Схема анализа протоколов.
Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой в естественных условиях: изучение особенностей сюжетно-ролевой игры.
Цель: определить уровень развития игровой деятельности (по Д.Б.Эльконину). Схема анализа протоколов. I. Замысел игры, постановка игровых целей и задач.
1.Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребёнка и т.д.). 2. Обсуждает ли замысел игры с партнёрами, учитывает ли их точку 3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребёнок перспективу 4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько
5. Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и
II. Содержание игры.
1. Что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми). 2. Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.
III. Сюжет игры.
1. Насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество.
2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребёнок следует 3. Сколько событий ребёнок объединяет в один сюжет. 4. Насколько развёрнут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребёнок является участником нескольких 5. Как появляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет 6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения,
IV. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.
1.Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время 2.Какие средства использует для взаимодействия с партнёром по игре 3.Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень 4. Передаёт ли и как характерные особенности персонажа. 5.Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением 6. Что предпочитает ребёнок: играть один или входить в игровое 7. Есть ли у ребёнка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.
V. Игровые действия и игровые предметы.
1. Использует ли ребёнок в игре предметы - заместители и какие. По какому 2. Даёт ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько 3. Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребёнок 4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребёнка 5. Характеристика игровых действий: степень обобщённости, 6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли её условность,
VI. Игровые правила.
1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознаётся ли правило 2. Как соотносит ребёнок выполнение правила со взятой на себя ролью. 3. Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на 3. Как относится к замечаниям партнёра по игре по поводу выполнения им
VII. Достижение результата игры. 1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре. 2. Соотносит ли ребёнок свой замысел с достигнутым результатом. 3. Какими средствами достигается реализация замысла.
VIII. Особенности конфликтов в игре.
1. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.). 2. Каковы способы разрешения конфликтов.
IX.. Игровая среда.
1. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу 2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как.
X. Роль взрослого в руководстве игрой. 1. Обращается ли ребёнок к взрослому в процессе игры и по поводу чего. 2. Предлагает ли взрослому принять участие в игре. Если развёрнутая сюжетно-ролевая игра у ребёнка отсутствует, проводится наблюдение за свободной игрой с игрушками. Отмечается: 3. Эмоциональные реакции на игрушки. 4. Способность самостоятельно выбрать игрушки и создать игровые 5. Характер выполняемых действий с игрушками. 6. Стойкость интереса к игровой деятельности.
Н аблюдение за поведением и общением детей в группе. Цель: определить форму общения и тип поведения со взрослыми и со сверстниками. Схема анализа протоколов наблюдения: Общение со взрослым.
1. Как часто обращается к взрослому, по какому поводу. 2. Называет ли взрослого по имени, отчеству, может ли спокойно выразить своё желание, просьбу, употребляет ли вежливые слова, какие, в каких ситуациях. 3. Как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, на положительную и отрицательную оценку.
Схема анализа протоколов:
1. Эмоциональное отношение к заданию и результатам деятельности: а) устойчивый интерес к заданию, положительное эмоциональное
б) интерес к заданию неустойчив, довольствуется любым результатом;
в) не проявляет большого интереса к заданию, деятельность не вызывает
2. Уровень понимания задачи и регуляции деятельности - степень полноты
а) желание понять и выполнить задание правильно, умение на нём
б) не удерживает задание в полном объёме до конца занятия, часто
в) нет стремления выполнить задание, оценка результата завышена,
3. Особенности познавательной деятельности: запас знаний об
- активность восприятия; - сосредоточенность в процессе деятельности; - устойчивость познавательных процессов; - интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, обобщение); - преобладающий тип мышления.
4. Как реагирует на просьбы и требования взрослого, как относится к его 5. Выполняет ли правила поведения. 1. Называет ли сверстника по имени, умеет ли обращаться вежливо, 2. Старается ли помочь сверстнику, умеет ли не мешать ему во время 3. Как часто общается со сверстниками, в каких ситуациях, широта круга 4. Содержание общения со сверстниками. 5. Как часто и по какой причине возникают конфликты, как ребёнок их 6. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками:
В ходе наблюдения фиксировать любые проявления детей по списку категорий, на основе наиболее часто встречающихся проявлений определить тип поведения, руководствуясь схемой:
Читайте также: I. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|