Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предполагаемые результаты

ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО Зам. директора по УР Директор школы

Протокол № ____ ______ Н.А.Вахрушина ______ Н.А.Бражникова

от «__» августа 20___г. «___» августа 20__ г. «__»августа 20___ г.

Председатель МО

__________ В.Г.Закатова

Рабочая программа

По предмету «Социально – бытовая ориентировка»

Для 4 СП класса

На 2014 - 2015 учебный год

 

 

Составитель:

Тихомирова Марина Владимировна

первая квалификационная категория

 

Содержание рабочей программы

 

Оглавление Страницы
Титульный лист.  
Оглавление.  
Пояснительная записка. 3-4
Содержание программы учебного предмета.  
Учебно-тематический план.  
Календарно-тематическое планирование. 7-10
Уровень подготовки учащихся. Предполагаемые результаты.  
Список литературы.  
Перечень учебно-методического обеспечения.  
Лист корректировки.  

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом для 4 класса школы 8 вида (2 вариант) ГБОУ специальной (коррекционной) школы № 7 на 2014-2015 учебный год рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году).В классе обучается 9 учащихся, из них 3 классно- урочно,6 на надомном обучении. У всех тяжёлая умственная отсталость, у двоих – ДЦП (передвигаться не могут, колясочники). Все дети не могут говорить. Двое в состоянии произносить по подражанию несколько гласных звуков. 1 ребенок выражает только некоторые эмоции, не может ходить, не владеет координацией рук. У всех учеников недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Мышление наглядно-образное примитивное. Память механическая, с нарушениями. Все психические процессы развиты крайне слабо. У детей очень быстрая утомляемость. Внимание удерживать не могут. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Графомоторные навыки у детей не сформированы. Эмоционально-волевая сфера отсутствует. Мотивации к обучению нет.

Недоразвитие коммуникативной функции речи у данной категории учащихся рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности. Регулятивная функция речи страдает, речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного регулирующего влияния.

Основной целью уроков социально – бытового ориентирования, является расширение кругозора учащегося с тяжелой умственной отсталостью, его знаний о явлениях и предметах окружающего мира. Проблема социализации учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе обучения. В основу уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.

Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Социально – бытовая ориентировка» предполагает обучение учащихся альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. В программу 4 класса включены такие разделы как:

- одежда и обувь;

- питание;

- жилище;

- культура поведения;

- транспорт

Предмет «Социально – бытовая ориентировка» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»,а так же различными направлениями коррекционно-развивающей работы. Он тесно связан с логопедической работой с учащимися с умеренной умственной отсталостью.

 

 

Цель программы:

- создание условий для освоения системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.

 

Задачи программы:

- создание условий для формирования, уточнения и закрепления основных бытовых умений и навыков.

- создание условий для формирования и закрепления социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности, в разные временные периоды.

- создание условий для формирования и введения в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации.

 

Организационная структура программы:

Программа рассчитана на учащихся 4 класса. Согласно учебному плану школы часа в неделю, часов в год. Из них:6 часов –первая четверть, 28 часов – вторая четверть, 38 час – третья четверть и 27 часов – четвертая четверть. Продолжительность одного урока – 35 минут.

 

Организационная структура уроков:

Уроки строятся на основе следующих принципов:

· интегрирования (включение элементов игровой деятельности, других предметов);

· системности;

· преемственности.

 

Контроль на уроке:

Вид: текущий

Форма организации контроля: индивидуальный

Форма контроля: наблюдение за освоением содержания обучения

 

Формы работы. Уроки «Альтернативного чтения» построены с учетом систематичности и организации их как совместной деятельности учителя и учеников. В процессе работы по данному предмету на уроках выполняются следующие упражнения:

- практические упражнения;

- упражнения с картинками и пиктограммами;

- упражнения со словами;

- упражнения по прослушанному тексту.

 

Такой порядок позволит систематизировать работу учителя по обучению учащихся.

 

Содержание программы учебного предмета.

 

 

В программу 4 класса по предмету «Социально-бытовая ориентировка» включены такие разделы как:

«Одежда и обувь»: обучение называнию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами

«Питание»: обучение соблюдению санитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранению и использованию продуктов

«Жилище»: приобретение умения выбирать и пользоваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использовать для украшения интерьера изделия собственного изготовления

«Культура поведения»: обучение элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, в общественных местах, а также правилам общения со взрослыми и детьми. Обучение культуре приема пищи, ношения одежды, обуви

«Транспорт»: обучение алгоритмам проездки на транспорте, нахождению нужной остановки, оплате за проезд, альтернативной коммуникации и навыкам общения

 

 

 

Учебно-тематический план.

№п/п Разделы Количество часов
  1 ЧЕТВЕРТЬ.  
1. Одежда и обувь 6 часов
2. Питание 3 часа
3. Жилище 3 часа
4. Культура поведения 2 часа
5. Транспорт 4 часа
  ИТОГО 18 часов
  2 ЧЕТВЕРТЬ.  
1. Одежда и обувь 6 часов
2. Питание 2 часа
3. Жилище 2 часа
4. Культура поведения 2 часа
5. Транспорт 2 часа
  ИТОГО 14 часов .
  3 ЧЕТВЕРТЬ.  
1. Одежда и обувь 6 часов
2. Питание 3 часа
3. Жилище 4 часа
4. Культура поведения 3 часа
5. Транспорт 4 часа
  ИТОГО 20 час .
  4 ЧЕТВЕРТЬ.  
1. Одежда и обувь 6 часов
2. Питание 2 часа
3. Жилище 2 часа
4. Культура поведения 2 часа
5. Транспорт 3 часа
  ИТОГО 15 часов .
  ИТОГО ЗА ГОД 67 часов .

Календарно-тематическое планирование 8 вид (2 вариант)

 

№ урока ТЕМА Дата Кол-во часов Контроль Примеча ние
1. 1. 1 четверть Узнавание предметов одежды и обуви на картинках и пиктограммах.   1 час урок  
2. Узнавание предметов одежды и обуви на картинках и пиктограммах.   1 час урок  
3. Правила ухода за одеждой (чистка, стирка).   1 час урок  
4. Правила ухода за одеждой (чистка, стирка).   1 час урок  
5. Средства по уходу за одеждой (мыло, щетка)   1 час урок  
6. Средства по уходу за одеждой (мыло, щетка   1 час урок  
7. Обучение узнаванию и номинации продуктов питания.   1 час урок  
8. Обучение узнаванию и номинации продуктов питания.   1 час урок  
9. Обучение узнаванию и номинации продуктов питания.   1 час урок  
10. Рассматривание иллюстраций, картинок с различными интерьерами. Работа с пиктограммами.   1 час урок  
11. Рассматривание иллюстраций, картинок с различными интерьерами. Работа с пиктограммами.   1 час урок  
12. Знакомство с предметами мебели. Шкаф для белья. Дидактическая игра. «Разложи одежду в шкаф».   1 час урок  
13. Правила поведения дома. Чтение художественных произведений Е. Благинина «К Мишке в гости».   1 час урок  
14. Правила поведения в школе, на уроке. Чтение художественных произведений о культуре поведения.   1 час урок  
15. Рассматривание иллюстраций, картинок о правилах дорожного движения.   1 час урок  
16. Рассматривание иллюстраций, картинок о правилах дорожного движения.   1 час урок  
17. Упражнения на узнавание сигналов светофра,видов транспорта.Работа с пиктограммами.   1 час урок  
18. Упражнения на узнавание сигналов светофра,видов транспорта.Работа с пиктограммами.   1 час урок  
19. 2 четверть Узнавание предметов одежды и обуви на картинках и пиктограммах.   1 час урок  
20. Узнавание предметов одежды и обуви на картинках и пиктограммах.   1 час урок  
21. Правила ухода за одеждой (чистка, стирка).   1 час урок  
22. Правила ухода за одеждой (чистка, стирка).   1 час урок  
23. Средства по уходу за одеждой (мыло, щетка)   1 час урок  
24. Средства по уходу за одеждой (мыло, щетка)   1 час урок  
25. Обучение узнаванию и номинации продуктов питания.   1 час урок  
26. Обучение узнаванию и номинации продуктов питания.   1 час урок  
27. Рассматривание иллюстраций, картинок с различными интерьерами. Работа с пиктограммами.   1 час урок  
28. Знакомство с предметами мебели. Шкаф для белья. Дидактическая игра. «Разложи одежду в шкаф».   1 час урок  
29. Правила поведения дома. Чтение художественных произведений Е. Благинина «К Мишке в гости».   1 час урок  
30. Правила поведения в школе, на уроке. Чтение художественных произведений о культуре поведения.   1 час урок  
31. Рассматривание иллюстраций, картинок о правилах дорожного движения.   1 час урок  
32. Упражнения на узнавание сигналов светофра,видов транспорта.Работа с пиктограммами.   1 час урок  
33. 3 четверть Узнавание предметов одежды и обуви на картинках и пиктограммах.   1 час урок  
34. Узнавание предметов одежды и обуви на картинках и пиктограммах.   1 час урок  
35. Правила ухода за одеждой (чистка, стирка).   1 час урок  
36. Правила ухода за одеждой (чистка, стирка).   1 час урок  
37. Средства по уходу за одеждой (мыло, щетка)   1 час урок  
38. Средства по уходу за одеждой (мыло, щетка)   1 час урок  
39. Обучение узнаванию и номинации продуктов питания.   1 час урок  
40. Обучение узнаванию и номинации продуктов питания.   1 час урок  
41. Обучение узнаванию и номинации продуктов питания.   1 час урок  
42. Рассматривание иллюстраций, картинок с различными интерьерами. Работа с пиктограммами.   1 час урок  
43. Рассматривание иллюстраций, картинок с различными интерьерами. Работа с пиктограммами.   1 час урок  
44. Знакомство с предметами мебели. Шкаф для белья. Дидактическая игра. «Разложи одежду в шкаф».   1 час урок  
45. Знакомство с предметами мебели. Шкаф для белья. Дидактическая игра. «Разложи одежду в шкаф».   1 час урок  
46. Правила поведения дома. Чтение художественных произведений Е. Благинина «К Мишке в гости».   1 час урок  
47. Правила поведения дома. Чтение художественных произведений Е. Благинина «К Мишке в гости».   1 час урок  
48. Правила поведения в школе, на уроке. Чтение художественных произведений о культуре поведения.   1 час урок  
49. Рассматривание иллюстраций, картинок о правилах дорожного движения.   1 час урок  
50. Рассматривание иллюстраций, картинок о правилах дорожного движения.   1 час урок  
51. Упражнения на узнавание сигналов светофра,видов транспорта.Работа с пиктограммами.   1 час урок  
52. Упражнения на узнавание сигналов светофра,видов транспорта.Работа с пиктограммами.   1 час урок  
53. 4 четверть Узнавание предметов одежды и обуви на картинках и пиктограммах.   1 час урок  
54. Узнавание предметов одежды и обуви на картинках и пиктограммах.   1 час урок  
55. Правила ухода за одеждой (чистка, стирка).   1 час урок  
56. Правила ухода за одеждой (чистка, стирка).   1 час урок  
57. Средства по уходу за одеждой (мыло, щетка)   1 час урок  
58. Средства по уходу за одеждой (мыло, щетка)   1 час урок  
59. Обучение узнаванию и номинации продуктов питания.   1 час урок  
60. Обучение узнаванию и номинации продуктов питания.   1 час урок  
61. Рассматривание иллюстраций, картинок с различными интерьерами. Работа с пиктограммами.   1 час урок  
62. Знакомство с предметами мебели. Шкаф для белья. Дидактическая игра. «Разложи одежду в шкаф».   1 час урок  
63. Правила поведения дома. Чтение художественных произведений Е. Благинина «К Мишке в гости».   1 час урок  
64. Правила поведения в школе, на уроке. Чтение художественных произведений о культуре поведения.   1 час урок  
65. Рассматривание иллюстраций, картинок о правилах дорожного движения.   1 час урок  
66. Упражнения на узнавание сигналов светофра,видов транспорта.Работа с пиктограммами.   1 час урок  
67. Упражнения на узнавание сигналов светофра,видов транспорта.Работа с пиктограммами   1 час урок  

Предполагаемые результаты

К концу учебного года учащиеся могут:

 

Учащиеся осваивают элементарную систему информационно-бытовых знаний, обеспечивающих им комфортное пребывание в классе, группе

- социально-бытовые навыки и умения, операции, необходимые им в течение времени, установленного режимом жизнедеятельности (урока, дня, недели и т. д.)

-невербальные и вербальные модели коммуникативного общения, необходимого в процессе межличностного взаимодействия с окружающими.

- показать предметы одежды и обуви.

- простейший уход за одеждой и обувью (стирка, чистка)

- показать предметы посуды необходимых для сервировки стола.

- уход за жилищем (подметание пола, вытирание пыли)

- культура приема пищи, ношения одежды, обуви.

- узнавать и показывать некоторые виды транспорта (автобус, машина)

 

Предполагаемый результат: представления у учащихся об некоторых жизненных ситуациях и способах практической деятельности, адекватных для детей умеренной и тяжелой умственной отсталости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...