Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методы социальной психологии. Метод наблюдения.

 

Метод - это универсальный способ познания явлений действительности, в основе которого лежит какой-то один принцип. Например, в основе метода наблюдения лежит принцип пассивности субъекта познания, то есть невмешательства исследователя в познаваемую реальность. Методика - совокупность методических приемов, модифицирующих метод для изучения какого-либо конкретного предмета (например, схема наблюдения для изучения взаимодействия в группе Р. Бейлза). В некоторых случаях метод может использоваться в качестве методики (например, в эксперименте наблюдение выступает как методика фиксации результатов).

Одним из способов упорядочения сведений о различных методах является создание классификаций. В настоящее время существуют различные классификации методов. Мы остановимся только на методах получения эмпирических данных об объекте социально-психологического исследования. Эмпирические методы можно разделить на две большие группы.

 

К общенаучным относятся методы, которые применяются в различных областях научного знания. Специализированные методы — это методы, которые были разработаны в социальной психологии для изучения специфических социально-психологических явлений.

Наблюдение - это один из общенаучных методов, с которого начинается любая наука. Как уже отмечалось, главным принципом, на котором базируется наблюдение, является принцип пассивности субъекта познания, что предполагает отказ от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности их течения.

Существуют различные виды наблюдения (сплошное - выборочное; включенное - невключенное; формализованное - неформализованное). Если наблюдение рассматривается не как составляющая жизнедеятельности человека, а именно как метод научного исследования, то обычно говорят о выборочном и формализованном наблюдении. Такое наблюдение предполагает, во-первых, ограничение поля восприятия наблюдателя в соответствии с проблемой и задачами диагностики (в отличие от сплошного наблюдения); во-вторых, выделение единиц наблюдения, эмпирических индикаторов исследуемого социально-психологического явления, которые фиксируются в схеме наблюдения.

Предметом наблюдения в социальной психологии преимущественно является взаимодействие между людьми в различных ситуациях. Именно взаимодействие является единицей наблюдения в социальной психологии.

Наиболее известным примером формализованного (стандартизованного) наблюдения является схема Р.Бейлза. Эта методика высоко оценивается за рубежом и включена в Международную энциклопедию социальных наук. Она была разработана как диагностическая процедура, предназначенная для изучения таких характеристик малых групп как статусно-ролевая структура и подход к решению проблем и т.д., а также личностных особенностей участников взаимодействия. Применение схемы осложняется необходимостью предварительной подготовки наблюдателей (в течение 1-2 месяцев) и частой их переподготовкой.

Схема состоит из 12 описательных категорий, отражающих основные проблемы взаимоотношений и групповые процессы:

а. обмен информацией и определение ситуации в групповом сознании;

b. взаимное оценивание друг друга и внешней информации, формирование групповых ценностей;

c. попытки индивидов командовать друг другом и влиять друг на друга, формирование статусной иерархии;

d. формирование группового решения проблемы;

e. ослабление межличностных и внутриличностных напряжений, поддержание гармонии;

f. развитие взаимопомощи и поддержки, групповая интеграция.

Поскольку индивиды могут включаться в эти процессы как позитивно, так и негативно, то число категорий удваивается (за счет их поляризации) - получается 12 категорий. Перегруппировка категорий по три соответствует двум аспектам групповой жизни: A и D - социально-эмоциональный (позитивный и негативный), В и С - деловой или нейтральный.

До начала процедуры наблюдения наблюдатель должен усвоить список категорий и смысл каждой из них, а также запомнить участников групповой дискуссии. В процессе наблюдения наблюдатель выделяет в поведении членов группы отдельные действия в соответствии с категориями схемы. Наблюдение осуществляется непрерывно. Ежеминутно фиксируется 10-20 действий: как вербальных, так и невербальных (интонация, поза, экспрессивные движения). Наблюдения за одной и той же группой проводятся неоднократно (чтобы повысить степень их обобщенности). Обработка результатов предполагает заполнение матрицы, в которой фиксируется количество действий каждого участника и количество действий, обращенных к нему. Это позволяет упорядочить всех членов группы по степени их участия в групповом взаимодействии (дискуссии). И для каждого участника строится профиль интеракции (по оси ординат - процент актов от общего количества, соответствующий определенной категории, по оси абсцисс - название категории). Бейлзом разрабатывалась идея пространства межличностного восприятия, согласно которой человека в групповой ситуации можно представить как точку в 3-мерном пространстве, образованном осями Доминирование-Зависимость, Позитивное восприятие его - Негативное восприятие, Инструментальный (озабоченный достижением групповых целей) - Экспрессивный (отстающий в смысле достижения групповых целей).

В психологии существует точка зрения, что попытка формализовать (то есть описать с помощью ограниченного набора категорий) психологические (социально-психологические) явления приводит к тому, что исследователь упускает из виду суть этих явлений, их сложную и изменчивую природу. Те кто разделяет эту точку зрения, полагают, что более адекватным для исследования социальных явлений в их целостности, является свободное неформализованное наблюдение, предполагающее понимание и интерпретацию изучаемого наблюдателем.

Примером такого неформализованного наблюдения может служить так называемый метод участвующего наблюдения (МУН).

МУН - это способ изучения социальной реальности, предполагающий включение исследователя в жизнь изучаемой группы и участие в ней в течение достаточно продолжительного времени с последующим предоставлением отчета о наблюдении. Цель МУН - получить наиболее достоверную информацию, недоступную или искажаемую при использовании других методов исследования. МУН зародился как журналистский прием, в качестве научного метода впервые был описан Е.Линдеманом в 1933 году.

Наблюдение группы изнутри обладает рядом достоинств, поскольку присутствие постороннего наблюдателя изменяет естественный ход событий, удерживает наблюдаемых от некоторых высказываний и поступков. Современные формы участвующего наблюдения различаются по степени скрытности наблюдения. Открытое (явное) участвующее наблюдение предполагает, что группе известен наблюдатель и его цели, однако постепенно участники привыкают к нему и начинают относиться как к члену группы. Промежуточные (частично скрытые) формы допускают, что наблюдатель известен, но не раскрыты его цели и объект наблюдения. Скрытое (анонимное) включенное наблюдение оставляет тайной сам факт наблюдения, его цели и наличие наблюдателя. Анонимное участвующее наблюдение применяется в тех случаях, когда группа стремится скрыть информацию о своей деятельности, а иногда и о существовании.

Одним из первых МУН применил американский исследователь В.Уайт, который прожил три с половиной года в полупреступной шайке, полностью разделяя ее образ жизни. Несмотря на возможность получения уникальных данных, одним из недостатков МУН является длительность процедуры. Известно, что только для завоевания доверия в группе требуется от 3 до 7 месяцев. Кроме того, в течение всего времени наблюдатель полностью включен в жизнедеятельность группы, выполняя возложенные на него обязанности. Поэтому зачастую возникают сложности с фиксацией результатов. Еще один существенный недостаток МУН заключается в том, что чрезмерная адаптация в группе ведет к утрате объективности. Кроме того, присутствуют и типичные ошибки наблюдателей: усреднения (необычное начинает казаться обычным), искажения, связанные с лучшим воспроизведением начала и конца события и т. д.

Этическая допустимость МУН является предметом дискуссии. С одной стороны анонимное наблюдение - это вторжение в личную жизнь людей (какими бы высокими научными стремлениями оно не оправдывалось). С оговорками можно принять, что в тех случаях, когда поведение наблюдателя не связано с нанесением вреда личности наблюдаемых (например, установление близких, но неискренних отношений), его можно рассматривать как не нарушающее этические нормы.

 

Вопрос:

Научное наблюдение, в отличие от житейского, - это, как правило:

выборочное формализованное наблюдение

сплошное неформализованное наблюдение

включенное наблюдение

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...