Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуация 4. Толерантность и пакет с мусором

Ночь Иван провел беспокойно, ворочаясь и переживая по поводу слу­чившегося. К счастью, утром к нему в гостиницу пришел Барасби. Иван сообщил ему, что должен существенно доработать свою теорию межэтни­ческих контактов, так как выяснилось, что она не совсем соответствует практике. Поэтому он вынужден отложить чтение лекций по психологии этнической толерантности и срочно вернуться в Москву. Он попросил Ба­расби проводить его вечером на вокзал, а затем они отметили столь неожи­данное расставание «чем Бог послал». Когда Барасби собрался уходить до­мой, наш герой попросил его по пути выбросить на помойку то, что осталось от их трапезы. Вручив Барасби пакет с мусором, Иван попрощался и благо­получно захлопнул за ним дверь номера.

Но на вокзал Барасби не пришел, чем несказанно удивил Ивана. Как вы думаете, в чем причина столь невежливого поведения Барасби?

1. На Северном Кавказе не принято видеться с дорогим гостем непос­редственно перед его отъездом, так как это плохая примета.

2. Барасби опоздал на вокзал, перепутав время отправления поезда.

3. Иван нарушил правила гостеприимства.

4. Вечером Барасби должен был быть на продолжении свадебных тор­жеств, но чтобы не обижать Ивана, он не отклонил просьбу о проводах прямо.



Приложение 2 Ситуации культурных ассимиляторов для участников русско-кавказского взаимодействия[24]

а) для обучения русских подростков

Ситуация 1

В одну из сельских школ Ингушетии был направлен на работу русский учитель истории Александр Дмитриевич. Учитель быстро завоевал доверие и уважение детей, так как его уроки были очень интересными, а оценки справедливыми.

На одном из уроков Иса, ученик 10-го класса, достал из кармана доро­гой и красивый нож и стал демонстрировать его одноклассникам. Учитель молча подошел к юноше, забрал нож и положил его на свой стол. Ученик в ответ на такой поступок учителя молча вышел из класса. Вечером домой к учителю пришли ингушские мужчины во главе с отцом мальчика. Состоя­лась неприятная беседа: мужчины требовали от изумленного учителя не только возвращения ножа лично Исе, но и извинений перед мальчиком.

Как бы вы объяснили Александру Дмитриевичу поведение отца маль­чика и мужчин, пришедших с ним?

1. Ингушские мужчины очень вспыльчивы и при решении межлично­стных конфликтов проявляют излишнюю эмоциональность.

2. Мужчины пришли к Александру Дмитриевичу в нетрезвом состоя­нии.

3. Мужчины посчитали, что своим поступком Александр Дмитриевич оскорбил Ису.

4. Мужчины хотели таким образом «выжить» учителя из села.


 

Вы выбрали объяснение № 1. Это возможный вариант ответа, так как для многих представителей народов Северного Кавказа характерны взрывная эмоциональность, повышенная чувствительность к чужим поступкам. Од­нако в ситуации нет указаний на то, что мужчины вели себя слишком эмо­ционально, проявляли излишнюю вспыльчивость. Вернитесь к ситуации и найдите более точное объяснение.

Вы выбрали объяснение № 2. Русскому человеку такое объяснение дей­ствительно может показаться правдоподобным. Однако представителям на­родов Северного Кавказа присуща культура пития. Появление в нетрезвом виде рассматривается как серьезный проступок и осуждается. Поэтому дан­ное объяснение неверно. Найдите другой ответ.

Вы выбрали объяснение № 3. Это правильный вариант ответа. В русской культуре нож имеет значение, близкое к символу агрессии, силы. Однако у народов Северного Кавказа нож — атрибут мужчины, он является показате­лем мужского достоинства, чести, мужества. Обычно его дарят мальчикам как свидетельство того, что он стал мужчиной. Часто родители и родствен­ники выбирают для подарка либо старинный нож, являющийся семейной реликвией, либо очень дорогой нож, сделанный на заказ. Если кто-то по­сягнет на нож, это может быть проинтерпретировано как посягательство на достоинство мужчины. Конфликт между Александром Дмитриевичем и Исой был воспринят ингушами как конфликт между двумя мужчинами, один из которых унизил и оскорбил другого.

Вы выбрали объяснение № 4. Это неверный вариант ответа. Во-первых, в ситуации указано, что Александр Дмитриевич пользовался уважением и доверием детей. Во-вторых, в описании ситуации нет указаний на то, что мужчины требовали от учителя покинуть селение, а поскольку кавказцы очень прямые люди, вряд ли бы они стали скрывать свои истинные намере­ния. Попытайтесь найти правильное объяснение.


Ситуация 2.

Семья Асановых переехала из Ингушетии в Ставропольский край, и Асият продолжила свое обучение в 9-м классе местной школы. Директор школы, Александр Иванович, всегда внимательный к новичкам, встретив Асият утром первого сентября в вестибюле школы, подошел к ней, обнял за плечи и, заглянув в глаза, поинтересовался, как она привыкает к новым условиям. Но Асият отшатнулась от директора и, потупив глаза, встала не­сколько поодаль. Директор был удивлен реакцией девочки.

Как бы вы объяснили Александру Ивановичу такое поведение Асият?

Асият — застенчивая девушка и побаивается директора.

Асият всегда подобным образом ведет себя с мужчинами.

Асият испугалась, что одноклассники, увидев такое дружеское рас­положение к ней директора, посчитают ее «подлизой».

У Асият были ярко накрашены глаза, и она не хотела, чтобы дирек­тор это заметил.


 

Вы выбрали объяснение № 1. Вполне возможно, что Асият застенчива, однако среди вариантов объяснения ее поведения есть другой, который чаще всего выбирают представители ингушской культуры. Вернитесь к ситуации и выберите более точное объяснение.

Вы выбрали объяснение № 2. Это правильный ответ. Асият вела себя в соответствии с нормами поведения девушек в ингушской культуре, для ко­торых недопустима близкая дистанция, прикосновения к лицам противопо­ложного пола и контакт глаз с ними. В целом для кавказских культур харак­терна большая дистанция при общении, чем для русской. Более того, дистанция между людьми во время общения на Кавказе увеличивается не с незнакомыми, а со знакомыми уважаемыми людьми, к числу которых отно­сятся и педагоги. Между русской и кавказскими культурами существуют различия и в использовании жестов-прикосновений (поглаживаний, похло­пываний, поцелуев, объятий): русские прикасаются друг к другу намного чаще, чем жители Кавказа. Кроме того, кавказские культуры менее «глазе­ющие», чем русская: в Ингушетии, где воспитывалась Асият, не принято, чтобы мужчины смотрели в глаза женщинам, а женщины — мужчинам.

Вы выбрали объяснение № 3. Данное объяснение является неверным. В ситуации указывается, что директор школы проявлял внимание ко всем новичкам, а не только к Асият. Вам необходимо найти более точное объяс­нение.

Вы выбрали объяснение № 4. Это неверный ответ. В ситуации нет ника­ких указаний, что Асият злоупотребляла косметикой. Найдите более точное объяснение.


Ситуация 3.

Семья дагестанца Ахмета недавно переехала в Москву, но он уже по­знакомился с некоторыми соседями по подъезду. Так, он несколько раз встре­чался и разговаривал со своим ровесником Петей и его сестрой Верой, ко­торые живут двумя этажами ниже. В один прекрасный день, отправляясь в мечеть, он спускался в лифте, куда вошла и Вера со своей болонкой Дэзи под мышкой. При дальнейшем движении лифта Ахмет имел обеспокоенный вид и старался отстраниться от девушки с собачкой. Вера всячески стара­лась исправить ситуацию, интересовалась здоровьем его родителей, предла­гала ему погладить собачку, говорила о том, что она не кусается, но, вопре­ки ее ожиданиям, реакция соседа становилась еще более негативной. На первом этаже Ахмет опрометью выбежал из лифта, даже не попрощавшись.

Как бы вы объяснили Вере поведение Ахмета? Выберите подходящее, по вашему мнению, объяснение.

1. Ахмет боится собак.

2. У Ахмета аллергия на собачью шерсть.

3. Ахмет считает недопустимым находиться в тесной кабине лифта на­едине с малознакомой девушкой.

4. Ахмету неприятно находиться в лифте с собакой.


 

Вы выбрали объяснение № 1. В описании ситуации не было указаний на то, что Ахмет был испуган. Еще раз попробуйте найти верный ответ.

Вы выбрали объяснение № 2. Это возможный вариант ответа, но в опи­сании ситуации ничего не говорится о том, что Ахмет — аллергик. Верни­тесь к ситуации и сделайте правильный выбор.

Вы выбрали объяснение № 3. Конечно, исключить такую возможность нельзя, но кабина лифта достаточно велика и позволяет людям в нем не прикасаться друг к другу, что действительно рассматривалось бы представи­телем одной из кавказских культур абсолютно недопустимым. Скорее всего, причина поведения Ахмета в другом. Вернитесь к ситуации и найдите пра­вильный ответ.

Вы выбрали объяснение № 4. Это лучший вариант ответа. Ахмет — му­сульманин, а в исламе собака считается нечистым животным, оскверняю­щим правоверного мусульманина своим прикосновением и даже дыханием. Поэтому Ахмет и пытался избежать любого контакта с собакой, не имея в то же время ничего против спускавшейся с ним в лифте Веры.

Ей следует объяснить, что, выходя гулять с собакой, желательно не заходить вместе с Ахметом и членами его семьи в такое тесное помещение, как кабина лифта, а если это случилось, придерживать собаку так, чтобы она не касалась одежды мусульманина и не дышала на него.


 

Ситуация 4. Семья Тахеурмана приехала в Москву из Дагестана. Мальчик продол­жил свое обучение в восьмом классе, где его посадили за одну парту с рус­ской девочкой Машей. Маше понравился Тахсурман: он не дергал ее за косы, угощал фруктами, делился карандашами и ластиками. В классе, где учились Маша и Тахсурман, было заведено убирать кабинет парами учащихся, сидя­щих за одной партой. Когда подошла очередь дежурить Маше и Тахсурману, мальчик быстро покинул школу, наотрез отказавшись не только убирать кабинет, но даже принести воду для мытья пола. Маша не могла понять, почему всегда такой вежливый и внимательный Тахсурман повел себя столь недостойно.

Как бы вы объяснили Маше поведение Тахеурмана? Выберите подхо­дящий ответ.

1. Тахсурман был ленивым мальчиком и не любил выполнять работу по

дому.

2. Тахсурман влюбился в Машу, однако не хотел демонстрировать ей свои чувства. Напротив, он хотел показать, что не собирается выполнять ее указания.

3. Тахсурман спешил на спортплощадку, где его ждали друзья.

4. В Дагестане Тахсурман не принимал участия в уборке школьного класса.


 

Вы выбрали объяснение № 1. Это вполне вероятное объяснение: многие подростки не горят желанием вытирать пыль и мыть полы. Однако в ситу­ации не было указаний, что Тахсурман — ленивый мальчик. Сделайте дру­гой выбор.

Вы выбрали объяснение № 2. Такое объяснение может быть верным, так как подростки часто проявляют свои чувства подобным образом. Однако существует лучшее объяснение, которое вам надо найти, ведь в ситуации нет указаний на то, что Маша давала Тахсурману распоряжения и пыталась им руководить.

Вы выбрали объяснение № 3. Это вряд ли можно считать правильным объяснением, поскольку в ситуации не указывается, что Тахеурмана ждали друзья, из-за чего он столь спешно покинул школу. Вернитесь к ситуации и сделайте более подходящий выбор.

Вы выбрали объяснение № 4. Это правильный ответ. Действительно, та­кое поведение в сложившейся ситуации является типичным поведением муж­чин и мальчиков, принадлежащих к культурам народов Дагестана. Там по традиции уборка помещений — обязанность женщин. Поэтому Тахсурман даже не мог предположить, что он должен убирать кабинет, и данное пору­чение расценил как оскорбление его мужского достоинства.


б) для обучения кавказских подростков

Ситуация 1

В одну из сельских школ Ингушетии был направлен на работу русский учитель истории Александр Дмитриевич. Учитель быстро завоевал доверие и уважение детей, так как его уроки были очень интересными, а оценки справедливыми. На одном из уроков Иса, ученик 10-го класса, достал из кармана дорогой и красивый нож и стал демонстрировать его одноклассни­кам. Учитель молча подошел к юноше, забрал нож и положил его на свой стол. Ученик в ответ на такой поступок Александра Дмитриевича вышел из класса.

Иса рассказал о конфликте с учителем отцу. Тот был возмущен поведе­нием Александра Дмитриевича и вечером вместе с другими односельчанами отправился домой к учителю. Состоялась неприятная беседа, во время ко­торой мужчины потребовали от Александра Дмитриевича отдать Исе нож и извиниться перед ним.

Как бы вы объяснили Исе, его отцу и другим мужчинам поведение Александра Дмитриевича?

1. Нож был красивый, понравился учителю, и он решил его забрать себе.

2. Учитель хотел унизить мальчика, забрав оружие — символ мужества и мужского достоинства.

3. Подобным образом учитель хотел продемонстрировать свою власть над учениками.

4. Александр Дмитриевич считал нож символом агрессии и предпола­гал, что он может угрожать жизни и здоровью учеников.


 

Вы выбрали объяснение № 1. Данный ответ имеет право на существова­ние, поскольку стереотип многих народов в отношении русских включает такую характеристику, как «стремление жить за чужой счет». Однако в ситу­ации нет указаний на то, что Александр Дмитриевич присвоил нож. Найди­те более точное объяснение.

Вы выбрали объяснение № 2. Представителям народов Кавказа это объяс­нение может показаться верным, так как нож является атрибутом мужчины и его изъятие может быть расценено как унижение мужского достоинства и чести. Однако с позиции русской культуры в действиях Александра Дмит­риевича не было ничего, что в той или иной мере могло бы свидетельство­вать о его намерении унизить Ису. Напротив, в ситуации указывается, что учитель постарался не акцентировать внимание на поведении мальчика. Поэтому данное объяснение неверно. Вернитесь к ситуации и постарайтесь выбрать более подходящий ответ.

Вы выбрали объяснение № 3. В описании ситуации не было указаний, что Александр Дмитриевич являлся авторитарным, некомпетентным педа­гогом. Напротив, в тексте сказано, что учитель своим профессионализмом и личностными качествами быстро завоевал доверие учеников. Еще раз попробуйте найти верный ответ.

Вы выбрали объяснение № 4. Это правильное объяснение. Действительно, Александр Дмитриевич как учитель отвечал на уроке за здоровье и жизнь детей, поэтому, чтобы предупредить возможные последствия игр с холодным оружием, он отобрал нож у Исы. Кроме того, демонстрация оружия в мирное время в русской культуре рассматривается как знак угрозы и насилия.


 

Ситуация 2. Семья Асановых переехала из Ингушетии в Ставропольский край, и Асият продолжила свое обучение в 9-м классе местной школы. Директор школы, Александр Иванович, встретив Асият утром первого сентября в ве­стибюле школы, подошел к ней, обнял за плечи и, заглянув в глаза, поин­тересовался, как она привыкает к новым условиям. Девочка была возмуще­на таким поведением Александра Ивановича.

Как бы вы объяснили Асият поведение директора школы?

1. Александр Иванович позволял некоторые вольности в отношениях с учениками.

2. Александр Иванович относился ко всем своим ученикам по-оте­чески.

3. Александр Иванович хотел наладить отношения с Асият для того, чтобы та впоследствии рассказывала ему о событиях в классе.

4. Александр Иванович немного выпил по случаю начала учебного года и не контролировал свое поведение.


Вы выбрали объяснение № 1. Это неверный ответ. В ситуации нет ника­ких указаний на то, что директор школы был некорректен по отношению к ученикам. Вернитесь к ситуации и выберите более точное объяснение.

Вы выбрали объяснение № 2. Это правильный ответ. Александр Ивано­вич вел себя в соответствии с нормами русской культуры, в которой при­косновение к ребенку — вне зависимости от его пола — является выраже­нием теплоты и заботы. В целом русские чаще используют жесты-прикосновения (поглаживания, похлопывания, поцелуи, объятия) и общаются между собой на более близком расстоянии, чем кавказцы. Кроме того, русская культура более «глазеющая», чем кавказские культуры: жен­щины без стеснения смотрят в глаза мужчинам и встречают их взгляд. Если человек отводит взгляд от собеседника, его могут заподозрить в неискрен­ности. В воспитательных беседах с ребенком очень часто повторяется фраза «смотри в глаза».

Вы выбрали объяснение № 3. Данное объяснение является неверным. В тексте нет никаких указаний на то, что директор школы имел среди учеников штат осведомителей. Вам необходимо найти более точное объяснение.

Вы выбрали объяснение № 4. Это абсолютно неверный ответ. Хотя суще­ствует стереотип, что все русские злоупотребляют спиртным, представляет­ся совершенно невероятным, чтобы директор школы выпил утром первого сентября. Вернитесь к ситуации и найдите более точное объяснение.


 

Ситуация 3. Аслан, житель Владикавказа, приехал в Ставрополь учиться в коллед­же. В первый день занятий он познакомился со студентами своей группы, и они ему понравились. После занятий группа решила отметить знакомство в кафе. В ходе общения положительное мнение Аслана о студентах его груп­пы еще более укрепилось. При расставании все тепло прощались. Несколь­ко девушек поцеловали Аслана. Он застыл в недоумении: такое поведение девушек вызвало у него неприятные чувства.

Как бы вы объяснили Аслану поведение девушек? Выберите один из вариантов ответа.

1. Девушки несколько злоупотребили алкоголем и расслабились, по­этому позволили себе такое поведение.

2. Девушки поступили так, чтобы унизить слабохарактерных русских студентов, которые позволили им такое поведение в своем присутствии.

3. Русские девушки легкодоступны.

4. Русские девушки ведут себя так по отношению ко всем новым зна­комым.


 

Вы выбрали объяснение № 1. Данное объяснение не совсем верно, так как в описании ситуации нет указаний на то, что молодые люди в кафе злоупотребляли алкоголем. Сделайте другой выбор.

Вы выбрали объяснение № 2. Подобное объяснение могло бы показаться правдоподобным человеку с Кавказа, однако оно не является верным. Су­ществует другое объяснение.

Вы выбрали объяснение № 3. Такое объяснение могло бы родиться у выходца с Кавказа, но русские девушки, тем более студентки первого курса колледжа, как правило, довольно скромны. Найдите более верный вариант ответа.

Вы выбрали объяснение № 4. Это лучший вариант ответа. В современной российской молодежной субкультуре дружеские поцелуи при встрече и про­щании являются знаком уважения и хорошего отношения к человеку. По­добным образом русские девушки демонстрировали Аслану положительное отношение.

Кроме того, следует учитывать, что русские в своем поведении вообще намного чаще используют поцелуи, чем представители культур Кавказа, особенно при встрече и прощании. В русской традиции поцелуй как при­ветствие выражает чувство приязни и дружеского единения. И прощание, и прощение также скрепляются у русских поцелуем как знаком дружеского отношения.


 

Ситуация 4. Десятиклассницу Иру ее школьная подруга Рукият пригласила на ка­никулы в гости к родственникам в горное дагестанское селение. Девушки приехали туда поздно вечером, когда вся семья уже спала. Утром Ира про­снулась рано и, выйдя во двор, увидела пожилого человека. Решив, что это дедушка Рукият, Гаджи Гаджиевич, о котором она много слышала, Ира под­бежала к нему, схватила его за руку и представилась: «Ира». Пожилой чело­век был удивлен и недоуменно посмотрел на девушку.

Как бы вы объяснили пожилому человеку поведение Иры? Выберите лучший вариант ответа:.

1. Родители плохо воспитали Иру.

2. Ира поздоровалась так, как она обычно здоровается.

3. Ира приняла его за кого-то другого.

4. Ира потеряла способность себя контролировать, поскольку была чем- то напугана.


Вы выбрали объяснение № 1. Этот вариант ответа является не совсем удачным. Текст ситуации не дает никаких оснований полагать, что Ира плохо воспитана и ведет себя неуважительно с незнакомыми людьми. Попробуйте найти другой вариант ответа.

Вы выбрали объяснение № 2. Это лучший вариант ответа. В русской куль­туре женщина, знакомясь с мужчиной, может сама проявить инициативу: первой подать руку, представиться и т.д. Поэтому Ира без колебаний напра­вилась к пожилому мужчине, уверенная, что это любимый дедушка ее под­руги Рукият.

Вы выбрали объяснение № 3. Это неверное объяснение, поскольку в си­туации четко указано, что Ира вышла из дома и вряд ли во дворе она ожи­дала увидеть кого-то постороннего. Вернитесь к ситуации и выберите более точное объяснение.

Вы выбрали объяснение № 4. Данное объяснение могло бы быть возмож­ным, но в описании ситуации ничто не указывает на то, что Ира была чем- то встревожена. Поищите другое объяснение.


 

в) для обучения взрослых русских

Ситуация 1

На одной из улиц Москвы случайно встретились две знакомые, русская и чеченка, которые не виделись полгода. Ольга очень обрадовалась и броси­лась обнимать и целовать Патимат. Однако Патимат поспешила отстранить­ся от объятий Ольги. Девушки мило поговорили обо всем, что с ними про­изошло за последнее время, об общих знакомых, но Ольга так и осталась в недоумении, почему Патимат столь сухо ее приветствовала после долгой разлуки.

Как бы вы объяснили Ольге поведение Патимат? Выберите подходя­щий, по вашему мнению, ответ.

1. Патимат не узнала Ольгу.

2. Патимат болела гриппом и не хотела заразить Ольгу.

3. Патимат действовала в соответствии со своим представлением о выражении чувств.

4. Патимат за что-то обиделась на Ольгу.


 

Вы выбрали объяснение № 1. Нельзя исключить возможности, что Паш мат в первый момент не узнала Ольгу. Однако это маловероятно, так как девушки близко знакомы и не виделись всего полгода. Вернитесь к ситуи ции и сделайте другой выбор.

Вы выбрали объяснение № 2. Этот вариант имеет право на существом,i ние, однако в тексте ничто не указывает на болезнь Патимат. Найдите более- точное объяснение.

Вы выбрали объяснение № 3. Это лучший вариант ответа. Каждая куль тура имеет свои правила невербального выражения эмоций. Действие этих правил весьма разнообразно. Так, для чеченской культуры характерна сдер жанность в эмоциональных проявлениях там, где от представителей рус ской культуры можно ожидать проявлений бурной радости. Между чечен цами на людях, как правило, не допускается и телесный контакт, тогда как русские в целом прикасаются друг к другу (обмениваются рукопожатиями, обнимаются, целуются) намного чаще, чем представители многих других культур. Патимат отстранилась при встрече с Ольгой, поступая в соответ ствии с правилами выражения эмоций, принятыми в чеченской культуре

Вы выбрали объяснение № 4. Данное объяснение является неверным В чеченской культуре не принято скрывать обиду. Поэтому, если бы Пати мат была обижена на Ольгу, то сказала бы ей об этом. Вам необходимо най­ти более точное объяснение.


Ситуация 2. Асламбек и Игорь, служившие вместе в армии, встретились через не­сколько лет после демобилизации. Игорь приехал в гости к другу вскоре после того, как Асламбек женился. Молодожену предстояло первое посеще­ние дома своей жены. Так как первый приход зятя в гости к новым род- ственникам требует обязательного сопровождения одним или двумя друзь­ями, Асламбек решил взять с собой Игоря.

В гостях Игорю оказывали всяческие знаки уважения, однако к Аслам- беку отнеслись по-другому. Его даже сесть не пригласили, и ему стоя при­шлось выслушивать бесконечные колкости и острые шутки женщин — его новых родственниц в свой адрес. Асламбек же только краснел и не отвечал паже на самые оскорбительные шутки. Игорь, видя, как тяжело приходится другу, попытался вступиться за него, чем вызвал дополнительные насмешки и осуждение. Игорь, в конце концов, понял, что сделал что-то не так, но не знал, что именно.

Как бы вы объяснили возникшую ситуацию Игорю? Выберите правиль­ный, на ваш взгляд, ответ.

1. Новые родственники недоброжелательно относятся к Асламбеку.

2. Новые родственники были недовольны, что в качестве друга Аслам­бек привел с собой Игоря, представителя другой культуры.

3. Асламбек женился на девушке из семьи с современными нравами, в которой власть принадлежит женщинам, а мужчины должны во всем им подчиняться.

4. Поведение Асламбека и представителей его новой семьи соответ­ствовало определенным правилам.


Вы выбрали объяснение № 1. Данный ответ неверен: если бы родствен­ники жены относились к Асламбеку недоброжелательно, то, согласно кав­казским традициям, его женитьба на ней была бы невозможна. Найдите иное объяснение.

Вы выбрали объяснение № 2. Данный ответ не подходит, так как по отно­шению к самому Игорю было проявлено традиционное кавказское госте­приимство. Подышите другое объяснение.

Вы выбрали объяснение № 3. В любом регионе мира встречаются семьи, в которых подкаблучники-мужчины во всем подчиняются женщинам. Од­нако даже в наши дни на Кавказе это маловероятно, по крайней мере, в описанной ситуации нет на это указаний. Еще раз попробуйте найти пра­вильный ответ.

Вы выбрали объяснение № 4. Это правильный ответ. Действительно, в культуре вайнахов существует обычай, связанный с определенным поведе­нием родственников жены во время первого посещения их дома молодым мужем. Ему устраивается испытание, во время которого проверяется, на­сколько он выдержан и уверен в себе. В соответствии с тем, как человек перенесет обидные высказывания, а также действия (запрещение садиться, угощение в отдельном помещении) в свой адрес, будет ли стойким или не сможет все это выдержать, к нему будут относиться в будущем (уважать или постоянно подтрунивать).

 


 

Ситуация 3. Андрей, оказавшись в экспедиции в Кабардино-Балкарии, был пригла­шен в дом Хачима. За обедом, на который собрались родственники и сосе­ди, Андрей рассказывал о своей работе и решил дополнить свой рассказ, показав фотографии. Он на пару минут вышел из комнаты, чтобы принести их, а когда вернулся, заметил, что отношение присутствующих к нему изме­нилось. Андрей почувствовал, что чем-то обидел или огорчил хозяев и их гостей, но не мог понять, чем именно.

Как бы вы объяснили Андрею, в чем его ошибка?

1. Неприлично покидать стол во время обеда.

2. Хозяева обиделись, решив, что Андрей отвлекается от трапезы, так как ему не нравится угощение.

3. Кабардинцы, увидев фотографии, сочли Андрея агентом спецслужб, который документирует свою поездку по Кавказу.

4. Хозяевам не понравилось, что посторонний человек без их сопро­вождения перемещается по дому.

 


 

Вы выбрали объяснение № 1. Это лучший вариант ответа. В традицион­ной кабардинской культуре сложился довольно сложный застольный эти­кет. В основе регламентированной до мелочей трапезы лежит культ пищи и обеденного стола. К столу нельзя поворачиваться боком или спиной, его нельзя покидать одновременно всей компанией: даже когда после произне­сения тоста гости поднимаются, чтобы выпить стоя, один должен остаться сидеть, отдавая дань уважения столу. Естественно, Андрей, покинувший стол без особых на то оснований, вызвал, мягко говоря, непонимание у присут­ствующих.

Вы выбрали объяснение № 2. Это не самое лучшее объяснение. Действи­тельно, хозяевам было бы крайне неприятно, если бы гость остался недово­лен приемом. Но в данном случае нет указаний на то, что Андрею действи­тельно не понравилась еда. Вернитесь к ситуации и найдите лучший вариант ответа.

Вы выбрали объяснение № 3. Это объяснение нельзя назвать вполне се­рьезным. Поищите лучшее объяснение.

Вы выбрали объяснение № 4. Это не совсем верное объяснение. Согласно традиционному адыгскому этикету, гостю действительно не полагается ос­таваться надолго в одиночестве. Однако это правило обусловлено не недо­верием к гостю, а, напротив, заботой о его комфорте, и если гость пожелает, хозяин оставляет его одного. Существует лучшее объяснение, которое вам следует найти.


Ситуация 4. На воскресный обед семья Назаровых пригласила своих новых сосе­дей, приехавших из Дагестана, Патимат и Зелимхана. Зная, что мусульмане не едят свинину, Татьяна свое коронное блюдо — пельмени — приготовила из говядины и телятины. Гости с удовольствием ели рыбные и овощные салаты, но к пельменям отнеслись крайне подозрительно. Они разрезали по пельменю, долго их нюхали, рассматривали и расспрашивали, откуда это мясо.

Русские хозяева не могли понять странного поведения гостей и очень обиделись. Как можно объяснить поведение Патимат и Зелимхана? Выбе­рите один из вариантов ответа.

Патимат и Зелимхан — вегетарианцы.

У семейной пары из Дагестана одинаковая болезнь желудка, требу­ющая соблюдения строгой диеты.

Гости привыкли к изысканным национальным блюдам, и стряпня Татьяны им не понравилась.

Патимат и Зелимхан не едят не только свинину, но и некоторые другие виды мяса.

 


 

Вы выбрали объяснение № 1. Это возможное, но маловероятное объясне­ние. Кавказцы, особенно за праздничным столом, предпочитают мясные- блюда, прежде всего из баранины.

Вы выбрали объяснение № 2. Это неверно, так как в описании ситуации нет указаний на данное обстоятельство. Вернитесь к описанию ситуации и выберите другой ответ.

Вы выбрали объяснение № 3. Это неправильный ответ. Конечно, гости могли быть привередливыми, но блюда, приготовленные хозяйкой из ово­щей, рыбы и других продуктов, они ели с удовольствием. Выберите другой ответ.

Вы выбрали объяснение № 4. Это правильный ответ. Видимо, Патимат и Зелимхан — правоверные мусульмане. А ислам предъявляет довольно стро­гие требования к мясной пище. Мусульманам разрешается есть пищу, при­готовленную христианами и иудеями, но при этом должен быть выполнен ряд условий: это не должно быть мясо свиньи, хищного животного, грызу­на, животного, умершего естественной смертью, животного, убитого без призывания имени Бога и т.д. Только после выполнения этих условий му­сульманин может употреблять в пищу мясо.

 


 

г) для обучения взрослых представителей народов Кавказа

Ситуация 1

Рашид, приехавший в Москву из Дагестана, надел свой лучший костюм и папаху и отправился в официальное учреждение для получения необходи­мых ему документов. Войдя в здание, он сразу же пошел в нужный ему кабинет и вежливо обратился за помощью к инспектору Марине Петровне. Однако она восприняла его появление негативно и, с недоумением взглянув на него, долго изучала имевшиеся у него многочисленные справки, а в кон­це концов довольно грубо попросила прийти через несколько дней к на­чальнику отдела.

Как бы вы объяснили Рашиду поведение Марины Петровны? Выбери­те подходящее объяснение.

1. Она хотела получить взятку или подношение.

2. Ей не понравилось, что Рашид нарушил правила поведения, приня­тые среди русских.

3. Она — бюрократка и относится к посетителям формально и с при­дирками.

4. В этот день Марина Петровна получила выговор от начальства за излишний либерализм, поэтому она особенно строго проверяла наличие документов, не проявляя обычную для нее вежливость.

13-3870


 

Вы выбрали объяснение № 1. В наше время бытует представление о том, что во всех государственных учреждениях чиновники получают маленькие зарплаты, а поэтому берут взятки. Однако в описанной ситуации нет указа­ний на то, что Марина Петровна вымогала у Рашида взятку. Вернитесь к ситуации и попробуйте найти верное объяснение.

Вы выбрали объяснение № 2. Это верный вариант ответа. В соответствии с правилами этикета, принятыми у русских, мужчина обязан снимать голов­ной убор в помещении. Подобным образом посетитель оказывает уважение дому и его хозяину. Не сняв папаху, Рашид вызвал недовольство Марины Петровны, которая посчитала его невоспитанным человеком, не проявив­шим уважения ко всем присутствовавшим в комнате.

Марина Петровна неверно интерпретировала поведение Рашида, так как не знала, что практически у всех мусульманских народов головной убор ассоциируется с достоинством мужчины — главы и кормильца семьи. Более того, ношение головного убора освящено Священным преданием мусуль­ман: хадисы повествуют о том, что сам Пророк, не снимая, носил головной убор, а подражание ему считается весьма похвальным.

Вы выбрали объяснение № 3. Марина Петровна проявила внимание к посетителю и подробно изучила имеющиеся у него справки. Поэтому ее трудно назвать бюрократкой. У ее недовольства Рашидом другая причина, определите ее.

Вы выбрали объяснение № 4. Это возможная причина поведения Мари­ны Петровны, но в описании ситуации нет указаний на то, что настроение Марины Петровны испортилось из-за выговора начальства.


Ситуация 2. В холле одного из московских учреждений в ожидании лифта стоят молодая русская женщина Светлана и осетин средних лет Асламбек. Прихо­ди i лифт, и в открывшиеся двери одновременно пытаются войти и женщи- п.I, и мужчина. Они сталкиваются, Светлана все же проходит вперед, а Ас- мамбек, уверенный, что почетное право первым проходить в двери принадлежит мужчине, остается в недоумении.

Как бы вы объяснили Асламбеку поведение Светланы? Выберите луч­ший вариант ответа.

1. Светлана плохо воспитанная, наглая женщина.

2. Светлана хотела таким способом обратить на себя внимание и по- шакомиться.

3. Светлана привыкла, что мужчины пропускают ее вперед в дверях.

4. Светлана является в этом учреждении большой начальницей.

 


 

Вы выбрали объяснение № 1. Этот вариант ответа является не совсем удачным. Русским женщинам не присуща такая черта, как наглость. Боль­шинство из них ведет себя уважительно с незнакомыми людьми. Попробуй­те найти другой вариант ответа.

Вы выбрали объяснение № 2. Это неверный вариант ответа. Вопреки бытующему у кавказцев представлению о легкой доступности русских жен- шин, они довольно скромны в поведении и предпочитают не проявлять активности при знакомстве с посторонними мужчинами. Выберите другое объяснение ситуации.

Вы выбрали объяснение № 3. Это лучший вариант ответа. В русской куль­туре существуют определенные правила этикета, в которых отражается ува­жение к женщинам. До России с Запада еще не докатилась волна феминиз­ма, и русские мужчины, как правило, в дверях пропускают даму вперед. Поэтому Светлана без колебаний направилась к открывшимся дверям лиф­та, из-за чего и произошло столкновение с Асламбеком.

Вы выбрали объяснение № 4. Данное объяснение могло бы быть логич­ным с точки зрения Асламбека. В соответствии с вертикальной иерархией, характерной для многих коллективистических кавказских культур, высоко­статусный представитель какой-либо организации (начальник) пользуется почетным правом проходить везде первым. Однако в описании ситуации нет указания на высокий статус Светланы, поэтому данный ответ не явля­ется подходящим объяснением.


 

Ситуация 3. Ингушская семья переехала жить в Москву. На следующий день после вселения в новую квартиру Эльвира Аминовна напекла пирогов и пошла знакомиться с соседкой по лестничной площадке. Русская соседка была удивлена и не проявила никакого желания знакомиться. Эльвира Аминовна долго рассказывала о себе и своем желании познакомиться, и Надежда Петровна наконец впустила ее в квартиру. Они попили чай с пирогом, но у Эльвиры Аминовны все-таки остался осадок на душе от визита к осторож­ной и недоверчивой соседке.

Как бы вы объяснили Эльвире Аминовне поведение соседки? Выбери­те один из вариантов.

1. Русские не отличаются особым гостеприимством.

2. Надежда Петровна боится впускать в дом незнакомых людей.

3. Эльвира Аминовна оторвала соседк

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...