Тема 5. «Предложение в условиях конкуренции»
Цель: Признаки рынка совершенной конкуренции, раскрыть характер конкуренции, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Основные понятия по теме: совершенная конкуренция, поведение фирмы - совершенного конкурента, определение размеров выпуска фирмы, точка банкротства. Помимо сельского хозяйства, лишь несколько реальных мировых рынков конкурентны в том смысле, что каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на однородную продукцию и что фирмы могут свободно вступать в дело или выходить из него. Тем не менее завершенный нами анализ полезен, так как многие рынки близки к конкурентным: фирмы на этих рынках сталкиваются с высокоэластичными кривыми спроса и относительно легко вступают в дело и выходят из него. Фирмы на подобных рынках стремятся достичь такого объема производства, при котором предельные издержки производства близки к цене. Для ответа на вопрос, является ли отдельный рынок идеально конкурентным, было бы полезно простое правило наподобие правила «большого пальца» в физике. К сожалению, такого правила в экономике нет, и важно понять, почему. Рассмотрим наиболее очевидный признак, претендующий на роль определяющего критерия, — наличие в отрасли многих фирм (по крайней мере от 10 до 20). К сожалению, наличие многих фирм не является ни необходимым, ни достаточным для приближения к условиям совершенной конкуренции, потому что фирмы могут договориться об установлении цены, особенно если они продают одинаковые товары. Присутствие на рынке всего нескольких фирм также не исключает конкуренции. Предположим, например, что на рынке находятся пять фирм, но рыночный спрос на продукт очень эластичен. Тогда кривая спроса для каждой фирмы будет почти горизонтальна, а фирмы будут вести себя так, как если бы они оперировали на совершенно конкурентном рынке.
Литература
Тема 8. Монополия Цель: определить, что такоемонополия, рассмотреть виды монополии, государственное регулирование конкуренции, ценовая дискриминация, ее виды Основные понятия по теме: чистая монополия, ценовая дискриминация, неэффективность рынка монополии. Существуют два подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка. Но может существовать и другая трактовка понятия "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие. Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.
Ценовая дискриминация - практика применения различных цен со стороны фирмы-монополиста. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится необходимым для получения максимальной прибыли вследствие различной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, и готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше средней рыночной. Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа. 1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого. 2. Дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, способны платить за один и тот же товар разную цену. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках. Ценовая дискриминация также часто используется фирмой в ходе конкурентной борьбы для переманивания покупателей у других фирм, желающих отобрать право монополии у первой фирмы. Ценовая дискриминация возможна при обязательном выполнении трех условий: 1. Фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование; 2. Должна быть исключена возможность перепродажи товара; 3. Способность производителя к определению структуры рынка. Литература
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|