Изложение нового материала.
Класс, 2 четверть. Тема урока: Изображение и фантазия. Сказочная птица. Тип урока: Изучение нового материала. Цели и задачи: 1. создать условия для ознакомления с понятием «фантазия», с изображениями сказочных птиц на изделиях художественных промыслов; 2. способствовать развитию фантазии у ребенка, умения подбирать удачные цветовые сочетания в работе, формированию умения преображать реальные формы в декоративные, навыков работы с гуашевыми красками, дружеских отношений в классе; 3. содействовать воспитанию бережного отношения к природе. Оборудование для учителя: иллюстрации с изображением сказочных птиц (Приложение 8), учебник. Оборудование для учащихся: альбом, гуашь, кисти, палитра. План урока. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Прозвенел звонок – начинается урок. Порядок на столе, Порядок в голове, К уроку мы готовы ВСЕ. Вводная беседа. – Мы живем в реальном мире, нас окружают настоящие предметы и живые существа. Но человеку скучно было бы жить без тайн и секретов, и он их начинает выдумывать, а помогает ему в этом… фантазия. Вспомните легенды, сказки о привидениях, домовых, русалках и т. д. Их никто не видел, но мы все о них знаем, представляем, как они выглядят. Что помогает нам их представить? (Фантазия, воображение.) – Приходилось ли вам выдумывать какое-либо существо? Какое оно было? – Человек очень часто боится темных комнат, дремучих лесов, потайных уголков. Почему? (Воображает невиданных существ.) Что помогает страхам человека разрастаться? (Фантазия.) Помните, не надо бояться Бабу Ягу, домового, лешего и др. Это плод наших фантазий. – Сделайте предположение о теме нашего урока.
– Тема урока – «Изображение и фантазия».
Изложение нового материала. – У творческих людей, а художники к таковым относятся, очень развито воображение, их фантазия не имеет границ. Они умеют изображать сказочный мир. Фантазия художника щедра, Она нам дарит столько неожиданного. Представь, насколько б жизнь была бедна, Коль не было бы в ней чудес невиданных. – Что вдохновляет художников придумывать фантастические образы? А помогаем им в этом наблюдение за природой, изучение реальности. – Я вам предлагаю игру «Реальность – фантазия». Если мое высказывание – это реальность, вы хлопаете в ладоши, а если фантазия – топаете ногами. • Учитель в классе. • Папа чинит табуретку. • В городском парке на дереве сидит русалка. • Продавец продает хлеб лешему. • Бабушка вяжет носки. • Баба Яга гуляет по городу и угощает детей конфетами. • Самолет летит в небе. – А теперь ваши варианты, кто готов продолжить? – На прошлом уроке мы говорили о реальных животных и рисовали павлина. Кто из наших мастеров нам помогал? (Мастер Изображения.) – Сегодня мы продолжим работать с Мастером Изображения и будем рисовать сказочных птиц. – Давайте вспомним, какие птицы живут в сказках? (Жар-птица, птица феникс, Царевна Лебедь, золотой петушок.) – Я вам предлагаю рассмотреть изображения птиц (учебник, с. 62). – Мастер Изображения увидел сильную и мудрую птицу и превратил ее в птицу сирин – волшебную птицу счастья. Докажите, какие черты сходства есть у ястреба с сирин. Что необычного, сказочного внес в изображение сирин художник? – Мастер Изображения увидел в деревне индюка и создал из глины эту нарядную дымковскую игрушку (учебник, с. 63). В чем сходство с живой птицей? Какие элементы добавил художник? – Посмотрите на щепные птицы счастья (Приложение 8). Мастер делает такую птицу из бруска обычного дерева. Для этого брусок расщепляет на тонкие пластины-перышки. Образы каких реальных птиц использовал в своей работе Мастер Изображения? (Лебедь, цапля.) В чем сходство, что добавил художник?
– Создавая свою сказочную птицу, художник опирается на реальные образы, на настоящих птиц и вносит элементы, которые делают работу сказочной, а образ фантастическим. Вдохновляет художника природа, а создает образ фантазия. – Какие материалы использует в своих работах Мастер Изображения? (Краски, глину, дерево, камень, железо, нитки, бумагу.) (Приложение 8.) – Давайте рассмотрим примеры сказочных птиц (Приложение 8). Какие необычные формы, фантастические элементы применили в работе художники? – Что можете сказать о цвете?
Практическая работа – Поймать нам птицу счастья не удастся, а вот создать ее самим вполне реально. Помогут вам в этом природа и ваша фантазия. – Какие материалы вам помогут достичь цели урока? (Гуашь.) Советы Мастера Изображения (составляются совместно с детьми): 1. Продумать, какую птицу возьму за основу. 2. Сделаю эскиз. 3. Добавлю сказочные, фантастические элементы. 4. Продумаю цветовую гамму. 5. Раскрашу. Не забуду раскрасить фон или нарисовать элементы окружающей среды. – Возьмите за основу любую птицу и, соблюдая эти советы, приступайте к работе. Желаю удачи. (Учитель во время работы оказывает индивидуальную помощь.) Физкультминутка Глянул птенчик из гнезда – Голова вниз. Ух, какая высота! Покачивание головой. Пускай высота – Взмах правой рукой. Вылетай из гнезда - Махи обеими руками. На мир посмотри – Раз, два, три… Повороты головы вправо,влево, вперед. Подведение итогов урока Выставка и анализ работ. Алгоритм самооценки: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе сделать работу? – Ты справился с работой или есть недочеты? – Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью? – Как бы ты оценил свою работу? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Кто желает оценить свою работу по образцу? Работы вывешиваются на доску. – Как будто в райском саду очутились! Сколько замечательных птиц! Какие все красивые! – Чья работа вам больше всего понравилась? Почему? – Кто удачно подобрал цвета в работе?
Обобщение по теме урока. – Что такое «фантазия»? – Кто помог вам создать образ? – Какие материалы использует Мастер Изображения для создания сказочных образов? – Какие материалы нужны были в работе вам? – Что у вас получилось лучше всего? – В чем испытали затруднения? – Как бы вы оценили свое настроение после урока? Уборка рабочего места. Домашнее задание Придумать своё фантастическое животное и дать ему имя. Класс, 1 четверть Тема урока: Выразительные возможности графических материалов. Линия выдумщица.
Тип урока: Изучение нового материала. Цели и задачи: 1. создать условия для ознакомления с графикой, графическими художественными материалами, их выразительными возможностями; 2. способствовать развитию творческой фантазии, умений изображать линией, анализировать свой рисунок и рисунок товарища; 3. содействовать воспитанию доброты и отзывчивости, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь.
Оборудование для учителя: учебник, образцы картин художников-графиков, перо, палочка, тушь;
Оборудование для учащихся: рабочая тетрадь, альбом, тушь, палочка, перо, кисти.
План урока. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места. Кто шагает с сумкой книг Утром в школу? (Ученик.) Долгожданный дан звонок? (Да.) Начинаем наш … (урок). Вводная беседа. На доске висят несколько рисунков, выполненных в разных техниках: восковыми мелками, акварелью, карандашом, тушью. – Посмотрите на эти рисунки. Какие материалы были использованы при их изображении? Есть ли затруднения? – Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним видом изобразительного искусства – графикой.
Изложение нового материала. Графика (греч. γραφικος – письменный, от греч. γραφω – пишу) – искусство создавать художественные произведения, используя в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль.) Это рисунок, выполненный художником на бумаге или картоне с помощью пера и туши, угля, карандаша, кисти, а также рисунок, воспроизведенный с помощью специальных приспособлений и машин.
– Линии, которые используются в работе, могут быть разными по характеру: колючие и острые, плавные и нежные, сказочные и загадочные. Можно изображать линии черной тушью с помощью обыкновенной палочки, а также пером и кистью. Если нажать сильно, линия получится яркой, но не длинной, если слегка – линия станет тоненькой. Но самое интересное, когда нажимаешь по-разному, ведя одну линию, не отрывая руки от листа, – линия получается словно живая. (Рассказ учителя сопровождается показом.) Работая в графике, художники используют линии разной толщины. Это создает контраст светлого и темного, нежного и грубого.
Практическая работа. 1) – У вас на столах лежат предметы: палочка, зубочистка, перо и кисточка. Попробуйте их в работе. Проведите: прямую линию каждым материалом, пробуя разный нажим; волнистую линию; отрывистую линию – штрихи; ломаную линию. – Рассмотрите линии, которые у вас получились. Какие они по характеру? Что бы вы могли нарисовать этими линиями? – У многих художников есть графические картины. Наш современник С. Акулиничев работал в графике. Рассмотрим его картины (Приложение 4). Какие линии использовал художник, создавая свои картины? Какой характер они придали изображению?
2) – Откройте рабочую тетрадь на странице 10. Перед вами линии. Рассмотрите их. Какие линии вы видите? На что они похожи? – Хотите побыть волшебниками? Пером и тушью вы сейчас превратите эти линии в забавных зверюшек. – Посмотрите на страницу 11. Что видите? На что они похожи? При помощи туши превратите эти пятна в птиц, зверей или волшебные существа.
Физкультминутка. Подними ладошки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|