Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема анализа протоколов.

Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой в естественных условиях: изучение особенностей сюжетно-ролевой игры.

 

Цель: определить уровень развития игровой деятельности

(по Д.Б.Эльконину).

Схема анализа протоколов.

I. Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

 

1.Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребёнка и т.д.).

2. Обсуждает ли замысел игры с партнёрами, учитывает ли их точку
зрения.

3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребёнок перспективу
игры.

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько
часто наблюдается импровизация в игре.

 

5. Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и
предложить её другим детям.

 

II. Содержание игры.

 

1. Что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

2. Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

 

III. Сюжет игры.

 

1. Насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество.

 

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребёнок следует
одному сюжету.

3. Сколько событий ребёнок объединяет в один сюжет.

4. Насколько развёрнут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребёнок является участником нескольких
событий, включённых в сюжет.

5. Как появляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет
игры.

6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения,
рассказы взрослых и т.д.).

 

IV. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

 

1.Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время
игры).

2.Какие средства использует для взаимодействия с партнёром по игре
(ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).

3.Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень
развёрнутости: отдельные реплики, фразы; длительность ролевого
диалога; направленность к игрушке, реальному или воображаемому
партнёру).

4. Передаёт ли и как характерные особенности персонажа.

5.Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением
ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как
относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

6. Что предпочитает ребёнок: играть один или входить в игровое
объединение. Дать характеристику этого объединения: численность,
устойчивость и характер взаимоотношений.

7. Есть ли у ребёнка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

 

V. Игровые действия и игровые предметы.

 

1. Использует ли ребёнок в игре предметы - заместители и какие. По какому
принципу ребёнок выбирает предметы-заместители и преобразует их для
использования в игре.

2. Даёт ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько
легко это делает.

3. Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребёнок
или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнёру.

4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребёнка
любимые игрушки.

5. Характеристика игровых действий: степень обобщённости,
развёрнутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих
действий с действиями партнёра по игре. Какова роль слова в
осуществлении игровых действий.

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли её условность,
играет ли с воображаемыми предметами.

 

 

VI. Игровые правила.

 

1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознаётся ли правило
ребёнком.

2. Как соотносит ребёнок выполнение правила со взятой на себя ролью.

3. Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на
нарушение правил партнёрами по игре.

3. Как относится к замечаниям партнёра по игре по поводу выполнения им
правил.

 

VII. Достижение результата игры.

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.

2. Соотносит ли ребёнок свой замысел с достигнутым результатом.

3. Какими средствами достигается реализация замысла.

 

VIII. Особенности конфликтов в игре.

 

1. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.).

2. Каковы способы разрешения конфликтов.

 

IX.. Игровая среда.

 

1. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу
игры.

2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как.

 

X. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребёнок к взрослому в процессе игры и по поводу чего.
Как часто обращается.

2. Предлагает ли взрослому принять участие в игре.

Если развёрнутая сюжетно-ролевая игра у ребёнка отсутствует, проводится наблюдение за свободной игрой с игрушками. Отмечается:

3. Эмоциональные реакции на игрушки.

4. Способность самостоятельно выбрать игрушки и создать игровые
ситуации.

5. Характер выполняемых действий с игрушками.

6. Стойкость интереса к игровой деятельности.

 

Н аблюдение за поведением и общением детей в группе.

Цель: определить форму общения и тип поведения со взрослыми и со сверстниками.

Схема анализа протоколов наблюдения:

Общение со взрослым.

 

1. Как часто обращается к взрослому, по какому поводу.

2. Называет ли взрослого по имени, отчеству, может ли спокойно выразить своё желание, просьбу, употребляет ли вежливые слова, какие, в каких ситуациях.

3. Как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, на положительную и отрицательную оценку.

 

 

Схема анализа протоколов:

 

1. Эмоциональное отношение к заданию и результатам деятельности:

а) устойчивый интерес к заданию, положительное эмоциональное
отношение к работе над ним, осмысленное стремление к результату;

 

б) интерес к заданию неустойчив, довольствуется любым результатом;

 

в) не проявляет большого интереса к заданию, деятельность не вызывает
положительного эмоционального отношения;

 

2. Уровень понимания задачи и регуляции деятельности - степень полноты
принятия задачи, ориентировка на условия задачи, качество
самоконтроля и оценка деятельности:

 

а) желание понять и выполнить задание правильно, умение на нём
сосредоточиться, адекватная оценка результата;

 

б) не удерживает задание в полном объёме до конца занятия, часто
отвлекается, деятельность затягивается во времени, использует
нерациональные приёмы выполнения, требует неоднократного повторения,
уточнения;

 

в) нет стремления выполнить задание, оценка результата завышена,
акцентирует внимание на несущественных признаках;

 

3. Особенности познавательной деятельности: запас знаний об
окружающем, умение их использовать. Развитие познавательных
процессов:

 

- активность восприятия;

- сосредоточенность в процессе деятельности;

- устойчивость познавательных процессов;

- интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

- преобладающий тип мышления.

 

 

4. Как реагирует на просьбы и требования взрослого, как относится к его
поручениям

5. Выполняет ли правила поведения.
Общение со сверстниками.

1. Называет ли сверстника по имени, умеет ли обращаться вежливо,
спокойно.

2. Старается ли помочь сверстнику, умеет ли не мешать ему во время
выполнения деятельности, считается ли с его мнением.

3. Как часто общается со сверстниками, в каких ситуациях, широта круга
общения.

4. Содержание общения со сверстниками.

5. Как часто и по какой причине возникают конфликты, как ребёнок их
разрешает. Как ведёт себя в конфликтных ситуациях: уступает, кричит,
дерётся, обзывает, обращается за помощью к взрослому и т.д.

6. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками:
ровные и доброжелательные, равнодушные, скрыто негативные, открыто
негативные, избирательные.

 

В ходе наблюдения фиксировать любые проявления детей по списку категорий, на основе наиболее часто встречающихся проявлений определить тип поведения, руководствуясь схемой:


 


 

Тип поведения Действие Речь
1.Асоциальное отворачивается убегает защищается хнычет; плачет кричит о помощи
2. Антисоциальное разрушает отнимает, гонится,бьётётбьёт угрожает требует дразнит ругает
3. Пассивно социальное присоединяется приветствует старается овладеть беседует приветствует просит
4. Активно социальное предлагает; ласкает; показывает помогает исправляет; берёт инициативу Инсценирует информирует советует критикует призывает к сотрудничеству

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...