сословия - разряда Древнего Рима эпохи Республики, да и периода I - II вв. н. э. Немногим ниже располагались прочие собственники земли и рабов. Они не были включены в сословия сенаторов и всадников, но их богатства у них никто не отнимал. Более мелкие собственники, в том числе и из состава трудового населения, составляли иные социальные группы. Их часто называют плебсом и подразделяют на сельский и городской плебс, плебс рустика и плебс урбана. В свою очередь сельский и городской плебс состоял из более мелких социальных групп - разрядов.

Особым сословием являлись вольноотпущенники. Они вначале не служили ни на государственных должностях, ни в армии. Однако положение дел в эпоху Империи здесь коренным образом изменилось. Впрочем, богатые вольноотпущенники - явление нередкое и в эпоху Республики.

В 326 г. до н. э. (закон Петелия) в Риме было запрещено долговое рабство, и рабовладение всецело стало основываться на внешних источниках своего пополнения. И римляне в этом преуспели более других народов древности. Рабство у них стало классическим, а рабовладение поистине стало основой производства. Это и давало основу для утверждения о существования рабовладельческого способа производства во всей древности, что является несомненным преувеличением и не более чем попыткой выдать желаемое за действительность.

При изучении античного рабства следует иметь в виду, что оно действительно достигло в Риме высот своего развития. Но только в Риме, в Италии, менее - в Западном Средиземноморье и еще менее - в Восточном Средиземноморье. Римляне не считали рабов сословием, но в действительности римского времени имелось несколько категорий рабов: рабы на пекулии, рабы на оброке, колоны в различной степени состоящие из рабов в разное время развития колоната эпохи Империи. Рабы подразделялись на сельских (сельская фамилия) и городских. Первые из них эксплуатировались интенсивными способами. Но наиболее жестко эксплуатировались рабы - работники рудников и каменоломен. Среди рабов были рабы-торговцы, рабы-деловые агенты, рабы-педагоги, актеры, поэты, и даже рабы-рабовладельцы и рабы рабов. Все это рабские сословия - разряды. С течением времени, в эпоху Империи, их количество увеличивалось.

Важнейшее значение имеют разделы, посвященные античной культуре как основе современной европейской цивилизации; прослеживается культурное влияние Греции и Рима на последующие эпохи.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь:

- представления об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, об общих основах исторического мышления;

- представления об источниках исторического знания и приемах работы с историческими документами;

Знать:

- особенности исторического древней Греции и древнего Рима,

- основные тенденции развития стран Европы в эпоху древности, особенности формирования государственных институтов и учреждений, специфику экономического и политического развития в эпоху античности;

- специфику социальных процессов в античности,

- основные исторические факты, даты исторических событий и роль исторических деятелей в них;

Уметь:

- организовать самостоятельное исследование (как индивидуальное, так и в микрогруппах);

- выражать и обосновывать свою позицию;

- работать с исторической литературой, анализировать факты и явления общественной жизни на основе исторического материала;

Место дисциплины структуре ООП. Является дисциплиной профессионального цикла учебного плана. Дисциплина изучается на 1 и 2 курсе. Индекс дисциплины в учебном плане ПД.В.3.12

Итоговая форма контроля:

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

Результаты освоения программы: Курс направлен на формирование следующих компетенций: (ОК-14); (ПрК-6)

 

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции Дескрипторы
ОК-14 готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям Знать: историческое наследие и культурные традиции народов мира. Уметь: толерантно воспринимать социальные и культурные различия. Владеть: опытом уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям цивилизаций Древнего Мира.
ПрК – 6 способность применять различные периодизации исторического процесса, описывать и интерпретировать исторические факты и явления в рамках определенной концепции исторического процесса Знать: различные периодизации исторического процесса в древности. Уметь: применять различные хронологические схемы в практической деятельности. Владеть: опытом описания и интерпретации исторического факта в рамках современных методологических подходов и концепций.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

2.1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ. Географический фактор и его роль. Социально - экономический детерминизм. Основные типы источников. Надписи. Античные авторы и их исторический метод. Ораторы. Начало научного изучения истории Древней Греции. Антиковедческие школы. Начало археологических исследований в Италии. Данные эпиграфики, нумизматики, римских авторов. Развитие историографии от конца Средневековья до конца XIX в. Современная историография и ее основные национальные школы.

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА. АХЕЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА. Источники. Заселение бассейна Эгейского моря и Балканского полуострова. Кикладская культура. Минойская цивилизация и ее гибель. Возникновение древнейших государств балканской Греции и их развитие. Микенская Греция. Троя и население Малой Азии в конце II тыс. до н. э. Падение микенских государств.

ГРЕЦИЯ В XI - IX ВВ. до н. э. (“Темные века”). Общество и культура археологическим источникам. Расселение греческих племен. Зарождение новой цивилизации общинного типа. Восстановление контактов с Востоком.

АРХАИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ (VШ - V1 ВВ. до н.э.). Демографический кризис, проблема не хватки земли и попытки ее решения. Греческая колонизация основные направления, технология колониального процесса и его последствия. Понятие «полис». Основные механизмы возникновения полиса. Раннегреческая тирания и ее значение.

АФИНСКИЙ И СПАРТАНСКИЙ ПОЛИСЫ. Древняя Аттика и специфические условия возникновение Афинского полиса. Реформы Солона, тирания Писистрата, реформы Клисфена - этапы формирования Афинского полиса.

Древняя Спарта и ее специфика. Мессенские войны. Структура общества: илоты, периэки. Образование Пелопоннесского союза.

КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ (V в. до н.э.) Греко-персидские воины и их последствия. Этапы войн. Образование Делосского морского союза ("симмахии"). Афины и их союзники. Архэ. Окончание Греко-персидских войн.

Афинская демократия в V в. до н.э. Реформы Эфиальта. Деятельность Перикла. Государственный строй Афин. Народное собрание, его функции, буле, гелиэя, магистратуры. Охранные конституционные мероприятия. Характер Афинской демократии на примерах внутреннего и внешнего развития.

ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА. Противоречия между I Афинским морским и Пелопоннесским союзами. Причины войны. Повод к войне. Планы сторон. Периодизация войны. Роль Персии в развитии войны. Распад 1 Афинского морского союза. Поражение Афин и его причины. Последствия войны.

КРИЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА. Современное состояние историографии вопроса. Основные признаки кризиса: земельный вопрос, деньги и финансы, политический кризис (наемничество, позднегреческая тирания), изменения в идеологии и культуре, экономический подъем. Программы преодоления кризиса: Платон, Исократ, Аристотель.

ВОЗВЫШЕНИЕ МАКЕДОНИИ. Македония к середине IV в. до. н. э. Филипп II и его реформы. Деятельность Демосфена. Установление македонской гегемонии в Греции. Коринфский конгресс и его решения. Смерть Филиппа II и начало правления Александра. Причины и предпосылки похода на Восток. Основные сражения. Поход в Египет и его значение. Борьба с народами Средней Азии и ее значение. Греция во время похода. Оппозиция в македонской армии. Экономический и социальный строй державы после похода в Индию. Города. Распад державы после смерти Александра.

СУЩНОСТЬ ЭЛЛИНИЗМА И ВЕДУЩИЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ДЕРЖАВЫ. Понятие "эллинизм" и его разработка в историографии. Борьба диадохов и образование эллинистических государств, их экономическая, политическая и социальная структура.

Эллинистический Египет и особенности его развития. Административная система. Экономическое развитие. Социальная структура общества. Дуализм права и власти.

Государство Селевкидов. Основные хозяйственно - экономические зоны. Типы городов и их взаимоотношения с царской властью. Социальная структура. Основные направления политики.

Балканская Греция. Македония и Греция. Изменения в политической структуре и экономике. Борьба с Римом.

2.2. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ИТАЛИИ. ДРЕВНИЕ ЭТРУСКИ. Основные области Италии. Население Италии. Этрусская проблема. Внутренняя и внешняя политика этрусских городов. Взаимоотношения с Римом. Культура этрусков и ее значение. Греки на юге Италии.

ЦАРСКИЙ РИМ. Возникновение Рима. Характеристика ранней римской цивилизации. Первые легендарные цари. Особенности формирования полисных отношений. Патроны и клиенты. Патриции и плебеи. Политическая организация общества. Этрусская династия. Реформы Сервия Туллия. Падение царской власти.

РАННЯЯ РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (V-III вв. до н.э.). Римская "цивитас". Борьба патрициев и плебеев. Кодификация права и "Законы ХП таблиц". Законы Канулея, Лициния/Секстия. Новое в социальном составе общества в связи с завершением борьбы патрициев и плебеев. Государственный строй Римской Республики.

ЗАВОЕВАНИЕ РИМОМ ИТАЛИИ И ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКО- ИТАЛИЙСКОГО СОЮЗА. Завоевания Рима и их последствия. Войны с латинами и этрусками. Завоевания в Центральной Италии. Самнитские войны. Завоевание Южной Италии. Войны с Пирром. Римско-италийский союз и его специфика. Выведение "колоний римского народа". Распространение классического рабовладения. Значение создания римско-италийского союза (конфедерации).

ПРЕВРАЩЕНИЕ РИМА В МИРОВУЮ ДЕРЖАВУ. Пунические, иллирийские и македонские войны. Завоевание Греции, Западного Средиземноморья, Сицилии, Северной Африки, Сирии. Международные отношения в Западном Средиземноморье. Победы Рима и их причины. Последствия римских завоеваний.

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО II-I вв. до н.э. Последствия римских завоеваний. Признаки и проявления кризиса римского полиса. Социальные противоречия, обострение политического развития: оптиматы и популяры.

Аграрный кризис. Положение крестьянских хозяйств. Реформы братьев Гракхов. Демократическое движение.

Положение рабов. Городские и сельские рабы. Рабовладельческие виллы. Восстания рабов в Сицилии и их последствия. Восстание Спартака и его оценка в историографии

Начало гражданских войн. Союзническая война, ее особенности и результаты. Распространение прав римского гражданства на италиков. Диктатура Суллы.

ПАДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ. РАННЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (I в. н.э.). Политическая борьба 60-х годов до н. э. Первый и второй триумвираты. Цезарь и его диктатура. Причины падения республиканского Рима. Монархия - новый и закономерный тип государства.

Оформление власти Октавиана Августа. Сенат. Внутренняя и внешняя политика. Армия. Провинции. Преторианская гвардия. Значение и результаты правления Августа. Укрепление системы принципата.

Династии Юлиев-Клавдиев, Флавиев. Бюрократизация империи. Противостояние сената и императоров. Политический кризис 68 - 69 гг. Необходимость расширения социальной опоры императорской власти.

РАСЦВЕТ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ – ДИНАСТИЯ АНТОНИНОВ. Романизация провинций и создание единого экономического пространства внутри империи. Экономический расцвет Средиземноморья и развитие торговли. Города. Изменения в социальном составе общества. Рабы. Колонат и его эволюция. Военно-политические мероприятия императоров.

КРИЗИС Ш в. Противостояние “солдатских” и “сенатских” императоров. Династия Северов: реформы, укрепление армии. Внешняя политика. Общий упадок хозяйственной жизни. Финансовый кризис. Города. Натурализация хозяйства. Колонат и усложнение социальной структуры общества. Народные движения. Социальные противоречия. Варваризация военно-политической структуры. «Иллирийские» императоры.

ДОМИНАТ. ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. Диоклетиан, его реформы и создание системы домината. Новые черты государственного управления. Административный аппарат. Управление провинциями. Армия. Эдикт о ценах. Религиозная политика. Константин. Завершение реформ. Социальный состав общества. Изменения в производстве и социальных отношениях в IV - первой половине V вв. Закрепощение колонов. Поселение варваров в пределах Империи. Преемники Константина, их политика. Продолжение и углубление кризиса. Патронимии. Прекарные держания. Народные движения III-V вв. Политический кризис. Вторжения варваров и последствия варваризации. "Великое переселение народов". Армия. Деление Римской империи на Западную и Восточную. Падение Рима. Вандалы и взятие Рима. Причины падения античной цивилизации.

 

Содержание дисциплины структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).

 

Таблица 2. Тематическое планирование

Тема Лекции Семинары Самостоятельная работа
Введение в историю античности      
Древнейшие культуры Эгейского бассейна. Крит.      
Микенская Греция      
Гомеровская Греция (XI-IX вв. до н.э.).      
Архаическая Греция      
Афинский и спартанский полисы      
Классическая Греция      
Пелопоннесская война      
Кризис полиса      
Возвышение Македонии. Александр Великий.      
Эллинизм.      
Природа и население Италии в древности. Возникновение римской цивилизации.      
Царский Рим      
Ранняя римская республика. Завовевание Римом Италии      
Превращение Рима в мировую державу.      
Социально-экономическлое и политическое развитие Римской иреспублики в II-I вв. до н.э.      
Ранняя римская империя. Принципат.      
Расцвет римской империи. Династия Антонинов.      
Кризис Рима III века н.э.      
Доминат. Реформы Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи.      
Итого часов      

Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента

Темы дисциплины Задания для самостоятельной работы Форма отчета Трудоемкость задания, часы
  Введение в историю античности Подготовка аннотации и конспекта классического труда по истории античности Конспект -  
  Древнейшие культуры Эгейского бассейна. Крит. Просмотр фильма ВВС «Тайна богини со змеями» Написание эссе. «Особенности культуры древнего Крита». Эссе  
1. Микенская Греция Просмотр фильма ВВС «Троя». Составление таблицы № 1. Заполненная таблица № 1.  
2. Гомеровская Греция Подготовка доклада доклад  
4. Архаическая Греция Подготовка доклада доклад  
5. Афинский и спартанский полисы Подготовка доклада доклад  
6. Классическая Греция Составление интеллект-карты «Полис и его структура» Ителлект-карта.  
  Пелопоннесская война Контрольная работа по терминам Контрольная работа № 1  
  Кризис полиса Контрольная работа по хронологии Контрольная работа № 3  
  Возвышение Македонии Просмотр и обсуждение фильма М. Вуда «По следам Александра Великого». Составление маршрутного листа Александра Великого.   Маршрутный лист  
  Эллинизм. Подготовка к коллоквиуму: «Эллинизм и его сущность». Коллоквиум.    
  Природа и население Италии в древности. Возникновение римской цивилизации. Подготовка докладов доклад  
  Древнейший и царский Рим Ителлект-карта «Этруски и ранний Рим» Интеллект-карта.  
  Ранняя римская республика. Завовевание Римом Италии Подготовка докладов доклад  
  Превращение Рима в мировую державу. Контрольная работа по хронологии Контрольная работа № 4  
  Социально-экономическлое и политическое развитие Римской иреспублики в II-I вв. до н.э. Контрольная работа по терминам Контрольная работа № 2  
  Ранняя римская империя. Принципат. Выполнение учебных проектов Эссе «принципат и его сущность» Презентация проектов. эссе  
  Расцвет римской империи. Династия Антонинов. Составление интеллект карты «Политическая и социальная структура римской империи». Интеллект-карта  
  Кризис Рима III века н.э. Выполнение учебных проектов Презентация проектов.  
  Доминат. Реформы Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи. Выполнение учебных проектов Презентация проектов.  
Итого  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...