Методы антимонопольного регулирования экономики
Методика анализа поведения потребителей экономических благ и формирование спроса. Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба. Из экономических методов наиболее часто используются: · методы финансовой (бюджетной, фискальной) политики; · методы денежно-кредитной политики; · прогнозирование, планирование и программирование экономики; · воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом. Бюджетная политика является ядром экономической политики государства. Ее стратегические и краткосрочные ориентиры определяются Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию. Бюджетный процесс регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации. Выделение средств осуществляется в двух формах: 1. кредитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов; 2. прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций при соответствующем увеличении доли государства в их уставных капиталах. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом. Рыночные отношениям требуют соответствующих способов образования и распределения финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. Формируется финансовый рынок, главным назначением которого становится перераспределение средств для более выгодного приложения капитала. Временно свободные капиталы поступают на финансовый рынок, постоянно ищут наиболее выгодное применение и накопленные средства инвестируются. Финансовый рынок состоит из нескольких сегментов, основным из которых является фондовый.
Методы денежно-кредитной политики: - контроль за денежной массой в обращении, - процентные ставки по вкладам и кредитам, - рефинансирование Банком России, - нормы резервирования средств коммерческих банков в Банке России, - операции Банка России на открытом рынке, - валютное регулирование и другие должны использоваться более активно в интересах повышения эффективности производства, а не в угоду абстрактным догмам. Банк России регулирует различные стороны деятельности коммерческих банков, связанной с кредитованием, основными инструментами при этом являются: 1. Минимальный размер уставного капитала создаваемого банка; он должен быть не ниже суммы, эквивалентной 1 млн евро, дочерней кредитной организации иностранного банка — 10 млн евро, банка, ходатайствующего о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций, — 5 млн евро. Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала определяется ежеквартально на основании курса европоотношению к рублю, установленного Банком России. 2. Р ефинансирование. Банк России, осуществляя рефинансирование, предоставляет коммерческим банкам краткосрочные кредиты по учетной ставке, имеющей реальный положительный уровень (по отношению к инфляции), на рыночной основе, под залог активов. Предоставлению кредитов предшествует работа по анализу финансового состояния банка, определению его платежеспособности, соблюдения обязательных экономических нормативов. Кредитные ресурсы определяют правительственная комиссия по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и Совет директоров Банка России.
3. Резервные требования. Устанавливается норматив обязательных резервов, суммы которых депонируются коммерческими банками в Банке России (в процентах к обязательствам кредитной организации, но не более 20%). Обязательные резервы устанавливаются и по привлеченным банками ресурсам иностранной валюты. Основными направлениями валютного регулирования являются: 1. Определение курса рубля на основе спроса и предложения на валютном рынке. 2. Обязательная продажа экспортерами части валютной выручки для формирования валютного резерва. 3. Продажа иностранной валюты юридическим лицам для целей импорта, иностранным инвесторам для перевода за границу прибыли и дивидендов. 4. Запрет расчетов и платежей между юридическими лицами и гражданами в иностранной валюте. Фискальная политика — важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может привести к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.. Методы антимонопольного регулирования экономики Законодательная база — это свод правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которые обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты — производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их отношения между собой и с государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др. Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополийили борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии экономики в целом.
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности. Методы антимонопольного регулирования экономики: · охрана и поощрение конкуренции, · контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, · контроль над ценами, · защита интересов потребителей, · защита интересов и содействие развитию среднего и малого бизнеса. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены с тем, чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.Антимонопольный контроль предполагает представление в антимонопольные органы ходатайств и уведомлений при намерении осуществлять определенные виды деятельности. Естественными монополиями являются организации (коммерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые эффективно при отсутствии конкуренции ввиду технологических особенностей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены из-за невозможности полной замены их другими товарами. Наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий является передача предприятий в государственную собственность, создание для управления естественными монополиями специальных государственных органов, осуществляющих прямой контроль для обеспечения баланса интересов производителей и потребителей. Механизм регулирования экономики - интегрированная система методов,с помощью которых осуществляется воздействие государства экономику. Субъекты экономической политики - носители(социальные группы), выразители(носители экономических интересов) и исполнители хозяйственных интересов(государственные органы ветвей власти).Обьекты ГРЭ – предприятия, регионы, отрасли, хозяйство в целом. Методы - экономические приемы, формы и способы целесообразного действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|