Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

П ути и способы повышения уровня инновационности национальной экономики Б еларуси




 

В результате формирования крупных производственных комплексов в реальном секторе экономики, развития науки и инновационной деятельности в вузах и мощного исследовательского комплекса НАН Беларуси, расширения международных экономических и научно-технических связей, государственной инновационной стратегии развития созданы необходимые условия обеспечения технологического прогресса. Вместе с тем сложное экономическое положение реального сектора экономики, острый недостаток финансовых ресурсов у предприятий, неразвитость рыночных механизмов препятствуют развитию спроса на исследования и разработки, взаимодействию между участниками инновационных процессов, а также инновационной инфраструктуры (организационная, финансовая, консультационная, информационная и другая поддержка трансфера технологий).

В результате медленно осваиваются как отечественные, так и передовые зарубежные разработки. Реализация задачи устойчивого социально-экономического развития Беларуси может быть достигнута только при активизации инновационной деятельности, что требует соответствующего усиления государственной научно-технической политики.

Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития экономики, постепенное повышение конкурентоспособности результатов отечественных научных исследований и разработок, ускорение их использования в интересах человека, экономики и окружающей среды[9,с. 32].

Для достижения этой цели необходимо:

- создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок и повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

- постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок в соответствии с потребностями реального сектора экономики и социальной сферы, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

- адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;

- рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;

- совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях - развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в этой сфере;

укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;

совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий.

Концепцией национальной инновационной системы (НИС) определено, что научно-техническая и инновационная политика Беларуси должна обеспечить оптимальные условия для интеграции науки, производства и образования в интересах развития инноваций, опираясь на национальные особенности и традиции. Основные стратегические задачи государственной политики, обеспечивающие устойчивое развитие экономики за счет использования новых знаний, состоят в следующем:

. Трансформация, наращивание и укрепление научно-технического потенциала, развитие приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Определяющими здесь являются показатели затрат на ИР и кадровый потенциал науки. Отношение затрат на ИР к ВВП как показатель возможностей государства инвестировать в производство и использование знаний в ближайшие годы необходимо довести до 3%.

Основным инвестором ИР в Беларуси за все годы трансформационного периода оставалось государство. Государственное участие в науке и в дальнейшем сохранит свою значимость, при этом должна существенно возрасти роль внебюджетных источников финансирования, и прежде всего средств предпринимательского сектора.

Важной проблемой является повышение эффективности кадровой составляющей научно-технического потенциала. Для ее решения необходимо:

- создание условий для работы в науке путем оснащения ее современными средствами труда - приборами, оборудованием, материалами, информационно-коммуникационными технологиями (износ активной части основных производственных фондов в науке и научном обслуживании достиг 83%), а также существенное повышение уровня оплаты труда исследователей и разработчиков по отношению к другим категориям специалистов;

- совершенствование вузовской подготовки в направлении повышения инновационной составляющей образовательного процесса и формирования у будущих специалистов инновационного мышления и навыков, ориентированных на успех в конкуренции. Актуальными остаются проблемы более тесной интеграции образования и фундаментальной науки, развитие непрерывного и дистанционного образования, присоединение белорусской системы образования к соглашениям ВТО с перспективой формирования реально открытого рынка образовательных услуг.

Продвижение в решении этих проблем обеспечит привлечение в науку молодых специалистов (в настоящее время в стране 36% исследователей старше 50 лет, 52,8% докторов наук старше 60 лет), а также ротацию кадров между наукой, производством, образованием как способ трансфера знаний, умений, навыков[9,с. 45].

. Повышение эффективности использования научно-технического потенциала. Для этого необходимо:

- организационное сближение всех стадий инновационного процесса от ИР до выхода продукции на рынок. Основной механизм реализации этого направления - государственные программы технологического развития отраслей экономики и интеграционные инновационные проекты, которые должны включать как технологические решения, так и подготовку специалистов, защиту интеллектуальной собственности, распространение полученных знаний (публикации, лицензии, патенты). Условие эффективности этих механизмов - их соответствие инновационной стратегии государства и производственной сферы, основанной на результатах научно-технологического прогнозирования и изучения мирового рынка технологий. Фундаментальная наука призвана выполнять цементирующую роль в НИС за счет расширения комплексных, междисциплинарных исследований, например, в области активно развивающихся в мире наук о жизни, нанотехнологий. Создание своеобразного инновационного пояса вокруг фундаментальной науки позволяет наладить системные взаимодействия в области трансформации научных идей в передовые технологии и в аспекте воспроизводства ресурсной базы - кадровой, финансовой, материально-технической;

- укрепление научно-технического потенциала предпринимательского сектора экономики и рыночных отношений в научно-инновационной сфере путем развития корпоративного сектора экономики, сетевых взаимодействий и эффективных институциональных форм, интегрирующих интересы науки, производства и образования;

- экономическое стимулирование увеличения финансовых ресурсов предпринимательского сектора экономики для ИР и инноваций - снижение налоговой нагрузки на инновационно активные предприятия; исключение налогообложения внебюджетных источников финансирования ИР; максимальное снижение таможенных платежей и пошлин на оборудование, приборы, материалы для научных целей и инноваций;

- усиление контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований, что предполагает усиление инновационной составляющей ИР, в том числе и фундаментальных. В условиях ограниченности бюджета необходима инвентаризация и отбор имеющихся научных заделов с позиций перспектив их коммерциализации и концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях;

- повышение роли интеллектуальной собственности как стимула для исследователей и как временной монополии производителей на использование нового знания, обеспечивающей успех в конкуренции. Здесь важно не только совершенствование национального законодательства, но главным образом развитие зарубежного патентования отечественных изобретений как условия развития экспорта технологий и привлечения иностранных инвестиций;

- развитие международного научно-технического сотрудничества в направлении продвижения отечественных достижений на внешний рынок и главное - участия в совместных исследовательских и инновационных проектах. Наиболее эффективным механизмом здесь является дальнейшее формирование единого научно-технологического пространства Беларуси и России и вхождение в Единое европейское исследовательское пространство, перспективы которого открываются перед Беларусью через достаточно развитое в настоящее время участие в программах и проектах международных организаций;

- участие государства в создании и развитии объектов инновационной инфраструктуры (инновационные центры, технологические парки, центры трансфера технологий и т.п.), содействие развитию малых форм инновационного предпринимательства;

- развитие инновационной активности населения - воспитание ноосферного мышления, интереса, предпринимательских способностей и готовности к инновационным действиям всего общества. Этот комплекс качеств характеризует человеческий капитал и объединяется понятием «ноосферная культура».

Еще одним из направлений для повышения уровня инновационности национальной экономики можно считать государственно-частное партнерство (ГЧП) под которым следует понимать сотрудничество государственного и частного секторов с целью реализации проектов в области инфраструктуры, внедрения инноваций и оказания общественных услуг. Во всем мире инструмент ГЧП используется достаточно давно. Так, в первые годы советской власти многие месторождения отдавались иностранным инвесторам на основе концессионных соглашений. Концессия - это первая форма, в которой государство и бизнес выступают партнерами.

Сегодня вопросы участия частного бизнеса в финансировании науки и производства становится все актуальным и для Беларуси. Вместе с тем реализация механизма ГЧП требует наличия новых факторов:

1) закона о государственно-частном партнерстве;

2) государственной программы инновационного развития промышленности;

3) высокотехнологичных, инновационно активных предприятий;

4) привлекательного для бизнеса законодательства в различных сферах (налоги, интеллектуальная собственность и др.)

Для того чтобы этот механизм действовал в первую очередь следует организовать подготовку специалистов - как чиновников, руководителей предприятий, так и менеджеров компаний. В вузах, желательно на последних курсах обучения, ввести соответствующий курс лекций с приглашением ведущих профильных специалистов. Организовать цикл зарубежных стажировок в странах, имеющих опыт реализации ГЧП.

Второе условие - создание с учетом зарубежного опыта необходимой нормативно-правовой базы для реализации ГЧП, которая бы включала весь инновационный цикл - от проведения исследований до производства наукоемкой высокотехнологичной продукции. Особое внимание должно быть уделено правам на интеллектуальную собственность.

Необходимо также принять госпрограмму развития передовых технологий на основе использования государственно-частного партнерства. А также свести к минимуму административные процедуры при различного рода проверках, которые вызывают настороженность у организаций негосударственной формы собственности.

В этом контексте наиболее важная составляющая - принятие закона о государственно-частном партнерстве, включая инновационную сферу.

Представляется, что такой подход к созданию механизма государственно-частного партнерства позволит переломить негативную тенденцию в области инновационного развития и даст возможность Беларуси в ближайшие 5-10 лет занять достойное место в клубе развитых стран мира [9,с. 68 - 72].

Переход к постиндустриальному обществу предполагает превращение научно-технической политики из комплекса мер по управлению наукой и технологиями как отдельно взятым объектом в один из стержневых элементов всей системы государственного регулирования. По мере интенсификации инновационных процессов будет возрастать влияние выбранных ориентиров в научно-технической сфере на траекторию социально-экономического развития в целом. В связи с этим необходима взаимосвязь научно-технической стратегии с другими составляющими государственного регулирования - промышленной, социальной, информационной и экологической политикой.


Заключение

 

Таким образом, под инновацией следует понимать использование результата научной деятельности (новшества), способствующее повышению эффективности в области техники, технологии и управления.

Под классификацией инноваций следует понимать их распределение на отдельные группы по определенным признакам для определения места каждой инновации в их обшей системе.

Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития экономики, постепенное повышение конкурентоспособности результатов отечественных научных исследований и разработок, ускорение их использования в интересах человека, экономики и окружающей среды.

Для достижения этой цели необходимо:

1) создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок и повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

2) постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок в соответствии с потребностями реального сектора экономики и социальной сферы, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

3) адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;

4) рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;

5) совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

6) поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в этой сфере;

7) укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;

8) совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

9) развития государственно-частного партнерства.

Переход к постиндустриальному обществу предполагает превращение научно-технической политики из комплекса мер по управлению наукой и технологиями как отдельно взятым объектом в один из стержневых элементов всей системы государственного регулирования. По мере интенсификации инновационных процессов будет возрастать влияние выбранных ориентиров в научно-технической сфере на траекторию социально-экономического развития в целом. В связи с этим необходима взаимосвязь научно-технической стратегии с другими составляющими государственного регулирования - промышленной, социальной, информационной и экологической политикой.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...